Василий Великий. Из двадцать седьмой
главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию
Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля
Святитель Василий Великий - один из
величайших богословов и гимнографов, толкователь
Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил
усилия для включения в общецерковную жизнь и
упорядочения монашества, до этого развивавшегося
стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь
называет его Вселенским учителем.
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
***
Из сохраненных в церкви
догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от
письменнаго наставления, а некоторыя прияли от
апостольскаго предания, по преемству в тайне, и те, и
другие имееют едину и ту же силу для благочестия. И сему
не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в
установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати
неписанные обычаи, аки не великую имющие силу: то
неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или
паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи.
Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем,
чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа,
знаменались образом креста, кто учил сему писанием? К
востоку обращатися в молитве, какое писание нас научило?
Слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши
благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо
мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул
апостол или евангелие, но и прежде и после оных
произносим и другия, как имеющия великую силу в
таинстве, приняв их от неписаннаго учения. Благословляем
такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и
самаго крещаемаго, по какому писанию? Не по предани ли,
умалчиваемому и тайному? И что еще? Самому помазыванию
елеем, какое писанное слово научило? Откуда и
троекратное погружение человека? И прочее бывающее при
крещении, отрицатися сатаны и ангелов его, из какого
взято писания? Не из сего ли необнародываемаго учения,
которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и
выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием
охраняти святыню таинства? Ибо какое было бы приличие,
писанием оглашати учение о том, на что непосвященным в
таинство и воззрение не позволительно? И далее. Сия есть
вина предания без писаний, дабы к многократно изучаемому
познанию догматов не утратили многие благоговения, по
привычке. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы
умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же
умолчания есть и неясность, которую употребляет писание,
неудобосозерцаемым творя разум догматов, ради пользы
читающих. Посему то все зрим к востоку во время молитв,
но немногие знаем, яко чрез сие ищем древняго отечества
рая, который насадил Бог в Эдеме на востоке (Быт.2:8).
Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но
причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко
совоскресшие Христу и долженствующие искати горняго,
стоянием во время молитв, как день воскресения,
напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому
сие творим, яко день сей мнится быти неким образом
чаемаго века. Почему, яко начало дней, и у Моисея
наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет,
вечер, и быть утро, день един (Быт.1:5): аки бы един и
тот же день многократно круговращался. И так единый,
который есть купно и осмый день, о котором и псалмопевец
упоминает в некоторых надписаниях псалмов, назнаменует
собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий,
невечерний, безпреемственный, нескончаемый оный и
нестареющий век. И так основательно церковь научает
питомцев своих бывающыя в оный день молитвы в стоянии
совершати: дабы, при частом напоминании о нескончаемой
жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному
преставлению. Но и вся пятьдесятница есть напоминание
воскресения, ожидаемаго в будущем веке. Ибо единый оный
и первый день, будучи седмикратно уседмеричен,
составляет седмь недель святыя пятьдесятницы.
Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и
оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные
промежуточные дни, сим подобием подражает веку, какбы в
круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же
и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати
в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным
напоминанием какбы преселяя мысль нашу от настоящаго в
будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы
действием показуем и то, яко грехом низпали на землю, и
то, яко человеколюбием Создавшаго нас, паки воззваны на
Небо. Но не достанет мне времени повествовати о
неописанных таинствах церковных. Оставляю прочее. Самое
исповедание веры, дабы веровати во Отца и Сына и Святаго
Духа, из каких писаний имеем мы? Аще по благочестивому
умозаключению, имея долг тако веровати, како крестимся,
из предания о крещении производим исповедание веры,
подобное тайнодейственному изречению в крещении: то да
позволят нам, по такому же заключению, и словословие
возсылати подобное исповеданию веры. Но аще образ
словословия отвергают, яко неписанный: то да представят
нам письменныя доказательства, как исповедания веры, так
и прочаго нами изчисленнаго. Итак, поелику столь много
есть неписаннаго, и оно имеет толикую силу в таинстве
благочестия: то единаго ли не попустят нам речения,
которое дошло до нас от отцев, которое мы обрели
оставшееся от невымышленнаго обыкновения в
неповрежденных церквах, и которое имеет немалую
важность, и немалую приносит пользу силе таинства?
Василий Великий, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию Великому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Василии Великом:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
|