Ефрем Сирин. Слово о священстве
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово о священстве
Необычайное чудо, неизреченная сила,
страшная тайна - таинство священства! оно духовно,
свято, досточестно, неукоризненно; и его-то Христос,
снисшедши, даровал недостойным. Припадаю, со слезами и
воздыханиями прошу, всмотримся в сие сокровище
священства в хранящих оное достойно и свято. Ибо оно -
светлый и несравненный щит, непоколебимый столп,
несокрушимая стена. Оно - твердое основание, с земли
восходящее до небесного свода. И что говорю, братия? Оно
касается превыспренних сводов, невозбранно восходит в
самые небеса небес, светло и свободно пролагает стези
вместе с бесплотными среди Ангелов. И что говорю: среди
горних Сил? Оно бывает собеседником самого Владыки,
Творца и Светодавца Ангелов; и когда только хочет,
немедленно приемлет дерзновение. Не перестану, братия,
прославлять вам достоинство сего сана, которое сынам
Адамовым даровала Троица. Им спасен мир и просвещена
тварь; чрез него горы и холмы, дебри и пропасти
наполнились чистым и досточестным житием блаженного рода
людей, разумею, монахов, как сказал велегласнейший
Исаия, что от верха гор дадут человеки песнь в
славословие (Ис.42:11,12). Им отъято с земли беззаконие,
им водворяется на земле целомудрие; чрез него приведен в
бездействие падший диавол; развратные стали освещенными
сосудами, блудники чистыми и нескверными; неразумные
соделались вождями правды, беззаконники добрыми и
благочестивыми. Чрез него упразднена держава смерти, ад
утратил свою силу, клятва Адамова разрешена, небесный
чертог уготован. Им человеческая природа возводится на
степень бесплотных. Что еще скажу, или за что восхвалю?
И слово, и понятие превышает дар сана священства. И как
думаю, сие дает разуметь приведенный в изумление Павел,
когда говорит: о глубина богатства и премудрости, и
разума Божия, яко не испытани судове Его, и не
изследовани путие Его (Рим.11:33)! Оно парит в высоту, в
скорейшее время вознося прошения наши с земли на небо к
Богу, ходатайствует пред Владыкою за рабов.
Будем проницательно внимательны, братия,
к сему таинственному и страшному сказанию; потому что
без достоуважаемого священства не дается смертным
отпущения грехов. Что недавно доказывали мы вам о
таинстве священства? - Лоза виноградная, зерно пшеничное
и священство согласно устремлены к Единому. Но лоза и
пшеница - это рабыни; а священство свободно. Посему,
когда все они сведены в совокупность, тогда каждое в
благоухание Царю предпочтительно всем сокровищам
приносить силу плодов своих. Лоза приносит кровь, а
также и пшеница приносит хлеб. Священство же с полным
дерзновением воспаряет с земли на небо до созерцания
самого Невидимого, и припадши, молится Владыке о рабах,
вознося слезы и воздыхания сослужителей, и с горячностью
предлагая их в дар своему Владыке, вместе с молением и
покаянием, и испрашивая у благосердого Царя прощения,
помилования и милости, чтобы снисшел Дух Утешитель, и
освятил Дары, предлагаемые на земле, а как скоро
принесены, соделавшиеся страшными тайнами, исполненными
бессмертия; потому что предстоящий иерей совершает
молитву о всех. Тогда души приступают и в страшных
Тайнах приемлют очищение от скверн. Видите, боголюбцы,
что лоза и пшеница не имеют действия на земле, если не
снизойдет небесное повеление и не освятит Даров. Видел
ты, человек, ясное чудотворение. Видишь, как священный
сан удобно очищает душевные скверны. Да благословляется
Спаситель, принесший на земле сей пресветлый,
очистительный дар, просветивший благодатию иереев, чтоб
сияли они, как светила, в мире! Народ, прежде нас
бывший, чрез рог с елеем достигал освящения, а мы,
потребные рабы Благословенного, не получили ни рога, ни
чувственного елея, но сама высокая и страшная Мышца,
снисшедши с неба, чрез возложение рук даровала нам Духа
Своего, как огнь, снисшедшего на Апостолов. О,
неизреченная сила, благоволившая вселяться в нас чрез
возложение рук святых иереев! О, какой высокий сан имеет
странное и чудное священство! Блажен, кто чисто и
неукоризненно жительствует в сем достоинстве. Петр,
который наречен Кифою и некогда на берегу озера уловлен
мрежею, и о котором великий Пастырь засвидетельствовал:
на сем камени созижду Церковь Мою (Мф.16:18), чрез
священство, как достойный, приял и ключи небес. Подобно
и Павел, прежде гонитель, сподобившись сего дара, как на
крылиях обтек всю вселенную, проповедуя, возвещая
воскресение мертвых.
Итак, обратимся к праведному Авелю,
который был иереем в начале твари, и у него поучимся.
Когда в начале священнодействовал он жертву свою пред
Богом, тогда не поял ли жертву его снисшедший с неба
огнь? Когда приносил он Богу начатки, тогда, как говорит
Писание, призре с неба Святый Бог на жертву Авелеву
(Быт.4:4), а на жертву Каинову не благоволил призреть.
Также и Ной, спасшийся в ковчеге, когда преста вода и
седе ковчег на верху горы Арарат (Быт.8:1.4), и Ной
также стал причастником сего дара и принес Богу жертву в
чистую воню благоухания; посему Избавитель и положил с
ним завет, не наводить более потопа на землю (21), и дал
ему святое благословение расти и множиться (9:10).
Видишь чудодействие священства. Видел ты первого иерея в
первой твари, Авеля, как с неба на землю свел огнь своим
неукоризненным всеплодием. Видишь и Ноя, честного иерея
во второй твари, как Бог положил с ним завет. Но и
Авраам сподобился быть причастным того же дара и
принести Богу возлюбленного Исаака и
священнодействовать, уготовляя во всесожжение
собственную свою утробу. Там Бог показывает ему великое
чудо - рождение Христово, мгновенное возращение в саде
Савек и силу благословения, каким Сам благословил: о
семени твоем благословятся вся колена земная
(Быт.22:18). Сего же дара сподобился и божественный
Моисей, восшедши к Богу на гору Синай и прияв закон,
почему и лице его прославилось, так что казалось светлее
солнца. Подобным образом сподобился сего дара и Аарон,
став ходатаем пред Богом за грехи людские. Ибо Моисей и
Аарон во иереях Его(Пс.98:6). Подобно и Финеес, в сем
всечестном сане, остановил смерть в народе своем; а
также и Илия, облекшись в сей сан, послушан от Бога
огнем (3Цар.18:36), и мечем заклал студных иереев.
Итак, познаем, братия, что велико и
весьма, до необъятности, неизмеримо достоинство
священства. Слава Единородному! Слава Единому Благому,
Который сообщает его ученикам Своим, чрез новый святый
завет Свой, чтоб и они показали пример в возложении рук
своих на достойных! Посему все почтим, все ублажим
имеющих сан честного священства, в точности зная, что
если кто любит друга царева, то несравненно более
возлюбит его царь. Посему возлюбим иереев Божиих, ибо
они други благого Бога и ходатайствуют за нас и мир.
Почти иерея, исполняя заповедь Христову, в которой
сказано: приемляй пророка с радостью во имя пророче,
мзду пророчу приимет (Мф.10:41). Если и не знаешь о
каком иерее, достоин ли он сана, или не достоин; то не
презирай его ради заповеди Христовой. Как не терпят
вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и
самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь
нечистым и скверным вещам; так подобно сему и священство
не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший
его был и недостоин. Если же кто окажется достойным сего
сана, и будет ходить в нем преподобно и неукоризненно;
то он приуготовляет себе жизнь и нетленный венец. А если
кто отважится вступить в него недостойно; то уготовляет
себе кромешнюю тьму и суд без милости.
Иной пример представляю тебе, человек,
чтобы ты по высокомерию своему не отваживался недостойно
вступить в сан священства; потому что чистый Бог не
благоволит к приявшим рукоположение по высокомерию.
Знай, что потерпели те несчастные, воспротивившиеся
некогда Моисею и Аарону и возымевшие безрассудство,
бесстыдно и самовольно принести фимиам Богу. Не поял ли
всех огнь с неба за то, что отважились присвоить себе
сан, который был выше их? А также и Мариаме, пророчице
Божией, за то, что малым словом укорила Моисея за
священство, такое поругание определил Всевышний, что вся
она покрытая проказой семь дней удалена была из стана. И
ныне, братия, ведите чистое житие, подражая Моисею,
Аарону и Елеазару. Смотри, как благочестивые иереи в сем
сане отмстили безбожным ополчениям врагов. Моисей, как
иерей, воздел руки к Богу и поразил Амалика неисцельною
язвою. Священством препоясанный Авраам обратил в бегство
царей. Восприяв на себя священство, Мелхиседек
избранного Авраама благословил высшим благословением.
Сподобился ты, брат, сана священства?
Приложи старание благоугождать Воеводе чистотою, и
праведностью, и божественною мудростью, и светлым
девством. Будь пламенным ревнителем, как целомудренный
Иосиф, чистым, как Иисус, странноприимным, как Авраам,
нищелюбивым, как Иов, любвеобильным, как Давид, кротким,
как Моисей; заблудшегося возврати на путь, хромого
подкрепи, падшего восставь, немощных защити, и делай все
тому подобное.
А я, возлюбленные братия, прихожу в
ужас, видя, на что отваживаться имеют обычай некоторые
безумцы, которые решаются бесстыдно и опрометчиво искать
священства, и принимают оное, не быв призваны Христовою
благодатью, не зная того, что огнь и смерть собирают
себе они бедные. Не о том только говорю тебе, человек,
чтобы не принимать на себя священства опрометчиво, но
чтобы и не касаться которого либо из сосудов всечестного
служения. Если читал ты, что потерпел Оза, когда
прикоснулся он к кивоту Божию; то помни всегда,
возлюбленный брат, и страшное изречение Всевышнего Бога,
сказанное устами Пророка Исаии: на ком, упокоюсь? токмо
на кротком и молчаливом, и трепещущем словес Моих
(Ис.66:2). Помни всегда слова сии и будь внимателен,
чтоб приобрести сокровище - кроткий помысл, чтобы таким
образом мог ты взойти мысленно в горний град Иерусалим и
приносить умные жертвы неприступному Царю Богу. Там
соплетаются неувядаемые нетленные венцы, и там сам
Христос увенчает тебя пред Ангелами венцем бессмертия, и
ты с горними ликами будешь во веки веков воспевать
победную песнь Святой Троице. Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993, - С. 396-401. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|