Молитва Ефрема Сирина - покаянная молитва,
составленная в IV веке преподобным Ефремом Сирином (сирийцем),
которая читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной
седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и
воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы:
"Господи и Владыка живота моего, дух
праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй
ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси
во веки веков. Аминь".
При первом чтении этой молитвы после каждого
из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про
себя читается молитва: "Боже, очисти мя, грешнаго", - с
поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после
которой кладется один земной поклон.
Преподобный Ефрем
Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате, начало
XIV века. Афон
Эта молитва читается в храме на часах в
среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую
Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые
три дня Страстной седмицы.
В Великую среду в конце литургии на "Буди
имя Господне…" молитва преп. Ефрема Сирина читается в
последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.
"Когда они служили Господу и
постились..." (Деян.13:2)
"Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью" (Тов.12:8)
Молитва Ефрема Сирина – это молитва
покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые
нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые
в этом помогают.
Дух праздности: лень, проведение времени
беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и
знания, которые нужно употребить на пользу людям и во
славу Божию. Праздность - корень всех грехов, потому что
она расслабляет тело и душу.
Уныние бывает плодом праздности, когда
человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о
помощи молиться не способен.
Любоначалие - это любовь к власти: в
семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно
праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к
жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это,
рождается в нас жажда властвовать.
Празднословие: пустые, бранные слова,
злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.
Целомудрие: духовный контроль над
собственными эмоциями и над собственным телом.
Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.
Смиренномудрие - первый плод целомудрия.
Чем больше очищается душа, тем меньше она собой
гордится, потому что видит - гордиться нечем. Человек
перестает считать себя лучше других.
Терпение: грех делает человека
нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение
приносит умение ждать и надеяться.
Дух любви: любовь - главный дар и
главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь
изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на
прощение и милость. Только через любовь, которая
приходит в смягченное и очищенное сердце, человек
приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого
поста.
Зачем столько поклонов?
После каждого прошения молитвы Ефрема
Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал
от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть
восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Спасение и
покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а
его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только
новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а
за него. Поэтому весь человек - душой и телом - кается.
Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится
не вне, а в своем теле.
Неправильный перевод слова. Правильное не "уныние",
а "пустое времяпрепровождение"
"Дух праздности, уныния, любоначалия и
празднословия не даждь ми".
В греческом оригинале на месте
славянского "уныния" в молитве Ефрема Сирина стоит
греческое слово – "пэриэргия" с корнем "эрго" – "дело".
Со словом "эргон" связан и другой термин из молитвы
святого Ефрема. Мы переводим его как "праздность", а в
греческом тексте стоит "пнэвма аргиас". "Аргиа"
образовалось от присоединения приставки "а" к
существительному "эрга" – "без-делие".
"Пэриэргия" – это излишний труд,
излишнее любопытство, суета, суматоха, сумятица.
Происходит от глагола "пэриэргазомэ" –делать что-либо
лишнее, бесполезное, заниматься пустяками. Другими
словами, "пэриэргия" – это скорее не уныние как
депрессивное состояние, а пустоделие, убийство времени,
пустое времяпрепровождение.
И это еще не всё. Наше любимое
"празднословие" тоже имеет тесные связи с "деловым"
словом "эргон". По-гречески наше "празднословие" звучит
как "аргологиа" – "без-дельная речь", то есть разговор
не по делу, пустой разговор, пустословие.
Предположу, что греческое "филархиа", то
есть "любоначалие", а это точнейшая калька греческого
слова, попросилось в эту строчку молитвы благодаря
фонетической созвучности с остальными страстями – "пнэвма
аргиас, периэргиас, филархиас кэ аргологиас мэ ми дос".
В аскетическом словаре есть еще одно
слово, которое переводится славянским "уныние", это "акэдия"
– беззаботность, небрежность, "отвязанность". "Кэдос" – забота,
попечение, печаль; печаль по умершему. Обратите
внимание, что приставка "а" отрицает – что? – печаль – "акедия" – "без-печалие".
То есть совершенно очевидно, что "уныние" не
тождественно депрессии и "безвременной печали".
"Кэдэво" – "заботиться", "иметь
попечение"; а также – "хоронить" и, совершенно
неожиданно – "выдавать замуж". Никакого отношения это
слово не имеет к кедам, которые названы так по
банальному обстоятельству: латинское pes, pedis – "нога"
внезапно "увели" конкуренты, пришлось менять первую
букву, так и появилась марка Keds.
Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия