Иоанн Златоуст. Слово о четверодневном
Лазаре
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Спаситель воскресил Лазаря перед Своими
страданиями для того, чтобы удостоверить неразлучное
соединение в Себе Божества с человечеством, предстоящее
воскресение Свое и будущее воскресение всех людей.
Похвалы мученицам применительно к обстоятельствам их
кончины. Недавно перед вами, возлюбленные, сплетая
цветистый венок весны и изображая словами, как бы на
картине, это время года, мы показывали не только
цветущие рощи и зеленеющие луга и способствующие
оживлению ветерки, но изложили, что и наше естество
проявляет в это время признаки воскресения, и желая
найти предмет, соответствующий времени, привлекли
ожившего Лазаря. Но, будучи не в состоянии исполнить
обещание, мы окончили речь в самом начале. Исследуя
прежде всего, почему о Лазаре умолчали прочие
евангелисты, а написал один только Иоанн, мы сказали,
что Дух Святый, пресекая заранее подозрение относительно
вымысла, допустил евангелистам сходно и согласно описать
чудеса Спасителя, но при этом устроил, что один из них
опускал одно, другой – другое, представляя в этом
очевидное доказательство того, что Евангелия написаны
ими без дурного умысла, без приготовления, не по
соглашению и не из угождения кому-либо, так что все
выражает безыскусственную истину и тогда, когда
оказывается что-нибудь недостающее. Но так как это
достаточно подготовлено нами тогда, то посмотрим, какая
была благовременная нужда евангелисту в чуде,
совершенном над Лазарем. Спаситель, много и часто
беседуя с учениками о Своем страдании, видел, что они
цепенеют и ужасаются таких слов, считают предуказываемое
страдание более следствием слабости, нежели
домостроительства, колеблются еще человеческими
суждениями и трепещут. Поэтому, когда уже приближается
страдание и готов водрузиться крест, Он воскрешает
умершего Лазаря, чтобы самым делом научить учащихся, что
крест и смерть не следствие слабости, чтобы убедить
присутствующих, что Он повелевает смертью и вызывает
душу, отрешившуюся от земных уз. С некоторой целью Он
сопоставляет добровольную смерть, быть может,
предначертывая на Лазаре Свое трехдневное воскресение,
утешая малодушных сокращенным сроком пребывания Своего
под землей, в преддверии креста ослабляя надлежащим
образом страх учеников и показывая, что дарованное Им
другому легко будет осуществлено Им и для Себя самого,
самыми делами вразумляя сомневающихся, и таким образом
приноровляя слова к делам, и делами Своими возвещая
приблизительно следующее: никогда не оставлял Я
воспринятого человечества непричастным божественной
силы; но то как человек, то как Бог, или являя естество,
или удостоверяя домостроительство, и научая более низкое
усвоять человечеству, а более высокое возносить к
Божеству, и через такое неравное смешение дел, изъясняя
неравное соединение естеств, а посредством власти над
страданиями показывая добровольность Своих страданий, –
Я, как Бог, обуздал естество, продолжив пост на сорок
дней, и, как человек, потом взалкал, и изнурился; Я, как
Бог, усмирил бушующее море; Я, как человек, был искушаем
от диавола и, как Бог, повелением изгонял бесов; Я, как
человек, имею страдать за людей; но, чтобы вы не
приписали этого слабости, Я перед приходом смерти
вызываю одержимого смертью, и явив сперва силу Божества,
потом уплачиваю древний долг человечества; разрешив узы,
потом сам принимаю узы, и самыми этими делами
(показываю), что "Имею власть отдать жизнь Мою и власть
имею опять принять ее" (Ин. 10:17, 18). Таково учение
Спасителя, преподаваемое делами. Если бы не так это
было, и если бы Он не с целью некоторой откладывал
чудотворение над Лазарем, то, несомненно, когда на пути
возвестили Ему о болезни Лазаря, – "послали", говорит
евангелист, "сестры" его к Господу, "сказать Ему: Вот,
кого Ты любишь, болен" (Ин. 11:3), – Он, услышав нечто
такое, не отложил бы надолго, но, как сделал с сотником
и сирофиникиянкой и спас сына первого отсутствующего и
дочь последней отсутствующую, так сделал бы и с Марфой,
извещавшей о брате, что он болит. Теперь же Он нарочито
ожидает его смерти, и долго медлит, и с намерением
откладывает свое прибытие, чтобы показать победу над
смертью прежде своей борьбы со смертью; Он откладывает
на три дня, для подтверждения действительности смерти; в
присутствии иудеев открывает гроб, чтобы сделать
вестниками чуда тех, которые гнали Его; молитвою и
призыванием Отца пробуждает Лазаря, чтобы не показалось,
будто Он восстает против законов Создателя. Посмотри и
на эту особенность: Он не сказал: Лазарь оживи; но что?
"Лазарь! иди вон" (Ин. 11:43), чтобы научить
присутствующих, что Он – Тот, Который называет
"несуществующее, как существующее" (Рим. 4:17), чтобы
показать присутствующим, что Он – Бог живых, а не
мертвых, чтобы благовременно показать, что нет
препятствий для божественного повеления, и напомнить
предстоящим о Том, Который сказал: "да будет твердь...
да соберется вода... в одно место... да произрастит
земля зелень... да произведет вода пресмыкающихся, душу
живую" (Быт. 1:6, 9, 11, 20). "Лазаре! иди вон"; это –
для умножения и укрепления веры собравшихся, чтобы
одежда и повязки свидетельствовали о смерти, а
немедленное послушание и беспрепятственный страх
возвестили о власти Господа. Лазаре, гряди вон, и
разложившийся встал, сгнивший стал чувствовать, мертвец
повиновался, связанный побежал, и оплакиваемый запрыгал.
Но для чего Спаситель употребил в настоящем случае
громкое воззвание? Евангелист говорит: "Сказав это, Он
воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон" (Ин. 11:43).
Этим воззванием Он, может быть, предызобразил будущее
воскресение; "ибо вострубит, – сказано, – и мертвые
воскреснут" (1Кор. 15:52). Много и еще я мог бы сказать
об этом, но меня отвлекает другой предмет, и от гроба я
принужден перейти ко гробу.
Подлинно, благовременно сравнить гроб
Лазаря с гробами, и не неблаговременно, кажется, смерть
жен празднуется на самом его гробе. Там гроб, и здесь
гроб; но гроб Лазаря отверзаемый открывает силу
Христову, а гроб этих жен заключенный к действующий
проповедует благодать Спасителя; там мертвый
сверхъестественно выходящий из гроба, здесь жены
неестественно прибегают к гробам; там знамение
божественной силы, здесь доказательство доблестной воли;
там Лазарь... смерти... смело вступает; там оживление
после смерти, здесь жизнь; там смерть насильственно
ограблена, здесь смерть явно попирается; того (Лазаря)
смерть, ссудивши жизнью, скоро опять взяла назад, или –
лучше – как сказано: "жены получали умерших своих
воскресшими" (Евр. 11:35), по повелению Божию, а эти от
временной жизни перескочили в жизнь бесконечную, мать и
дочери, собравшие нас сегодня, – благочестивая мать,
претерпевшая болезни рождения, и дочери, неиспытавшие
этих болезней, мать, разрешившая девство для рождения
дев, мать, родившая чистоту, мать, родившая дев по
закону естественному. Мучитель, повсюду ратовавший
против благочестивых, обращавший меч варварских убийств
против единокровных, мучитель, гнавший незримого Христа,
мучитель, думавший посредством стада поразить Пастыря,
мучитель, пытавшийся метать стрелы в небо, мучитель,
завидовавший распространению царства Христова, этот
мучитель был муж преследующий и несочетавшийся,
неприступные же девы – сочетавшиеся в борьбе. Имущество
было разграблено, отечество отнято, нечестивые воины
влекли любительниц целомудрия и скромности, как
разбойники, принуждая поклониться изображению мысленного
Навуходоносора. Но и эта вавилонская печь сделала для
трех мучениц то же, что и та, разрешив узы и тела и
души, отпустила души свободно лететь на небо. А древний
змий, который преследовал Еву в раю, который уловляет
простые и невинные души, видя реку, сделавшуюся кровавой
купелью, и поток, исполнившийся божественного Духа, и
преследуя блаженных до самой реки, был отражен водами,
растворенными огнем духовным, и скрыв в самом себе
гордость свою, оплакивал неуспешность своей древней
хитрости, видел, как те жены, которые прежде легко были
обольщаемы и приводимы в ужас, самоуверенно выступают
против смерти, и смотрел, как та пята, которую он стерег
уязвить, взлетает от земли на небо. Впрочем, достаточно
восхвалив победоносных жен, присоединив везде к предмету
речи полезные замечания, украсив древний гроб новым
гробом, соединив необыкновенное оживление с терпеливой
смертью, предложив мужам и женам примеры добродетели и
благочестия, и показав восхваляемую смерть и вожделенное
воскресение, возблагодарим Христа, имеющего власть жизни
и смерти, Которому слава и держава, с Отцем и Святым и
Животворящим Духом, во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|