Григорий Богослов. Завещание
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Переписано с подлинного экземпляра, в
котором сохранилась его собственноручная подпись, а
также подписи тех, кто это [завещание вместе с ним]
засвидетельствовал.
В консульство светлейших Флавия Евхерия
и Флавия Евагрия перед январскими календами.
[Я,] Григорий, епископ Кафолической
Церкви в Константинополе, живой, в здравом разуме и
здравой памяти, с твердыми мыслями, составил следующее
мое завещание, о котором я повелеваю и желаю, чтобы оно
имело силу и твердость пред всякой властью и судом. Ибо
я [ранее] уже сделал известной свою собственную волю и
все свое имущество завещал Кафолической церкви в
Назианзе – на помощь бедным вышеупомянутой церкви.
Посему я по следующему своему решению и назначил троих
людей, которые будут питать бедных: Маркелла – диакона
из монашествующих, Григория‑диакона, происшедшего из
моего дома, и Евстафия – из монашествующих, также
происходящего из моего дома. И теперь, сохраняя свое
такое решение по отношению к святой Назианзской церкви
[в силе, я повелеваю]: когда мне случится прийти к концу
своей жизни, тогда пусть наследником всего моего
имущества – движимого и недвижимого, повсюду, где оно
имеется, будет вышеупомянутый Григорий – диакон и монах,
происшедший из моего имения и которого я уже давно
освободил [из рабства]. Все же прочие не являются моими
наследниками. Итак, все мое имущество – движимое и
недвижимое – отдать Кафолической церкви в Назианзе,
совершенно ничего не изымая, за исключением того, что я
определил в этом завещании дать в частном порядке в
благодарность [моим] помощникам и верным [мне] людям, но
все точно, как я сказал прежде, сохранить для Церкви,
имеющей пред глазами страх Божий и знающей, что я
определил все мое имущество [отдать] на служение бедным
и для этого утвердил и его (Григория) своим наследником,
так что через него все неопустительно должно быть
сохранено для Церкви. Домашние же слуги, которых я
освободил или по своей воле, или по повелению моих
блаженнейших родителей, хочу, чтобы оставались и теперь
в свободном состоянии и своими хозяйствами владели
прочно и спокойно. Еще желаю, чтобы мой наследник
Григорий‑диакон вместе с монахом Евстафием, которые,
когда‑то были моими домочадцами, владели бы имением в
Арианзе, которое досталось нам когда‑то от тех, что из
Регины. Относительно пастбищ и овец, которых я прежде
повелел им дать и попечение и владение над которыми им
передал, желаю и повелеваю, чтобы они спокойно пребывали
в этом праведном владении. Особенно же желаю, чтобы
Григорий, диакон и мой наследник, искренне служивший
мне, получил бы в свое собственное праведное владение
золотых монет числом пятьдесят. Почтеннейшей деве
Руссиане, моей родственнице, [я еще ранее] устно велел
давать каждый год [средства к жизни], чтобы она могла
свободно жить; и теперь я [также] желаю и повелеваю,
чтобы все, что я предписал [по тому же самому] образцу,
давать ей каждый год без промедления. Относительно ее
жилища я прежде ничего не постановил, еще не зная о том,
какой образ жизни для нее будет лучшим, теперь желаю
следующее: чтобы она отправлялась в родные места и чтобы
там ей было устроено свободное и достойное жилище,
благоприличное для девственной жизни, и чтобы она
владела этим домом спокойно и для всякой пользы и
дохода, пока жива, после же того – отдать дом Церкви.
Желаю также присовокупить к ней еще двух девиц, которых
она [сама] выберет, чтобы эти девицы жили вместе с ней
во все время ее жизни. И если она пожелает их
отблагодарить, то пусть одарит их свободой, если же нет,
то отдать их той же церкви.
Мальчика Феофила, жившего вместе со
мной, я уже освободил. Желаю и теперь дать ему по
завещанию пять серебряных монет. Его брата Евпраксия
желаю освободить и [также] дать ему по завещанию пять
золотых монет. Еще желаю дать свободу моему нотарию [1]
Феодосию и [, кроме того,] дать ему пять золотых монет.
Сладчайшей мне дочери Алипиане [2] (ибо
о других – Евгении и Нонне – мне мало есть что сказать
из‑за их жизни, достойной порицания) желаю извинить
меня, если я, будучи ее господином, ничего ей не
оставил, перед этим завещав отдать все бедным, но прежде
всего [я поступил так], следуя убеждавшим [меня моим]
блаженнейшим родителям, чью волю отринуть – недостойно.
Посему [повелеваю ей] оставить [себе] из имущества моего
блаженного брата Кесария одежды шелковые, или льняные
или шерстяные, или колесницы и желаю этим отличить ее от
ее детей; и ни в чем ни моему наследнику, ни Церкви не
беспокоить ни ее, ни ее братьев. Мелетий – муж сестры,
породнившийся со мной, пусть знает, что он плохо владел
имением в Апензинсе, которое [досталось] от Евфимия. Об
этом и прежде я часто писал Евфимию, зная его малодушие,
что он не возвращает свое. И теперь свидетельствую пред
всеми начальствующими и начальствуемыми, что я в
отношении Евфимия был не прав. Посему имение следует
Евфимию вернуть. Цену за поместье Каноталон желаю
оставить моему почтеннейшему сыну епископу Амфилохию.
Ибо еще в [прежних] наших записях отмечено, и все это
знают, что продажа состоялась, цена получена, а
управление и владычество над имением я давно уже
передал.
Евагрию‑диакону, который мне много
содействовал и был моим единомышленником, во многом
оказав мне благорасположение, я изъявляю благодарность и
перед Богом, и перед людьми. И пусть еще больше воздаст
ему Бог, и, чтобы не малый знак дружбы получил бы он от
нас, желаю дать ему одну одежду, одну тунику, два плаща
и тридцать золотых монет. Так же и сладчайшему нашему
сослужителю Феодулу – нашему брату – желаю дать одну
одежду, две туники, из тех, что на родине, и золотых
монет, из тех, что на родине, – двадцать.
Елафию‑нотарию, отличающемуся добрым нравом, который нас
прекрасно успокоил и некоторое время [нам] служил, желаю
дать одну одежду, две туники, три плаща, сигиллион [3] и
на родине двадцать золотых монет.
Желаю, чтобы это мое завещание было
основным и твердым во всяком суде и перед всякой
властью. И если оно не будет иметь силы как изъявление
воли, то желаю, чтобы оно имело силу как письменный
документ. Если же кто попытается его отвергнуть, даст
ответ в день Суда и понесет наказание.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Григорий, епископ Кафолической Церкви,
что в Константинополе, прочел завещание и все написанное
подтвердил и подписал собственноручно, и желаю и
повелеваю, чтобы оно имело силу.
Амфилохий, епископ Кафолической Церкви в
Иконии, присутствовал при составлении завещания
почтеннейшего епископа Григория и по его просьбе
подписал собственноручно.
Оптим, епископ Кафолической Церкви в
Антиохии, присутствовал при составлении завещания
почтеннейшего епископа Григория и по его просьбе
подписал собственноручно.
Феодосий, епископ Кафолической Церкви в
Иде, присутствовал при составлении завещания
почтеннейшего епископа Григория и по его просьбе
подписал собственноручно.
Феодул, епископ Кафолической Церкви в
Апамее, присутствовал и прочее.
Фемистий, епископ Кафолической Церкви из
Адрианополя, присутствовал и прочее.
Кледоний, пресвитер Кафолической Церкви
в Иконии, присутствовал и прочее.
Иоанн, чтец и нотарий святейшей церкви в
Назианзе, сделав одинаковый экземпляр сего божественного
завещания святого и славного Григория Богослова,
положенного в святейшей церкви в Назианзе, издал его.
Григорий Богослов, святитель
Азбука веры
Примечание
1. Секретарю.
2. "Дочь" здесь следует понимать не в
буквальном смысле, поскольку свт. Григорий был девствен,
Алипиана же была дочерью его сестры Горгонии.
3. Род простой короткой одежды.
* Перевод и примечания сделаны для
настоящего издания но PG. T. 37.Col. 389–396. – Ред.
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|