Ефрем Сирин. Толкование на
апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и
Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.

Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Толкование на апокрифические послания коринфян к
Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К
Коринфянам третье
После того как Коринфяне, благодаря
посланиям Апостола, сделались единомысленными (и
отвратились) от разделений, кои от них же самих
происходили между ними, - к ним вторглись чужие
совратители и привели их в смущение. Вследствие зависти
лукавого, возымевшего у них силу, они открыто
проповедывали ложь своего заблуждения на площадях и
нимало не скрывали этого ни от кого, кто им встречался.
Но пресвитеры Коринфские, когда увидели,
что те (лжеучители) со дня на день (все более и более)
распространяют свою проповедь, то поспешили написать
Апостолу и представить (на его суд) то, что те
проповедывали, дабы он или самолично бы прибыл поскорее,
или прислал бы тщательное опровержение и обличение их
речей.
По причине сего и сему подобного они и
написали послание и с двумя ревностнейшими диаконами
отправили к Павлу, говоря так:
Глава I
1. Стефан и (сущие) с ним пресвитеры -
Павлу, брату-господину - радость.
2-3. Два некие мужа, по имени Симон и
Кловий, пришли в Коринф и некоторых из верующих
совратили к себе. Но совратили они их не словами истины,
а посредством речей растленных, каковыя речи ты сам
должен (теперь) узнать.
4. Ибо ни от тебя мы никогда не слыхали
таких речей, ни от других апостолов, товарищей твоих, -
каковые слышим от этих людей.
5. Только знаем мы, что твердо содержим
то, что мы слышали от тебя и от других апостолов. Посему
печаль наша не ради нас самих, но ради народа.
6. Но в том явил нам Господь великую
милость, что пока ты еще телом с нами находишься, мы
снова чрез послание можем от тебя слышать то, что мы
слышали от тебя устно.
7. Или же сам как можно скорее приходи к
нам.
8. Мы уповаем на Господа, что или Он
открылся Ефеоне и тебя освободил Христос из рук того
беззаконника и послал к нам, - или же напиши послание к
нам. Может быть это (Ефеона) было имя судьи,
заключившего его в оковы и посадившего в тюрьму в городе
Филиппах.
9. Слова же ложныя, кои они высказывают
и (в коих) учат, таковы:
10. Не должно, говорят, Пророков
принимать, но (одно только) - Евангелие.
11. И Бог, говорят, не всемогущ, то есть
Тот, Кто говорил чрез Пророков, не есть Бог всемогущий.
12. И нет, говорят, воскресения плоти.
13. И даже человек, говорят, совсем не
Богом создан, но семью управителями.
14. И не (с) земным, говорят, телом
пришел Господь наш, но (с) небесным телом, - и не
допускает, что Он рожден от Девы Марии, ибо Он, говорят,
прохождением прошел чрез нее так, что ничего не восприял
от нее.
16. И мир, думают, не есть творение
Бога, но ангелов некиих, то есть тех семи управителей.
Но это есть система учителей секты
Вардесана, - и потому Десаниты не допустили это послание
в свой "Апостол". О сем уже и Апостол (Павел) сказал в
"Деяниях Апостолов": "после меня, когда я отойду, войдут
к вам лютые волки, кои не будут щадить учеников, - и из
вас восстанут люди, говорящие превратное, и увлекут
учеников следовать за ними" (Деян.20:29-30). Итак, от
дней Апостола, как предсказал сам Апостол и как
Коринфяне написали, основана секта эта. Ученики же
Вардесана думают, что это было изобретение Вардесана, их
учителя. Ими написаны также и "πράξεις αυτων" с тою
целью, чтобы посредством сочиненных ими чудес и знамений
Апостолов письменно изложить (собственное свое)
безбожие, против коего вооружались Апостолы.
16. Посему, говорят они (Коринфяне в
послании к Апостолу), такое послание мы к тебе (и)
написали, чтобы ты поспешил (постарался поскорее) придти
к нам сам, дабы, благодаря твоему присутствию и твоим
речам, без соблазна оставался город Коринфян и, (дабы)
тех(лжеучителей) безумие, чрез открытое (всенародное)
доказательство истины и проповеди твоей, пред всеми было
посрамлено и отвергнуто.
Глава II
1. Взяли, принесли послание в город
Филиппийцев. А как-то был день преследования Павла,
когда его били палками и ввергли в тюрьму, потому что он
изгнал злого духа из служанки, ходившей повсюду с
прорицанием будущего, - то боялись идти к нему (сами) и
переправили к нему послание чрез жену Аполафана.
[Но эта была не та ночь (о коей
повествуется в Деян.16:25 дал.), потому что в ту ночь
последовало землетрясение, и двери тюрьмы все
отворились, и оковы его ослабели, и темничный страж
вывел их оттуда и привел в дом свой].
И передали послание.
2. Когда же он получил послание, то
забыл узы и воскорбел ради слов, кои услышал.
3-4. И сказал с плачем: сколь лучше было
бы мне, если бы я умер и с Господом был в надежде и
мире, нежели чтобы после того, как я претерпел узы от
людей, снова преуспевали жрецы сатаны для смущения и
соблазна людей, коих я обращаю.
5. И таким образом Павел, при многих
страданиях, кои терпел он от преследователей и
совратителей, дал ответ на послание Коринфян, проливая
слезы и говоря так:
Глава III
1. Павел, узник Иисуса Христа, то есть
ради Иисуса Христа, к братьям в Коринфе, из (среды)
многой скорби, которую претерпеваю от пыток, оков и
злоречия (касательно меня) - радость.
2. Я не очень удивляюсь, то есть сильно
удивляюсь тому, что так скоро распространяются прелести
зла в мире.
3. Но Господь наш Иисус Христос скорее
совершит пришествие свое потому, что презирают Его тем
самым, что извращают истину слов Его.
4. Но я от начала, то есть с того
времени, как вас увидел, - научил вас тому, что я слышал
от тех Апостолов, кои все время благовествования
(евангелия) с Господом нашим ходили, именно:
5. что Иисус Христос от Марии рожден, а
не прошел чрез нее, - и из семени Давида, не с небесным
телом, - и по обетованию Святаго Духа, с неба к ней
посланнаго, а не от сожития Иосифа с нею.
6. А совершилось сие для того, чтобы он
искупил от тления всякую плоть чрез Свою плоть, - и
чтобы нас из мертвых воскресил с плотию, как и Себя
Самого показал в образец.
7. Первый человек сотворен Отцем, а не
управителями (ангелами или эонами), как утверждают те
(лжеучители).
8. Посему и в погибели снискан от Сына,
- не для того, чтобы подвергнуться наказанию и смерти по
правосудию, так как он погубил себя чрез грех, - но,
чтобы получить оживотворение по благодати и соделаться
достойным сыноположения.
9. Но Бог всех миров, то есть всех
веков, - Он Вседержитель, сотворивший небо и землю, - а
отнюдь не Ангелы, как проповедуют ваши совратители, - Он
послал прежде (к) Иудеям Пророков, дабы, посредством
ихних увещаний, отвлечь их от грехов и от почитания
идолов.
10. Ибо Он желал спасти дом Израиля, - о
чем свидетельствует то попечение, какое Он имел о них
посредством (послания к ним) Пророков. Посему Он уделял
от духа Христова и посылал на Пророков, то есть: Тот
Дух, что вещал чрез Апостолов, Он же и в Пророков
неложное богопочитание и рождение Христа провозвещал в
течении многих времен, то есть: тысячи четырех сот
тридцати лет, ибо около стольких лет прошло от исхода
Евреев из земли Египтян до пришествия Господа нашего.
11. Но тот, что был незаконным князем,
желая сделаться Богом, налагал руку для умерщвления их
увещателей - пророков, дабы всякую плоть человеков
связывать похотью. Назвал его "князем" потому, что он
имеет владычество над воинством своих сотоварищей, - а
"незаконным" назвал его потому, что он не
удовольствовался владычеством над демонами, но и над
людьми захотел сделаться даже Богом. А пророков он
умерщвлял не сам, но чрез своих пророков, - а также при
помощи Иезавели, Ахава и им подобных царей он
избивалпророков, чтобы они не проповедывали истину и не
открывали очи (не учили) тех, кои называли богами
каменных, деревянных и других вылитых из (металлов) и
состоящих из материального вещества (истуканов), и не
разумели сего. И всякую плоть человеков, говорит,
похотью связывал. Замечай и смотри, что посредством
похоти сковывал он, а не насилием преодолевал. Не одною,
конечно, похотью связывал он всех людей и не многими
похотьми сковывал одного человека, - ибо нет такого
человека, кто удручался бы всеми (похотьми) или всеми
сковывался бы, - но каждого из людей связывал тою
похотью, какая именно в нем возбуждалась, так чтобы во
веки вечные не последовало ему освобождения.
12. Но Бог Вседержитель по правосудию
Своему, - так как Ему принадлежит владычество, и Он не
присвоил оное чрез похищение, как утверждают ваши
учители, - не благоугодно было Ему, чтобы сатана правил
людьми, - хотя он (сатана) вводил их в грех посредством
обмана, а не насильственно, однако и сего не попустил
ему и не дозволил, ибо смиловался над созданием Своим,
когда оно само губило себя своими руками.
13-14. Он послал Духа Святаго пламенно,
то есть весьма скоро, на Марию Галилеянку. Так как для
освобождения не оказалось ни одного (из людей), кто мог
бы победить (диавола) во плоти (находясь), - то Господь
наш облекся плотию и чрез нее победил. Победили и те,
кои после Него соделались подражателями Ему, так что нет
никакого оправдания для тех, кои в ней (плоти) окажутся
повинными.
15. Далее: поелику плоть подчинилась
врагу и он (враг) чрез нее во все вносил (греховную)
похоть, то Господь наш облекся в плоть и чрез нее был
искушаем в пустыне сатаною. Тогда и был он (сатана)
побежден и изобличен в том, что он не есть Бог над миром
как сам он мечтал в своем уме. Что он не есть Бог, это,
конечно, знал и сам он, но все же он думал, что будет
Богом благодаря победе, которую он одержал бы тогда над
всякою плотью. Но когда Господь наш препобедил его чрез
плоть, - не небесную, но одной природы с тою, которая
была пленена им, - тогда узнал (сатана), что он не есть
Бог, как воображал.
16-18. Ибо в теле Своем, говорит, Иисус
Христос призвал и спас всякую плоть, дабы в самом теле
Своем явить святый храм правды, то есть чтобы делами
своего тела показать, как мог человек быть храмом
правды. И мы чрез то же самое Тело искуплены от смерти
греха (греховной) и от смерти тела (телесной).
19-20. Итак, не сыны правды (суть) те, -
ибо если бы у нас были дела правды, то ожидали бы
праведного воздаяния и не отрекались бы от воскресения
своих тел, - но сыны гнева суть те, кои благосердие
милости Божией, которая в воскресении явилась, отнимают
(сами) от себя, говоря, что небо и земля и все твари не
суть дела Бога Отца всего, но "князей". Но они имеют
проклятую веру змия, - то есть или они утверждались на
том осуждении, которое последовало из-за проклятия змия,
именно: "прах был ты и в прах (опять) возвратишься, -
или как змий и тот, кто был в змие, верил тому, что дом
(потомки) Адама на веки останется на земле, так и они
веруют.
21-23. Но вы, силою, отдаляйте себя от
них, то есть отвергайте слова их, - и превратное учение
их отметайте далее от себя, - ибо это - их учение, а не
Духа, - и диавола (есть учение это), над ними
властвующего, а не Бога.
24-25. Если же говорят они, что нет
воскресения плоти, то для них (действительно) не будет
воскресения, - не потому, что они (вообще) отрицают
воскресение, но потому, что оказываются отрицателями
Того, Кто таким именно образом (т.е. телесно) воскрес.
26-27. Но, мужи Коринфяне - зерна
пшеницы, как и другия семена, кои голыми падают (в
землю) и истлевают, - чем они больше тела, которое
опускается в землю и истлевает? Но как семена, по воле
Бога, возстают облеченными в такое же тело, - не в той
же самой оболочке, которая опускается с ними в землю, но
поднимаются (вырастают из земли) во множестве (других
зерен того же вида), и (Бог) благословляет их и украшает
оболочкою, стеблем и остью, кои сообщает им земля:
подобным же образом воля Божия воскресит и тело как бы
облеченным и украшенным не тою ветошью, что опускается с
ним в землю, - но славою, которая посылается ему с неба.
28-31. И еще: что вам кажется труднее: -
то ли, что Иона ввержен был во чрево рыбы на три дня и
три ночи, и потом из глубины бездны внял Бог молитве
его, и он был исторгнут, и ничто в теле его не погибло,
- или же то, чтобы плоть, подвергшаяся смерти (которая
умерла), снова ожила, как и Христос, ее Животворец, умер
и ожил?
32-33. И если также кости Елисея
оживотворили мертвеца, упавшаго на них: то не тем ли
более вы, которые утверждаетесь, посредством веры вашей,
на крови и плоти и духе Христа, то есть на человечестве
Его, которое подверглось смерти, и на Его Божестве,
которое не умирает, - так как Он по любви Своей низшел в
гроб телом Своим, - и потому тление не возобладало над
Ним: не тем ли более вы возстанете в день тот с
сохранившимся в целости телом, которое в виде праха
рассыпано было в средине земли?
34-35. Если же вы что-либо иное
безрасудно примете от тех (лжеучителей) или от других,
кои явятся после них, то вперед никто да не утруждает
меня, поелику, как детям, постоянно вам пишу, - ибо я
ношу эти узы на себе для того, чтобы по воскресении
приобрести Христа. И также эти язвы на теле моем я
получил (терплю) от пыток, побиения камнями и
преследований, дабы мне соделаться достойным и достичь
воскресения, которое (то есть) из мертвых. И это потому,
что (лжеучители) отвергли оное (воскресение мертвых) и
говорят вам, что не следует принимать (верить) пророков.
36. И (каждый) кто (твердо) держится
правила чина, то есть той истины, которую он восприял
чрез (из рук) блаженных пророков и также чрез святое
Евангелие, тот за это, как и за дела свои, получит
воздаяние при воскресении мертвых.
37. Если же кто маловерен и преступает
то, что мы предали ему, то огонь есть с ним, то есть
огонь есть участь и удел его. И не его только одного, но
и тех, кои таким образом без Бога в мире обращались
(жительствовали).
38. Ибо они суть порождения ехидн и
василисков, кои кусают людей и умерщвляют их (ядом)
языка своего.
39-40. Вы же должны старательно отгонять
их от себя силою Божиею, то есть с помощью Бога.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7.
Репринтное издание. - М.:
Издательство "Отчий дом", 1995, -
С.367-392
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен - преподобный Ефрем Сирин
- К нерадивой душе - преподобный Ефрем Сирин
- Вопросы и ответы - преподобный Ефрем Сирин
- О восьми помыслах - преподобный Ефрем Сирин
- Великопостная покаянная молитва - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным" - преподобный Ефрем Сирин
- "На пришествие Господне" - преподобный Ефрем Сирин
- "К монаху Иоанну" - преподобный Ефрем Сирин
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии" - преподобный Ефрем Сирин
- "В подражание притчам" - преподобный Ефрем Сирин
- "В низложение гордыни" - преподобный Ефрем Сирин
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей" - преподобный Ефрем Сирин
- "Блаженства. 55 глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "Блаженства. 20 глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение о безмолвии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Послание" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ на некоторые вопросы" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ брату о священнике Илии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием" - преподобный Ефрем Сирин
- "Обличение себе самому и исповедь" - преподобный Ефрем Сирин
- "Об утверждающих, что нет воскресения" - преподобный Ефрем Сирин
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении и сокрушении слово поучительное" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О суете настоящей жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "О страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О смиренномудрии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О сердечном сокрушении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным" - преподобный Ефрем Сирин
- "О псалме" - преподобный Ефрем Сирин
- "О преспеянии в добродетели" - преподобный Ефрем Сирин
- "О правой жизни. Девяносто глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О посте" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии и терпении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Большое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Первое малое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Второе малое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О подвижнике Иулиане" - преподобный Ефрем Сирин
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения" - преподобный Ефрем Сирин
- "О рае" - преподобный Ефрем Сирин
- "О монахах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О молитве. Первое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О молитве. Второе поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О любви к бедным" - преподобный Ефрем Сирин
- "О любви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром" - преподобный Ефрем Сирин
- "О душевном страхе" - преподобный Ефрем Сирин
- "О духовном состоянии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетелях и страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетели. Десять глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О девстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О восьми помыслах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О воскресении мертвых" - преподобный Ефрем Сирин
- "О вооружении монаху" - преподобный Ефрем Сирин
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное" - преподобный Ефрем Сирин
- "О вере" - преподобный Ефрем Сирин
- "О брани с диаволом" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженных обителях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженных местах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженствах и горе" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность" - преподобный Ефрем Сирин
- "Наставление монахам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Наставление братиям" - преподобный Ефрем Сирин
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучительные слова к египетским монахам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово мученикам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение подвижникам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Против исследователей естества Сына Божия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Различные виды Божия промысла" - преподобный Ефрем Сирин
- "Седмь деланий у монаха" - преподобный Ефрем Сирин
- "Сказание о юродивой" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово душеполезное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на почивших о Христе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о Аврааме и Исааке" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о злоязычии и о страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о прекрасном Иосифе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись"" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о святом пророке Илие" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о священстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о страданиях Спасителя" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о суде и об умилении" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово подвижническое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово подвижническое первое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово увещательное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное первое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное второе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово первое. О скончавшихся отцах" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово второе. О скончавшихся отцах" - преподобный Ефрем Сирин
- "Советы подвижникам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Второзаконие" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Исход" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Левит" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Числ" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Авдия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Амоса" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Даниила" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Захарии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Малахии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Михея" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Осии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Надгробные песнопения" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Церкви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Воскресении, смерти и сатане" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слезные моления" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа"" - преподобный Ефрем Сирин
- "Книга пророка Исаии" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Книга пророка Иеремии" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На некоторые места "Плача Иеремии"" - преподобный Ефрем Сирин
|