Василий Великий. Послание к Григорию
пресвитеру
Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля
Святитель Василий Великий - один из
величайших богословов и гимнографов, толкователь
Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил
усилия для включения в общецерковную жизнь и
упорядочения монашества, до этого развивавшегося
стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь
называет его Вселенским учителем.
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
***
88. Прочел я твое писание
со всяким долготерпением, и удивился, како ты, когда мог
бы кратко и легко оправдатися предо мною делом, решился
пребывати в том, в чем обвинен, и покушаешься
многословием исцелити неисцелимое. Не мы первые, о
Григорий, и не одни мы законоположили, да не живут жены
и мужи купно. Прочти правило, изложенное святыми отцами
нашими на Никейском соборе, явно запрещающее имети
сожительствующих в доме жен. Безбрачие в том имеет свое
достоинство, чтобы не имети обращения с женским полом.
Таким образом, аще кто, представляя себя девственником
по имени, делом тожде творит, что и живущие с женами,
тот являет о себе, яко домагается достоинства девства в
имени, но безобразия сладострастия не оставил. Тем паче
подобало тебе исполнити мое требование, что ты, как
говоришь, свободен от всякия телесныя страсти. Ибо я не
полагаю, чтобы семидесятилетний жил с женою страстным
образом; и не так как бы за случившееся беззаконное дело
определил я то, что определил, но потому, что научился
от апостола не полагати претыкания брату или соблазна
(Рим.14:13). Знаем же, яко некоторых действия чистыя,
для других бывают поводом ко греху. Сего ради, следдуя
установлению святых отец, мы повелели тебе отлучитися от
оныя жены. Почто же обвиняешь хорепископа, и упоминаешь
о давней вражде? Почто и на меня жалуешься, как имеющаго
отверстый слух для принятия клевет, а не на самаго себя,
не соглашающагося оставити обращения с женщиною? И так
удали ее из дома своего, и определи в монастырь, да
будет она с девами; а ты имей служителей мужескаго пола,
да не хулится вами Имя Божие. Доколе же сие творишь,
тысящи оправданий, которыя ты излагаешь в письме, не
принесут тебе ни единыя пользы: но умрешь запрещенным в
священнослужении, и дашь Господу ответ за свое
запрещение. Аще же, не исправив себя, дерзнешь коснутися
священнодействия: то будешь анафема пред всем народом, и
приемлющие тебя будут отлучены от всея Церкви.
Василий Великий, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию Великому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Василии Великом:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
|