Ефрем Сирин. Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Поучение о том, что не должно соблазнять
ближнего, и о правой жизни
Вступивших на поприще благочестия и
возложивших руку на рало не должно обращать назад и
полагать им препятствие достигнуть цели, -
благоугождения Богу; а напротив того должно
руководствовать их к совершенству. Ибо о таковых
сказано: касаяйся вас, яко касаяйся в зеницу ока
Его (Зах.2:8). Посему, кто не хочет нарушить заповедь
Божию, тот да оградить себя отвсюду, чтоб не соблазнить
другого, особенно же приступившего ко Господу Богу и
избежавшего сетей мира. Иначе и он причтен будет к тем,
которых укоряет Пророк, говоря: горе напаяющему подруга
своего развращением мутным (Авв.2:15). Горе вам,
веселящиися о злых, и радующиися о развращении злем,
ихже стези стропотни и крива течения их, далече тя
сотворити от пути праваго, и чужда от праведнаго
разума (Причт.2:11-16). Чрез это делают они себя
подлежащими гневу Божию, как изрек Господь определение
Свое в Евангелии, сказав: уне было бы человеку, да
жернов осельский облежал бы о выи его и ввержен в пучину
морскую, неже да соблазнит единаго от малых сих,
верующих в Мя (Лк.17:1; Мф.18:6). Ибо несказанный бывает
от сего вред и ущерб.
Итак, опишем по возможности одно
происшествие, чтоб в малом сем примере изобразить весь
ход дела, и заключая о великости вреда, удерживать себя
страхом, и не полагать преткновения или соблазна
ближнему.
Был сын один у своих родителей, и они
крепко его любили, потому что всю надежду свою после
Бога на него возлагали, ожидая, что в нем исполнится
самая лучшая и приличная последняя надежда их жизни, и
что в детях его будут иметь продолжение и обновление
своего рода. Но юноша, отвергнув вдруг все временное,
пошел в пустыню и стал монахом, оставив по себе домашним
невыносимую скорбь. Плачет отец, льет слезы матерь;
внезапно лишены они всего, чем питала надежда; и
рассуждают, что невозможно уже сыну быть тем же, чем был
он до удаления в пустыню. Ибо невозможно уже ему
управлять отеческим домом, и к чадородию он не способен;
потому что отрекся от быта человеческого, и в такой мере
облекся во святыню, что, хотя и в теле еще, но подобно
мертвецам, заключенным во гробе, не может заниматься
делами житейскими. Посему-то плачет отец, и матерь в
слезах; оба жалеют, что лишились помощи от сына своего.
Невеста, получив залоги обручения, покинута им. Если
имел рукоделие, то работа теперь брошена. Если занимался
торговлею; то она оставлена в небрежении. Если находился
в военной службе; то теперь чужд ей. Если занимал какую
почетную должность, то она пренебрежена. И дом доведен
почти до упадка такою решимостью сына; потому что, все
видимое и привязанность ко всему чувственному сложив с
себя наподобие остриженных волос, и от всего
обнажившись, вступил он на поприще благочестия, да
приобрящет Христа, Господа славы. Итак стоил ли такой
человек, чтоб его соблазнить и совратить? Нет! Кто ж
возьмется за такое худое дело, и решится стать
предателем и расхитителем этой доброй купли? Или кто
дойдет до такой небогобоязненности, чтоб в человеке,
который идет прекрасным путем, истребить усердие и
доброе намерение, и сделать, что он, став чуждым для
земного, не достигнет и неба? Ибо кто по отречении и
удалении от мира начнет хромать в добродетели, а в
скором времени соступит с прямого пути и обратит взоры
вспять; тот и настоящей жизни послужит притчею, и до
смерти, лишившись царства небесного, будет недостоин
лика святых. Да и родителям нерадение его обратится в
стыд. Друзья опечалены, а враги радуются его лености и
отпадению. Домашние молят ему смерти, потому что,
лишившись земного, не пошел к небу, и под видом
благочестия наложил на себя диавольское иго. Отринув
законный брак, живет в блуде и непотребстве, проводит
дни в невоздержности и пиянстве. Оплакивают родители
потерю и вместе погибель души его. А прельщенный в
сердце своем и идущий кривыми путями ничем этим не
трогается, но попирая благоговейную жизнь, облекается
бесстыдством и не краснеет, ведя себя неблагоприлично.
Не срамляется людей, и гнева Божия в уме не держит;
поэтому и родителям не воздает должной и подобающей
чести, и для духовного дела не оказывает себя достойным.
Отсюда, наконец, рождаются укоризны произнесенному им
обету, хулы на самую благоговейную жизнь, что страшно и
выговорить. Как нечестивый, когда придет в глубину зол,
всем пренебрегает; так и он, дошедши до такого
бесстрашия, не ужасается, но подобен человеку, который
продал все свое имение и купил себе многоценную ризу, а
потом в припадке безумия покрыл ее заплатами из грязных
рубищ, и носит уже ее не в похвалу и славу, но в
осмеяние и укоризну себе. Кто не станет смеяться над
человеком, который вчера препоясался на горе для
служения единодушной братии в подражание Господу нашему
Иисусу Христу, а сегодня окружен прислужниками, и
служанки моют ему ноги, а он протягивает их на мягкой
постели, и опять предался роскошной страстной жизни? Или
кто не подвергнет осмеянию человека, который вчера
заключился в келлии, и отказывался от свидания с людьми,
а сегодня проводит время с нескромными женщинами и
пиянствует в корчмах? Или кто не станет порицать того,
кто вчера добровольно отринул житейское и целовал
нестяжательность, а сегодня безвыходно стоит в судах, и
с жаром отыскивает снова себе прав на то, что сам
осудил, и ум свой от небесного преселил к презренному
земному, и, ласкаясь к судьям, ходит за ними, как
невольник, вместо молитвы и поучения в словесах Божиих,
рассуждает с правоведцами, а простосердечие и незлобие
заменяет хитростью нрава и речи? О, если бы хотя видимые
судилища приводили нам на ум суд будущий, и возмогли мы
избежать превратностей жизни сына. И домашние его
ублажаются друзьями, особливо теми, которые видят
превратности счастья живущих в мире, ублажаются, как
принесшие дар Господу Богу. Весь род хвалится доблестями
мужественного подвижника. С радостью расспрашивают у
всякого встречного, а добродетель скрыться не может.
Слышат усиливающуюся о нем добрую молву, прославляют за
сие Господа, и подтверждают, что они - свои и родные
подвижнику. Прославляют его люди чиновные, если он из
чиновных; дивятся ему воины, если он из военных; хвалят
его художники, если он из художников. Так добродетель
преуспевших о Господе для всех делает любезными и
славными. Поэтому увенчаются они славою и в царстве
небесном.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 29-32. // Творения иже во святых
Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные.
- Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|