Вселенские учителя: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст
Трое святителей – Иоанн Златоуст,
Василий Великий и Григорий Богослов названы Вселенскими
Учителями, так как их изложение православного вероучения
принято всей Церковью за образец.
12 февраля Православная Церковь
празднует память святых Вселенских учителей и святителей
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В Греции со времен турецкого владычества это день
Образования и Просвещения, праздник всех учащих и
учащихся, особо отмечаемый в университетах.
В России в храмах духовных школ в этот
день по традиции совершается необычное богослужение -
многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Прижилась эта традиция и у нас: уже несколько лет в
храме св. мц. Татианы, где есть и престол в честь трех
святителей, в этот день молятся на их родном языке.
Василий Великий, Григорий Богослов и
Иоанн Златоуст. Икона, между 1610 и 1616 годами.
Иконописец Семен Хромой
Святители жили в IV–V веках - это было
время столкновения языческой и христианской традиций.
Уже были указы о закрытии языческих капищ и запрещения
жертвоприношений, но сразу же за оградой православной
церкви начиналась прежняя жизнь: все еще действовали
языческие храмы, учили языческие учителя. А в храмах
святители изъясняли учение о Святой Троице, боролись с
ересями, проповедовали самоотвержение и высокую
нравственность; они активно занимались общественной
деятельностью, возглавляли епископские кафедры
Византийской империи.
Святые ученики
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Каппадокийской, родился около 330 года. В семье
было десять детей, пять сыновей и пять дочерей, из них
пятеро были потом причислены к лику святых. Отец святого
Григория Богослова (326–389) впоследствии стал епископом
Назианским. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ
Константинопольский, родился около 347 года в Антиохии,
которая дала Церкви множество светил (например, здесь
начал свои труды апостол Павел).
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
Все три святителя были блестяще
образованы. Василий Великий и Григорий Богослов, освоив
все знания, доступные в их родных городах, завершали
образование в Афинах, центре классического просвещения.
Здесь святые друзья знали две дороги: одна вела в храм
Божий, другая - в училище. Эта дружба продолжалась всю
жизнь. Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи
Ливания; богословие он изучал у Диодора, впоследствии
знаменитого епископа тарсийского, и епископа Мелетия. Ко
всем троим приложимы слова из жития св. Василия: он
изучил каждую науку до такого совершенства, как будто не
учился ничему другому.
Жизнь и творения трех святителей
помогают понять, как происходило взаимодействие
античного наследия с христианской верой в сознании
интеллектуальной элиты римского общества, как
закладывались основы единения веры и разума, науки,
образованности, не противоречащего подлинному
благочестию. Святители не отрицали светской культуры, а
призывали изучать ее, "уподобляясь пчелам, которые
садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые
нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно
на их дело, прочее оставляют нетронутым" (Василий
Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими
сочинениями).
Из университета - в пустыню
Василий, возвратившись в Кесарию,
некоторое время преподавал риторику, но вскоре вступил
на путь аскетической жизни. Он предпринял путешествие в
Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским
подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать
им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий собрал
вокруг себя иноков в общежитие и своими письмами привлек
в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили в
строгом воздержании, тяжело трудясь и усердно изучая
Священное Писание по руководствам древнейших
толкователей. Василий Великий по просьбе монахов
составил в это время сборник поучений об иноческой
жизни.
Иоанн Златоуст после Крещения стал
предаваться аскетическим подвигам сначала дома, а потом
в пустыне. После смерти матери он принял иночество,
которое называл "истинной философией". Два года святой
соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.
За четыре года, проведенные в пустыне, он написал труды
"Против вооружающихся на ищущих монашества" и "Сравнение
власти, богатства и преимуществ царских с истинным и
христианским любомудрием монашеской жизни".
Из пустыни - на служение миру
Все три святителя были поставлены
сначала чтецами, затем диаконами и пресвитерами. Василий
Великий покинул пустыню в дни, когда распространилось
лжеучение Ария, чтобы бороться с этой ересью.
Григорий Богослов был вызван из пустыни
отцом, который был уже епископом и, нуждаясь в
помощнике, рукоположил его в пресвитера. Между тем друг
его, Василий Великий, уже достиг высокого сана
архиепископа. Григорий уклонялся от епископства, но
через некоторое время по соглашению его отца и Василия
Великого все же был рукоположен.
Святитель Григорий Богослов. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
Иоанн Златоуст святой получил сан
пресвитера в 386 году. На него возложили обязанность
проповедовать Слово Божие. Двенадцать лет святой при
стечении народа проповедовал в храме. За редкий дар
боговдохновенного слова он получил от паствы
наименование Златоуст. В 397 году, после кончины
архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был
поставлен на Константинопольскую кафедру.
Из Царского града - в изгнание
Распущенность столичных нравов, особенно
императорского двора, нашла в лице Иоанна
Златоуста нелицеприятного обличителя. Императрица
Евдоксия затаила гнев на архипастыря. В первый раз собор
иерархов, также справедливо обличавшихся Иоанном,
низложил его и приговорил к казни, замененной на
изгнание. Царица призвала его обратно, устрашенная
землетрясением.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
Ссылка не изменила святителя. Когда на
ипподроме была воздвигнута серебряная статуя
императрицы, Иоанн произнес знаменитую проповедь,
начинавшуюся словами: "Вновь Иродиада беснуется, вновь
возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на
блюде". В столице снова собрался собор, который обвинил
Иоанна за самовольное занятие кафедры после осуждения.
Через два месяца, 10 июня 404 г., Иоанн отправился в
ссылку. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел
здание сената, последовали опустошительные набеги
варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже
язычники видели в этих событиях Небесное наказание за
неправедное осуждение угодника Божия. Иоанн был
отправлен в Кукуз, в Малой Армении. Отсюда он вел
обширную переписку с друзьями. Враги не забывали его и
настояли на ссылке в глухой Пициус, на кавказском берегу
Черного моря. Но Иоанн умер по дороге туда в Команах 14
сентября 407 г. со словами на устах: "Слава Богу за
все". Литературное наследство Златоуста почти полностью
сохранилось; оно включает трактаты, письма и проповеди.
Настоятель церкви победил царя
По кончине епископа Кесарийского
Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен
святой Василий Великий. В империи внешнее господство
принадлежало арианам, которые тоже были разбиты на
несколько партий. К прежним догматическим спорам был
присоединен вопрос о Святом Духе. Василий Великий учил о
Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и
Сыном; для полного выяснения православного учения по
этому вопросу он написал книгу о Святом Духе.
Император Валент, арианин, стал угрожать
Василию разорением, изгнанием, пытками и даже смертной
казнью. Для святого, не имевшего собственности, не
привязанного к месту, ожидавшего смерти, как
приобретения, это ничего не значило. "Побеждены мы,
царь, настоятелем Церкви", - сказал императору префект,
пораженный словами святителя. Василий Великий ежедневно
служил, обходил церкви, следя за исполнением канонов, и
особенно заботился, чтобы в клир вступали только
достойные. Болезни, труды учения, подвиги воздержания,
заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы
святителя. Он умер в 379 году в возрасте 49 лет.
Незадолго перед кончиной святитель благословил святого
Григория Богослова на принятие Константинопольской
кафедры.
Завидная и опасная высота
Григорий Богослов, избранный
православными епископами и мирянами на престол
архиепископа в Константинополе, прибыл туда, когда все
храмы в столице были захвачены арианами. Ариане засыпали
его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями,
подсылали к нему тайных убийц. Но люди в огромном
количестве стекались послушать его вдохновенные
проповеди. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались
к Православной Церкви. После того как на престол взошел
православный император и ариане были изгнаны из храмов
столицы, обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал
Божество Святого Духа). Святой Григорий боролся против
нее и принимал участие в заседаниях Второго Вселенского
Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от
Константинопольской кафедры, сказав: "Прощай, кафедра, -
это завидная и опасная высота!" Последние годы своей
жизни святитель провел в строгих аскетических подвигах.
Во единой Троице трегубо богословствуете
Хотя жили святители в IV столетии, их
общий праздник стали отмечать гораздо позднее. Памяти
каждого из них по отдельности праздновали и раньше, но в
XI веке, в царствование византийского императора Алексея
Комнина, в Константинополе вспыхнул спор о значимости
трех святителей. Одни ставили выше Василия Великого,
другие - Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста.
От этого среди христиан произошли церковные раздоры:
одни называли себя василианами, другие - григорианами,
третьи - иоаннитами. Тогда эти иерархи явились Иоанну
Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся
песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред
Господом, повелели праздновать их память в один день и
сочинить гимны для общего последования. После видения
Мавропод составил им службу, а споры и разделения в
Восточной церкви прекратились.
Александра Кузьмичёва
Татьянин день - 12.02.2012.
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию: Великому
Житийная и научно-историческая литература о мученице Валентине Кесарийской:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|