Ефрем Сирин. Похвальное слово славным
мученикам, во всем мире пострадавшим
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Похвальное слово славным мученикам, во всем мире
пострадавшим
Радостна и любезна всегда Ангелам и
человекам память святых; потому что и мы, в подражание
им, подвизаемся в подобной их ревности любить Бога.
Стремительнее огня объемлет она сердца, убеждает
пренебречь суетный мир и все его приятности, отрешает
парящий ум наш от вредного житейского сообщества, от
любви родителей, от благорасположения братьев, от заботы
о жене и детях и о всяком имуществе, окрыляет помысл,
чтоб от всего земного возносился он к небесному,
отсылает нас ликовствовать с Ангелами, еще здесь
предстоять Божественному престолу Всевышнего, пребывая в
теле подражать бесплотным, и, хотя по земли мудрствовать
небесное. Так и Учитель язычников, Павел, пишет,
увещевая горняя мудрствовати, идеже есть Христос одесную
Бога (Кол.3:1.2). Почему те, которые от всего сердца
приступают ко Христу, свергают с себя всякое попечение,
не должны уже ни следовать собственной своей воле, ни
гоняться за плотскими удовольствиями, ни уловляться
телесными страстями. Кто уверовал в Бога, тот не должен
колебаться сомнением, что потерпит лишение во время
своего служения. Маловерный же, не имея твердого
упования на Бога, осуждается как неверный.
Так мученики всецело от всего сердца
предавали себя Богу; потому пренебрегали уже самую
смерть и все неприязненные угрозы мучителей, будучи
готовы на поругания, на мучительные истязания, на
различные терзания всего тела. Хребты свои отдавали на
рассечение, на всякие вырезывания жил и мозгов.
Нечестивые прислужники мучителей, кровожадные и крайне
лютые, взяв святых, кроили плоть их бичами, а ребра
строгали когтями. Потом с безжалостным сердцем нещадно
свинцовым молотом сокрушали у них междурамие как
свирепые звери; пробивая острыми гвоздями состав груди,
делили на части, и к подмышкам приложив раскаленные
шары, жгли с великою лютостью, бедра вместе с жилами
рассекали мечами, кровеносные жилы вскрывали ножами, и
ни одного члена не оставляли не подвергнутым мучению, но
в неистовстве сокрушали даже и кости. За сие мученики
прияли от Бога силу мужественно претерпевать все
страдания, нечувствительны были ко всякой казни, терпя
как бы в чужом теле. Даже с бодростью посмевались
мучителям и приводили их в большее раздражение, говоря:
"ежели есть у вас мучительнейшие истязания, испытайте их
над нами. А эти, доселе испытанные, ничего не значат".
От сего воспламенясь и пылая гневом, как лютые звери,
рыкали на мучеников, криком своим побуждая исполнителей
казни сильнее терзать святые тела святых подвижников.
Они же опять возражали властителям: "где же мучения,
какими угрожали вы? Огонь ваш холоден, истязания слабы,
биющие нас бессильны, мечи - гнилое дерево. Ничто у вас
не равняется нашей ревности: мы готовы на большие еще
страдания".
Потому и по смерти действуют они как
живые, исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа
отражают всякое лукавое влияние их мучительского
владычества. Ибо святым мощам всегда присуща
чудодействующая благодать Святаго Духа. Поелику мученики
мужественно, с великим терпением, исповедали Христа пред
человеками; то и Он провозгласил их пред Отцем и
Ангелами Своими, и обетовал им блага, их же око не виде,
и ухо не слыша, и на сердце человеку смертному не
взыдоша (1Кор.2:9), в няже желают Ангели приникнути
(1Пет.1:12). Что больше сего изобразим словом? - Соделал
их Своими сонаследниками. А каково наследие Христово,
всякий, думаю, знает о сем. Это - небеса небес, и все,
что на них; это - свет неприступный, и престол славы;
это - источник кротких, весь рай, и райские древа, и
сладостнейший плод. Вот достояния Царя Христа, и кроме
их есть другие тысячекратно многочисленнейшие, которым
не знаем мы и именования, потому что невидимы для людей.
Преблаженны все святые; потому что будут
наслаждаться таким наследием и вечным сопребыванием со
Христом; а свет, которым Он осиявает, светлее всего, и
слава сущности Его неисповедима, велелепие неизследимо,
явление домостроительственного на земле вочеловечения
неиспытуемо. Он - совершенный образ Родившего Его,
Источник жизни, Зиждитель всего, незыблемое основание
исповедников, венец подвижников, Мздовоздаятель
победителей, Бог крепкий и Князь мира, расхититель ада и
оживотворитель мертвых. Он дал крепость святым мученикам
препобедить бесчеловечные замыслы мучителей. Он воителей
Своих для сей брани облек во всеоружие, оградив отовсюду
щитом веры, бронею любви, твердостью решимости, и
опоясав их мечем духа, которым они отсекли главу врагу,
до основания разрушили идольские храмы, как самый легкий
прах, сокрушили истуканов, ниспровергли капища и
жертвенники нечистых жертв и беззаконных возлияний.
Скверных же жрецов их, вместе с служителями храмов,
Христос предал огню, и бесов, изгнав из обольщающих
изваяний, вверг в геенну.
Славные мученики, видя такие действия
силы Христовой, восприяли еще большую ревность страдать
за имя силы Его, и собственноручно уже низлагали идолов,
сокрушая на земле все мерзости. Где только находили
поставленное изваяние, разбив камнями, бросали в грязь,
к крайнему стыду и осмеянию тех, которые чтили и
поклонялись идолам. Они говорили беззаконным правителям
и мучителям: "Вот бесчувственные, глухие, бессильные,
слепые и неподвижные чтилища ваши, которым вы служите, -
служите немым, вы имеющие дар слова, вы, которых Бог
почтил Своим образом, чтобы познали вы владычество Его,
и служили Ему со страхом и трепетом, и ежедневно творили
угодное Ему. Ибо Он есть Бог безначальный и
могущественный, страшный и сильный, славный и невидимый.
А вы, оставив поклонение Сотворившему вас, к оскорблению
Его, служите твари. Он сотворил солнце для озарения дня,
чтобы, наслаждаясь светом и теплотою его, всегда вы
прославляли его Создателя, подающего наслаждение сими
благами; а вы, как слепые, оставив Творца стали паче
чтить творение Его. Подобным образом Премудрый Создатель
сотворил для вас луну в освещение ночи; а вы, как
несмысленные, и ее признав богом, стали служить ей.
Благоутробный же Бог сносил сие долготерпеливо, всегда
ожидая от всех обращения; и не хотя смерти грешников, но
ожидая обращения их, несравненно вопиет, говоря:
приидите ко Мне вси труждающиися грехами и обремененнии
неудобоносимыми бременами беззаконных дел и плотских
удовольствий, и упокою вы в вечном блаженстве, даровав
вам отпущение грехов ваших; и будете сынами царствия
Моего, и упокоитесь со всеми избранными Моими".
Такие советы предлагали мученики
беззаконным, к обращению их, если бы захотели они
спастись. Но суемудренные издевались над ними, нечестиво
порицая их советы, потому что в злохудожну и беснующуюся
душу не внидет премудрость и смысл (Прем.1:4). Святые
же, даже и бичуемые, говорили и делали все к их
обращению, исполняя слово своего Владыки: любите враги
ваша и ненавидящих вас (Мф.5:44), и став незлопамятными
и ко всем милосердыми, уподобляйтесь в том Отцу Моему
небесному. Посему блаженны сии Христовы подвижники,
причастники света и вечной жизни, столпы веры, союзы
любви, живые и всеобъемлющие основания, сыны честной
Христовой Церкви, твердыни забралов небесного Сиона. Они
веселят ныне Невесту Спасителеву, они украшают собою ее
благолепие; они, как царице, служат духовным неким
убранством прекрасной Церкви, которая, облекшись в
одеяние, позлащенное многоразличными добродетелями
своего Владыки, блистательно предстоит одесную Его,
всегда озаряя сиянием Духа, и в светозарности своей
превосходя светлость чувственного солнца, и до
преизбытка тысячекратно превышая всякое человеческое
понятие.
Невестоводитель ее есть Божественный
Апостол Павел, мудрый архитектон, который прежде разорял
и опустошал ее, имея ревность о законе, но не по разуму.
Именуясь еще Савлом, он все приводил в волнение,
смятение и великое замешательство, влача и муча всех
чтущих Христа, предавал их узниками в темницы. Дыхая
прещением и беспримерным убийством на хотящих
благовествовать проповедь, разыскивал и в чужих городах
с великим тщанием, изведывая, не найдется ли кто
исповедующий имя Христово. Так ненавистно ему было самое
Имя, сладостное и вожделенное для всех людей, и спасшее
человеческий род от заблуждения! И сильно раздраженный
на учеников Слова, окрыляется Савл посланиями от
архиереев, чтобы, если найдет кого исповедующего имя
Христово, мужчин и женщин, связанных предавать на
мучение начальнику области и подвергать смертной казни.
Но воззванный с неба человеколюбивым Владыкою, удержан
он на пути, по которому спешно шел с самым злобным
намерением. Ему сказано: Савле, Савле, что Мя гониши
(Деян.9:4), не зная силы власти Моей? Удержи наконец
неблаговременную ревность свою, и перестань гнать
поклоняющихся Мне. Савл же, у которого телесные очи
ослеплены были избытком несравненного света от
Глаголющего ему из светлого облака, лежал в изумлении.
Хотя глаза его были открыты, но не видел он никого из
спутников. Прияв в себе слово, как рыба уду, извлечен он
из глубины. Слепота послужила ему в пользу.
Освободившись от житейской именитости и от иудейских
обычаев, последовал он с сего времени Христу. Вверженный
в купель сладких вод, внял Христову призванию, и
переименованный Павлом, дал упокоение ученикам
Христовым, и сделавшись надежным проповедником и крепким
столпом веры, всегда учил, яко сей есть Христос
(Деян.9:22); а чрез несколько времени от преизбытка
любви и душу свою предал. Ибо так от всего сердца
возлюбил Христа, что всецело вдал себя в опасности, и
желая доказать горячность своей любви, какую имел к
Нему, так писал всем: Кто возможет разлучити нас от
любве Христовой? Скорбь ли, или теснота, или гонение,
или глад, или нагота телесная, или беда, или меч? и даже
перечислил, говоря: ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни
высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас
разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе
нашем (Рим.8:35.38.39).
Кто может ныне сказать, что так любит
Сотворившего и Спасшего нас? Кто так от всего сердца
пренебрегает миром, и с такою легкостью отказался от
всего, что в мире? Будет ли кто в состоянии стать выше
страстей и избегнуть уз тщеславия? Кто всесовершенно
отрекался и самой тени вещей, и все оставив, понес крест
за Христом, Который решительно говорит желающим слышать:
аще кто грядет ко Мне, и не отречется всего своего
имения, несть Мой ученик (Лк.14:26.33). А если кто
удерживает у себя даже и малость какую из имения, то
согрешает тогда, потому что не отрекся всесовершенно от
собственности, но пришел ко Христу с недоверием и
сомнением. Посему такому человеку должно отвергнуться
себя самого, и, взяв крест, последовать Христу. Как
пригвожденный телом ко кресту ничего не может поднять:
так распявшийся мирскому да не привлекается ничем
житейским, чтобы не уподобиться в сем Анании и жене его,
которые скрыли принадлежащее Богу. Ибо Апостол Павел так
во всем отлучил себя от житейского, что говорил и писал:
мне мир распяся, и сам азвсецело распяхся миру
(Гал.6:14); и вменяю вся уметы быти, да приобрящу
Христа, Которого и возлюбил я (Флп.3:8).
Ему подражая, славные мученики предавали
себя на всякое мучение, взирая на самого мудрого
учителя, вождя и победителя в сей брани, который стал
путеводителем для всех желающих обрести наслаждение
вечной жизни. И охотно пострадав с великим терпением,
вот ублажаются они в веки веков. Ибо все мы обязаны с
похвалами воспевать подвиги святых; потому что они с
мужественным духом потрудились умилостивить Бога, дав
кровь свою в очищение всех нас, как незлобивых,
нескверных и непорочных агнцов принесши себя во
всесожжение за нас, став начатком за весь народ, и души
свои предав в благоприятную и благоуханную жертву Богу,
по примеру трех доблестных отроков, сих блюстителей
закона и проповедников Божиих. С ними прославим, и мы
Спасителя мира. Ему слава и держава во веки веков!
Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993, - С. 329-335. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|