Григорий Богослов. Слово в память
мучеников и против ариан
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Можно ли выразить словом, что
представляется взору? Какая речь будет соответствовать
открывающимся перед нами благам? Невероятное зрелище
предлежит очам нашим! Хотя и неоднократно желали мы
видеть это, однако же оно выше и того, к чему
простирались наши желания.
Опять здесь чествования мучеников,
которые перед этим немалое уже время оставлены были в
пренебрежении, опять стечение Божиих иереев, опять
ликостояние и духовные торжества, опять многолюдное
собрание желающих праздновать, а не ратоборствовать! О
чудо! повержено из рук оружие, рассыпались ополчения,
позабыли о брани, не слышны больше голоса призывающих к
битвам, а вместо них празднование, веселье, раскрытые
миру сердца ликуют в целом городе, который в давние
времена был матерью Мучеников, а во времена, затем
последовавшие и немало продолжавшиеся, не участвовал в
чествовании чад своих. Ныне же получи мы все и
избыточествуем, как говорит Апостол (Флп.4:18). Хвала
вам, Мученики! И этот подвиг принадлежит вам: вы
окончили победоносно эту великую брань; хорошо знаю, что
это благие последствия единственно ваших трудов, вы
воздвигли победное знамение мира, вы привлекли к себе
иереев Божиих, вы собранию этому дали вождей,
направляемых Духом Святым.
О, сколько потеряли те, чья жизнь не
продлилась до этого зрелища, чтоб и им после того, как
пресытились горестями, можно было насладиться благами
мира! Еретическое обольщение, подобно туману, прошло и
исчезло, рассеянное Духом Святым; воссияло же чистое
благоведрие мира, и среди него явились звезды этого
города, блистающие в ясном свете истины; и не ночи, и не
тьме даны они в удел, но все видимы днем, воссиявшие
истинным светом правды. И поскольку, по слову Апостола,
ночь прошла (Рим.13:12), вернее же сказать, совершенно
исчезла, и все просветляется светом дня, то убегают
звери, ищущие себе пропитания ночью, и собираются в леса
и пещеры, с шумом бегут еретические нетопыри, лишаемые
зрения при свете истины, и держась друг за друга, прячут
головы в каменных расселинах. Прекратились с
наступлением этого дня сходбища сластолюбцев и
винопийцев, сокрылись придорожные грабители, расхитители
домов и воры; какие только есть дела ночи, все исчезли с
воссиявшим светом мира.
А пока была эта ночь, все омрачившая
мглой обмана, какие совершались тогда дела? - достойные
забвения и глубокого молчания, чтобы воспоминанием
ненавистного не осквернялась приятность настоящего. Да и
как описать бедствия этой ночи? Как и умолчать о них? В
каком горестном событии найдется столько трогательного?
Какой вымысел воспроизведет столько несчастий? Какой
стихотворец представлением в театре прославил такие
страдания? И бедствия выше слова, и страдания выше сил
повествователя! - Бойницей дьявола было место этого
лика; здесь расположился он станом и в нем поставил
своих оруженосцев; здесь были - воинство лжи, защитники
обмана, бесовские полчища, легионы нечистых духов. А
если нужно употребить языческие наименования - здесь
наступало на Церковь лукавое воинство бесов - Эриний;
ибо так вынужден назвать тех жен, которые оказались
неестественно мужественными на зло. Одна была Иезавель
во дни Илии, которая жаждала крови Пророков Господних; и
боговдохновенное бытописание выставляет ее на позор для
того, думаю, чтобы в памятовании необузданной жены
находили урок для жизни все, живущие после Иезавели. А
ныне многие Иезавели прозябли вдруг из земли, как
вредное зелье, и избытком злобы своей превзошли
упоминаемую в Писании. Если не веришь слову, взгляни на
историю, Та изнеженному Ахааву доставила Навуфеев
виноградник, чтоб сделать из него сад, место увеселения,
женскую забаву; а эти старались совершенно уничтожить
живой виноградник Божий, имею в виду Церковь, и сами
приводили в исполнение злое дело.
Какой найду пример для слова? Какое
придумаю изображение для этого злонравия? Видел я
подобную картину на отбеленной стене; поддержите грудь
мою, воздымающуюся при воспоминании бедствий, или, лучше
сказать, сами поскорбите со мной о перенесенных
несчастьях, потому что пересказываю не чужие, но
собственные наши злострадания! Какая же это картина,
которую уподобляю описываемому событию? - Она
представляла безобразную пляску женщин, из которых
каждая имела свое искривленное положение (в мифологии
такие женщины называются менадами). Волосы развевались
ветром, взоры изъявляли неистовство, в руках были
факелы, и от движения их все тело казалось в огне,
благоприличием одежды стеснялось только дыхание в
грудях, ноги едва касались земли и как бы висели на
воздухе, ни одно из движений не выражало благопристойной
стыдливости. Среди пляшущей толпы находилось изображение
мужчины, но это было вместе с тем что-то женское, по
виду неопределенное в рассуждении пола, образец
изнеженности, нечто среднее между мужчиной и женщиной.
Представленный был в состоянии расслабления, как бы в
усыплении или в упоении, лежал небрежно на роскошной
колеснице, которую по хороводу менад возили звери, и на
него обильно лилось из чаши вино. Это изображение
окружали какие-то неумолкающие чудовища с косматыми
лицами, которые скакали около него на козьих ногах.
То же надобно сказать и об этой ночи.
Женщины, известные только тем, что обесславили род свой,
к общему унижению пола поругали обычное благочиние жен,
- торжественно ходили теперь по всему городу, в лице
своем выставляя на позор обезображенную природу, вместо
щитов вооруживши руки камнями, ища убийства, поражая
бесстыдными своими взорами. И когда вступили в Божию
ограду, они возвели на священную кафедру своего
Корибанта. Потом началось пьянство, потекло вино,
явились даже из пустынь и Паны. Представь при этом ночь,
смешанное общество и все то, о чем Апостол запрещает
даже говорить, сказав: Ибо о там, что они делают тайно,
стыдно и говорить (Еф.5:12). Ибо кто подробно опишет
огонь, камни, убийства, раны? Кто изобразит усилия, с
каковыми старались искоренять служителей святых домов?
Кто опишет, как среди города до смерти били палками
одного ревнителя истины, и только предполагаемое
совершение убийства остановило действительное убийство?
Но не знаю, как слово мое, задержавшись
на земных повествованиях, удалилось от приличного
обстоятельствам наслаждения. Поэтому и должны мы
возвратиться к тому же, с чего начали, чтоб осолившийся
слух омыть сладким, легкопьющимся словом. Ибо сказано: в
дни веселья бывает забвение о несчастье (Сир.11:25).
Итак, опять возвращаюсь к тому же слову. Исчезла эта
ночь и мгла, при чистом благоведрии лучи мира озаряют
светом истины. А потому из оград Божиих изринуто все
зловонное и мерзкое, на место же этого в дома
благочестивых вошло веселье. И для веселья ни в чем нет
недостатка, ни в пирующих, ни в предлагающих пиршество,
трапеза наполнена добрыми яствами.
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Григорий Богослов. Собрание творений: в
2т.
Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, -
С. 604-608
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|