Ефрем Сирин. На пришествие Господне
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
На пришествие Господне
Глава I
У кого есть сокрушение и слезы, тот в
молитвах да просит Господа, чтобы избегнуть ему великой
скорби, какая придет на землю, и чтобы вовсе не видеть
самого зверя и не слышать также, какие будут по местам
страхования, землетрясения, глады и различные смерти на
земле. Нужна душа мужественная, способная, скажу так,
управить жизнь свою среди сих соблазнов. А если какой
человек окажется, хотя несколько, нерадивым, того удобно
преодолеют и пленят знамения лукавого и коварного змия.
И таковой на суде окажется неизвинимым, потому что сам
добровольно поверил мучителю. Много нужно нам молитв и
слез, возлюбленные, чтобы кому из нас твердо устоять в
искушениях. Много мечтаний наведет зверь, потому что он,
богоборец, захочет всех погубить.
Послушайте, христолюбивые братия мои,
что сделал он в пустыне с Израилем, исшедшим из Египта,
как ухитрился он, окаянный и всескверный, вовлечь всех в
самый тяжкий грех; внушил мысль Валааму, подать самый
злой совет Валаку, царю мадиамскому, чтобы городских
женщин вывел в кущи и уловил ими израильтян, склонил к
блуду и жертвоприношению, чтобы в конец потребил их Бог,
как нечестивцев, когда все будут блудодействовать с сими
женщинами, подобно бессловесным. И поставил царь женщин
открыто пред народом и трапезы при дверях с возлияниями
и жертвами, всех вовлекая в смерть, чтобы желающий
блудодействовать с сими скверными сперва сделал
возлияние, и потом вошел в кущу; потому что женщины
ничего не брали у израильтян, но всякого проходящего
принуждали принести жертву. И князьям вывел он дочерей
княжеских, а также богатым дочерей людей богатых, всему
же народу множество женщин из простого народа, чтобы
вдруг всех уловить в смерть; и богатый не погнушался
бедною, и князь какою-либо дочерью простолюдина. Видишь
дело неправды, лукавый умысел! Как всем ископал ров
погибели в смерть! Видел ли кто из вас когда-нибудь
такое бесстыдное дело - блуд, вооруженный мечем
обоюдоострым? Ибо сугубою страшною смертью истребляли
женщины входящих к ним, побуждая и приносить жертвы и
блудодействовать.
Сей же самый способ употребит мучитель,
чтобы все носили на себе печать зверя, когда в свое
время, при исполнении времен, придет он прельстить всех
знамениями, чтоб таким только образом могли купить себе
пищи и всего нужного; для исполнения же сего повеления
поставит народных начальников. Обратите внимание,
братия, на чрезмерную злокозненность зверя, на ухищрения
его лукавства: начинает он с чрева, чтобы человек,
доведенный до крайности недостатком пищи, принужден был
принять его печать. И будет полагать свою печать сей
скверный не на каком бы то ни было члене тела, но, чтобы
не затруднялись сим, будет полагать ее на правой руке
человека. А также и на челе положит нечестивое
начертание, чтобы человек не имел возможности правою
рукою напечатлевать на себе знамение Христа Спасителя
нашего, и также не мог назнаменовать у себя на челе, без
сомнения, страшное и святое имя Господне, и славный и
страшный крест Спасителев. Ибо знает сей злосчастный,
что крест Господень, если будет на ком напечатлен,
разрушит всю его силу. И потому будет класть печать на
правой руке человека; так как она запечатлевает крестом
все члены наши, а подобным образом и чело на верхе своем
носит Спасителево знамение; как свещник носит на себе
светильник света. Итак, братия мои, всем верным и
сильным христолюбивым людям предлежит страшный подвиг,
чтобы ни однажды не уступить до часа смертного, и не
изнемочь, когда змий будет начертывать печать свою
вместо креста. Ибо всеми способами будет ухищряться,
чтобы имя Господа и Спасителя - сие всесвятое и
пречистое имя - вовсе не было именуемо во времена змия.
Сделает же сие немощный, страшась и трепеща святой силы
Спасителева имени. Ибо кто не запечатлеется его печатью,
тот не будет пленником его мечтаний; от такового не
отступит Господь, но будет просвещать его сердце и
привлечет к Себе.
Нам же, братия, во всей точности должно
уразумевать мечтания ненавистного врага. Господь в мире
грядет ко всем нам отразить для нас ухищрения зверя.
Искренно содержа непоколебимую веру Христову, соделаем
вражью силу шаткою. Приобретем непреложный и
благочестивый помысл, и бессильный отступит от нас, не
имея возможности что-либо сделать нам.
Глава II
Сонм святых, христолюбивые и верные, со
слезами умоляю и увещеваю вас я, жалкий, вовсе не будем
удобоуловимы врагом, лучше сказать, не будем
неудобоуловимы силою крестною. Неизбежный подвиг уже при
дверях. Все восприимем на себя щит веры; с любовью
почерпнем из Божественного Источника спасительные для
души нашей надежды. Разумею же, возлюбленные братия,
несозданную Единосущную Троицу, сей Источник, источающий
жизнь. Если душа наша ограждена такими оружиями, то змий
попран. При всем том, должно нам молиться, чтобы не
внити в напасть, и не зимою спасаться бегством. Итак,
будьте готовы, как верные служители, любящие своего
Владыку и не принимающие иного. Ибо сей злочестивый и
грозный тать придет прежде, во время свое, с намерением
похитить, заклать и погубить избранное стадо истинного
Пастыря. Он примет вид истинного пастыря, чтобы
обольстить овец стада. Но хорошо знающие святый глас
истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика; потому что
голос злочестивого нимало не походит на глас истинного
Пастыря и язвителен; голос татя притворен, и вскоре
делается известным, каков он. Постараемся же узнать,
други, в каком образе придет на землю бесстыдный змий.
Спаситель, вознамерившись спасти род
человеческий, родился от Девы, и в образе человеческом
попрал врага святою силою Божества Своего; был же кроток
и смирен на земле, чтобы нас вознести с земли на небо.
Сей Самый Бог, Который действительно и истинно был
зачат, воплотился и родился во плоти нашей от святой
Девы, крестным Своим страданием спас все, дав заповеди.
Он же и опять приидет в последний день судить живых и
мертвых, и всем праведным и нечестивым воздаст по делам
их, как праведный Судия. Узнав сие, враг, а именно, что
Господь опять придет с неба во славе Божества, умыслил
посему принять на себя образ Его пришествия и прельстить
всех. Но Господь наш на светоносных облаках, подобно
страшной молнии, придет на землю. Не так, не на светлых
облаках придет на землю враг, потому что он отступник.
Действительно же родится орудие его от скверной жены; не
сам он воплотится, но в образе его придет всескверный,
как тать, чтобы прельстить всех, придет притворно
благоговейным, смиренным, кротким, ненавидящим, как
скажет о себе, неправды, отвращающимся идолов,
предпочитающим благочестие, добрым, нищелюбивым, в
высокой степени благообразным, весьма постоянным, ко
всем ласковым, уважающим особенно народ иудейский;
потому что иудеи будут ожидать его пришествия. При всем
этом, с великою властью совершить знамения, чудеса и
страхования, приимет хитрые меры всем угодить, чтобы в
скором времени полюбил его простой народ. Не будет брать
даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но
всегда будет ласков. И во всем этом благочинною
наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Ибо
когда многие народы и сословия увидят такие добродетели,
совершенства и силы, все вдруг возымеют одну мысль, и с
величайшею радостно воцарят его, говоря друг другу:
"найдется ли еще человек, столь добрый, правдивый?"
Всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его
народ, убийцы - иудеи. Почему и он, как бы из
предпочтения, промышляя о них, укажет всем им место и
храм. В царствование же на земле сего змия народы со
всею охотою сделаются его союзниками. Едом, Моав, а
также и Аммонитяне с радостью поклонятся ему, как
законному царю, и будут из первых его споборников. И
скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трех
великих царей. Потом чрез меру вознесется сердцем и
изрыгнет горечь свою этот змий, извергая смертоносный яд
с Сиона; смятет вселенную, подвигнет концы ее, всех
притеснит, осквернит многие души; поступая уже не как
человек благоговейный, благопопечительный, ласковый, но
при всяком случае суровый, жестокий, гневливый,
раздражительный, стремительный, беспорядочный, страшный,
отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, лукавый,
губительный, бесстыдный, своим неистовством старающийся
весь род смертных ввергнуть в пучину нечестия,
произведет великие знамения, многочисленные страхования,
показывая сие лживо, а не действительно. Подобным сему
образом мучитель этот будет переставлять горы, в одном
лживом призраке, а не в действительности. В присутствии
многолюдной толпы из многих народов и сословий,
восхваляющих его за мечтательные чудеса, издаст он
крепкий глас, от которого поколеблется место, где
собраны предстоящие ему толпы, и с дерзостью скажет:
"Познайте, все народы, великую силу моей власти. Вот,
пред всеми вами повелеваю этой великой горе, стоящей
напротив, чтобы она, по слову моему, из-за моря перешла
теперь сюда, к нам". И скажет скверный: "Повелеваю тебе,
переходи сейчас сюда чрез море". И в глазах зрителей
гора пойдет, нимало не подвигшись с своих оснований.
Ибо, что в начале творения водрузил и поставил Всевышний
Бог, над тем не будет иметь власти этот всескверный, но
станет обольщать мир чародейными мечтами. Также другой
горе, лежащей во глубине великого моря, в виде весьма
великого острова, повелит сойти с своего места и в
удовольствие зрителей стать на суше, на приятных
берегах. И хотя остров вовсе не двинется из моря, однако
же будет казаться горою, стоящею на суше. Еще змий сей
прострет руки и соберет множество пресмыкающихся и птиц.
Подобным образом ступит на бездну и пойдет по ней, как
по суше, представляя все это мечтательно. И многие
поверят и прославят его, как крепкого Бога. Но кто имеет
в себе Бога, у тех светлы будут сердечные очи; и
искреннею верою в точности увидят они, и узнают его.
Всякий, кто имеет в себе страх Божий, и у кого светлы
сердечные очи, в точности будут знать, что ни гора не
двигалась с места своего, ни остров не переходил из моря
на сушу.
Все же сие будет совершать антихрист
именем своим. Ибо не потерпит, чтобы именуемо было
пречистое имя Отца и Сына и Святаго Духа, потому что
будет он богоборец и сын погибели. Когда же совершится
сие, по сказанному, и народы поклонятся ему и восхвалят
его, как бога, Всевышний на небесах со дня на день будет
являть гнев Свой, и отвратит лице Свое от него. И будут,
наконец, тяжкие глады, продолжительные язвы,
непрестанные землетрясения, повсюду оскудение пищи,
великая скорбь, повсюду теснота, непрестанные смерти,
великий страх, несказанный трепет. Тогда небеса не дадут
дождя, земля не будет приносить плодов, источники
иссякнут, реки иссохнут. Трава не будет расти, не
покажется на земле зелени; дерева померзнут в корнях, и
не дадут отпрысков; рыбы и киты в море изомрут. И море
издаст такое заразительное зловоние и такой страшный
шум, что люди будут падать без чувств и умирать от
страха.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Творения. Т.2. Репринтное
издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. - С. 135 - 140. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|