Иоанн Златоуст. О Сусанне
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
О Сусанне
Охотно исполняем свой словесный долг
пред вами: хотя и не все, что должны, но отдадим,
сколько имеем. Наше усердие готово отдать и более
должного, но встречает препятствие в бедности слова,
почему согласно обещанию, отдаем вам вместо многого
немногое. Впрочем, если кто из вас самое малое из нашей
беседы захочет сравнить с усердием нашего сердца, то в
сравнении с долгом не найдет здесь недостатка, так как
усердие наше восполнит то, чего недостает в словах. Ведь
и Бог, когда видит ничтожные жертвы бедняка и щедрые
блага, принимает их с равною честью, а часто даже
приношения бедняка ценит выше, потому что взирает не на
сумму денег, а на усердие сердца. Доказательством
сказанного является рассказ о бедной вдовице, положившей
две лепты в церковную сокровищницу: в очах Господа ее
ничтожная жертва была гораздо ценнее, чем жертвы
богачей, бросавших золото, так как Бог не нуждается в
деньгах, но (ищет) искреннего и чистого сердца. Вот и мы
из глубины искреннего сердца, как бы в живые
сокровищницы Божии, ввергая данное нам от Бога слово,
заплатим вам долг слова.
Помню, я обещался вам поведать для
общего назидания о подвиге целомудрия блаженной Сусанны,
обещался именно вчера, когда пред нами Иосиф боролся с
египтянкой и явил нам подвиг целомудрия. Вот и Сусанна
пусть выступит на этом всенародном зрелище, где и Бог, и
ангелы, и мужи, и жены смотрят; пусть выступит и
преподаст нам урок, как юнейшим из жен нужно за
целомудрие бороться до смерти. Конечно, эта блаженная
Сусанна, будучи благородного происхождения, от младых
ногтей пребывавшая в домашних покоях, прекрасная по
красоте и усвоившая себе чистые нравы, когда красота ее
юности расцвела, была обручена к сопряжению законного
брака. И именно соблюдая в непорочности тайну брака для
своего мужа, она не обращала взора к беспорядочному
созерцанию юношеской и чужой красоты; не открывала слуха
для того, чтобы воспринимать благозвучие блудных песен,
не расширяла ноздрей, уловляя ароматы, пропитывающие
одежды юношей, никаким другим своим чувствам не давала
воли, чтобы хранимое в сердце ее целомудрие, под
влиянием могучих чар, не уклонилось к удовольствиям.
Ведь большая часть грехов у нас порождается чувствами
души. Наша душа, как бы девица в каком-нибудь чертоге,
спокойно пребывает в центре сердца, а за нею подобно
служанкам ухаживают пять чувств. Какие чувства? Зрение,
вкус, обоняние, слух и осязание. И вот, если никакое
чувство не портится и не заблуждается, то и душа
сохраняет свою чистоту и невинность; если же случится,
что зрение, оставшись без кормчего, уязвится видом
юношеской красоты и сильный порыв страсти посредством
глаз проникнет в сердце, тотчас душа, объятая бурею
похоти, утопает во грехе, ее целомудрие терпит крушение
со всеми его последствиями. Подобное крушение испытал
Давид и так изобразил его: "вошел во глубины морские, и
буря потопила меня" (Пс.68:3) **. Подобным образом и
слух, если поддастся чарам благозвучия, то, склонивши к
ним мысль всецело, увлекшись блудными песнями,
ниспровергает душу. Вкус, объядением и многим вином
располагаемый к пьянству и сладострастью, развращает
душу. Обоняние, будучи связано излишними благовониями
юношей, вместе с собою увлекает к падению и душу. Итак,
душа, – подобно тому, как иная дева подпадает влиянию
глупых служанок, – пленяется чувствами, предаваясь греху
невоздержания. А грех, овладевши всеми чувствами,
подобно вору тайно проникает в тайники сердца, а затем,
проникнув, совершенно обнажает его от залога целомудрия
и обкрадывает. Но конечно та блаженная охраняла свои
взоры, вид, походку, слух, взгляды, обоняние, вкус,
осязание, и была в полном смысле, по словам премудрости,
"Запертый сад..., заключенный колодезь" (Песн.4:12).
Именно виноградник, которого никто не
может обобрать, напоминала блаженная, источавшая ароматы
целомудрия, и была похожа на источник, запечатленный
верою, из которого никто из беспорядочных не мог
похитить красоты целомудрия. Страстью к ней воспылали
двое из народных старейшин, "иже мняхуся управляти"
(Дан.13:5). паствой, и каждый из них, снедаемый пламенем
страсти, стыдился открыть другому тайный огонь сердца. И
вот однажды каждый из них тайно от другого пошел
подсматривать за Сусанной; встретившись и испытавши друг
друга, они признались друг другу на счет причины, по
которой они пришли сюда; тогда, составивши союз на
греховное дело, они старательно обсудили злой умысел и
стали выжидать время, когда могли застигнуть Сусанну
наедине. Случилось, что в один день Сусанна по обычаю
вышла в сад мужа, чтобы выкупаться по случаю жары; и
когда она послала служанок, чтобы они принесли мыло,
тотчас старцы кинулись к ней, схватили ее, как волки
овцу, желая утолить огонь похоти, и Сусанна одна
оказалась среди двух львов, никто не мог помочь ей, ни
служанка, ни раба, ни ближний, ни друг, ни сосед, – если
бы не наблюдал за этим свыше Бог, этот незримый
Свидетель, который мог, конечно, в самом начале
воспрепятствовать покушению старцев, но попустил быть
борьбе, чтобы обнаружить скрытую добродетель и
целомудрие Сусанны и разоблачить невоздержание старцев,
а вместе с тем женам дать величайший урок в великом
подвиге Сусанны. Велика была битва, великое состязание
предстояло Сусанне, большее, чем Иосифу. Ведь тот,
будучи мужем, боролся с одною женщиною, а эта, будучи
женою, имела противниками двух мужей. Великое это было
зрелище и удивительное: женщина сражалась против двух
мужчин, – но еще более замечательным покажется оно, если
вы обратите внимание на то, где совершилось нападение: в
саду, где и змей обольстил Еву.
Итак, когда все было готово для борьбы,
отверзлись небеса, прозвучала труба, открылась арена;
распорядитель борьбы свыше следил за состязанием и лики
ангелов приникнув наблюдали; змей действовал в
беззаконниках, а вера в целомудренной жене. Та и другая
сторона очень заботилась о победе: старцы о том, чтобы
не потерпеть поражения от женщины, а Сусанна – чтобы не
погубить свое целомудрие; тем демоны приготовляли
награду за победу, а Сусанне ангелы готовили награду за
целомудрие, Держат Сусанну беззаконники и прежде всего
на словах состязаются с нею. Что же они говорят? Мы –
старейшины народа, нам вверен закон, мы имеем власть
вязать и решить. Здесь никто не увидит: "Вот, двери сада
заперты, и никто нас не видит, и мы имеем похотение к
тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами. Если же
не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с
тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок
твоих" (Дан.13:20–21). И смотри, сколько затруднений
окружало Сусанну: клевета в невоздержании, страх смерти,
огласка на весь народ, ненависть мужа, ненависть родных,
досада от домашних, и – одним словом – возмущение всего
дома. Но ничто это не могло победить рассудка
целомудренной: в ее сердце жила надежда на Бога. И она
говорила, стеная: "тесно мне отовсюду; ибо, если я
сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну
от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в
руки ваши, нежели согрешить пред Господом"
(Дан.13:22–23). Увы, мне, кого я считала пастырями, в
тех вижу волков; кого считала пристанью для обуреваемых,
те причиняют мне кораблекрушение. Не оскверняйте моего
целомудрия, я не навлеку стыда на моих родителей, не
обесчещу своего семейства, не огорчу своего мужа, не
разрушу моего брака с ним нечестивой беседой с вами: я
предпочту беззаконную смерть, беззаконному ложу. Для
меня муж существует не в соприкосновении только
телесном, но и в расположении души, и черты моих
родителей я всегда содержу в себе. Побойтесь Бога,
видящего нас, постыдитесь ангелов присутствующих;
подумайте, что вы делаете; вспомните закон, который вы
читаете и который гласит: "Не пожелай жены ближняго
твоего" (Втор.5:21). Сказавши это, она закричала,
призывая свидетелей их насилия, закричали вместе с нею и
старцы; прибежали рабы Сусанны и служанки и видят с нею
двух старцев. "И когда старейшины сказали слова свои на
Сусанну, слуги ее чрезвычайно были пристыжены, потому
что никогда ничего такого о Сусанне говорено не было"
(Дан.13:27).
Наутро было великое собрание: еще
предстояло судебное состязание или победа о венке.
Собрался весь народ – мужчины, женщины, дети; опять
началось зрелище; внизу люди не знали, свидетелями чего
они были, а на небе ангелы знали самое дело. Пришли
старцы, полные беззакония; призывают Сусанну, как те
думали на позор и смерть, а как у праведного Судии было
предрешено – в жизнь и славу вечную. И говорят они
народу: "И сказали они перед народом: пошлите за
Сусанною, дочерью Хелкия, женою Иоакима. И послали. И
пришла она, и родители ее, и дети ее, и все родственники
ее" (Дан.13:29, 30). И пришла Сусанна, как
долженствовавшая умереть за целомудрие, стеная с великим
горем и скорбя, не о том, что ей предстояло умереть, но
о том, что оставляет опороченное имя родителям, о том,
что предстояло оставить поношение роду, потому что у нее
не было ни одного свидетеля того, что совершилось в
саду. Многие оплакивали ее, – друзья, знакомые,
родители, соседи; муж был опечален; дом ее скорбел, и
она сама была потрясена; мрачная, плачущая, скорбящая, в
великом сокрушении сердца стояла она пред собранием.
Зрелище было всеобщим – и Бог, и люди, и ангелы
(принимали в нем участие). Поднимаются два старца, эти
волки в образе пастырей, возлагают на нее руки, и
змей-клеветник говорит их устами. Что он говорит? "Когда
мы ходили по саду одни, вошла эта с двумя служанками и
затворила двери сада, и отослала служанок; и пришел к
ней юноша, который скрывался там, и лег с нею. Мы,
находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали
на них, и увидели их совокупляющимися, и того не могли
удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив
двери, выскочил. Но эту мы схватили и допрашивали: кто
был этот юноша? но она не хотела объявить нам. Об этом
мы свидетельствуем. И поверило им собрание, как
старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть"
(Дан.13:36–41). И повели Сусанну на смерть, и никто не
заступился за истину, никто не выступил свидетелем,
кроме одного Бога. Он попустил совершиться бывшему,
чтобы обе стороны довели свое дело до конца,
беззаконники свою злобу и клевету, а блаженная Сусанна
свою твердость в целомудрии до смерти. Видишь, до каких
пор Бог попускает? Он оставляет праведных в искушениях,
испытывая подобно золоту в горниле, как поступил и с
Авраамом. Исаак был ведом на всесожжение, жертвенник был
устроен, дрова уложены, а овцы нигде не было. Берет отец
нож, а овцы нет; заносит руку для удара, и тогда только
Бог гласом Своим останавливает его руку. Это я сказал,
чтобы каждый из вас, когда впадает в искушения, хотя бы
и близок уже был к смерти, не отчаивался в помощи
Божией, но ожидал ее до конца. Вот и Сусанну уже вели на
смерть и ни откуда не было помощи. Когда она увидела,
что помощь со стороны людей невозможна, она обращает
свою мысль к свидетелю верному на небесах, к
недремлющему Оку, и восклицает: "Боже вечный, ведающий
сокровенное и знающий все прежде бытия его! Ты знаешь,
что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я
умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали
на меня" (Дан.13:42–43).
И услышал ее сказавший: "возопиешь, и Он
скажет: вот Я!" (Ис.58:9). "И когда она ведена была на
смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени
Даниила, и он закричал громким голосом: чист я от крови
ее! Тогда обратился к нему весь народ и сказал: что это
за слово, которое ты сказал? Тогда он, став посреди них,
сказал: так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не
исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля?
Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против нее
засвидетельствовали. И тотчас весь народ возвратился, и
сказали ему старейшины: садись посреди нас и объяви нам,
потому что Бог дал тебе старейшинство. И сказал им
Даниил: отделите их друг от друга подальше, и я допрошу
их. Когда же они отделены были один от другого, призвал
одного из них и сказал ему: состарившийся в злых днях!
ныне обнаружились грехи твои, которые те делал прежде,
производя суды неправедные, осуждая невинных и
оправдывая виновных, тогда как Господь говорит:
"невинного и правого не умерщвляй". Итак, если ты сию
видел, скажи, под каким деревом видел ты их
разговаривающими друг с другом? Он сказал: под
мастиковым. Даниил сказал: точно, солгал ты на твою
голову; ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога,
рассечет тебя пополам. Удалив его, он приказал привести
другого и сказал ему: племя Ханаана, а не Иуды! красота
прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое. Так
поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели
общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония
вашего. Итак, скажи мне: под каким деревом ты застал их
разговаривающими между собою? Он сказал: под зеленым
дубом. Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою
голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя
пополам, чтобы истребить вас. Тогда все собрание
закричало громким голосом, и благословили Бога,
спасающего надеющихся на Него, и восстали на обоих
старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что
они ложно свидетельствовали; и поступили с ними так, как
они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и
умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная"
(Дан.13:45–62). И исполнилось сказанное Давидом от лица
Сусанны: "прильнула душа моя к Тебе, а десница
Твоявосприяла меня", т.е. беззаконные старцы; "а они
напрасно искали (погибели) души моей – сойдут в
преисподнюю земли", потому что ангел Божий с мечом в
руках ожидает их, чтобы рассечь их; "преданы будут мечу,
будут добычею лисицам. Царь же возвеселится о Боге" –
муж Сусанны; "прославится всякий, клянущийся Им", то
есть, верующий Ему, "ибо заградились уста говорящих
неправду", – неправедные уста беззаконных старцев
(Пс.62:9–12). Тогда горе родителей ее обратилась в
радость; муж ликовал, прославляя Бога; родные
радовались, соседи веселились, весь дом ее торжествовал,
и – одним словом – всенародный был праздник и для Бога,
и для ангелов, и для людей. Видел ты в женском теле
мужскую душу? Видел женское целомудрие, память которого
с победой остается вечной? Эта женщина прославлена пред
людьми, возвеличена пред ангелами, увенчана Богом; ей
подражайте, жены, чтобы с нею и вы удостоились чести от
Бога во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и
держава во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1900.
Том 6,
Книга 2, О Сусанне, - С. 953-958.
Азбука веры
Примечание
* Абзацы в тексте расставлены нами. –
Редакция "Азбуки Веры"
** Перевод П.Юнгерова – Редакция "Азбуки
Веры"
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|