Ефрем Сирин. Слово душеполезное
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово душеполезное
Не трать всего времени жизни своей на
попечение о теле своем; но когда тело алчет и требует
пищи, рассуждай, что и душа имеет нужду в свойственной
ей пище, и делается мертвою, как и тело, если оно не
примет телесных снедей; потому что человек двойствен,
состоит из души и тела. Посему Иисус сказал: ты
приставник дома, давай душе, что душе свойственно; не
тело только питай, но и душу не оставляй лишенною и
алчущею. О таковой душе говорит апостол: Питающаяся
пространно жива умерла (1Тим.5:6). Итак не попускай,
чтобы душа умерла от голода, но питай ее словом Божиим
псалмами, пениями и песнями духовными, чтением
Священного Писания, постом и бдениями, слезами и
милостынею, надеждою и помышлением о благах будущих,
вечных и нетленных. Все сие и подобное сему есть пища и
жизнь для души; посему и великий пророк сказал: да будут
слезы мои мне хлеб день и нощь (Пс.41:4). О блаженная
душа Давидова, вместилище Духа Святаго! Каждый день и
каждую нощь проливал пророк Давид слезы; а мы, виновные
в тысячах худых дел, не хотим и на один час прийти в
сокрушение, и покаяться. О, какая радость бывает на
небе, когда человек грешный прольет слезы на земле,
отвергнет худой навык, возненавидит грех, и скажет:
Неправду возненавидех и омерзих (Пс.118:163), и от
всякого пути лукава возбраних ногам моим (101)!
Не будь опрометчив, чтобы не сделаться
ненавистным для всех; не допускай в себя высокомерия; не
давай никогда покоя плоти своей, чтобы не сделалась она
бременем душе твоей; не увлекайся пристрастием к хуле;
не заграждай себе покаяния отчаянием. Смотри, чтобы
отчаянный образ действования не совлек тебя с неба. Да
не высказывает тайных дел твоих велеречие твое; да не
унизит кого-нибудь твоя злоречивость; да не ослепляет
разума твоего неразумие; да не омрачает благоразумия
твоего глупость, да не возобладает над умом твоим
безумие; да не изменит рассудка твоего
нерассудительность; или и другое что запрещенное да не
входит в сердце твое скрытно от ума, и да не уводит тебя
пленником из небесного царства. Напротив того, трезвись,
как написано, день и ночь поучаясь в заповедях Божиих
(Пс.1:2), чтобы не нашел, когда ума твоего праздным от
сего поучения, и не посеял в нем плевел своих бедный и
окаянный враг, далекий от всякой любви, потому что
проводит он дни свои в суетных мечтах.
Кто не будет плакать о человеке,
удалившемся от Бога? Сказываю же вам, братия, что не
имеющий в себе любви Божией - враг Богу, потому что
нелжив Сказавший: Ненавидяй брата своего, человекоубийца
есть (1Ин.3:15). В ком нет любви тот друг диаволу, тот,
- сосуд высокомерия, собеседник клеветников, делатель
гордыни, одним словом сказать, тот - орудие диавольское.
Беден и окаянен, кто не приобрел терпения; потому что в
ком нет терпения, тот колеблется ветром, не переносит
обиды, малодушествует в скорбях, в подчинении ропотник,
в послушании прекослов, в молитвах ленив, в ответах
медлителен, в словопрениях мужествен. В ком нет
терпения, тот терпит много ущерба; таковому нет и
возможности прилепиться к добродетели; а напротив того,
достойным одобрения он противится, преуспевающим
завидует. Блажен человек, который нелегко предается
гневу или приходит в раздражение. В ком нет духа
гневливости, тот не преогорчает Духа Святаго; таковой
всеми прославляем, восхваляется ангелами, любезен
Христу; у него и тело и душа всегда здравы. А кем
обладает дух гневливости, тот часто сердится из ничего.
И подлинно беден и окаянен, кто не владеет собою в
подобных вещах. Гневающийся убивает душу свою. Как всех
благ и всех добродетелей выше любовь; так всякого греха
тяжелее - ненавидеть брата. Кто ненавидит брата своего,
тот пребывает в смерти. Кто лишает наемника мзды, и кто
ненавидит брата своего, те будут тяжко осуждены вместе с
убийцами.
Когда согрешишь, не жди обвинения от
другого, но прежде нежели обличен и оговорен, сам себя
обвини в сделанном; приступи к исповеди и не стыдись.
Когда делал постыдное для себя, ты не стыдился; ужели же
устыдишься теперь слов, оправдывающих тебя? Говори
здесь, чтобы и против воли не сказать там. Исповедь во
грехах служит к уничтожению прегрешений. Бог хочет
услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их,
напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли
в сознание своих грехопадений. Не чего-либо тяжелого и
трудного требует от нас Бог, но крушения сердца,
умиления помыслов, признания в грехопадении, неутомимого
и усильного припадания к Богу, наконец того, чтобы после
исповеди просили мы себе прощения, в чем согрешили, и
тщательно остерегались сего в последующее время. Итак,
во сколько крат лучше плакать и сетовать здесь в
продолжение сей краткой и временной жизни, нежели,
предаваясь здесь смеху, идти туда на мучения,
продолжающиеся в век века? Но ты стыдишься и краснеешь,
когда нужно сказать грехи свои? Стыдись лучше грешить,
нежели исповедываться. Размысли: если не будет принесена
исповедь здесь, то все будет исповедано там пред целой
вселенной. Где больше мучения? Где больше посрамления?
На дела мы отважны и бесстыдны; а когда должно
исповедаться, тогда стыдимся и медлим. Если будете
исповедывать грехи свои, нет в этом стыда; напротив
того, в этом правда и добродетель. А если бы не было в
этом правды и добродетели, то исповедь не имела бы себе
награды. Послушай, что сказано: Глаголи ты грехи твоя
прежде, да оправдишися (Ис.43:26). Повелевает
исповедываться не для того, чтоб ты был наказан, но,
чтобы ты был прощен.
Итак, произведем строгое испытание не
только дел своих, но и слов и помышлений, и строго
исследуем, как проведен каждый день, какой грех сделан в
продолжение сего дня, сколько дней прожито худо, и какое
движение или помышление возбудило нас к недоброму
движению. И постараемся по мере грехов своих показать и
покаяние. Наложим наказание на совесть и подвергнем ее
сильному упреканию, чтобы по восстании от греха,
страшась мучительности прежних ран, не осмелиться нам
снова впасть в ту же пучину. Веди в совести запись, и
замечай в ней ежедневные грехи свои, и пусть эта
записная книга каждый день будет раскрыта перед тобой;
взвешивай сам в себе, что доброго и лукавого тобою
сделано; приводи себе в память реку огненную, червя
неусыпающего и горький ад, чтобы страхом мучений
приумножать в себе доброе и истреблять лукавое. Будем
плакать прежде времени, чтобы не скрежетать зубами во
время и не плакать во времена. Сею жертвою
благоугождается Бог; сими водами орошаемый человек
приносит плод, сими водами омывается перст, сими водами
угашается огонь, просветляется тьма, разрешаются узы,
обращаются заблуждавшие, спасаются все, и Бог
прославляется; сими водами и Петр омыл прившедшую в него
скверну, ибо изшед вон, плакася горько (Мф.26:75).
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993, - С. 389-390. // Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|