Иоанн Златоуст. Гомилия на слова
апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами,
дабы открылись между вами искусные" (1Кор. 11:19)
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Слово "надлежит" не должно понимать в
этом тексте в смысле какой-нибудь необходимости; но это
просто предсказание, делаемое апостолом. Греческое слово
ίυα в тексте указывает не на причину, а на самое
событие. – В этом месте ап. Павел говорит не об ересях в
собственном смысле этого слова, а о разномыслиях,
которые под влиянием гордости происходили между богатыми
и бедными в Коринфе. – Описание христианской вечери
любви в первые времена церкви. – Ап. Павел укоряет
богатых сильно в то же время мягко. – Продолжение
толкования текста. – Заключение. – Увещание. 1. Недавно
это духовное зрелище наше было достаточно взволновано,
когда я изображал вам словом Иерусалим плачущий и
возвещающий о собственных бедствиях. Тогда я видел, как
прискорбные очи ваши источали потоки слез, видел из
этого сетования, что душа каждого была исполнена
воздыханий и сокрушения. Приметив это, я тотчас
прекратил такое прискорбное изображение, прервал свою
речь, и удержал вопль, который готов был вырваться из
сердца каждого. Душа, объятая печалью, не может ничего
здравого ни говорить, ни слушать. Но почему теперь я
напомнил вам об этом? Потому, что имеющее быть сказанным
сегодня сходно со сказанным тогда. Как то направлено
было к истреблению нашей беспечности в жизни и
исправлению лености в действиях, – так точно и то, что
мы скажем теперь о тщательном соблюдении догматов, может
сделать нас более твердыми, во всем совершенными и
достигшими, по слову божественного апостола, "в мужа
совершенного, в меру полного возраста" (Еф. 4:13). Тогда
мы врачевали ваше тело, а теперь будем врачевать голову,
тогда словами Иеремии, а теперь словами Павла.
Какие же эти слова Павла, которые
предстоит нам объяснить сегодня? "Ибо надлежит быть, –
говорит, – и разномыслиям между вами, дабы открылись
между вами искусные" (1Кор. 11:19). Это – предмет не
маловажный. В самом деле, если в виде совета Павел
говорит: "надлежит быть и разномыслиям", то вводители
ересей не виновны. Но это не так, не так; это – слова не
советующего, но предсказывающего будущее. Как врач, видя
больным человека, преданного объядению, пьянству и
другим запрещенным делам, говорит, что это расстройство
должно произвести горячку, – говорит не в виде закона
или совета, но в виде предсказания о будущем, судя по
настоящему; и как земледелец или кормчий, видя скопление
облаков и удары грома с молнией, говорит, что эти облака
должны произвести непогоду и сильный дождь, – говорит не
в виде совета, но предсказания о будущем: в таком смысле
и Павел употребил слово "надлежит". Так часто и мы, видя
людей ссорящихся между собою и осыпающих друг друга
тяжкими злословиями, говорим, что должно произойти между
ними столкновение и заключение их под стражу, – говорим
не в виде увещания или совета им – может ли это быть? –
но заключая по настоящему о будущем. Так точно и Павел
не в виде совета говорит: "надлежит быть и
разномыслиям", но предсказывая и пророчествуя об имеющем
случиться. А что он не советует быть ересям, доказывают
слова, которые сам он говорит: "Но если бы даже мы или
Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы
благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8).
Сам он отвергает обрезание, так как уже
не благовременно было соблюдать его, и оно нарушало бы
чистоту проповеди, и говорит: "если вы обрезываетесь, не
будет вам никакой пользы от Христа" (Гал. 5:2). Как же,
скажешь, он присовокупил и причину, сказав: "дабы
открылись между вами искусные". Слово да в Писаниях
часто означает не причину, а следствие дела. Например,
Христос пришел и даровал прозрение слепому; этот
поклонился Ему; а иудеи, по исцелении его, делали все,
чтобы затмить это чудо, и гнали Христа. Тогда Он сказал:
"на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а
видящие стали слепы" (Ин. 9:39). Неужели Он пришел для
того, чтобы они стали слепыми? Он пришел не для этого,
но так случилось, и это следствие Он выразил в виде
причины. Еще: закон дан был для того, чтобы
воспрепятствовать совершению грехов, чтобы сделать более
скромными тех, которые получили его. Но по нерадению их
вышло противное, – грехи умножились; поэтому Павел и
говорит: "Закон же пришел после, и таким образом
умножилось преступление" (Рим. 5:20); между тем не для
того он "пришел", но чтобы уменьшить прегрешения. А это
случилось по развращению тех, которые приняли его. Так
точно и здесь слово "дабы" означает не причину, а
следствие. О том же, что была другая причина ересей, что
не для того были ереси, "дабы открылись между вами
искусные", и что они происходили по другим поводам,
послушай Христа, который объясняет нам это: "Царство
Небесное, – говорит Он, – подобно человеку, посеявшему
доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел
враг его и посеял между пшеницею плевелы"
(Мф. 13:24, 25). Видишь ли, что ереси от того, что люди
спали, были беспечны, не тщательно внимали сказанному?
Итак, чтобы кто-нибудь не сказал: для чего же Христос
попустил это? – Павел говорит: это попущение нисколько
не вредит тебе; если ты искусен, то еще более
обнаружишься таким. Не все ведь равно стоять в правой
вере тогда, когда никто не поставляет преткновений и не
соблазняет, или быть твердым и непоколебимым среди
нападений бесчисленных волн. Как напоры ветров, колебля
дерева со всех сторон, делают их более крепкими, если
они хорошо и твердо укоренились; так точно и души,
утвердившиеся на основании правой веры, какие бы ни
нападали на них ереси, не развращаются, но делаются
более сильными. А что, скажешь, бывает со слабыми, легко
развращающимися и падающими? И они подвергаются этому не
вследствие нападения ересей, а вследствие собственной
слабости; разумею слабость не естественную, а
происходящую от воли, достойную осуждения, наказания и
мучения, которую мы сами властны исправить. Поэтому
когда мы исправляем ее, то получаем похвалу, а когда не
исправляем, то подвергаемся наказанию.
2. А чтобы ты убедился, что внимательным
ничто не может причинить вреда, я постараюсь показать
это и другим образом. Что может быть злее и преступнее
диавола? Но и этот злой, коварный и имеющий великую
силу, напав на Иова со всеми своими кознями и истощив
весь колчан стрел своих на дом и тело праведника, не
только не ниспроверг его, но сделал еще более славным.
Так Иов не получил тогда никакого вреда от самого
диавола; а Иуда, как нерадивый и беспечный, не получил
никакой пользы и от общения со Христом, но остался
предателем, после многих увещаний и внушений; причиною
то, что не желающего (делать добро) Бог не принуждает и
не заставляет, как Он поступил и с ним. Таким образом,
если мы будем бодрствовать, то и диавол не может
повредить нам; если же не станем бодрствовать, а будем
беспечными, то и от полезного никогда не получим пользы,
но даже потерпим величайший вред. Таково зло –
беспечность. Так иудеи от пришествия Христова не только
не получали пользы, но даже потерпели вред; впрочем не
от Христа, а от собственной своей беспечности и
нерадения. Об этом послушай, как говорит сам Христос:
"Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы
греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем"
(Ин. 15:22). Видишь ли, что пришествие Его лишило их
прощения и отняло у них оправдание? Таково зло – не быть
внимательным к себе и не настраивать себя, как должно.
Тоже можно видеть и на телах; того, кто страдает
зрением, и самое солнце обыкновенно помрачает, а
здоровому и мрак не может вредить. Не напрасно я
распространяюсь об этом, но потому, что многие, вместо
того, чтобы обвинять собственную свою беспечность и
исправлять свое нерадение и бесчувственность, не делают
этого, но всячески изыскивают для себя разные оправдания
и говорят: если бы не было диавола, то мы не погибли бы;
если бы не было закона, то мы не грешили бы; если бы не
было ересей, то мы не падали бы. Это – ложные оправдания
и предлоги твои, человек! Внимательному ничто никогда не
вредит, равно как спящему, беспечному и не заботящемуся
о своем спасении ничто не приносит пользы. Это самое
выражает и Павел, когда говорит: "дабы открылись между
вами искусные", т. е. не смущайтесь и не бойтесь, ереси
нисколько не могут повредить вам. Таким образом
очевидно, что, если бы даже речь была об ересях, и тогда
изречение его не представляло бы затруднения; оно есть
пророчество, а не совет, предсказание, а не увещание; и
слово: "да" означает следствие, а не причину. Но что
теперь у него речь не о догматах, а о бедных и богатых,
о ядении и неядении, о невоздержании и пресыщении
богатых, и о забвении ими бедных, для этого позвольте
повторить сказанное им несколько выше; иначе слова его
не могут быть для вас ясными. Когда апостолы начали
сеять слово благочестия, тотчас обратились три тысячи, а
потом пять тысяч человек, и у всех их "было одно сердце
и одна душа". А причиною такого согласия, скрепляющею
любовь их и столько душ соединяющею в одно, было
презрение богатства. "И никто ничего из имения своего не
называл своим, но всё у них было общее" (Деян. 4:32).
Когда был исторгнут корень зол, – разумею сребролюбие, –
то превзошли все блага и они тесно были соединены друг с
другом, так как ничто не разделяло их. Это жесткое и
произведшее бесчисленные войны во вселенной выражение:
"мое" и "твое", было изгнано из той святой церкви, и они
жили на земле, как ангелы на небе: ни бедные не
завидовали богатым, потому что не было богатых, ни
богатые не презирали бедных, потому что не было бедных,
"но всё у них было общее; и никто ничего из имения
своего не называл своим"; не так было тогда, как бывает
ныне. Ныне подают бедным имеющие собственность, а тогда
было не так, но, отказавшись от обладания собственным
богатством, положив его пред всеми и смешав с общим,
даже и незаметны были те, которые прежде были богатыми,
так что, если какая может рождаться гордость от
презрения к богатству, то и она была совершенно
уничтожена, так как во всем у них было равенство, и все
богатства были смешаны вместе. И не отсюда только, но и
из самого способа отдачи имущества можно видеть их
благочестие. "Ибо все, которые владели землями или
домами, продавая их, приносили цену проданного и
полагали к ногам Апостолов" (Деян. 4:34, 35). Не
сказано, что они отдавали в руки апостолов, но "полагали
к ногам Апостолов" их, выражал этим уважение, почтение и
благоговение, какое они имели к апостолам. Они считали
это дело не отдачею, а больше получением. Это особенно и
значит презирать богатство, это собственно и значит
питать Христа, когда ты делаешь это не с высокомерием и
гордостью, когда ты отдаешь так, как бы этим оказывая
благодеяние больше самому себе, чем принимающему. Если
же ты не так расположен, то и не давай; если ты не
считаешь этого более получением, нежели отдачею, то и не
делай подаяния. Об этом свидетельствует Павел и в другом
месте, где он говорит так: "Уведомляем вас, братия, о
благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они
среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью;
и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их
радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я
свидетель: они весьма убедительно просили нас принять
дар и участие их в служении святым"исполнили они
(2Кор. 8:1–4). Видишь ли, как он удивляется им более за
то, что они с благодарностью, прося и умоляя, щедро
отдавали свое имущество?
3. Поэтому мы удивляемся и Аврааму, – не
только потому, что он заколол тельца и замесил муки, но
и потому, что он с великим удовольствием и
смиренномудрием принимал странников, выходя им на
встречу, услуживая им, называя их господами, полагая,
что он нашел сокровище бесчисленных благ, когда видел
проходящим какого-нибудь странника. Таким образом,
бывает двойная милостыня, когда мы даем, и притом даем с
охотою: "доброхотно дающего, – говорится в Писании, –
любит Бог" (2Кор. 9:7). Если же ты раздашь, хотя бы
тысячи талантов, с гордостью, надменностью и тщеславием,
то погубишь все, – подобно тому как фарисей, который
отдавал десятую часть из своего имущества, но
превозносился и надмевался этим, вышел из храма, погубив
все. Не так было при апостолах, но с радостью, с
веселием, и, считая величайшим для себя приобретением,
верующие приносили деньги и считали вожделенным для
себя, если апостолы удостаивали принять их. Как те,
которым поручаются высокие должности и которые
отправляются жить в столичные города, совершенно продают
все свое имение и таким образом переселяются, так точно
поступали и тогдашние люди, получив призвание на небо, в
высшую столицу и в тамошнее царство. Они знали, что небо
– истинное их отечество; и потому, обращая в деньги свое
имущество, препровождали его туда чрез руки апостолов.
Подлинно, крайне безумно допускать чему-нибудь из нашего
имущества оставаться здесь, тогда как мы сами спустя
немного времени должны переселиться отсюда; а что
останется, то будет ущербом. Итак, пусть все наперед
препровождается туда, где потом и мы будем жить всегда.
Это представляя, верующие и отдавали все свое имущество,
и совершалось двоякое доброе дело: они облегчали
бедность нуждающихся, и свое имущество делали большим и
безопаснейшим, перелагая сокровища свои на небо. От
такого закона и нрава происходил тогда в церквах дивный
обычай: все собравшиеся верные не тотчас уходили домой
по выслушании учения, после молитв, после приобщения
таин, по отпуске собрания, но богатые и более
достаточные, принося с собою из дому хлеба и яств,
приглашали бедных, устрояли общие трапезы, общие
угощения, общие вечери в самой церкви, так что и от
общения в трапезе, и от благоговения к месту, и от всего
у них скреплялась любовь, и происходило для них великое
удовольствие и великая польза. Бедные получали не малое
утешение, и богатые великое благоволение как от
питаемых, так и от Бога, для которого они делали это – и
таким образом, приобретши великую благодать, уходили
домой. От этого обыкновения происходило бесчисленное
множество благ, а главное: в каждом собрании дружба их
делалась более и более пламенной, после того как и
благодетельствующие и благодетельствуемые соединялись
между собою с таким дружелюбием. С течением времени
коринфяне стали нарушать этот обычай; богатые, угощаясь
между собою, презирали бедных и часто не ожидали
приходящих позже, замедливших и задержанных житейскими
нуждами, какие бывают у бедных. От этого случалось, что
они, приходя поздно, со стыдом удалялись, так как
трапеза была уже снята, потому что те спешили, а эти
опаздывали. Поэтому Павел, видя в этом обстоятельстве
много зол как в настоящем, так и в будущем, – потому что
у богатых было презрение к бедным и великое
пренебрежение, а у бедных недовольство и вражда к
богатым, и много другого, что могло произойти от этих
зол, – исправляет это дурное и прискорбное обыкновение.
И посмотри, с каким благоразумием и кротостью он
приступает к исправлению. Вначале он говорит так: "не
хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее"
(1Кор. 11:17). Что значит: "не на лучшее"?Предки,
говорит, и отцы ваши продавали свои имущества, поместья
и владения, имели все общим и питали великую любовь друг
к другу; а вы, которые должны были бы подражать им, не
только не делаете ничего подобного, но и то
единственное, что имели, потеряли, т. е. вечери,
совершавшиеся в собрании. Потому он и говорит: "вы
собираетесь не на лучшее, а на худшее". Те предоставляли
в пользу бедных все свое имение, а вы, доставлявшие им
только трапезу, и этой лишили их. "Во-первых, слышу,
что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают
разделения, чему отчасти и верю" (1Кор. 11:18).
4. Посмотри опять, как благоразумно он
делает исправление. Не сказал: я не верю, или: я верю,
но употребил среднее выражение: "отчасти и верю"; не
вполне верю, и не вполне не верю; тому или другому быть,
это совершенно в вашей власти. Если вы исправитесь, то я
не верю; а если останетесь такими же, то верю. Таким
образом он и не обвинил их, и обвинил; не обвинил
совершенно, чтобы дать им надежду на исправление и время
для покаяния, и не оставил без обвинения, чтобы они не
остались при той же беспечности. Я еще не вполне
поверил, говорит он, – потому что это, конечно, означают
слова: "отчасти и верю". Так говорил он, желая
расположить их к обращению и исправлению, чтобы они
отклонили и его – верить, хотя отчасти чему-нибудь
подобному касательно их. "Надлежит быть и разномыслиям
между вами, дабы открылись между вами искусные". Скажи
же: какие это ереси? Здесь слушайте со вниманием; не о
догматах говорится в словах: "надлежит быть и
разномыслиям между вами", но о несогласии при трапезах.
Сказав, "надлежит быть и разномыслиям", он прибавил и
то, в чем состоят эти ереси: "вы собираетесь, так, что
это не значит вкушать вечерю Господню" (1Кор. 11:20).
Что значит: "вкушать вечерю Господню"? "Не значит, –
говорит, – вкушать вечерю Господню" разумея ту вечерю,
которую Христос преподал в последнюю ночь, когда все
ученики были вместе с Ним. На этой вечери Господь и рабы
все возлежали вместе; а вы все – рабы, и между тем
поступаете несогласно и отделяетесь друг от друга. Он не
изгнал и предателя, – потому что и Иуда был тогда вместе
с ними, – а ты отгоняешь брата. Вот почему апостол и
говорит: "не значит вкушать вечерю Господню", называя
Господнею вечерею ту, которая совершается в согласии и
при общем собрании всех. "Ибо всякий поспешает прежде
других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а
иной упивается" (1Кор. 11:21). Не сказал: один алчет,
другой ест; но названием опьянения более трогает их. И
там и здесь, говорит, неумеренность. Ты расторгаешься от
пресыщения, а тот истощается от голода; ты употребляешь
больше, чем нужно, а тот не получает и необходимого. Это
двоякое зло, происходящее от нарушения равенства, он и
называет "ересями", потому что они враждебно были
расположены друг к другу и производили распри, и один
алкал, а другой упивался. Хорошо сказал он: "вы
собираетесь". Для чего, говорит, вы сходитесь? Для чего
это схождение, для чего общее собрание, если трапеза не
бывает общею? Блага, которые мы получили, Господни:
пусть же они и предлагаются нераздельно одинаковым с
нами рабам. "Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и
пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете
неимущих?" (1Кор. 11:22). Ты думаешь, говорит, что
оскорбляешь только брата; но это оскорбление
распространяется и на место, потому что ты пренебрегаешь
целой церковью. Церковью называется оно потому, что
принимает всех вообще. Для чего же суетность дома твоего
ты вносишь в церковь? Если ты презираешь брата, то
постыдись места, потому что и церковь оскорбляется этим.
И не сказал: лишаете неимущих, или: не жалеете неимущих,
но что? "Унижаете неимущих", – выразил невоздержание их
самым сильным образом. Бедного, говорит, не столько
озабочивает пища, сколько оскорбление. Посмотри, как
кротко он оправдывает бедного и как сильно укоряет
богатых. "Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не
похвалю" за это? Что это значит? После объяснения
гнусности поступка, следует легкая укоризна; и весьма
справедливо, – чтобы они не сделались более бесстыдными.
Прежде, чем показать гнусность поступка, он высказал
решительный приговор: "Не похвалю"; а когда обстоятельно
доказал, что они виновны во многих прегрешениях, он
употребил легкую укоризну, предоставляя самим
высказанным доводам и объяснениям произвести сильнейшее
обличение. Потом обращает речь к таинственной трапезе,
желая возбудить в них еще больший страх. "Ибо я от
Самого Господа принял то, что и вам передал"
(1Кор. 11:23). Какая здесь последовательность? Ты
говоришь об общей вечери, а между тем напоминаешь о
страшных тайнах? Да, говорит, если эти духовные тайны,
если эта страшная трапеза предлагается всем вообще, и
богатому и бедному, не больше пользуется ею богатый и не
меньше бедный, но всем одна честь, один доступ, и, пока
все сподобятся и причастятся этой духовной и священной
трапезы, предложенное не уносится, но все священники
стоят, ожидая и беднейшего и нижайшего из всех, то тем
более должно так поступать при чувственной трапезе. Вот
почему он и напомнил о той вечери Господней. "Ибо я от
Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь
Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и,
возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие
есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое
воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия
чаша есть новый завет в Моей Крови" (1Кор. 11:23–25).
5. Далее, сказав многое о тех, которые
недостойно причащаются тайн, сильно укорив и обличив их,
и научив, что принимающие кровь и тело Христовы без
внимания и как случится подвергнутся наказанию
одинаковому с убийцами Христа, он опять обратил речь к
предложенному предмету и сказал: "Посему, братия мои,
собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто
голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на
осуждение" (1Кор. 11:33, 34). Посмотри, как незаметно он
осудил их чревоугодие. Не сказал: если вы алчете, но: "а
если кто голоден", чтобы каждый, стыдясь быть виновным в
этих грехах, предварительно исправился. Заключил он речь
угрозою наказания, сказав: "чтобы собираться вам не на
осуждение," т. е. не в осуждение и на позор. Это не
пища, говорит, это не трапеза, которая соединена со
стыдом для брата, с презрением к церкви, объядением или
чревоугодием. Это – не радость, а наказание и мучение.
Вы навлекаете на себя великое осуждение, оскорбляя
братьев, пренебрегая церковью, делая святое место
частным домом чрез ядение пищи отдельно между собою.
Выслушав это, и вы, возлюбленные, заграждайте уста тем,
которые без внимания пользуются словом и учением
апостольским, исправляйте тех, которые употребляют
Писания во вред себе и другим. Вы узнали, о чем
говорится в словах: "надлежит быть и разномыслиям между
вами", именно о несогласии, бывшем при трапезах, так как
"иной бывает голоден, а иной упивается". А вместе с
правою верою будем являть и жизнь соответствующую
догматам, оказывая великое человеколюбие к бедным,
великое попечение о нуждающихся; будем производить
духовную куплю и не искать ничего больше того, что
нужно. В этом богатство, в этом приобретение, в этом
неистощимое сокровище, – чтобы передать все имущество
свое на небо и затем быть уверенным в сохранении
отложенного. От милостыни мы получим двоякую пользу: ту,
что уже не будем бояться за отданное имущество, чтобы
разбойники, воры или негодные рабы не похитили его, и
ту, что отложенное не будет оставаться бесплодным; но,
как корень, посаженный в тучную почву, приносит ежегодно
зрелые плоды, так и серебро, помещенное в руки бедных,
не только каждый год, но и каждый день приносит нам
духовные плоды, дерзновение пред Богом, прощение грехов,
близость к ангелам, чистую совесть, радость духовного
торжества, непостыдную надежду, дивные блага, которые
уготовал Бог любящим Его и с теплою и пламенною душою
ожидающим милости пришествия Его, которого да сподобимся
все мы, прожив богоугодно настоящую жизнь, равно как и
вечной радости спасаемых, благодатью и щедротами
истинного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
Которому слава и держава, со Отцом и Всесвятым Его
Духом, во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф. Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|