Ефрем Сирин. Блаженства 55 глав
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Блаженства. 55 глав
1. Блажен, кто о Господе стал совершенно
свободен от всего земного в этой суетной жизни и
возлюбил единого благого и милосердого Бога.
2. Блажен, кто стал делателем добродетелей
и, как плодоносная нива, принес высокую груду плодов
жизни о Господе.
3. Блажен, кто стал прекрасным
возделывателем добродетелей, насадил духовный виноград
и, собрав грозды, наполнил точила свои плодами жизни о
Господе.
4. Блажен, кто подобным себе рабам доставил
духовное веселие плодом добродетелей, которые насадил он
трудами своими, чтоб принесли они плод жизни о Господе.
5. Блажен, кто, стоя у Божией службы и на
молитве, как Ангел небесный, всякий час имеет чистые
помыслы и не дает доступа к себе лукавому, чтоб взял он
в плен душу его, и отвел от Бога Спасителя.
6. Блажен, кто с ведением пожелал плакать,
и с сокрушением источает на землю слезы, как драгоценные
жемчужины, пред Господом.
7. Блажен, кто любит святыню, как свет, и
не осквернил пред Господом тела своего темными делами
лукавого.
8. Блажен, кто блюдет тело свое в святыню
Спасителю, и не постыдил души своей делами чуждыми, но
пребыл благоугодным Господу.
9. Блажен, кто возненавидел дела гнусные и
постыдные и принес себя самого в жертву живую и
благоугодную Господу.
10. Блажен, кто всегда имеет в себе
памятование о Боге; потому что на земле будет он
всецело, как Ангел небесный, священнодействовать Господу
со страхом и любовию.
11. Блажен, кто любит покаяние, спасающее
грешных, и не согласился поступать худо, став
неблагодарным пред Спасителем нашим Богом.
12. Блажен, кто, пребывая в келлии, как
мужественный воин, охраняет сокровище царства, то есть,
тело свое и душу свою хранит неукоризненными о Господе.
13. Блажен, кто, пребывая в келлии как Ангел
на небе, имеет чистые помыслы, и устами песнословит
Имеющего власть над всяким дыханием.
14. Блажен, кто стал подобен Серафиму и
Херувиму, и никогда не был ленив для духовного
священнослужения, неумолчно славословя Господа.
15. Блажен, кто всегда исполнен духовной
радости и неленостно несет благое иго Господне; потому
что будет он увенчан во славе.
16. Блажен, кто очистил себя от всякой
греховной скверны, чтобы с дерзновением принять ему в
дом свой Царя славы, Господа нашего Иисуса Христа.
17. Блажен, кто со страхом, трепетом и
благоговением приступает к пречистым Тайнам Спасителя,
сознавая, что приемлет в себя неразрушимую жизнь.
18. Блажен, кто ежечасно помышляет о смерти,
и привел в себе в бездействие постыдные страсти,
гнездящиеся в сердцах у нерадивых; потому что таковый
будет утешен в час кончины своей.
19. Блажен, кто непрестанно помнит о страхе
гееннском; и спешит со слезами и воздыханиями искренно
покаяться Господу; потому что избавится он от великой
скорби.
20. Блажен, кто всегда добровольно смиряет
себя самого: потому что будет он увенчан добровольно
Смирившим Себя за нас.
21. Блажен, кто со всяким благоговением
пребывает в своей келлии, как Мария у ног Господних, и
как Марфа спешит к принятию Господа и Спасителя.
22. Блажен, кто разжигаемый страхом Божиим
всегда имеет в себе теплоту Святого Духа, и попалил
терния и волчцы лукавых помыслов.
23. Блажен, кто не осквернил рук своих
делами чуждыми, и не стал богомерзким; ибо об этом будет
суд пред Господом в страшный день.
24. Блажен, кто ежедневно возделывает в себе
прекрасные и добрые мысли, и надеждою победил лукавую
страсть уныния, с которою борются подвижники Господни.
25. Блажен, кто в деле Господнем стал
подобным мужественному воину, возбуждает ленивых и
ободряет малодушных на пути Господнем.
26. Блажен, кто стал многоплодным о Господе,
и потому имеет хранителями святых Ангелов, как и
плодовитое дерево имеет хранителем своего вертоградаря.
27. Блажен, кто с духовным благоразумием
любит кротость и не дает себя в обман лукавому змию,
возлагая надежду на благого и милосердого Господа.
28. Блажен, кто почитает святых, любит
ближнего и изгнал из души своей зависть, от которой Каин
стал братоубийцею.
29. Блажен, кто делом обличил мучителя, и не
пришел в страх от пламени сластолюбия; потому что душа
его орошена будет росою Святого Духа.
30. Блажен, у кого темное диавольское облако
не могло омрачить ума и лишить сладостного света и
веселия праведных.
31. Блажен, кто, просветив сердечные очи
всегда, как в зеркале, видит в себе Господа; таковый
получит облегчение от страстей и от лукавых помыслов.
32. Блажен, кто любит прекрасные добрые
речи, ненавидит же слова срамные и тлетворные; потому
что не попадется он в плен лукавому.
33. Блажен, кто назидает ближнего страхом
Божиим и не обольстил души своей ежечасно боясь
железного жезла Великого Пастыря.
34. Блажен, кто послушен ближнему по Богу и
терпит скорби с благодарением; ибо таковый будет
увенчан, став исповедником о Господе.
35. Блажен, кого не низложила, как
немужественного, страсть уныния; но взял он совершенное
терпение, за которое все святые получили венцы.
36. Блажен, кто любит воздержание по Богу, и
за чрево свое не подвергается осуждению, как сластолюбец
и нечистый; ибо таковый возвеличен будет о Господе.
37. Блажен, кто не упивался вином, как
распутный, но всегда увеселяется памятованием о Господе,
Которым непрестанно увеселяются все святые.
38. Блажен, кто по Богу распоряжается своим
имением, и не осужден от Бога Спасителя, как сребролюбец
и немилосердый к ближнему.
39. Блажен, кто бодрствует в молитвах,
чтении и добрых делах; он просветится и не уснет в
смерть.
40. Блажен, кто стал прекрасною духовною
мрежею и многих уловил благому Владыке; он весьма будет
восхвален о Господе.
41. Блажен, кто стал прекрасным образцом для
ближнего, и не уязвил совести подобного себе раба делами
недозволенными; он будет благословляем о Господе.
42. Блажен, кто стал великодушным и
милосердым и не поработил себя дикой раздражительности,
то есть, злому гневу; он будет возвышен о Господе.
43. Блажен, кто, возвысившись в любви, стал
как город, построенный на верху горы, от которого враг,
посмотрев на него, удаляется со страхом, убоявшись того,
что он тверд о Господе.
44. Блажен, кто просиял верою в Господа, как
ясный светильник на высоком подсвещнике, и просветил
души омраченные, которые последовали учению неверных и
злочестивых.
45. Блажен, кто всегда любит истину, и уст
своих не дал лжи в орудие нечестия, боясь заповеди о
праздном слове.
46. Блажен, кто не осуждает, как немудрый,
ближнего, но как человек разумный и духовный старается
вынуть бревно из собственного своего глаза.
47. Блажен, у кого сердце как пальма,
процвело правотою веры, а не подавлено, как терниями,
учением неверных и нечестивых.
48. Блажен, кто воздерживал вежды, и ни
мысленно, ни чувственно не обольщала его кожа плоти,
которая вскоре будет источать из себя гной.
49. Блажен, кто имеет пред очами день
исшествия, и возненавидел гордыню, прежде нежели
обличена смертию естественная наша немощь согнивающая во
гробе.
50. Блажен, кто помышляет о множестве
почивающих во гробах, и отверг всякую зловонную похоть;
потому что восстанет он во славе, когда прозвучит
небесная труба, пробуждающая всех сынов человеческих.
51. Блажен, кто духовным разумением взирает
на блистающий славою сонм звезд и на красоту небесную, и
желает узреть Творца всяческих.
52. Блажен, кто содержит в уме и огнь,
сошедший на гору Синайскую, и трубные гласы, и стоящего
посреди со страхом и трепетом Моисея, и кто не
вознерадел о своем спасении.
53. Блажен, кто имеет надежду не на
человека, но на Господа, грядущего паки со славою многою
судить вселенную в правде; потому что будет он как
дерево, растущее при водах, и не перестанет приносить
плод.
54. Блажен, у кого ум стал по благодати как
облако полное дождя, и напоил души смертных к возращению
плодов жизни; потому что благодать будет ему в вечную
похвалу.
55. Блаженны трезвящиеся всегда по Богу;
потому что в день суда будут защищены Богом, и, став
сынами брачного чертога, в радовании и веселии увидят
Жениха. А я и подобно мне беспечные и сластолюбивые
будем рыдать и плакать, видя братий своих в несравненной
славе, а себя в муках.
***
Рассуждаю об этом сам с собою,
возлюбленные, и весь обливаюсь слезами, что, начав
течение, ослабел я и остановился на средине поприща,
представляя из себя жалкое зрелище смотрящим на меня.
Как не оплакивать мне великую свою леность и великое
свое нерадение? Одни смирили себя вретищем и железом;
другие в затворе и посте поработали Господу; иные на
столпах неукоризненно совершили подвиг; иные в пустыне и
одиночестве преуспели в добродетели; иные в подчинении
прияли венцы: а я жалкий, и подобно мне ленивые и
славолюбивые, облеклись, правда, в образ благочестия, но
делами своими совлеклись благочестия. Кто представит в
уме своем страдания святых мучеников, не только мужей,
но и жен, и не придет в изумление? Они смиряют себя,
подражая своему Владыке; а мы желаем почестей и
приветствий на торжищах. Они за благочестие в голоде,
мучениях и узах заключаемы были в темницы; а мы и малого
злострадания не можем перенести добровольно, но всеми
силами гонимся за наслаждениями. Они оскорбляемые,
уничижаемые охотно терпели даже до смерти; а мы и
увещеваемые нерадим. Они препобедили огонь; а мы не
переносим и жесткого слова. Они после истязаний выводимы
были на показ народу, и шли туда радуясь; а мы, слыша о
подвигах, дивимся, но не имеем желания подражать их
подвигам. Поэтому много нужно нам воздыханий и слез,
чтоб не быть изринутыми из небесного царства, где
великая слава уготована подвизавшимся. Итак не будем
нерадивыми, не будем предаваться лености во время
священнослужений. Не обидлив бо Бог забыти
дела (Евр.6:10) рабов Своих, которые всецело предали
себя воле Его, отреклись от мира ради имени Его,
удалились от родителей по плоти, ударяют в дверь Его в
третий и шестой и девятый час, и вечером и утром, лучше
же сказать, весь день и всю ночь. И ужели думаешь, что
Бог оставит без внимания такое смирение их? Да не будет
сего! Они терпят затворничество, занимаются рукоделием,
терпят пост, бдение, приражения лукавых духов,
преклоняют колена в молитве, часто ударяют челом в пол,
умоляя Его благость. И оставит ли Бог без внимания такое
прошение? Да не будет сего! Если кто с усердием
приступит к человеку бесстыдному и жестокосердному, то и
он преклоняется к состраданию. И Бог человеколюбивый,
благий, богатый милостию, милующий неблагодарных,
оставит ли без внимания такую скорбную жизнь и
благоговение, воздыхания, слезы, сострадательность,
святыню, смирение, молчание, воздержание, терпение,
уничижение от гордых? Никак. Посему не будем терять
веры, возлюбленные, не будем лениться во время
священнослужения, а напротив того смело станем ударять в
двери. Чем неотступнее ударяешь, тем в большей мере
увеличиваешь твою награду. Трезвись ежечасно; потому что
в час, в который не ждешь, пошлет Господь за тобою, чтоб
взять тебя в житницу жизни, в сонм праведных, и чтоб
наконец упокоился и не имел ты попечений, там, где нет
ни брани, ни противника. Ибо там истреблены будут и
воюющий с нами враг, и все поводы к брани. Поводом же к
брани бывает вожделение красоты и желание обладать оною;
а на небесах ни женятся, ни посягают, но яко Ангели на
небеси суть (Мф.22:30). Еще поводами к брани бывают
богатство, земная слава: но все это тленно, и кончится
на земле. Почему некто из святых учит нас, говоря: не
любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть
любве Отчи в нем. Похоть плотская, похоть очес и
гордость житейская, несть от Отца, но от мира есть. И.
мир преходит и похоть его: а творяй волю Божию пребывает
во веки (1Ин.2:15,17). Как попавшийся в наполненное
терниями место, цепляясь за них, колется ими, пока не
выйдет на чистое место; когда же выйдет из терний, не
побоится уже их; так и святые, попав в подобное место,
вместо обуви употребляли прилежание и трудолюбие,
почему, и среди терний ходя, не уязвлялись ими: а
которые вдались в нерадение и до конца возненавидели
труд, те пострадали от терний. В означение сего Господь
повелел возвратившемуся сыну с одеждою и перстнем дать и
сапоги на ноги, чтоб смело и небоязненно потоптал он
главу змиеву. Уподобляют же тернистому месту настоящую
жизнь, в которой на подобие терний произрастают грехи,
чистому месту - горний Иерусалим, град Великого Царя,
откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание. О, если бы
всем нам достигнуть сего града, по благодати и
человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Творения. Т.1. Репринтное
издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. - 341 - 348. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|