Ефрем Сирин. О страстях
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О страстях
Пред славою Твоею, Христе Спаситель,
хочу изобразить всю свою горечь, все лукавство и
неразумие; но опишу также всю Твою приятность и
сладость, с какими поступал Ты со мною ради Своего
человеколюбия [1].
От чрева матери моей стал я преогорчать
и обращать в ничто благодать Твою, и нерадел о добре.
Сам же Ты, Владыко, Сын Божий, по множеству щедрот Твоих
терпеливо взирал на все мое лукавство. Главу мою
возносит благость Твоя, Владыка; но она ежедневно
смиряется по причине грехов моих. Та же благодать Твоя
снова влечет меня к жизни; но я скорее со всем усердием
устремляюсь к смерти; потому что тот же худой навык к
слабостям увлекает меня к себе, и я покоряюсь ему.
Ужасен и весьма худ страстный навык: он
как бы неразрешимыми узами связывает мысль, и узы сии
всегда кажутся мне вожделенными; потому что сам хочу
быть так связанным. Мои навыки опутывают меня сетями; и
я радуюсь, что связан. Погружаюсь в самую несносную
глубину, и это веселит меня. Враг ежедневно обновляет
узы мои; потому что видит, сколько я рад разнообразию уз
своих. Враг мой очень искусен: не связывает меня теми
узами, какие мне не угодны, а напротив того налагает
всегда такие узы и сети, которые принимаю с великим
удовольствием; ибо знает, что изволение мое сильнее
меня; и во мгновение ока налагает узы, какие хочет.
Это достойно рыдания и плача; в этом
позор и стыд, что связан я своими хотениями. Могу одним
мановением сокрушить узы и освободиться от всех сетей,
но не хочу того сделать, будучи одолеваем своими
слабостями и произвольно раболепствуя страстям, как
обычаям. Еще ужаснее и извлекает у меня слезы стыда, что
не выхожу из-под воли моего врага. Связываюсь теми
узами, какие он налагает на меня; и умерщвляю себя теми
страстями, какие его радуют. Могу сокрушить узы, но не
хочу; могу избежать сетей, но не спешу. Что горестнее
этого плача и рыдания? Какой другой стыд тягостнее сего?
Ибо утвердительно скажу, что это самый горький стыд,
когда человек выполняет хотения врага.
Зная узы свои, каждый час скрываю их от
всех зрителей под благоговейною наружностью. И совесть
моя обличает меня в этом деле, ежечасно говоря мне:
"Почему не трезвишься ты, бедный? Разве не знаешь, что
наступил и близок день страшного суда, в который все
обнаружится? Восстань, как сильный! Разорви узы свои! У
тебя есть сила разрешать и вязать". Это всегда говорит
мне, этим обличает меня совесть: но не хочу освободиться
от уз и сетей. Каждый день сетую и воздыхаю о сем, и
оказывается, что связан я теми же страстями. Жалок я и
нерадив, не оказываю успехов во благо душе своей; потому
что не боюсь быть в сетях смерти. Тело мое облечено
прекрасною наружностью благоговения, а душа опутана
неприличными помыслами. Перед зрителями тщательно я
благоговеен, а во внутренности почти что дикий зверь.
Услаждаю речь свою, передавая ее людям, а сам всегда
горек и лукав по намерению.
Итак, что мне делать в день испытания,
когда Бог откроет все перед судилищем? Сам знаю, что
буду там наказан, если здесь слезами не умилостивлю
Судию. Посему-то не удерживает Он щедрот и во гневе, так
как ожидает моего обращения. Ибо не хочет видеть, чтоб
кто-нибудь горел в огне; но угодно ему, чтобы все
человеки вошли в жизнь.
Посему уповая на щедроты Твои, Господи,
Сын Божий, к Тебе припадаю, и Тебя умоляю: воззри и на
меня, изведи душу мою из темницы беззаконий, и да
воссияет луч света в моем разуме, пока не отошел я на
страшный ожидающий меня суд, на котором вовсе нет места
покаянию в худых делах! Ибо вот занимает меня та и
другая мысль - и переселиться из тела, и более уже не
грешить. Опять страх объемлет меня бедного и
нечестивого: как пойду неготовым и совершенно обнаженным
- без покрова добродетелей? Великий страх непрестанно
мучит сердце мое при мысли - и пребывать во плоти и
переселиться из плоти; и не знаю, на которую из обеих
мыслей преклониться мне: ибо вижу, что я не ревностен к
добру, и жить во плоти страшно и опасно: потому что
ежедневно хожу среди сетей, и уподобляюсь нерадивому и
ленивому купцу, который в одно время теряет и достояние
и прибыль. Так и я теряю небесные блага среди множества
развлечений предметами, которые заманивают меня в худые
дела. Ибо сам в себе ощущаю, как ежечасно меня
окрадывают, и нехотя, делаю дела, которые ненавижу.
Удивляет меня тварь, как она всегда
прекрасна; тогда как мысль моя среди сих красот
неблагопристойна. Удивляет меня произволение мое,
столько злое в скорбях, в которых всегда различно
погрешает. Удивляет меня ежедневное мое покаяние, почему
не имеет оно твердого основания зданию. Каждый день
полагаю основание зданию, и опять собственными своими
руками разоряю труд. Доброе мое покаяние не положило
себе хорошего начала; наоборот злому нерадению нет еще
конца. Порабощен я слабостям и воле моего врага, усердно
исполняя все им любимое.
Кто даст главе моей воду в неистощимом
обилии и очесем источники, которые бы непрестанно
изливали слезы, да плачуся (Иер.9:1) всегда пред
милосердым Богом, чтоб, послав благодать свою, извлек Он
меня грешника из моря, свирепеющего волнами грехов и
ежечасно обуревающего душу? Ибо хотения мои хуже ран,
которые вовсе не терпят врачебных перевязок. Выжидаю в
надежде покаяния и обманываю себя сим суетным обещанием,
пока не умру. В этом ожидании всегда говорю, что
покаюсь, и никогда не каюсь. На словах прилежно каюсь, а
делами весьма далек от покаяния. Если я покоен; то
забываю и природу свою. А если опять в скорбях; то
оказываюсь ропотником.
Святые отцы, будучи боголюбивыми, в
страданиях и искушениях соделались благоискусными, и от
небесного Бога со славою и похвалами прияли неувядающий
венец; в скорбях приобретя себе похвалу и имя, стали
прекрасным образом для последующих родов. Вместе с
отцами и святыми всегда представляю себе досточестного,
благолепного, целомудреннейшего Иосифа, исполненного
небесной красоты и любви к Всевышнему. Какое прекрасное
терпение приобрел он в искушениях! Ужасная зависть
братьев не в силах была повредить красоте души его;
потом и страшный аспид в собственной норе своей не мог
иссушить цветущую красоту сего юноши, хотя ежечасно
устремлял взоры на красоту целомудренного, чтобы в
бешенстве своем излить на него горький яд свой; потом в
темнице и в узах не увяли благолепие души и красота
боголюбивого юноши.
А если я несчастный и без всякого
искушения грешу, раздражаю и огорчаю Владыку, то,
изведав опытом многие и неизреченные щедроты Твои,
Господи, умоляю величие щедрот Твоих: спаси меня, и
даруй служителю Твоему прошения души его, - все, чего он
просит из сокровищ милосердия Твоего, Владыка, чтобы
благодать Твоя постоянно, как поток, струилась в сердце
и в устах у меня, раба Твоего, чтобы сердце мое и уста
мои были чистым по благодати и нескверным храмом,
приемлющим в себя небесного Царя; чтобы не уподоблялись
они по лукавым помыслам звериному логовищу и по лукавым
пожеланиям вертепу злых разбойников: но чтобы перст
благодати всегда приводил в движение язык мой, как
струну на гуслях, к славе Твоей, Человеколюбец, и я
непрестанно, во все время жизни своей, и сердцем и
устами с любовью прославлял и благословлял Тебя! Ибо кто
ленится песнословить и прославлять Тебя, Владыка, тот
чужд будущей жизни.
Христе Спаситель! даруй мне по прошениям
сердца моего, да уподобится язык мой цевнице благодати,
чтоб из многих записей в завете здесь мог уплатить я
хотя по немногим взысканиям, и под кровом рук Твоих
спасся опять там, когда пред страшною славою Твоею
вострепещет всякая душа. Ей, Владыка, Единородный Сын,
услышь меня, и прошение раба Твоего приими как дар. Я
грешник, спасаемый благодатью; а слава подобает
Спасающему грешника щедротами!
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. -С. 187-191. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
Примечания
1. Славянский перевод предполагает
чтение: ένεχέν σου φιλανθρωπίας.
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|