Ефрем Сирин. Слово умилительное второе
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово умилительное второе
По сл. пер. Ч.I. сл.83.
Сокрушайся, душа моя, сокрушайся о всех
благах, которые получила ты от Бога, и которых не
соблюла. Сокрушайся о всех злых делах, которые совершила
ты. Сокрушайся о всем том, в чем долготерпелив был к
тебе Бог. Сокрушайся и кайся, чтоб не предали тебя в
тьму кромешную. Кайся, бедная душа, чтоб не посрамиться
тебе пред страшным судилищем Христовым. Увы мне
грешнику, осквернившему чистоту сердца своими
слабостями! Мое нерадение и моя леность помрачили
дерзновение сердца моего. Лукавая похоть, как властелин
рабу, дает мне приказания, и я тотчас со страхом
повинуюсь, как дитя; она вводит меня в заблуждения, и я
нахожу в том удовольствие.
И кто восплачет обо мне или утешит меня?
Только Сам Спаситель мой, по свойственной Ему благости,
призрел на меня отчаянного. Горе мне грешнику, потому
что я один изъязвлен! Горе мне, потому что Ты, Владыка,
сотворил меня чистым, а я, по нерадению своему,
осквернил себя грехами! Будучи равночестен Ангелам, сам
себя умалил я. Умножишася беззакония моя, Господи,
умножишася (2Пар. гл.36. мол. Манас.), и нет конца их
множеству. Как буду умолять Тебя, Спаситель мой, потому
что уста мои исполнены злоречия? Как буду песнословить
Тебя, потому что совесть моя осквернена? Как возлюблю
Тебя, потому что исполнен ненависти? Как будет обитать
во мне истина, потому что я вооружился ложью? Как
призову Тебя, потому что не соблюл заповедей Твоих? Но
Сам Ты, будучи нелжив, не презри меня ничтожного; не
отринь меня мерзкого; не оставь меня безнадежного. Ибо
врагу моему весьма приятно видеть, что я отчаиваюсь в
себе; тем только и увеселяется он, чтоб вследствие
отчаяния увидеть меня своим пленником: но сам Ты
милосердием Своим посрами его надежду, исхить меня из
зубов его, избавь от злохитренного умысла, и от всех
направленных им против меня сил!
Поэтому всех, кого печалит совесть о
неприличных делах, умоляю: не отчаивайтесь в себе, не
доставляйте радости своему сопернику. Но без стыда
приступите к Богу, плачьте пред Ним, и не теряйте в
рассуждении себя надежды. Ибо Господь наш весьма рад
кающимся, и ждет обращения нашего. Он говорить: по всех
сих ко Мне обратися (Иер.3:7). И еще в святом Евангелии
глаголет: приидите ко Мне вси труждающиися и
обремененнии, и Аз упокою вы (Мф.11:28). Посему, никто
да не отчаивается в себе, хотя и согрешил. Бог
взыскающим Его мздовоздаятель бывает (Евр.11:6); а кто
отвергает Его и не кается, к тем строг.
Каким же путем может человек искать Его
и найти? Прежде всего должен соблюдать любовь к братиям;
ибо сказано: Бог любы есть (1Ин.4:16). Посему, если кто
приобрел любовь, то приобрел он Бога; если кто стяжал
смиренномудрие, то подобен он Христу; а кто не
смиренномудр, тот чужд Христу. Если кто приобрел
послушание, то подражает он Богу; а кто прекословит, тот
чужд Христу. Если кто покоряется начальнику, то
подражает он Ангелам; а кто непокорен ему, тот в
свойстве с диаволом. Если кто любит истину, то он
истинно друг Христов; а кто любит ложь, тот ученик
диавола. Если кто любит брата своего, то возлюблен он
Богу; а кто ненавидит брата своего, тот ненавистен Богу.
Если кто клевещет брату на брата, то осуждается он с
диаволом; а кто страждет за брата, тот наследник
Христов. Если кто гнушается поползнувшимся в грех, то
сам себя осуждает он; а кто состраждет падшему и
соболезнует о нем, тот душу свою делает чистою. Если кто
разглашает поползновение брата, то сквернит он душу
свою; а кто старается скрыть по состраданию, тот будет
под покровом в день гнева. Если кто гордится, или
надмевается, как человек преуспевший в жизни, и
почитающий себя совершенным, то потерял он труд, и не
получит награды; а кто старается по смирению скрывать
свои добрые дела, тот возвышен будет Господом и получит
от Него награду. Если кто хвалится успехами, или
кичится, то он падет; а кто уничижает себя и умаляет,
тот возводит себя на большую высоту. Если кто скоро
приходит в гнев, или раздражается, то он вне правды
Божией, и Христос не водворяется с ним; а кто приобрел
крепость и возлюбил скромность, тот - жилище Духа
Святаго. Если кто отвращается прегрешившего брата, то он
в заблуждении, и в мыслях у него тщета; а кто из любви
состраждет ему, тот совершен в добродетелях. Если кто
отвращается брата странника, то Бог отвращается от
такового; а кто принимает его с любовью, того приемлет
Бог. Если кто находит удовольствие в постройке заведений
и домов, то старается он лишить себя вечных благ; а кто
домогается духовного, и подвизается для сего, тот
познает сладость вечных благ. Если кто любит светлые
одежды, то не облечен он божественною ризою; а кто
прикрывает себя обыкновенными одеждами, тот имеет
попечение облечься в духовную ризу. Если кто во время
молитвы и псалмопения нерадив или рассеян, то раздражает
он Бога; а кто с усердием и прилежанием услаждается
псалмопением, тот приобщается Святого Духа. Если кто не
трудолюбив в извлечении пользы из Писаний и в чтении их,
и не читает их с любовью, то он - бесплодное дерево; а
кто прилежно испытывает Писание, тот приносит сугубый
плод, яко древо насажденое при исходищих вод (Пс.1:3).
Если кто во время ночных молитв услаждается сном, и
предпочитает оный, то явным образом человек он плотский,
а не духовный; а кто усердно принуждает себя к бдению,
тот с любовью ищет Христа. Если кто множит пустые речи,
то мерзким себя делает он пред Богом и людьми; а кто
приучает себя к молчанию, тот прославляет Бога, и
многими будет любим. Если кто из братий имеет избытки, и
не дает беднейшему; то он чужд святыни, и благами его
насладятся другие; а кто ссужает беднейшего, тот
наследник небесного царства. Если кто, будучи силен и
здоров, превозносится пред немощными и смиренными, то
проклят он Богом, и услышит от Него слова: всяк
возносяйся смирится (Лк.14:11); а кто немощным
вспомоществует и состраждет, тот услышит от Господа:
понеже сотвористе единому сих меньших, Мне сотвористе
(Мф.25:40). Если кто возмущает братий, клевеща одному на
другого, то ненавистен он Ангелам и человекам, а кто
успокаивает гневных и опечаленных, тот сыном Божиим
наречется (Мф.5:5). Если кто презирает пост, и выполняет
волю и пожелание плоти, то нет в нем чистоты и
невинности; а кто изнуряет себя постом, тот делатель
всякой чистоты, целомудрия и невинности. Если кто
услаждается многоядением и яствами, то явно
раболепствует он духу чревоугодия; а кто посвятил себя
воздержанию, и им себя обуздывает, тот легко преодолеет
страсти и помыслы. Если кто находит удовольствие в
свиданиях с женщинами, и с ними бывает весел, то
раболепствует он лукавым страстям, и не имеет мира с
совестью; а кто бегает сих свиданий, и удаляется от
подобного навыка, тот не ведет брани и в мире с
совестью. Если кто услаждается плотским благородством, и
надеется на оное, то не посвятил он себя Богу, но играет
помыслами, и сам служит их игралищем; а кто удаляет себя
от родственников по плоти, и не имеет к ним пристрастия,
тот истинно отрекся от мира, и служит Богу. Если кто,
получив приказание, ропщет, то явным образом лишается
награды за послушание; а кто с готовностью выполняет
приказание, тот сохраняет светлую лепоту души. Если кто,
когда подают ему совет, отвращается, и осуждая
советника, безумно восстает против него, то отталкивает
он от себя Христа, и остается без всякой пользы. Такими
мыслями все мы, братия, должны украшаться и ополчаться.
Потому будем внимательны к себе самим, возлюбленные мои
братия, чтоб чрез плотские страсти не лишиться нам
вечных благ.
Увы мне! какие утехи и какое наслаждение
уготованы нам; и нет подвизающегося, нет возжделевающего!
Напротив того, предпочитаем мы настоящее, временное,
непостоянное; а вечных оных благ и на мысль себе не
приводим. Какое ослепление! Какой вражий обман! Увы мне!
Какие мучения уготованы в наказание подобным мне
грешникам, живущим нерадиво; и нет боящегося и
трепещущего, но как бы пустословием почитаем внушаемое
нам, увеселяясь страстями тела; потому что связаны мы
ими, как железными цепями, и нет противоборствующего, но
связываемые радуемся! О всегубительные козни нечистого
змия! Как помрачил он умы всех, чтоб думать нам
превратно и вредное возлюбить паче будущих благ.
Итак, приидите, братия мои, приидите
отцы, приидите, рабы Христовы; сокрушим сердца свои и
будем день и ночь плакать пред Господом. Приидите,
напомним себе оный час и неотвратимую нужду, и в
сокрушении прольем слезы. Приидите, воспомянем
неизреченные и неописанные оные блага, и сокрушимся.
Приидите, воспомянем оный страшный и в ужас приводящий
престол, и тот стыд, какой ожидает нас пред оным, и
восплачем о себе. Приидите, напомним себе, братия, как
праведники просветятся яко солнце (Мф.13:43), а грешники
окажутся подобными пригари на горшке, и сокрушившись
сердцем, возревнуем о добрых делах. Приидите, братия
мои, и любовью утвердим себя в страхе Божием, чтоб
сподобиться нам вечных благ. Приидите, в сокрушении и в
простоте сердца припадем к Богу; потому что Он благ и
милосерд, и спасает кающихся. Посему будем умолять Его,
чтоб ввел нас в царство Свое. Ему подобает слава во
веки! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993 // Творения
иже во святых Отца нашего Ефрема
Сирина. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907, - С. 208-213
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|