Иоанн Златоуст. Похвала епископу Диодору,
который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна
Златоуста 1
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
1. Недавно этот мудрый и доблестный
учитель, оставив болезнь телесную и восшедши на это
седалище, говорил обо мне в начале своей беседы и назвал
меня Иоанном Крестителем, и гласом церкви, и жезлом
Моисея, и кроме того многими другими названиями. Он
тогда хвалил меня, а вы восклицали; я же, сидя вдали,
горько воздыхал. Он хвалил, выражая свое чадолюбие; вы
восклицали, выражая свое братолюбие, а я воздыхал,
тяготясь бременем тех похвал. Ведь великость похвал
обыкновенно угрызает совесть не менее грехов; как тот,
кто, не сознавая за собой ничего доброго, но слыша как
другие приписывают ему многие и великие добрые дела,
помышляет о настоящей молве и будущем дне, когда все
будет обнаружено и открыто и когда Судящий будет судить
не по мнению многих, но по самой истине дел, потому что
Он "будет судить не по взгляду очей Своих, – говорит
пророк, – и не по слуху ушей Своих решать дела" ("не бо
славе судити имать, ниже по глаголанию обличит") (Ис. 11:3);
– так и я, представляя все это, скорблю при похвалах и
добром мнении многих, видя великое различие между им и
будущим приговором. Ныне мы прикрываемся мнением многих,
как бы какими-нибудь масками, а в тот день, когда будут
сняты эти маски, мы, стоя перед престолом Судии с
обнаженной головой, не в состоянии будем получить
никакой пользы от здешней молвы для тамошнего приговора,
но по тому самому мы и будем наказаны еще более, что,
получая от многих много похвал и много одобрений, мы и
от этого самого не сделались лучшими.
2. Итак, помышляя обо всем этом, я
горько воздыхал. Потому и теперь я поспешно встал для
того, чтобы от вас, слышавших те похвалы, отстранить
такую молву. Ведь и венец, когда он бывает больше головы
венчаемого, не касается висков и не держится на голове,
но, как слишком широкий по величине своей, ниспускается
через глаза до шеи и оставляет голову не увенчанной. То
же самое испытал и я, так как венец похвал оказался
больше достоинства моей головы; и однако, несмотря на
это, отец, по свойственной ему любви, не воздержался
каким бы то ни было образом от возложения его на меня.
Так поступают часто и цари: взяв принадлежащую им
диадему, они возлагают ее на головы детей; потом увидев,
что детская голова меньше венца, удовлетворившись таким
наложением, простым и сделанным как-нибудь, наконец
берут и возлагают его на самих себя.
3. Поэтому, так как и отец возложил на
меня приличествующий ему венец, который оказался больше
моей головы и которого он не решался возложить сам на
себя, то теперь я, сняв его с себя, возложу его обратно
на голову отца, которой он принадлежит. Ведь хотя имя
Иоанна у меня, но мудрость – у него; хотя имя это
получил я, но любомудрием владеет он. Поэтому и самое
это имя справедливее было бы носить ему, нежели мне,
потому что соименность обыкновенно зависит не от
сходства имен, но от сродства дел, хотя бы имена были и
различны. И Писание любомудрствует об этом не так, как
сведущие в мирской философии. Те не считают людей
соименными, если не находят в них вместе со свойствами и
сходства имен; а Писание не так, но когда оно видит
великое сходство в любомудрии, то, хотя бы принадлежащие
одинаковым по образу жизни людям имена были различны,
называет их одним и тем же названием. Доказательства
этого не нужно искать далеко, но можем указать на этого
самого Иоанна, сына Захарии. Когда ученики спросили
(Иисуса Христа), придет ли опять Илия, то Он отвечал: "И
если хотите принять, он есть Илия, которому должно
прийти" ("и аще хощете прияти, той есть Илия хотяй
приити") (Матф. 11:14). Он назывался Иоанном, но так как
имел нравы Илии, то и получил одинаковое с ним название;
так как он владел духом Илии, то получил и имя Илии. Оба
они обитали в местах пустынных; один одевался в милоть,
а другой в волосяную одежду; и трапеза у них была
одинаково скудна и проста; один из них был служителем
первого пришествия (Христова), а другой будет служителем
будущего. Поэтому, так как и образ жизни, и одежда, и
местопребывание, и служение были у них одинаковы и все
было у них сходно, то Христос и дал обоим одно имя,
выражая, что и тот, кто носит другое имя, может быть
соименным тому, кому он подражает в образе жизни.
4. Итак, если таково несомненное правило
и таково определение соименности в божественном Писании,
то покажем, что мудрый наш отец подражает и образу жизни
Иоанна, дабы вы знали, что справедливее можно бы
приписать ему и это имя. У того не было ни стола, ни
постели, ни дома на земле; и у этого ничего такого
никогда не было. Свидетели – вы, как он проводил все
время, показывая жизнь апостольскую, не имея никакой
собственности, но получая пропитание от других, а сам
непрерывно пребывая "в молитве и служении слова" (Деян. 6:4).
Тот проповедовал за рекой, пребывая в пустынях; и этот
выводил некогда за реку весь город и преподавал здравое
учение. Тот жил в темнице, и отсечена ему голова за
ревность о законе; и этот часто был удаляем из отечества
за ревность о вере, и ему часто была отсекаема голова по
той же самой причине, если не на самом деле, то в
намерении. Враги истины, не вынося силы языка его, со
всех сторон строили бесчисленные козни, но от всех их
Господь спасал его. Будем же слушать этот язык, через
который он и подвергался опасностям и спасался. Не
погрешил бы тот, кто сказал бы о нем то же, что Моисей
сказал о земле обетованной. Что же он сказал о ней?
"Земля.., текущая млеком и медом" (Исх. 3:8). Тоже можно
сказать и об его языке; это – язык, текущий молоком и
медом. Итак, чтобы нам и насладиться этим молоком и
насытиться этим медом, прекратим здесь наше слово и
послушаем его лиры и трубы. Когда я представляю
приятность его слов, то называю голос его лирой; а когда
представляю силу мыслей, то – некоторой воинственной
трубой, такой, какую имели иудеи, когда разрушали стены
Иерихона. Как тогда звук труб, поражая камни сильнее
огня, все разрушал и истреблял, так и теперь голос его,
не менее тех труб поражая укрепления еретиков,
"ниспровергает замыслы и всякое превозношение,
восстающее против познания Божия" ("низлагает помышления
и всяко возношение взимающееся на разум Божий")
(2Кор. 10:4–5). Но чтобы вам узнать это не от нашего, но
от его языка, прекратим наше слово, воссылая славу Отцу,
подающему таких учителей; ибо Ему слава во веки веков.
Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1897.
Том 3, Книга 2,
Похвала епископу Диодору, который
предварительно
проповедывал и восхвалял Иоанна
Златоуста, - С. 817-820.
Азбука веры
Примечание
1. Здесь разумеется Диодор, епископ
тарсийский, бывший некогда учителем св. Иоанна
Златоуста, а самое слово в похвалу ему произнесено
святителем, как полагают, в 382 году по Рождеству
Христову.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|