Иоанн Златоуст. Гомилия "О милостыне"
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Гомилия о милостыни, произнесенная после
того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и
увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения
Эта беседа была произнесена, несомненно,
в Антиохии, как видно из самого ее содержания; но
неизвестно, в котором году. Она представляет собою
простое возвышенное и назидательное объяснение четырех
первых стихов 16 главы 1-го послания к Коринфянам.
Проповедник трогательно показывает в ней, какова была
ревность ап. Павла в деле совершения милостыни и делает
увещания к ней; какова была его мудрость и каково
благородство его чувств; в ней Проповедник увещевает
верных, по примеру этого апостола, давать деньги на
облегчение положения бедных и вообще помогать
недостаточным в их нуждах, не исследуя старательно
достоинства самой личности. – Вступление в эту беседу
замечательно: оно исполнено внушительного достоинства и
в то же время дышит нежною любовью к бедным. Св. Иоанн
Златоуст выставляет себя как бы уполномоченным по
отношению к богатым со стороны бедных, которых он видел
распростертыми на земле в суровое время года; он
возбуждает в богатых людях сострадание зрелищем
бедствий, которых он был свидетелем.
1. С ходатайством праведным, полезным и
почетным для вас предстал я сегодня пред вами:
уполномочили на него меня, не другой кто, а живущие в
нашем городе бедные, не словами, не голосами или мнением
общественного совета, но жалким и самым горестным видом
своим. Проходя чрез площадь и по улицам, и поспешая в
ваше собрание, я видел много лежащих среди дороги людей,
из которых одни без рук, другие без глаз, иные покрыты
струпьями и ранами, и выставляли на вид те особенно
члены, которые нужно бы закрывать по причине
находящегося на них гноя, и почел крайне бесчеловечным –
не сказать об них любви вашей, особенно когда, сверх
сказанного, побуждает нас к этому и самое время года.
Правда, и во всякое время нужно говорить о милостыне,
потому что мы и сами имеем великую нужду в милости
создавшего нас Господа; но особенно (это необходимо) в
настоящее время, когда такая большая стужа. Летом бедные
получают великое облегчение от самого времени года:
тогда они безопасно могут ходить и нагими, потому что
солнечные лучи служат им вместо одежды; они могут сидеть
прямо на мостовой и спокойно проводить ночи под открытым
небом; не имеют такой нужды ни в обуви, ни в вине, ни в
большом количестве пищи, но довольствуются водою из
источников, насыщаются одни самыми дешевыми овощами,
другие небольшим количеством сухих семян, так как самое
время года предлагает им готовую трапезу. А не менее
этого, есть тогда для них и другое облегчение – в
удобстве заниматься работами: в их-то особенно
содействии нуждаются и строители домов, и возделыватели
земли, и плавающие по морям. Что для богатых поля, дома
и другие источники доходов, то для бедных – их
собственное тело, и весь доход их от собственных рук, а
больше ни откуда. Таким образом, летом они получают
некоторое облегчение, в зимнее же время против них со
всех сторон великая война и двойная осада, потому что
внутри голод съедает их утробы, извне стужа сжимает и
делает окоченелым тело их. Поэтому (зимою) они нуждаются
и в большем количестве пищи, и в более теплой одежде, и
в кровли, и постели, и обуви, и во многом другом; а что
всего хуже, не имеют возможности заниматься и работами,
потому что не позволяет время года. Итак, когда у них и
наибольшая нужда в необходимом, а, сверх того, нет и
работы, потому что никто их, несчастных, не нанимает и
не приглашает в услужение, вот мы, взамен нанимающих,
употребим в дело руки милосердных, взяв в сотрудники
себе в этом деле Павла, истинного покровителя и
попечителя бедных. Действительно, он так печется об них,
как никто другой. Разделившись с апостолом Петром
касательно учеников, он не разделился в попечении о
бедных, но, сказав: "подали мне и Варнаве руку общения,
чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным",
присовокупил: "только чтобы мы помнили нищих, что и
старался я исполнять в точности" (Гал. 2:9, 10). И
точно, во всех своих посланиях он заводит об них речь,
так что не найдешь ни одного, в котором бы не было
подобного увещания. Знал он, хорошо знал, как важно это
дело, поэтому и присовокупляет наставление о бедных ко
всем другим увещаниям и убеждениям своим, как бы полагая
на здании прекрасную кровлю. Так сделал он и здесь:
побеседовав о воскресении, и исправив все прочее, он
обратил, наконец, речь к милостыне, и сказал: "При сборе
же для святых поступайте так, как я установил в церквах
Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть
отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему
состояние, чтобы не делать сборов" и пр.
(1Кор. 16:1, 2). Смотри на мудрость апостола, как
благовременно он коснулся этого предмета. Наперед
напомнил о будущем суде и страшном оном судилище, о
славе, которою облекутся праведные, и о вечной жизни, а
потом уже предлагает слово и о бедных, чтобы слушатель,
одушевившись приятными надеждами и сделавшись
благорасположеннее, принял это наставление с большим
усердием, когда в нем будет жив страх суда, и душа
станет услаждаться ожиданием будущих благ. В самом деле,
кто в состоянии любомудрствовать о воскресении и весь
перенесся в будущую жизнь, тот почтет за ничто все
настоящее, – и богатство, и обилие, и золото, и серебро,
и драгоценные одежды, и удовольствия, и роскошный стол,
и все прочее, подобное этому, а кто считает все это за
ничто, тот весьма легко примет на себя попечение о
бедных. Поэтому и Павел хорошо (сделал, что), приготовив
наперед ум коринфян рассуждением о воскресении,
предложил потом и увещание.
И не сказал: о милостыни же, бедным или
к нищим, но: "для святых", научая этим слушателей
почитать и бедных, когда они благочестивы, и презирать
богатых, когда они небрегут о добродетели. Так он и царя
назвал нечестивым и беззаконным, когда тот был врагом
Божиим, и бедных – святыми, когда они скромны и честны.
Нерона он называет тайною беззакония, говоря: "тайна
беззакония уже в действии" (2Фес. 2:7), а бедных, не
имеющих и насущного хлеба, но питающихся подаянием,
назвал святыми. А вместе с этим он и коринфянам тайно
внушал не высокомудрствовать и не гордиться получением
такого повеления, как будто бы они подавали (милостыню)
людям низким и презренным, но твердо знать и уверять
себя, что, удостаиваясь иметь общение в скорбях бедных,
они получают величайшую почесть.
2. Между тем стоит труда рассмотреть и
то, кто эти святые, потому что Павел упоминает об них не
только здесь, но и в другом еще месте, говоря так: "А
теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым"
(Рим. 15:25). Об этих же самых святых упоминает и Лука в
Деяниях, когда, по поводу угрожавшего великого голода,
говорит: "Тогда ученики положили, каждый по достатку
своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее"
(Деян. 11:29). И в том месте, о котором я выше сказал,
(об них же Павел говорит): "только чтобы мы помнили
нищих, что и старался я исполнять в точности"
(Гал. 2:10). Когда мы, (говорит), разделились между
собою, и я (взял) язычников, а Петр иудеев, то с общего
согласия положили, чтобы это разделение не касалось
бедных. В самом деле, когда они проповедовали, то
проповедовали – один иудеям, а другой язычникам; но
когда заботились о бедных, тогда уже (делали) не так,
чтобы один заботился только о бедных из иудеев, другой –
о бедных из язычников; нет, каждый из них имел великое
попечение и о бедных, бывших между иудеями. Потому и
говорит (Павел): "только чтобы мы помнили нищих, что и
старался я исполнять в точности". Кто же эти бедные, о
которых он говорит здесь и в послании к Римлянам и к
Галатам, за которых просил и македонян? Это – бедные из
иудеев, жившие в Иерусалиме. А почему он так заботится
об них? Разве не было бедных и нищих в каждом городе?
Почему же он к ним именно посылает и об них просит всех?
Не без основания, не без причины и не по какому-либо
пристрастию, но с доброй и полезной целью. Впрочем (для
объяснения этого) надобно начать речь несколько
издалека. Когда дела иудеев пришли в упадок, и они,
распяв Иисуса, произнесли сами против себя этот
приговор: "нет у нас царя, кроме кесаря" (Ин. 19:15), и
уже подпали под власть римлян, – тогда они и не могли
управляться сами собою, как прежде, и не были
совершенными рабами, как теперь, но стояли в ряду
союзников, и, хотя платили царям подать и от них
принимали себе начальников, однако во многом
пользовались и своими законами, и наказывали своих
преступников по отечественным постановлениям. И что они
действительно платили подать римлянам, это видно из
того, что, искушая Иисуса, (иудеи) спрашивали:
"позволительно ли давать подать кесарю, или нет?" а Он,
повелев им показать монету, отвечал: "отдавайте кесарево
кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22:17, 21). А Лука говорит,
что и при храме (Иерусалимском) были военачальники и
тысяченачальники. Это достаточно доказывает, что иудеи
были подвластны римлянам. А что они пользовались и
собственными законами, видно из следующего. Они побили
камнями Стефана, не приводя его в судилище; умертвили
Иакова брата Господня, распяли самого Христа, тогда как
судья признал Его совершенно невинным и (хотел)
отпустить. Поэтому-то он и умыл руки, сказав: "невиновен
я в крови Праведника Сего" (Мф. 27:24); и когда увидел,
что они сильно настаивают, то не произнес сам приговора,
но уклонился, а они, воспользовавшись собственною
властью, сделали потом все. Часто нападали они и на
Павла.
Итак, поелику (иудеи) имели собственные
судилища, то от этих (судилищ) уверовавшим соплеменникам
их приходилось терпеть самые тяжкие страдания. Были и в
других городах и судилища, и законы, и начальники; но у
язычников никто не мог, по своей воле, ни поражать
мечом, ни побивать камнями тех, кто отступит от их
(веры), ни причинять им другое какое-либо зло; и кто был
обличаем, что сделал что-нибудь такое без приговора
судей, тот сам подвергался наказанию. Напротив, иудеи
пользовались в этом отношении большей свободою.
Поэтому-то уверовавшие из них терпели больше всех,
находясь как бы среди волков, и не имея избавителя. Так
(иудеи) много раз бичевали и Павла; послушай, вот, он
сам объявляет и говорит об этом: "От Иудеев пять раз
дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня
били палками, однажды камнями побивали"
(2Кор. 11:24, 25). Что это сказано не по догадке,
доказывает сам Павел, пиша к евреям: "Вспомните прежние
дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий
подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей
служа зрелищем для других, то принимая участие в других,
находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам
сострадали и расхищение имения вашего приняли с
радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество
лучшее и непреходящее" (Евр. 10:32–34). И давая
наставление фессалоникийцам, он выставил на вид этих же
(верующих из иудеев): "Ибо вы, братия, – говорит, –
сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе,
находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от
своих единоплеменников, что и те от Иудеев"
(1Фес. 2:14). И так как (эти верующие) терпели больше
всех, и не только не находили ни в ком (из иудеев)
сострадания, но и были лишаемы всего своего имущества,
водимы, влекомы и гонимы от всех, то Павел справедливо
возбуждает верующих всех мест к оказанию им помощи. Вот
и здесь за них же просит коринфян, говоря: "При сборе же
для святых поступайте так, как я установил в церквах
Галатийских" (1Кор. 16:1).
3. Итак, кто эти святые, и почему
(Павел) особенно заботится об них, это объяснено
достаточно, – теперь надобно рассмотреть, для чего он
упомянул о галатах. Почему не сказал: "при сборе
(милостыни) же для святых поступайте так: В первый день
недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает";
но, сказав: "При сборе (милостыни) же для святых",
присовокупил: "поступайте так, как я установил в церквах
Галатийских". Для чего он это делает? И притом упоминает
не об одном, не о двух и не о трех городах, но о целом
народе? Для того, чтобы коринфяне оказали большую
готовность, и похвала другим возбудила в них ревность.
Затем, (апостол) говорит и о способе, какой он назначил
(для собирания милостыни): "В первый день недели, –
говорит, – каждый из вас пусть отлагает у себя и
сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не
делать сборов" (1Кор. 16:2). "В первый день недели" –
назвал он день воскресный. Почему же он назначил для
пожертвований именно этот день? Почему не сказал: во
второй день после субботы, в третий день после субботы,
или в саму субботу? Не спроста и не без цели, но с тем,
чтобы в самом времени найти себе споборника к
возбуждению большего усердия в жертвователях, потому что
благоприятное время – немаловажная вещь во всяком деле.
Но отчего, скажешь, время это может способствовать к
убеждению – подавать милостыню? Оттого, что в этот день
(воскресный) прекращается всякая работа, душа от
успокоения становится веселее, а что всего важнее – в
этот день мы получили бесчисленное множество благ. В
этот день разрушена смерть, истреблено проклятие,
уничтожен грех, сокрушены врата адовы, связан диавол,
прекращена долговременная брань, совершилось примирение
Бога с человеками, род наш вошел в прежнее, или гораздо
лучшее, состояние, и солнце увидело удивительное и
чудное зрелище – человека, сделавшегося бессмертным. Обо
всем-то этом и тому подобном желая напомнить нам, Павел
вывел на средину этот день, делая его как бы ходатаем
своим, и говоря к каждому: подумай, человек, сколь
многие и великие блага получил ты в этот день, от каких
избавился зол, чем ты был прежде, и чем стал после того.
Если мы празднуем дни своего рождения, а многие из наших
слуг и те дни, когда они получили свободу, проводят с
великим почтением, и одни устрояют пиршества, а другие –
щедрые дарят и подарки, из особенного уважения к тому
времени, тем более нам должно уважать тот день, который
по справедливости можно назвать днем рождения
человеческой природы. Мы пропадали – и нашлись, мертвы
были – и ожили (Лк. 15:32), были врагами – и примирились
(Рим. 5:10). Поэтому и надобно чтить этот день честью
духовною, – не пиршества устроять, не вино разливать, не
упиваться и ликовать, но довольствовать беднейших братий
наших во всем. Это говорю не для того, чтобы вы только
хвалили, но, чтобы и сами так поступали. Не думайте,
будто это сказано только к коринфянам; нет, (сказано) и
к каждому из нас, и ко всем, кто будет жить после. Будем
и мы делать то же самое, что заповедал Павел: пусть
каждый в день воскресный откладывает дома деньги
Господни [1], и пусть это сделается законом и неизменным
обычаем; тогда мы не будем уже иметь нужды ни в
увещании, ни в совете, потому что такие дела делать
может не столько слово и увещание, сколько привычка,
утвердившаяся временем. Если мы постановим себе правилом
– в день воскресный откладывать что-нибудь в пользу
бедных, то, хотя бы встретилась тысяча нужд, не нарушим
этого правила.
Сказав: "первый день недели", апостол
прибавил: "каждый из вас". Не богатым только, говорит,
внушаю это, но и бедным; не свободным только, но и
рабам; не мужам только, но и женам; пусть никто не будет
свободен от этого служения, ни лишен прибыли, но пусть
всякий делает пожертвование. И бедность не может быть
препятствием к такому пожертвованию. Хотя бы ты был до
крайности беден, но, верно, не беднее той вдовы, которая
принесла в дар все свое имение (Лк. 21:2–4). Хотя бы ты
был до крайности беден, но, верно, не беднее жены
сидонской, которая, имея только горсть муки, не
отказалась принять пророка; видела она, что вокруг ее
лик детей, и грозит голод, и нет у нее ничего более в
запасе – и, однако приняла пророка с великим усердием
(3Цар. 17 и д.). А почему апостол сказал: "пусть
отлагает у себя и сберегает?" Потому, что откладывающий
(в пользу бедных), может быть, постыдился бы и
постеснялся и показать свое пожертвование, когда оно
мало. Поэтому, говорит, ты береги и храни, а когда от
частых вкладов малое сделается великим, тогда уже
открывай. Не сказал притом: собирая, но: "сберегает"
(θησαυριζων, – сберегая сокровище), чтобы ты знал, что
эта издержка есть сокровище, что этот расход есть
прибыль, – сокровище, лучшее всякого сокровища. Это
чувственное (сокровище) издерживается, и расхищается, и
часто губит нашедших его; а то небесное – совершенно
напротив: всегда неуменьшаемо и безопасно от расхищения,
спасительно стяжавшим и получающим его. Оно не
истребляется временем, не гибнет от зависти, но
недоступно никаким злым умыслам, и доставляет
бесчисленные блага собирающим его.
4. Так, послушаемся и будем делать это
же и мы; пусть в домах наших хранятся, вместе с нашими
собственными, и священные деньги, чтобы из-за них
сберегались и собственные. Ведь, если в царском
казнохранилище будут положены деньги кого-либо из
подчиненных, то и эти (деньги) совершенно безопасны
из-за царских. Так, если и в твоем доме будут храниться
деньги бедных, откладываемые в день воскресный, то из-за
них и твои собственные будут безопасны. Таким образом,
по руководству Павла, ты соделаешься блюстителем своего
имущества. Что я говорю? Отложенное послужит тебе
поводом и побуждением отложить еще больше. Сделай только
начало этой доброй привычке, и ты уже сам будешь
побуждать себя (к откладыванию милостыни), без всякого
приглашения. Пусть же дом каждого из нас сделается,
таким образом, церковью от хранящихся в нем священных
денег, потому что и здешние (церковные) сокровищницы
образуются из тех (домашних). Место, где лежат деньги
бедных, недоступно для демонов; и деньги, собираемые на
милостыню, ограждают дома лучше всякого щита, копья,
оружия, силы телесной и множества воинов. Итак, сказав:
когда, кому и как надобно собирать эти деньги, Павел
количество сбора предоставил самим жертвователям. Он не
сказал: подай столько-то и столько-то, – чтобы такое
повеление не было тяжко, так как многие ссылаются на
бедность; чтобы бедные не говорили: что же, если мы не в
состоянии? Нет, меру подаяния он определил силою дающих:
"каждый из вас, – говорит, –отлагает у себя и сберегает,
сколько позволит ему состояние" (1Кор. 16:2). Не сказал:
что может, или что найдется, но: "сколько позволит ему
состояние", показывая тем, что подающему будет
содействовать и высшая помощь, и благодать (Божия).
Павел заботился не о том только, чтобы деньги подаваемы
были бедным, но и о том, чтобы (это делалось) с
совершенным усердием. И сам Бог повелел давать милостыню
не для того, чтобы только насыщались бедные, но чтобы и
подающие получали благодеяние, и – даже больше для
последних, чем для первых. Если бы Павел заботился
только о бедных, то повелел бы только подавать деньги, а
не требовал бы усердия со стороны дающих; но вот теперь
апостол и там, и здесь старается особенно о том, чтобы
подающие подавали с удовольствием и радостью. Так в
одном месте он говорит: "не с огорчением и не с
принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог", не
просто дающего, но делающего это доброхотно (2Кор. 9:7).
А в другом месте: "раздаватель ли, раздавай в
простоте... благотворитель ли, благотвори с радушием"
(Рим. 12:8). Ведь то и милостыня, когда подаешь ее с
радостью и думаешь, что сам больше получаешь, чем
сколько даешь. Поэтому Павел всячески старается сделать
эту заповедь легкою, чтобы подаяние было с усердием. В
самом деле, смотри, сколько он представил обстоятельств,
облегчающих тяжесть этого дела. Во-первых, повелевает,
делать подаяние не одному, не двум или трем человекам,
но всему городу, потому что слово милостыня (λογια)
означает не что иное, как сбор или складчину общих
подаяний. Во-вторых, (указывает) на достоинство
приемлющих, потому что не сказал: бедным, но: святым.
В-третьих, представляет пример тех, которые тоже
сделали: "установил, – говорит, – в церквах
Галатийских". В-четвертых, показывает, что
благоприятствует этому сам день: "В первый день недели,
– говорит, – каждый из вас пусть отлагает у себя и
сберегает". В-пятых, повелевает не всю милостыню подать
вдруг, но собирать исподволь и понемногу: а ведь не одно
и то же велеть принести все в один день, или раздробить
приношение по частям на несколько дней; такое
раздробление делает и издержку нечувствительною.
В-шестых, не назначает меры (подаяния), но предоставляет
ее на волю дающих, и показывает, что в этом помогает и
Бог, потому что слова: "сколько позволит ему состояние"
означают то и другое. К этому присовокупил и седьмое
обстоятельство, сказав: "чтобы не делать сборов, когда я
приду". Здесь он и поощряет их ожиданием своего личного
присутствия, и утешает указывая на время своего
прибытия. Впрочем, не удовольствовался и этим, но
прибавил еще и восьмое обстоятельство. Какое же? "Когда
я приду, – говорит, – то, которых вы изберете, тех
отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в
Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то
они со мной пойдут" (1Кор. 16:3, 4). Смотри, как чужда
тщеславия и смиренна эта блаженная и возвышенная душа,
как она попечительна и сердобольна! Он не захотел и не
решился сам, по собственному выбору, назначить людей для
отнесения денег (в Иерусалим), но предоставил выбор их
коринфянам, и не почел для себя обидою, если избрание
этих людей состоится по мнению и воле коринфян, а не по
мысли Павла; напротив, он нашел несообразным, чтобы
подаяния сделали они, а людей для отнесения подаяний
выбрал он. Поэтому он предоставил это им, являя, с одной
стороны, свое смирение, с другой, избегая всякого повода
и самой тени оскорбительного (для него) подозрения. Хотя
он был светлее и солнца и чист от всякого дурного
подозрения, но и при этом, однако всячески старался, и
щадить слабых, и избегать неправильного о себе мнения.
Поэтому и говорит: "Когда же приду, то, которых вы
изберете, тех отправлю с письмами, для доставления
вашего подаяния". Что говоришь? Так ты не плывешь, не
берешь денег, а поручаешь это другим? Чтобы от этой
мысли не ослабело усердие их, смотри, как он
предотвращает и это. Непросто ведь сказал: "которых вы
изберете, тех отправлю" но как? "с письмами". Телом,
говорит, я и не буду присутствовать, но посредством
писем своих буду там и приму участие в их служении.
5. А мы достойны ли и тени Павла, или
подножия его, после того, как он, пользуясь такою славою
у всех, отстраняет от себя все почести, а мы досадуем и
негодуем, если распорядители этих денег [2] избираются
не по нашей мысли, не по нашему решению и приговору,
считаем обидою для себя, когда жертвующие своим имением
делают это без нашего ведома и согласия? Посмотри еще,
как он (ап. Павел) везде помнит себя и нигде не
забывается: ведь не назвал он этого ни заповедью, ни
милостынею, но "благодатью", показывая тем, что как
воскрешать мертвых, изгонять демонов, очищать
прокаженных, так и облегчать бедность, и простирать руку
помощи нуждающимся – есть дело благодати, и даже
последнее более, чем первое. Впрочем, хоть это и
благодать, однако и с нашей стороны требуются усердие и
готовность, чтобы нам решиться и захотеть, и сделаться
достойными благодати. Итак, Павел ободрил коринфян,
во-первых, тем, что хочет послать свои письма, с
назначенными для отнесения милостыни; а во-вторых, еще
более этого тем, что обещается и сам идти вместе с ними:
"А если, – говорит, – прилично будет и мне отправиться,
то они со мной пойдут". Замечай и здесь мудрость его. Он
и не отказался идти вместе, и не обещал вдруг, но
предоставил и это на решение дающих и сделал их полными
распорядителями на счет его путешествия, объяснив, что
он наверно отправится в путь, если подаяние будет так
обильно, что побудит и его идти. Так должно разуметь
слова: "если прилично будет". Если бы он совершенно
отказался от путешествия, то ослабил бы усердие и
ревность их; опять, если бы выразил свое обещание
нерешительно, также сделал бы их нерадивыми. Поэтому он
и не отказывается решительно, и не обещает, но отдает
это на волю коринфян, говоря: "если прилично будет".
Слыша, что Павел желает нести их подаяния, они
приступали к делу с большим усердием и готовностью,
чтобы святые руки его распорядились их подаянием, и его
молитвы присоединились к их пожертвованию. Если же
коринфяне, намереваясь поручить Павлу отнесение своих
приношений, делали их поэтому с большим усердием, то
какое получишь снисхождение ты, когда, имея возможность
подать Господу Павла (потому что Он принимает в лице
бедных), не делаешь этого? Ведь и тот, кому вверена была
вся вселенная, и кто имел попечение о церквах всей
подсолнечной, обещал участвовать в распоряжении деньгами
для бедных не иначе, как если сбор их будет значителен и
достоин особого внимания. Размышляя об этом, и мы, если
понадобится – или самим нам подать, или послужить другим
в распоряжении их подаянием, – не поленимся (делать это)
и не будем унывать, как будто чрез это у нас убавляется
имущество. Земледелец, когда бросает семена в землю и на
это издерживает все свое достояние, не печалится, не
скорбит, и эту трату считает не потерей, но выгодою и
прибылью, хотя надежда его и не несомненна. Не странно
ли, что ты, который сеешь не с такою, но с гораздо более
верной надеждою, и можешь вручить серебро самому Христу,
– уклоняешься, медлишь, и ссылаешься на бедность? Разве
Бог не мог повелеть земле, чтобы она произрастила чистое
золото? Кто сказал: "да произрастит земля зелень"
(Быт. 1:11), и тотчас представил это былие во всей
красе, тот мог повелеть, чтобы и источники и реки текли
везде золотом. Но Он не восхотел этого, а оставил многих
жить в бедности, и для их, и для твоей пользы. Бедность
более способствует добродетели, нежели богатство; и за
кем есть грехи, те могут находить немалое утешение в
пособии нуждающимся. Сам Бог так печется об этом, что,
когда Он пришел и облекся плотью, и жил с людьми, то не
отрекся и не почел за стыд – Самому заботиться о бедных.
Он столько умножал хлебы, одним повелением творил все,
что хотел, мог в одну минуту представить тысячи
сокровищ, и однако, не сделал этого, но повелел ученикам
своим иметь ящик, носить, что туда опускали, и из этих
денег помогать бедным. Когда Он прикровенно говорил Иуде
о предательстве, ученики, не понимая, о чем шла речь,
подумали, что Он велел Иуде подать что-нибудь бедным,
потому что этот, сказано, "имел при себе денежный ящик и
носил, что туда опускали" (Ин. 12:6). Бог много печется
об оказании милосердия, не только с Его стороны нам, но
и с нашей стороны подобным нам; Он и в Ветхом и Новом
Завете дает множество законов об этом, повелевая быть
милосердым всячески – и словами, и деньгами, и делами.
Моисей весьма часто говорит об этом в своих узаконениях;
пророки от лица Божия вопиют: "милости хочу, а не
жертвы" (Ос. 6:6), и апостолы все, согласно с ними, и
делают, и говорят. Не будем же нерадеть об этом деле,
потому что чрез него мы приносим величайшую пользу не
бедным, а себе, и больше получаем, нежели даем.
6. Говорю об этом не без причины, но
потому, что многие часто входят в строгие исследования о
нуждающихся, расспрашивают об их отечестве, образе
жизни, нравах, занятиях и о здоровье телесном, делают им
упреки и требуют от них множества объяснений касательно
их здоровья. Оттого-то многие (из бедных) представляются
изувеченными по телу, чтобы видом этого несчастья
преклонить нашу жестокость и бесчеловечие. Летом
попрекать их за это, хоть и жестоко, но не так еще, но
зимою и во время стужи быть столь безжалостным и
бесчеловечным судией и не оказывать им никакого
снисхождения за то, что ничего не делают, не есть ли
верх жестокости? Для чего же, скажешь, Павел давал
фессалоникийцам такой закон: "если кто не хочет
трудиться, тот и не ешь" (2Фес. 3:10)? Для того, чтобы и
ты, услышав это, обращал слова Павла не к бедному
только, но и к себе самому, потому что заповеди Павла
относятся не к бедным только, но и к нам. Скажу и нечто
тяжелое и неприятное; знаю, что рассердитесь, но,
несмотря на это, скажу, потому что и говорю не для того,
чтобы оскорбить вас, но чтобы исправить. Мы попрекаем
бедных праздностью, которая часто заслуживает и
извинения, а сами часто делаем такие дела, которые хуже
всякой праздности. Но я, скажет иной, владею отцовским
наследством. Неужели же, скажи мне, бедный должен
погибнуть за то, что он беден и от бедных (родителей), и
не имел богатых предков? Но поэтому-то особенно он и
заслуживает милосердия и сострадания со стороны богатых.
Ты, проводя часто целый день в театре, или в собраниях и
в разговорах бесполезных, или даже вредных, не думаешь,
что делаешь худо и ничем не занимаешься; а этого
несчастного и жалкого бедняка, который целый день
проводит в прошении (милостыни), в слезах и в тысяче
бед, осуждаешь и влечешь в судилище, и требуешь от него
отчета? Где же тут, скажи мне, человеческая
совестливость? Итак, когда будешь говорить: что же
скажем Павлу? говори так не бедным только, но и себе
самому. А с другой стороны, читай не только его угрозу,
но и снисхождение, потому что (апостол), сказав: "если
кто не хочет трудиться, тот и не ешь", присовокупил: "Вы
же, братия, не унывайте, делая добро" (2Сол. 3:13). Но
какой у них благовидный предлог? Это, говорят, беглецы,
пришельцы, негодяи; покинув свою родину, они стекаются в
наш город. Так, на это ли ты, скажи мне, досадуешь и
обрываешь венок нашего города, что все считают его общей
пристанью, и чужой город предпочитают своему родному? Но
надлежало бы радоваться и восхищаться тем, что все
прибегают к вашим рукам, как на общий рынок, и считают
этот город общей матерью. Не помрачайте же славы и не
умаляйте чести, которой он пользуется издревле, от
времен отеческих. Некогда, как угрожал голод всей земле,
жители этого города [3] отправили с Варнавою и Савлом
немало денег жителям Иерусалима, – тем самым, о которых
и мы говорили в этой беседе. Какое же можем иметь
оправдание или извинение, если наши предки питали на
свой счет живших вдали от них, и сами ходили к ним, а мы
отгоняем и тех, которые из других мест прибегают к нам,
и делаем об них строгие разыскания, зная притом, что
сами мы виновны во множестве грехов? Если бы Бог стал
так же строго исследовать наши дела, как мы – бедных, мы
не получили бы никакого прощения, никакой милости.
"Каким судом судите,– говорит Писание, – таким будете
судимы" (Мф. 7:2). Будь же человеколюбив и снисходителен
к сорабу, прости ему прегрешения, сколь ни много их, и
будь милосерд, дабы и сам ты удостоился того же. Для
чего сам себе причиняешь беспокойства? Для чего делаешь
разыскания? Если бы Бог повелел разведывать образ жизни
(бедных), требовать от них объяснений и тщательно
исследовать нравы их, тогда не стали ли бы роптать
многие? Не сказали ли бы: что это такое? Бог предписал
нам дело трудное: мы не можем исследовать образ жизни
других и знать, какие такой-то сделал грехи? Не сказали
ли бы многие и еще многое в этом роде? А теперь, когда
Он освободил нас от всякого такого разыскания и обещал
полную награду (за подаяние милостыни), будут ли
получающее ее злые, или добрые люди, мы сами на себя
навлекаем беспокойства. Откуда же, скажете, видно, что
мы получим награду за подаяние милостыни, как добрым,
так и не добрым? Из слов самого Господа: "А Я говорю
вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за
обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца
вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему
восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на
праведных и неправедных" (Мф. 5:44, 45). Как Господь
твой, не смотря на то, что премногие оскорбляют Его
нечестивыми словами, блудодействуют, крадут,
разбойничают, раскапывают могилы и делают множество зла,
не прекращает своих ко всем благодеяний, но, по своему
человеколюбию, всем посылает солнечные лучи, дожди и
плоды земные, – так поступай и ты, и, когда будет время
для милости и человеколюбия, облегчай бедность,
прекращай голод, избавляй от скорби, и ничего больше не
разыскивай. Если мы станем исследовать образ жизни
(нуждающихся), то не окажем милости ни одному человеку,
но из-за такой неуместной пытливости останемся
бесплодными, никому не подадим помощи, и будем трудиться
без всякой пользы и напрасно. Поэтому прошу вас, оставив
эту неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем
нуждающимся, и делайте это с великой щедростью, чтобы и
нам самим удостоиться в тот день (будущего суда) великой
милости и снисхождения от Бога, которое и да получим все
мы, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса
Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава
и честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Азбука веры
Примечание
1. Χρήματα
δεσποτιχά т.е. приносимый самому Господу в лице нищих,
по учению Его (Мф.25:40).
2. Т.е. денег,
собираемых, в пользу бедных и хранившихся при церквах.
3. Т. е. Антиохии.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|