Ефрем Сирин. Вопросы и ответы
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Вопросы и ответы
Вопрос. Как хулится Бог? И чего требует
Тот, Кому принадлежит всякая честь и держава? Кто есть
податель всякой святыни?
Ответ. Бог говорит чрез Пророка: горе, ихже
ради имя Мое хулится во языцех (Ис.52:5). Итак угроза
сия идет и к тем, которые бесчестят образ Божий. По
образу и по подобию Божию создал нас Бог; и всякий
христианин обязан соблюдать себя, и хранить, и чтить в
себе образ Божий, и святить делами добрыми так, чтобы
мог он сказать: да святится во мне имя Твое, Господи! Да
просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша
добрыя дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф.5:16).
Видите, как Бог прославляется добрыми делами? И как
добрыми делами прославляется Он, так, наоборот, деяниями
лукавыми хулится и бесчестится; потому что неверные и
язычники, смотря на христиан и видя, что и они, подобно
язычникам и неверным, проводят время в объядении и
пиянстве, играя и скача с гуслями, и тимпанами, и
свирелями и ликами, не рассуждают, что это -
несмысленные христиане, преступающие закон и заповеди
Христовы, но в хулу христианству говорят: "Что предал и
заповедал им Христос, то они и сохраняют, ибо не могут
преступить слова и заповеди своего Учителя". А посему
думают, что таково, именно, учение и таинство Христово.
И таким образом чрез сие хулится имя Божие нас ради. И
на нас уже исполняется - написанное: горе, ихже ради имя
Мое хулится во языцех. Но мы, братия мои, предоставив
сие желающим, будем добрыми делами святить имя Божие.
Богу подобает всякая слава во веки веков! Аминь.
Вопрос. Что значит сказанное
Апостолом: преступлением закона Бога безчествовать (Рим.2:23)?
Ответ. Если взявший и читающий царское
писание принял оное со всею внимательностью, с честью,
страхом и усердием, и чествует его, и лобзает, и, словом
сказать, делает, что ему предписано, - то сим воздается
честь царю. А если отринет и уничижит он сие писание,
оскорбит и обесчестит принесшего оное; то оскорбление
делается самому царю. Так и преступающие предписание
Великого Царя, то есть, пречистое Евангелие Его,
преступлением своим бесчествуют давшего заповедь Христа.
Так должно разуметь об Иудеях; потому что, приняв
Писания, начертанные перстом Божиим, приносивших оные
оскорбляли, били, побивали камнями и умерщвляли; а таким
образом, преступив закон Божий, который
говорит: праведна и неповинна да не убиеши (Исх.23:7), и
Самого Начальника жизни, Святого и Праведного, оскорбили
и заушили, оплевали святое, всепречистое и страшное лице
Его, Которого трепещут небо, земля и море, и все
наполняющее их (почему и сказал им Спаситель: Аз чту
Отца Моего, и вы не чтете Мене (Ин.8:49); а, наконец,
убили Его. Слышали, как преступлением закона
бесчествуется Бог? Так, дети, и именующееся христианами,
но живущие небрежно, преступлением Евангелия бесчестят
Бога, делая то, что противно Владычной тайне, и заповеди
Спасителя нашего Иисуса Христа, почитая не
заслуживающими внимания, отвращают слух свой от истины,
обращаются же к басням, как предвозвестил Апостол, что
придет время, егда здраваго учения не
послушают (2Тим.4:3). И вот видим, что слово стало
делом. Ибо кто слушается Божественных Писаний? Кто
внемлет Христовым заповедям? Кто мудр и хранит сие? Кто
докажет, что не преступники мы закона? Многие мудры по
плоти; многие благородны; многие сведущи и книжники, и
законники, и цари, и князи, и богатые, и убогие, и рабы
и свободные, и учители и монашествующие, и девственники,
и живущие в девстве без обета. Кто из них может
подтвердить, или доказать, что христианину должно играть
на гуслях, или плясать, или скакать, или свирять, или
шуметь, или гадать, или делать и носить, так называемые,
хранилища, или вопрошать бесов, или упиваться, и тому
подобное? Кто докажет, что свойственно сие христианам?
Какое Евангелие, какая книга Апостольская, какой Пророк?
Вот до пределов вселенной читается в Церкви Божественное
Писание, Закон, Пророки, Апостолы и Владыка всяческих, и
нигде не найдешь, чтобы христианам прилично было делать
это; напротив того, каждый заблудился, и уклонился в
пути своем, и стал преступником закона, и бесчествует
Бога преступлением закона и предписанного законом,
Пророками и Апостолами. Вот слышали вы, как
бесчествуется Бог. Итак, христианин, перестань
преступать закон и бесчествовать Бога. Перестань,
наконец, подражать язычникам, чтобы, отшедши туда, не
встретить тебе великой нужды, тесноты и бесчестия.
Хочешь ли слышать, как Владыка повелел
христианам ликовать и скакать? Слушай: блажени плачущии;
блажени алчущии и жаждущии (Мф.5:4.6). Это - первый
праздник у христианина. И еще: подвизайтесь внити сквозе
тесныя врата (Лк.13:24); и еще: аминь глаголю вам, яко
восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же
печальни будете (Ин.16:20). И еще говорит: не
возноситеся, вся бо сия языцы мира творят(Лк.19:29-30).
Итак, не уподобляйтесь им.
Хочешь ли слышать о возлежаниях и
скаканиях Пророка Давида? Слушай, что говорит: плача и
сетуя хождах (Пс.34:14, 37:7); покрых постом душу мою, и
положих одеяние мое вретище (Пс.68:11-12); быша слезы моя
мне хлеб день и нощь (Пс.41:4); пепел, яко хлеб ядях, и
питие мое с плачем растворях (Пс.101:10). И еще говорит: измыю
на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою
омочу (Пс. 6:7); и еще: очи мои выну ко Господу (Пс.24:15); и
еще: от всякаго пути лукава возбраних ногам
моим (Пс.118:101). Слышал ты, как ликовал Давид? Так ликуй
и ты, христианин.
Хочешь ли слышать о празднествах,
отдыхе, забаве и скаканиях блаженного Павла? Послушаем,
братия, что советует блаженный Павел. Послушайте, как
убеждает и умоляет, говоря: подражатели мне бывайте,
братия (1Кор.11:1). Что же такое сделал Павел, в чем и
мы должны подражать ему, чтобы сподобиться одной с ним
части? Ибо многие, слышу, говорят: "слушаюсь Апостола; и
как он научил, так и делаю". Смотри, что говоришь; не
лги, не изменяй своего слова. Если устоишь во истине, то
будешь блажен и в нынешнем и в будущем веке. Но
подозреваю и боюсь, чтобы тебе не оказаться лжецом: яко
умалишася истины от сынов человеческих (Пс.11:2); и вси
уклонишася (Пс.13:3). Однако же блаженный Павел всех
убеждает, говоря: подражатели мне бывайте. Подражай
Павлу, христианин. Кто говорит: "принимаю и делаю все,
что сказано Апостолом"; кто хочет стать подражателем
Павловым, тот не ликует, не веселится, не забавляется на
земле. Подражатели мне бывайте, братия. Уже не ликовал
ли и Павел? Не играл ли на гуслях? Не пел ли бесовских
песен? Да не будет сего!
Поэтому, откуда заняли ликования
утверждающие о себе, что соблюдают они учение Апостола?
Кто научил сему христиан? Не учили этому ни Павел, ни
Петр, ни Иоанн, ни кто другой из богоносных. Научил же
сему древний змий, враг истинных христиан, учитель
всякой нечистоты. Научивший любодействовать научил и
плясать, научивший служить идолам научил и играть.
Посему Апостол играющих назвал идолослужителями,
говоря: ни идолослужители бывайте, якоже неции от них;
якоже есть писано: седоша людие ясти и пити, и восташа
играти (1Кор.10:7). Слушайте играющие, лучше же сказать,
служащие игралищем: Апостол поставил вас на ряду с
идолослужителями. Устыдитесь, наконец, и перестаньте
предаваться сему языческому и безбожному беснованию. Не
учил сему Павел, не учила и матерь наша Церковь. И вы,
которые хотите быть подражателями святых Апостолов,
оставьте это идолослужение. Не обманывайтесь, братия; не
дело это учеников Христовых, не дело христиан, не дело
людей богочестивых, не дело желающих спастись и
наследовать жизнь вечную; напротив того, все сие делают
язычники, у которых нет никакой надежды на спасение,
делают те, которые не имеют у себя пред очами будущей
жизни и страха Божия. Еще взывает Павел: ни
идолослужители бывайте, якоже неции от них. Кто же это?
Очевидно Иудеи. Как же стали они идолослужителями, скажи
нам Павел? Седоша людие ясти и пити, и восташа играти.
Довольно ли этого, или присовокупить и иное нечто? Но и
сего довольно для желающих слышать. Подражатели Павловы
поверят Павлу; подражатели Христовы, без сомнения,
послушают Его, как говорит Богослов: мы от Бога есмы;
иже знает Бога, послушает нас, а иже несть от Бога, не
послушает нас (1Ин.4:6).
Приступите, наконец, подражатели Павловы
и подражатели Христовы, послушаем, что взывает Павел.
Ибо, вот, умоляет он, говоря: подражатели мне бывайте,
братие, якоже и аз Христу. Скажи же, блаженный Павел,
каким образом может кто-либо стать твоим подражателем?
Предложи на среду святое свое учение, поведай нам свои
деяния, опиши свою забаву, свой отдых, свои сказания,
чтобы нам слышать и подражать тебе. Ибо все знаем, что
ты блажен, и будешь царствовать со Христом бесконечные
веки. Скажи нам, как подвизался ты и сподобился оной
славы? Скажи нам, Павел, чтобы и мы стали подражать
тебе, и сподобились с тобою вечных благ. Если ты
ликовал, и мы будем ликовать; если ты плакал, и мы
станем плакать; если ты постился, и мы будем поститься.
Скажи, что делал ты по вере, и будем все это делать.
Скажи нам, Павел, как должно жительствовать христианину,
чтобы неслушающие тебя постыдились, а верующие
сказанному тобою утвердились. Павел отвечает и говорит: Послушествую
о Господе, ктому не ходити вам, якоже и прочии языцы
ходят, в суете ума их, помрачени смыслом, суще отчуждени
от славы Божией (Еф.4:17-18). Отложше лжу, глаголите
истину. Солнце да не зайдет во гневе вашем. Ниже дадите
место диаволу. Крадый, ктому да не крадет. Всяко слово
гнило да не исходит из уст ваших (Еф.25:29). Где же поющие
бесовские песни и утверждающие о себе, что они подражают
Павлу? Послушайте взывающего Павла: всяко слово гнило да
не исходит из уст ваших, но точию, еже есть благо к
созданию, Всяка горесть, и ярость и гнев, и клич и хула,
да возьмется от вас со всякою злобою (Еф.31). Скажи, Павел,
и важнейшее; сказав: подражатели мне бывайте, скажи и
важнейшее: бывайте убо, якоже чада Божия
возлюбленная (Еф.5:1). Слышите и трепещите желающие быть
христианами, и оставьте языческие дела; бывайте убо
подражатели Богу. Еще взывает Павел: блуд же и всякая
нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, и
сквернословие и буесловие, или кощуны (Еф. 3:4).
Не упивайтеся вином, в немже есть
блуд (Еф. 18). Подражатели мне бывайте.
Вразумляйте безчинныя, утешайте
малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко
всем (1Сол.5:14). Подражатели мне бывайте.
Блюдите, да никтоже зло за зло воздаст:
но всегда доброе гоните (15). Подражатели мне бывайте.
Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся (16).
Отвергнемся нечестия и мирских
похотей (Тит.2:12). Подражатели мне бывайте, братия.
Страннолюбия не
забывайте (Евр.3:2). Братолюбием друг ко другу любезни,
упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве
пребывающе (Рим.12:10.12). Подражатели бывайте мне -
образцу.
Подражатели бывайте блаженному Павлу,
чтобы и вам царствовать со Христом бесконечные веки. Где
утверждающие о себе: "мы делаем все, что ни говорит
Павел"? И кто блаженнее тебя, если устоишь во истине? Но
смотри, не окажись лжецом, говоря и не делая; ибо вот
еще увещевает тебя Павел: подражатели мне бывайте, во
всем представляюще себе, якоже Божии слуги, в терпении
мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в
темницах, в трудех, в бдениих, в пощениих, в
долготерпении, в благости, в Духе Святе, в любви
нелицемерне, в словеси истины, в силе
Божией (2Кор.6:4-6). Подражатели мне бывайте, братия.
Кто столько мужествен, чтобы подражать
Павлу, и стать сосудом избрания? Итак, христианин, если
хочешь подражать Петру, Павлу и Иоанну, соблюди слова
их; сохрани учение их; подражай их подвигам; не люби
мира и того, что в мире, не веселись в этом веке, не
много спи, не проводи времени в смехе. Подражай Павлу;
ибо еще повторяю тоже.
Изучай, христианин, как Павел веселился,
как он забавлялся, как он торжествовал и праздновал, и
ликовал в сем мире; и подражай не словом только, но и
делом. Скажи нам, святый Павел (ибо не перестану умолять
тебя, блаженный), поведай нам, как ты веселился, и
забавлялся в мире сем? - Павел отвечает: вот, моя забава
- три лета нощь и день не престаях, уча со слезами
единаго когождо вас (Деян.20:31).
Вот, мое торжество - в трудех множае, в
ранах, в темницах, в смертех многащи. Четыридесять разве
единыя приях; трищи палицами биен бых, единою каменми
наметан бых, трикраты корабль опровержеся со мною: нощь
и день во глубине сотворих; в путных шествиях множицею;
беды в реках, от язык и разбойник, беды в пустыни и в
мори, в труде и подвизе, во бдениих множицею, в зиме и
наготе (2Кор.11:23-27).
Таковы Павловы скакания и
шествия. Подражатели мне бывайте, братия, яко же и аз
Христу. Сребра или злата, или риз ни единаго возжелах.
Вся сказах вам (Деян.20:33.35). Подражатели мне бывайте;
а я готов не только быть связанным, но и умереть за имя
Господа Иисуса. К намеренному теку, к почести вышняго
звания Божия (Флп.3:14). Тако теку, не яко безвестно;
тако подвизаюсь, не яко воздух бияй. Но умерщвляю тело
мое и порабощаю (1Кор.9:26-27). Всяк же подвизайся от
всех воздержится (25). Тако тецыте, братия, да
постигните (24). Подражайте святым, и тако тецыте, чтобы
с ними принять нам венец и царствовать.
Итак удержись, христианин, от дел
языческих и эллинских, чтобы преступлением закона не
бесчествовать тебе Бога, и не навести себе самому
бесчестия, и не собрать себе гнев в день гнева и
откровения праведного суда Божия, в который судит Бог
тайная человеком, по благовестию Своему (Рим.2:5-16),
когда и Ангелы будут предстоять с трепетом, когда
понесем наказание не только за дела, но и за слово
праздное. Приведем себе на мысль, братия, что человек,
яко трава дние его, яко цвет сельный тако оцветет (Пс.102:15);
одно мгновение времени, и все прекратилось. Для чего
напрасно мятешься, человек? Один припадок горячки
прекратит твои играния и скакания; один час разлучит
тебя с ликующими; одна ночь - и увянут плоти твои,
изнемогут ноги, померкнут очи, умолкнет язык; оскудеет у
тебя бесчинный голос, умножатся твои стенания; потекут у
тебя слезы, и никто не будет в состоянии помочь тебе, но
все, оставив тебя, пойдут каждый по себе, и никто не
будет стоять подле тебя, кроме невидимых бесов, которым
ты услуживал. Грозный же ангел, стоя вдали, будет
выжидать Владычнего мановения, чтобы, исхитив жалкую
душу твою, отнести ее в уготованное ей место, чтобы
пожала она посеянное ею там, где возделываются в обилии
и избыточествуют плач, и сетование, и рыдание, и
воздыхание, и скорбь, и теснота, и скрежет зубом, и
горе. Там померкнуть очи упивавшихся; там иссохнут руки
пляшущих; там будут мучиться и стенать пиющие вино с
гуслями и свирелями. Там восплачут и поскрежещут зубами
блудники, и прелюбодеи, тати, прорицатели, отравители,
волхвы, ворожеи, составители чародейных надписей и все
шедшие широким и пространным путем. Горе им! потому что
невозможно скакать и ликовать и здесь и там, как говорит
Господь: горе вам смеющимся ныне, яко восплачете (Лк. 6:25);
очевидно же, восплачут там. Невозможно, братия, быть то
христианином, то язычником. Ибо никтоже может двема
господинома работати (Мф.6:24).
Итак, по сказанному выше, нигде не
дозволено христианину делать что-либо подобное; потому
что Господь наш, пришедши, упразднил все сие, и поправ
научившего сему диавола, и избавив нас из рук его,
сказал: Аз есмь пастырь добрый (Ин.1:14).
Грядите ко мне (Мф.4:13). И: Аз есмь
путь (Ин.14:6): приидите ко Мне вси (Мф.11:28).
Аз есмь истина. Приидите ко Мне.
Аз есмь живот: приидите ко Мне вси. Аз
есмь свет миру (Ин.8:12): приидите ко Мне вси;
отрекитесь от сатаны, отвергните его учения.
Приидите ко Мне вси: совлекшеся ветхаго
человека с деянми его и облекшеся в нового (Кол.3:9.10).
Приидите ко мне вси: древняя мимоидоша,
се быша вся нова (2Кор.5:17). Закон Моисеем дан бысть;
благодать же и истина Мною Иисус Христом бысть (Ин.1:17).
Вси, иже законом оправдаетеся, от благодати отпадаете (Гал.5:4).
Приидите ко Мне вси, ибо грядущаго ко
Мне не изжену вон (Ин.6:37).
О безмерная благость Божия! Всех она
призывает! Всем хочет спастись! Слава Божию
человеколюбию! Итак, братия, не законом уже
оправдывайтесь, потому что прешла сень законная. Которые
под законом, те под клятвою; а нас искупил от клятвы
законной Христос, Спаситель наш. Не законом уже
оправдывайтесь. Не будем увенчивать преддверий, не будем
составлять ликов, воспевая бесовские песни; не будем
обольщаться свирелями и гуслями. Не законом будем уже
оправдываться, чтобы не отпасть от благодати, чтобы не
быть под клятвою. Христос искупил нас от клятвы законной.
Ему слава во веки! Аминь.
Вопрос. Почему о еретиках написано: ненавидящия
Тя Господи возненавидех (Пс.138:21), и в другом месте
сказано: ненавидьте их, как врагов Божиих; и опять, в
другом месте говорится: да не возненавидиши всякого
человека (Лев.19:17)?
Ответ. Еретиков, как хульников и врагов
Божиих, Писание называет не человеками, но псами,
волками, свиньями и антихристами, как говорит Господь: не
дадите святая псом (Мф.7:6); и Иоанн говорит: ныне
антихристи мнози быша (1Ин.2:18). И их-то не надлежит
любить, и питать, ни молиться, ни есть вместе с ними, ни
принимать их в дом к себе, ни приветствовать, чтобы не
принять участия в лукавых делах их.
Вопрос. Какой грех непростителен.
Ответ. Грех против Духа Святаго; это
грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят
Духа Святого. Им не будет отпущения ни в сей век ни в
будущий, по слову Господню (Мф.12:32); потому что
воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и
кто поможет им?
Вопрос. Какой грех, кроме ереси,
наиболее тяжек?
Ответ. Как всех добродетелей выше любовь:
так и всех грехов тяжелее - ненавидеть брата; ибо ненавидяй
брата своего, человекоубийца есть, как сказал Апостол
(1Ин.3:15). Кто ненавидит брата своего, тот ненавидит
Самого Бога. Ненавидяй брата своего, во тме есть, и во
тме ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи его (1Ин.2:11).
Вот сколь многих зол причиною ненависть. А любовь
покрывает множество грехов (1Пет.4:8). Зависть
неудобоисцелима, и вовсе неисцелима. Всякий нераскаянный
грех есть грех к смерти; сверх того мужеложники, чародеи,
отравители, провещатели, и всякий, кто удерживает плату
наемника, и кто ненавидит брата своего, тяжко осуждается
наравне с убийцами.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. -С. 102-112. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема
Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|