Ефрем Сирин. Слово второе. О
скончавшихся отцах
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово второе. О скончавшихся отцах
По сл. пер. Ч. I. сл. 112.
В сей первый и знаменитый день, славно
воспевая таинства Единородного Сына, песненно возопием в
Церкви, этой невесте Христовой, провозвещая победные
награды преподобных отцов и воспевая похвалы
пустынножителям; и подвиги оставивших города и с любовью
возжелавших жить в пустынях поведаем на пользу всем
слушающим о них. И если кто отсутствует, да сопричислен
будет к присутствующим, и да приобщится молитвам
преподобных отцов, чтоб говорящему спастись молитвами
слушателей.
Не разлучены с нами преподобные отцы;
потому что с нами всегда любовь их. Не будем отлучать их
от себя, как чуждых нам; потому что всегда молятся они о
наших грехопадениях. Не презренны они, потому что
прославлены; не последние из людей, потому что удостоены
чести; а также не невежды, но для всех людей стали
наставниками в добрых делах, сами же поучаются у своего
Владыки. Скитаясь по горам, питаясь как звери, они
совершенны, исполнены правды, потому что суть члены
Церкви; не отлучают себя от стада, потому что суть чада
святого крещения; не нарушают закона, соблюдают
заповеди; не противятся закону, будучи горячи верою.
Когда честные иереи предстанут святой трапезе совершать
литургию; тогда первые они, простирая руки свои,
приемлют верою тело Владыки, Который всегда есть, и
всегда с ними. Как голуби, парят они по высоте, и скинии
свои водрузили на кресте. Как овцы, скитаются они в
местах пустынных, а как скоро слышат глас Пастыря,
тотчас познают благого Владыку. Это - купцы, пошедшие
искать прекрасную жемчужину. Это - искусные подвижники
благочестия.
Приклоните ко мне слух, и внимайте
теперь; я поведаю вам житие отцов пустынножителей.
Соберите мысли свои в среду пустыни, и там увидим чудо и
славу. Пойдем немедля, начертаем добрые и дивные образцы
их жития. Любовь их сильно нудит меня идти и брать из их
сокровищ; жизнь их тайно внушает мне страх приступить к
ним; но в их воле, чтоб приступил я к ним на минуту.
Когда преклонят они колена на молитву, тогда и меня
хилого могут сделать крепким. Когда прострут руки,
воздевая к небу; тогда исправится слово мое, и буду
воспевать верно. Когда творят они молитву; тогда и моя
мысль свободна и услаждается их кротостью, равно как
язык мой - житием их. И если один из них за грехопадения
мои источит одно облако слез; то немедленно будет
услышан. Самому Христу уподобились святые сии, и от Него
приобрели себе домы в пустыне. Ибо Христос никогда не
отвращает благих сокровищ от приходящих в девятый или
десятый час; но как благий Владыка, дает первую плату и
тому делателю, который с одиннадцатого часа потрудился в
винограднике. И здесь сокровище тотчас отверзается, и
богатство раздается всякому, кто желает приступить, чтоб
облечься в славу, какую имеют всегда облеченные ею, и
также заимствовать для себя прекрасные и славные
образцы, и соделаться подражателями их жития. Если также
потщится кто пойти и облещись в ризу, какую имеют они,
то обогащается богатством их. И если кто у них остается,
тотчас начинает одарять просящих по их прошениям, как и
они одаряют всех просящих, и всех снабжают тем, что сами
имеют.
Приступим же и возьмем у них прекрасное
даяние - молитву и вместе услаждение. Возьмем любовь их,
которая славнее драгоценного камня и славного смарагда;
а вместо жемчугов возьмем их веру. Ты, достославная
сила, с какою они скитаются по горам и холмам, по
вертепам и пропастям, сообщи и мне силу; укрепи язык
мой, чтоб достаточно пересказать житие их, и не умалить
вовсе светлого их подвига!
Итак, воодушевившись, отбросим от себя
оружие сатаны, сколько можно, очистив сердца свои, и
сделав себе голубиные крылья, полетим посмотреть на
первоначальные правила людей, которые оставили города и
городскую молву, и возлюбили горы и пустыни. Отправимся
взглянуть на их жилища, на то, как заключены они в них,
подобно мертвецам в гробах. Отправимся взглянуть на то
наслаждение, каким наслаждаются они всегда среди гор.
Отправимся взглянуть на возненавидевших мир, и лучше
сказать, на возлюбивших жить в пустыне. Пойдем взглянуть
на их тела, как облечены они своими же волосами. Пойдем
взглянуть на вретища их, нося которые в радости славят
они Бога. Пойдем взглянуть на их лица, как своею
пасмурностью просветляют душу. Пойдем видеть с ними в
великом веселии поющих и песнословящих Ангелов. Пойдем
взглянуть на их чаши, растворенные их же слезами. Пойдем
взглянуть на их трапезы, наполненные всегда дикими
былиями. Приидите, посмотрим на камни, которые кладут
они всегда себе под голову. Пойдем взять святых власов,
чтоб и нам иметь благоволение Владыки.
Если увидит их разбойник, то припадет
тотчас и поклонится; потому что всегда вооружены они
крестом. Если дикие животные видят их вретища, мгновенно
отступают, имея пред глазами великое чудо. Всякое
пресмыкающееся попирают они ногами своими; потому что
обувены верою правды. А когда видит их сатана, тотчас
приходит в трепет, и болезненно вопия, отступает
мгновенно; потому что, преследуя их, перервал он тысячи
сетей, и никак не мог нанести вреда праведникам. Они не
были слабы, как мы неразумные, но все мужественно
сражались с врагом, пока в конец не сокрушили сатану под
ногами своими; в ничто обращали они все умыслы его; и не
приходили в робость от всех ухищрений его. Покажет ли им
богатство; вменяют оное в ничто, и уничижив его,
попирают, как камни, потому что имеют богатство на
небесах вместе с Ангелами. Голод не беспокоит их; потому
что всегда вкушают хлеб жизни - Христа, сходящего с
святых небес. Подобно и жажда не жжет их; потому что в
душе своей, равно как и на языке, всегда имеют живой
источник - Христа. Лукавый сатана не может смутить ни
одного их помысла; потому что камень положили они в
основание.
В вертепах, а также в дебрях, живут они,
как в спокойных ложницах. А горы и холмы, которые вокруг
их, так же им приятны, как и высокие стены. Трапезою
служит им вся земля и всякая гора; а подобно и вечерю
составляют дикие былия. Преимущественное их питие - вода
из ручьев; а подобно и вино их течет из каменных
расселин. Храмом служит им собственный их язык, которым
всегда совершают молитвы свои. Все двенадцать часов,
которые во дни, идут у них на молитву Владыке их.
Славословие, воспеваемое в горах и вертепах, есть
благоприятная жертва, приносимая ими Богу. Они сами для
себя иереи, и врачуют наши болезни своими молитвами;
потому что всегда они - наши молитвенники. Не мудрствуют
они высоко, не домогаются первоседания. Их слава -
смиренномудрие; они - подражатели Христу, обнищавшему
ради нас бедных. Не дают они себе покоя в мире; потому
что ждут упокоения там.
Сделаемся подобными сим обитателям гор,
а равно и причастниками их жития! Подобно зверям
скитаются они со зверями, и также, как птицы, летают по
горам; как елени, пасутся с дикими животными; и трапеза
им всегда готова; потому что питаются всегда злаком и
былиями. Как светильники носятся они по горам, и
просвещают светом своим всех, с великою любовью
приближающихся к ним.
Твердая ограда - отцы в пустыне; потому
что умиряют самое место, на котором живут. Где встретишь
одного из отцов, там пребывает в мире вся окрестность
вокруг его. Как голуби увиваются они на холмах, а также
как орлы на высоких горах и в вертепах. Для царя может
быть тесен дворец; а для них просторны и расселины
земные. Нося власяницу, преподобные отцы восхищаются ею
более, нежели носящий багряницу. Багряницу бросают; а
вретище, за терпение святых отцов, остается в уважении;
потому что они возгнушались гордынею, и весьма любят
великое смирение. Они возненавидели всякую славу
суетного мира; и вот прославляются всеми людьми за
смирение и великую кротость. Цари не имеют такого покоя,
какое упокоение приобрели себе отцы в пустыне; потому
что их радование - Христос. Как звери, питаются они в
пустыне былиями; потому что ждут себе приятного рая.
Когда изнемогут, скитаясь по горам; тогда, как бы
роскошествуя, возлежат на земле. А заснув, с
заботливостью пробуждаются; и как трубы, воспевают
вожделенного Христа.
С ними всегда чины ангельские; они
ограждают и охраняют их непрестанно. С ними всегда
Владычняя благодать и не попускает, чтоб укрылся от них
враг. Когда преклоняют колена; тогда образуют перед
собой болото, и производят ручьи слезами своими. Когда
же запечатлеют свое песнопение; сам Господь востает
служить рабам Своим. Как скоро наступает утро; подъяв
тотчас крыла свои, парят по всей вселенной; потому что
не видно для них местопребывания святых отцов; оно в
Едеме. Где зайдет солнце, там для них - ночлег; а где
застигает ночь, там творят себе обитель.
О надгробных памятниках не заботятся
они; потому что мертвы, из любви ко Христу распявшись
миру. Где кто-либо из них окончил пост, там, на этом
самом месте, и надгробный ему памятник. Многие из них
преклонили колена для молитвы, и тихо упокоились пред
Владыкою. Другие же, подобным образом опершись о камень,
предали души своему Владыке. Иной умер, просто ходя по
горе, и место сие стало для него гробом и совершителем
его погребения; иной же, укрепившись благодатью своего
Владыки, сам себя опрятал и предал погребению. Иной,
питаясь злаком Владычним и воздремав, испустил дух на
своей трапезе. Иной опять стоял на славословии, и
похищен у него глас его дыхания. Иной стоял на горе, поя
и молебствуя, и пришла смерть, и запечатлела его
молитву.
Ожидают они гласа, который возбудит их,
и процветают, как цветы, дышащие благоуханием. Когда
повелено будет земле извести мертвецов; тотчас изникнут
они, цветя как лилии. И тогда Владыка, за многий труд,
какой понесли они из любви ко Христу, навсегда дарует им
вечную жизнь; вместо власяниц их даст покрывало из
славной ткани; а вместо рубищ, в которых злострадали, -
славную брачную ризу; вместо былий и скудной воды,
Христос будет их и пищею и питием: и вместо расселин
земных, в которых жили, Христос введет их в великий рай;
и поелику возжелали они быть скорбными в мире, то
доставит им высокую радость. Но невозможно изобразить
словом великого веселия, в какое внидут все святые,
которые, добровольно поскорбев в сем мире, противостав
нечистым страстям и победив врага, соблюли заповеди
всевышнего Бога. За сие ублажают святых Ангелы и говорят
им: "Блаженны вы, которые, из любви ко Христу, своим
благоразумием и многим терпением прекрасно управили
ладью свою, надежно исправив на суше заповедями благого
Владыки Христа; а потому взошли в тихую пристань, прияв
вожделенного вами Христа! Теперь и мы радуемся с вами,
блаженные; потому что избегли вы сетей врага и пришли к
увенчавшему вас Христу, и наследуете царство Его,
немолчно славя Святую Троицу, Которой подобает всякая
слава, честь и поклонение во веки". Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993 // Творения
иже во святых Отца нашего Ефрема
Сирина. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907, - С. 224-230
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|