Ефрем Сирин. Советы подвижникам
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Советы подвижникам
Начало монашеского отречения - бояться
Господа: небоязненный же монах водворится вне врат Божия
царства. Начало доброй жизни монаху - ведение Бога;
неведение же Бога омрачает душу у монаха. Доброе
наследие монаху - целомудрие и святыня; лишается же
наследства отцев монах, у которого нет их. Подвиг для
монаха - изучение Писаний и исполнение заповедей Божиих,
монах же, не занимающийся сим, не подвижник.
Пища монаху - творить волю Божию. Пища
чувственная не поставит монаха пред Христом, но в чрево
вмещается и афедроном исходит (Мф.15:17). Стопа монаха,
движимая чинно, да стирает под собою церковные ступени;
но да не переходит из дома в дом бесчинная стопа монаха.
Жизнь монаха пусть будет не очерненною, и не служит
посмешищем для женищц, отягощенных грехами (2Тим.3:6);
потому что стрела искушения в сердце монаха - жена
блудница в доме. Совет у монаха пусть будет о разумным;
а совет неразумного да не обитает в сердце монаха.
Монах, бодрствующий в псалмах и песнях и
пениях духовных, отгонит прочь от себя ночные мечтания.
Монах, который надмевается своими добрыми делами и спит,
плетет паутинную ткань. Мужественный монах крестом
Христовым избегает диавольских сетей. Монах,
оземленившийся и к земле склонившийся умом, во всем
поступает по-сатанински. Мысль у монаха пусть всегда
бывает занята добрыми делами. Упражнение монаху -
стройные помыслы. Бодрственность верного монаха -
укрощает нечистые помыслы. Возделывание монаха - душа
добрая, приносящая плод по-евангельски. Возделывающий ее
монах вкушает плод ее. Сладкий плод во устах - воздаяние
за собственность.
Бессмертная сила в монахе -
нестяжательность, несущая крест. Страшно монахам
сребролюбие, которое заграждает для них небесное
царство. Направи, монах, сердце твое на путь прав
(Иер.31:21), чтобы и мыслию и делами прогонять от себя
противника. Добрый дар монаху - девство, которое с Илиею
на колеснице возносит его на небеса. Посему, монах, став
любителем девства, восходи на огненной колеснице,
орошаемый двумя потоками. Слезы, проливаемые из очей -
древо жизни, возращаемое в высоту смиренномудрия.
Приобретший сие монах соберет добрые плоды. Сила девства
- воздержание в пище; монах, упивающийся оскверняет
плоть свою. Монах, который всем разглашает о даре своем,
возбудит омерзение и услышит от Христа: восприемлет мзду
свою (Мф.6:2). А кто стыдится рассказывать, тот получит
мзду от Христа, ведущего тайное. Воздавая Божия Богови,
не превозносись, монах; и молясь Богу, говори: Твоя от
Твоих приношу Тебе, Владыка, и у Тебя только ищу
избавления души.
Монаха, который с чистым сердцем
совершает ночные молитвы, услышит Господь; во дни же
соделает его светлым Бог и ежедневно будет являть его,
как день. Милостивый монах будет братолюбцем и наследует
землю благую. В гордыне монаха не почиет Господь, в
смиренномудрии же его почиет Дух Святый. Помышление
монаха да будет непрестанно о царстве небесном; и вскоре
наследует оное. Хитон монаха (не тканный, но духовный)
во всякое время да будет не зачернен; такой монах в
полуночь взойдет с Женихом в чертог. Во сретение Жениху
монах да принесет елея; ибо вне чертога с юродивыми
пятью девами останется тот монах, который не подливает
елея в светильник свой, чтоб горел он ясно.
Жизнь монаха в подражание Ангелам да
будет попаляющею грехи; потому что жизнь есть всеплодие
кающихся. Жизнь монаха да полагает печать свою на члены
его, умерщвленные для похоти; потому что образец для
монахов - жизнь Иоаннова. Буря бесовская да бежит от
монахов; тишина ангельская да ликовствует у монахов.
Когда находит бесовская буря, монах да удерживает
раздражительность свою; потому что жизнь монаха
познается в кротости и терпении. Монах, горящий духом,
прогоняет диавола; а монах, незаконно соревнующий брату
своему, беззаконно привлекает к себе диавола. Закваска
греха да не именуется у монахов; искренняя же любовь да
обладает монахами.
Солнце да не зайдет во гневе монаха.
Безмолвный монах не возмущает братий; а крик монаха
развращает обитель. От слышания псалмопения не
отказывайся, монах; потому что это ангельское
песнословие. Шума диавольских зрелищ бегай, монах;
потому что это бесовская прелесть. На челе твоем, монах,
да будет всегда крест Христов; в сердце твоем,
подвижник, да будет всегда страх Божий. Безмолвие монаха
с чистым сердцем умилостивляет Духа Святаго. Добрый нрав
монаха производить братолюбие и гонит прочь ссору.
Монах, сочетавшись с Господом, да не предает себя
диаволу, чтобы не быть постыжденным в брачном чертоге.
Необоримый щит монаху - ангельское пение
во устах его; смерть же монаху - сон, любимый более
пения. Сокровище монаху - произвольная нестяжательность;
обязавшийся ею монах божествен. На небе собирай себе
сокровище, монах; потому что нескончаемы веки
наслаждения. Размышление монаха да будет занято святыми
Писаниями. Дверь у монаха пусть будет не железными
замкнута запорами, но утверждена краеугольным камнем.
Богочестие монаха да познается в страннолюбии и да
преуспевает в радовании. Чудным делается лице монаха на
молитве и познается в милостыне.
Монах, не мрачный видом, будет
упокоением для подвижников и рассеет лукавые помыслы.
Иоанн, облеченный в ризу из верблюжьего волоса, да будет
образцом для тебя, монах, чтобы Илия, покрыв милотию,
возвел тебя на небеса. Иаков, уча терпению, советует
тебе радоваться в приключающихся бедствиях. Иоанн
руководствует тебя к Слову, Которое бе в начале. Следы
на челе монаха бывшего духовного веселия приводят в
веселие все множество монахов. Бесстыдный монах
рассевает собрание братий. Равенство между монахами
изгоняет гордыню и поселяет смиренномудрие. Монах,
который небрежет о чреве и не любит пиянства, делается
равноангельным. Неописанная красота - сияющее в душе
монаха девство; самое же гнусное лице у монаха, по
осквернении девства. Всего хуже монаху грех, допущенный,
как огонь в солому. Монах, поправший мир, делается
собеседником Христу; а опутавшийся мирскими делами не
угоден будет воеводе - Христу. Монах, не сребролюбивый -
самый верный проповедник небесного царства, а недугующий
сребролюбием - человек злосчастно погибший. Украшение
молодому монаху - целомудрие, обладающее неомраченным
девством. Драгоценность для монаха - послушание: кто
приобрел его, тот услышан будет Господом. Порок да не
водворяется в сердце монаха; благость же да умножается в
делах его.
Слово благо да отрыгнет монах, и устами
своими да глаголет словеса Всевышнего. Монах да
восприимет на себя произвольный голод, чтобы смирить
земное тело и возвысить небожительницу - душу. Монах да
вещает слово истины, и ложь да будет изгнана из уст его.
Если монах услышит жестокое слово; то да не приходит в
запальчивость, но да покорится; потому что, став
посредником мира, примет верную награду за мир и
наречется сыном Всевышнего. Монах, который в
смиренномудрии говорит трогательно, и из каменного
сердца вызовет слезы. Лев страшен диким ослам, так и
монах похотливым помыслам. Монах, который не во время
разрешает пост, то же, что подкапывающий основание
столпа. Что вихорь, поднимающий пыль на равнине, то и
горделивый монах, возбуждающий страстные движения в
монастыре. Что необуреваемая пристань кораблям, то монах
пусть будет в монастыре.
Подражание Ангелам на земле - добрый
монах, который не уязвлен стрелами сластолюбия. Не
спеши, монах, в гордыне, чтобы не пасть страшным
падением. Будь, монах, подражателем Павлова
смиренномудрия, чтобы сделаться и сонаследником святых.
Подражай, монах, мытарю, чтоб не подпасть осуждению с
фарисеем. Избери себе, монах, Моисееву кротость, чтобы
каменное сердце твое претворил Бог в озера водные. После
сего, как человек, изведавший опытно, скажешь: как
прекрасна кротость! На воде покойне воспита мя
(Пс.22:2). Не кажись суровым, монах, помни, что из
сделавшихся суровыми никто не устоял. Оставив Авеля, не
прилагайся, монах, к горделивому Каину, чтоб не
разделить с ним наказаний его. Познай, как прекрасно
смиренномудрие, и его избери себе; потому что возводит к
небу. Добрая награда предложена тебе, монах, за
смиренномудрие - небесное царство; не вознеради о нем.
Юный монах, презирая тщеславие, да
утверждается в целомудрии. Монах, напоеваемый
целомудрием - новосаждение, освященное Богом. Пост -
узда монаху; кто свергает с себя сию узду, тот делается
конем женонеистовым (Иер.5:8). Юный необузданный монах
нещадно грешит. Монах, умывающий ноги святым, светлым
делает сердце свое, и будет иметь сокровище на небесах.
Монах, равнодушно умывающий ноги грешникам, навлекает на
себя благословение погибающих. День и ночь делает
бодрственный монах, прилежно пребывая в молитвах. Монах,
ударяя в сердце себе, проливает слезы, и низводит на
себя елей с неба. Божественная струя в устах монаха -
псалом исповедания; кто приобрел оное, тот совершен.
Древо жизни на земле - монах, не
преданный страстям; древо жизни вечной на небесах -
монах не блуждающий. Дивное зрелище на небесах - монах
на земле восприявший на себя ангельскую жизнь. Самый
острый меч на диавола - псалом в устах монаха. Сухое
дерево у Елисея извлекло из глубины железо; тело же,
сделавшееся у монаха сухим от поста, извлекает из
глубины душу. Пост монаха иссушает токи сластолюбия. Меч
на страсти - бодрствование монаха в молитвах. Зелия, с
любовию предложенные монахом в угощение, лучше тука
всесожжений. Дары и приношения обольщают мудрых; кто
принимает их с обидою для других, тот не подвижник.
Пределом поста монаху смерть; прежде
кончины да не оставляет его. Предел молитвы монаху не
назначен; потому что во всякое время хорошо
благословлять Господа. Подвижник, который укоряет
монахов, не заслуживает одобрения и мерзок в глазах
людей. Монаху, который не удерживает языка своего в день
гнева, не легко совладеть и со страстями. Монах
гневающийся убивает душу свою и острыми стрелами язвит
ближнего своего. Горе монаху, оправдывающему себя пред
людьми; потому что мерзок таковой пред Богом. Ленивый
монах придумает слова суетные, и беседа его будет
обманчива. Опрометчивый монах впадает в искушение; а
кроткий успокоит гнев. Монах, понадеявшийся на силу
свою, падает, а понадеявшийся на благодать, устоит. Кто
уничтожает ближнего как грешника, тот жалок; а кто
предпочитает себе ближнего своего, тот возвысится.
Монах, упражняющийся в телесной борьбе,
возбудит к себе омерзение и в глазах достойных унизится.
Вооружи себя, монах, прежде искушения; это поможет тебе
в искушении оказаться благоискусным. Не приобретай себе,
монах, богатства и дородства; путь узкий и тесный
требует отложить в сторону все, что не пользует на нем.
Став учеником Павловым, говори с Павлом: вменяю вся
уметы быти, да Христа приобрящу (Фил.3:8). Огнь палящий
в монахе - сластолюбие возжженное пиянством. Христос -
приснотекущий источник; из Него почерпая, монах, угаси
смрадный костер. Богатство, которое у нас в руках, и
тучность тела, приобретенная частым упоением, не будут
допущены во врата небесные. Посему, монах, полагайся не
на богатство и тучность тела, но на нестяжательность и
воздержание; и не будешь стоять вне врат. Монах,
понадеявшийся на превосходство рода и телесное
благородство, будет унижен, смиренный же ради Христа
возвысится.
Не произноси, монах, слова лукавого,
иначе сделаешься виноградником, произращающим терния.
Самые приятные слова употребляй, монах, в разговоре с
ближним; потому что мед не имеет в себе горечи. Защитник
дел правды да не будет нерадивым; потому что пчела
всегда в деле. Струи иорданские очищают от грехов, их
освятил Христос. Поток слезный у монаха приносит
отпущение грехов; Христос сказал: блажени плачущии ныне:
яко возсмеются (Лк.6:21). Легкомысленный монах волнуется
бурею помыслов; владеющий же собою подкрепляет себя
евангельскими глаголами. Без укоризны, сколько имеешь в
себе сил, монах, избавляй ближнего от греха; потому что
Бог не отвергает обращающихся. Не заключай в сердце
своем, монах, злого и лукавого слова на брата своего,
чтобы можно было тебе сказать: остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим (Мф.6:12).
Нерадивый монах подавлен будет помыслами, как пшеница
тернием.
Венец похвалы для монаха - мир и
святыня; кто приобрел их, тот узрит Господа. Целомудрие
монаха вознесет главу его и среди многих прославит его.
Мудрость монаха пусть состоит не в знании, какие должно
нести труды, но славится постоянством и кротостью. Такой
монах будет мудрым и окажется верным приставником во
множестве братий; потому что тот действительно мудр, кто
не словом только учит, но и делом вразумляет.
Благоразумный монах, ратуя с полчищем бесов, не бывает
уязвлен их стрелами. Монах, укрепляющий себя крестом
Христовым, сокрушит главу змию. Уста у монаха да будут
отверсты для слова Божия, и сердце да поучается словесам
Господним без рассеянности.
Драгоценное достояние монаху - девство,
озаряемое светом милостыни. Сохранив его, монах
несомненно взойдет в брачный чертог. Соблюдай заповеди
Всевышнего, монах; старайся, подвижник, сохранить
правило отцев; исполняя сие, будешь наследником
небесного царства. Отважный монах впадает в искушение и
в сеть диавольскую; а кроткого сретят мир и венец
святыни. Монах, роскошествующий впадает в обольщения и
ночные мечтания; у постящегося монаха ложе нескверно и
сон его безмечтанен. Монаху, боящемуся Бога, не
встретится ничто лукавое; потому что хранит такового
Господь, и в день смерти будет у него примирительная
жертва. Покорность монаха познается не в великих
подвигах, но в искушениях испытывается. Терпение монаха
в скорбях, соблюдаемое верно, приобретает ему
непостыдную надежду. Терпение у монаха должно быть до
последнего дыхания его. Ибо претерпевый до конца, той
спасен будет (Мф.10:22). Песнословие у монаха да будет
неумолкающим; потому что Серафимы славословят немолчно.
В устах твоих, монах, да будет духовная песнь,
облегчающая для тебя бремя постигающих искушений. Терпи,
монах; потому что время терпения кратко, а веки
наслаждения нескончаемы. Послушливый монах с благим
дерзновением будет стоять при кресте; потому что на
кресте Господь послушливый до смерти, смерти же
крестныя.
Голос монаха да не возвышается пред
братом в горести души его. Голос монаха в молитвенной
кротости искренно да возносится к Богу из недвижных уст.
Истинное светило на земле - монах, не поползнувшийся
языком своим. Кто таков и не осквернял тела своего
грехами, тот друг Христов. Если страх Божий объемлет
монаха, то он как столп непреоборимый. Монах, который не
приобрел страха Божия, удобно будет пленен противниками.
Чистый свет на земле - монах, у которого нет ничего;
потому что сребролюбие, будучи корнем всем
злым(1Тим.6:10), не приносит добрых плодов. Лучше монаху
есть мясо и пить вино, чем в пересудах поедать плоти
брата своего. Ешь, монах, хлеб свой с медом,
воздерживаясь от горечи, и пей вино свое с млеком,
младенчествуя духом; потому что в меду нет горечи, и
молоку незнаком порок.
Золото испытывается в огненной печи, и
монах познается во множестве монашествующих. Руки монаха
да будут преподобно простерты к Богу; потому что Моисей,
руками предизобразив крест, преоборол Амалика. Обильная
благодать на монахе, распятом и ежедневно умирающем; о
нем радуются Ангелы, приемля его в небесное царство.
Узда для страстей у монаха пост, а умерщвление страстей
- молитва с милостынею. Губителен град виноградной лозе,
когда пускает она плети; таковы руки монаха, не имеющие
у себя хорошего занятия в монастыре, едва устроенном.
Белее снега монах, который выше плотских похотей; потому
что, вместо золота, возжелав Христа, узрит, как Христос
увенчает его в день благостыни.
Монах шепотник разгонит множество
монахов и рассеет друзей. Монах, поющий разумно, скрепит
духовное дружество. Змий шепотничеством изгнал Еву из
рая; и монах шепотник ему же уподобится; потому что душу
ближнего губит и свою не спасет. Кто разумно поет в
сердце своем, тот услышан будет Богом. Душа у монаха не
рассеянным оком да взирает к Богу, потому что душа у
монаха, отрекшись от мира и обручившись со Христом,
пренебрегает земным. В кольцо согнет главу у змия монах,
облекшийся в добрые дела. Душа у монаха, благоухая
духовно, свято заграждает обоняние свое от змия, чтоб не
обонять в нем скверны сластолюбия.
Как прекрасно, братия, преодолевать
сластолюбие и быть выше плотских похотей! У кого в
сердце есть страх Божий, того не коснется скверна
сластолюбия. Прекрасная хвала в устах монаха, от чистого
сердца воздаваемая Богу. Как благовонный фимиам приимет
Господь прошение его. О какая печаль у Ангелов, когда
монах за невнимательность лишается царствия! О, как
болезненно для святых, когда подвижник за гордыню не
входит с Женихом во святой чертог! О, какая радость
святым, когда грешник чрез покаяние входит в небесное
царство! О, какое веселие у святых, когда грешник
обращается с пути заблуждения своего! Подражая вере
святых, с радостью исполняйте их веселием. О блаженные
чада Божии, монахи, которых не преодолела похоть плоти!
Вас не укроет земля, но примут небо и Ангелы! Самому
Богу слава во веки! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993, - С. 373-382. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|