Вселенские учителя: святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст
Трое святителей – Иоанн Златоуст,
Василий Великий и Григорий Богослов названы Вселенскими
Учителями, так как их изложение православного вероучения
принято всей Церковью за образец.
12 февраля Православная Церковь
празднует память святых Вселенских учителей и святителей
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
В Греции со времен турецкого владычества это день
Образования и Просвещения, праздник всех учащих и
учащихся, особо отмечаемый в университетах.
В России в храмах духовных школ в этот
день по традиции совершается необычное богослужение -
многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески.
Прижилась эта традиция и у нас: уже несколько лет в
храме св. мц. Татианы, где есть и престол в честь трех
святителей, в этот день молятся на их родном языке.
![Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона, между 1610 и 1616 годами. Иконописец Семен Хромой](../images/ikons/vasiliy_velikiy-03.jpg)
Василий Великий, Григорий Богослов и
Иоанн Златоуст. Икона, между 1610 и 1616 годами.
Иконописец Семен Хромой
Святители жили в IV–V веках - это было
время столкновения языческой и христианской традиций.
Уже были указы о закрытии языческих капищ и запрещения
жертвоприношений, но сразу же за оградой православной
церкви начиналась прежняя жизнь: все еще действовали
языческие храмы, учили языческие учителя. А в храмах
святители изъясняли учение о Святой Троице, боролись с
ересями, проповедовали самоотвержение и высокую
нравственность; они активно занимались общественной
деятельностью, возглавляли епископские кафедры
Византийской империи.
Святые ученики
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Каппадокийской, родился около 330 года. В семье
было десять детей, пять сыновей и пять дочерей, из них
пятеро были потом причислены к лику святых. Отец святого
Григория Богослова (326–389) впоследствии стал епископом
Назианским. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ
Константинопольский, родился около 347 года в Антиохии,
которая дала Церкви множество светил (например, здесь
начал свои труды апостол Павел).
![Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)](../images/ikons/vasiliy_velikiy-02.jpg)
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
Все три святителя были блестяще
образованы. Василий Великий и Григорий Богослов, освоив
все знания, доступные в их родных городах, завершали
образование в Афинах, центре классического просвещения.
Здесь святые друзья знали две дороги: одна вела в храм
Божий, другая - в училище. Эта дружба продолжалась всю
жизнь. Иоанн Златоуст учился у лучшего ритора эпохи
Ливания; богословие он изучал у Диодора, впоследствии
знаменитого епископа тарсийского, и епископа Мелетия. Ко
всем троим приложимы слова из жития св. Василия: он
изучил каждую науку до такого совершенства, как будто не
учился ничему другому.
Жизнь и творения трех святителей
помогают понять, как происходило взаимодействие
античного наследия с христианской верой в сознании
интеллектуальной элиты римского общества, как
закладывались основы единения веры и разума, науки,
образованности, не противоречащего подлинному
благочестию. Святители не отрицали светской культуры, а
призывали изучать ее, "уподобляясь пчелам, которые
садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые
нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно
на их дело, прочее оставляют нетронутым" (Василий
Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими
сочинениями).
Из университета - в пустыню
Василий, возвратившись в Кесарию,
некоторое время преподавал риторику, но вскоре вступил
на путь аскетической жизни. Он предпринял путешествие в
Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским
подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать
им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий собрал
вокруг себя иноков в общежитие и своими письмами привлек
в пустыню своего друга Григория Богослова. Они жили в
строгом воздержании, тяжело трудясь и усердно изучая
Священное Писание по руководствам древнейших
толкователей. Василий Великий по просьбе монахов
составил в это время сборник поучений об иноческой
жизни.
Иоанн Златоуст после Крещения стал
предаваться аскетическим подвигам сначала дома, а потом
в пустыне. После смерти матери он принял иночество,
которое называл "истинной философией". Два года святой
соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере.
За четыре года, проведенные в пустыне, он написал труды
"Против вооружающихся на ищущих монашества" и "Сравнение
власти, богатства и преимуществ царских с истинным и
христианским любомудрием монашеской жизни".
Из пустыни - на служение миру
Все три святителя были поставлены
сначала чтецами, затем диаконами и пресвитерами. Василий
Великий покинул пустыню в дни, когда распространилось
лжеучение Ария, чтобы бороться с этой ересью.
Григорий Богослов был вызван из пустыни
отцом, который был уже епископом и, нуждаясь в
помощнике, рукоположил его в пресвитера. Между тем друг
его, Василий Великий, уже достиг высокого сана
архиепископа. Григорий уклонялся от епископства, но
через некоторое время по соглашению его отца и Василия
Великого все же был рукоположен.
![Святитель Григорий Богослов. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)](../images/ikons/grigoriy_bogoslov-01.jpg)
Святитель Григорий Богослов. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
Иоанн Златоуст святой получил сан
пресвитера в 386 году. На него возложили обязанность
проповедовать Слово Божие. Двенадцать лет святой при
стечении народа проповедовал в храме. За редкий дар
боговдохновенного слова он получил от паствы
наименование Златоуст. В 397 году, после кончины
архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был
поставлен на Константинопольскую кафедру.
Из Царского града - в изгнание
Распущенность столичных нравов, особенно
императорского двора, нашла в лице Иоанна
Златоуста нелицеприятного обличителя. Императрица
Евдоксия затаила гнев на архипастыря. В первый раз собор
иерархов, также справедливо обличавшихся Иоанном,
низложил его и приговорил к казни, замененной на
изгнание. Царица призвала его обратно, устрашенная
землетрясением.
![Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль](../images/ikons/ioann_zlatoust-05.jpg)
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
Ссылка не изменила святителя. Когда на
ипподроме была воздвигнута серебряная статуя
императрицы, Иоанн произнес знаменитую проповедь,
начинавшуюся словами: "Вновь Иродиада беснуется, вновь
возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на
блюде". В столице снова собрался собор, который обвинил
Иоанна за самовольное занятие кафедры после осуждения.
Через два месяца, 10 июня 404 г., Иоанн отправился в
ссылку. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел
здание сената, последовали опустошительные набеги
варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже
язычники видели в этих событиях Небесное наказание за
неправедное осуждение угодника Божия. Иоанн был
отправлен в Кукуз, в Малой Армении. Отсюда он вел
обширную переписку с друзьями. Враги не забывали его и
настояли на ссылке в глухой Пициус, на кавказском берегу
Черного моря. Но Иоанн умер по дороге туда в Команах 14
сентября 407 г. со словами на устах: "Слава Богу за
все". Литературное наследство Златоуста почти полностью
сохранилось; оно включает трактаты, письма и проповеди.
Настоятель церкви победил царя
По кончине епископа Кесарийского
Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен
святой Василий Великий. В империи внешнее господство
принадлежало арианам, которые тоже были разбиты на
несколько партий. К прежним догматическим спорам был
присоединен вопрос о Святом Духе. Василий Великий учил о
Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и
Сыном; для полного выяснения православного учения по
этому вопросу он написал книгу о Святом Духе.
Император Валент, арианин, стал угрожать
Василию разорением, изгнанием, пытками и даже смертной
казнью. Для святого, не имевшего собственности, не
привязанного к месту, ожидавшего смерти, как
приобретения, это ничего не значило. "Побеждены мы,
царь, настоятелем Церкви", - сказал императору префект,
пораженный словами святителя. Василий Великий ежедневно
служил, обходил церкви, следя за исполнением канонов, и
особенно заботился, чтобы в клир вступали только
достойные. Болезни, труды учения, подвиги воздержания,
заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы
святителя. Он умер в 379 году в возрасте 49 лет.
Незадолго перед кончиной святитель благословил святого
Григория Богослова на принятие Константинопольской
кафедры.
Завидная и опасная высота
Григорий Богослов, избранный
православными епископами и мирянами на престол
архиепископа в Константинополе, прибыл туда, когда все
храмы в столице были захвачены арианами. Ариане засыпали
его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями,
подсылали к нему тайных убийц. Но люди в огромном
количестве стекались послушать его вдохновенные
проповеди. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались
к Православной Церкви. После того как на престол взошел
православный император и ариане были изгнаны из храмов
столицы, обнаружилась ересь Македония (Македоний отрицал
Божество Святого Духа). Святой Григорий боролся против
нее и принимал участие в заседаниях Второго Вселенского
Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от
Константинопольской кафедры, сказав: "Прощай, кафедра, -
это завидная и опасная высота!" Последние годы своей
жизни святитель провел в строгих аскетических подвигах.
Во единой Троице трегубо богословствуете
Хотя жили святители в IV столетии, их
общий праздник стали отмечать гораздо позднее. Памяти
каждого из них по отдельности праздновали и раньше, но в
XI веке, в царствование византийского императора Алексея
Комнина, в Константинополе вспыхнул спор о значимости
трех святителей. Одни ставили выше Василия Великого,
другие - Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста.
От этого среди христиан произошли церковные раздоры:
одни называли себя василианами, другие - григорианами,
третьи - иоаннитами. Тогда эти иерархи явились Иоанну
Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся
песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред
Господом, повелели праздновать их память в один день и
сочинить гимны для общего последования. После видения
Мавропод составил им службу, а споры и разделения в
Восточной церкви прекратились.
Александра Кузьмичёва
Татьянин день - 12.02.2012.
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию: Великому
Житийная и научно-историческая литература о мученице Валентине Кесарийской:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|