Василий Великий. О Предании Церковном
Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля
Святитель Василий Великий - один из
величайших богословов и гимнографов, толкователь
Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил
усилия для включения в общецерковную жизнь и
упорядочения монашества, до этого развивавшегося
стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь
называет его Вселенским учителем.
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
***
Из сохраненных в Церкви догматов и
проповеданий, некоторые мы имеем от письменного
наставления, а некоторые прияли от Апостольского
Предания, по преемству в тайне, и те, и другие имеют
едину и ту же силу для благочестия.
И сему не воспрекословит никто, хотя бы
мало сведущий в установлениях церковных.
Ибо аще предпримем отвергати неписанные
обычаи, аки не великую имеющие силу: то неприметно
повредим Евангелие в главных предметах, и сократим
проповедь до одного лишь имени, без всякия вещи.
Например, прежде всего упомяну о первом
и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего
Иисуса Христа знаменались знаком креста – кто учил сему
писанием? К востоку обращатися в молитве какое писание
нас научило? Слова призывания при преложении хлеба
евхаристии и чаши благословения кто из святых оставил
нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о
коих упомянул Апостол или Евангелие, но и прежде, и
после оных произносим и другие, как имеющие великую силу
в таинстве, приняв их от неписанного учения.
Благословляем такожде и воду крещения, и елей помазания,
еще же и самого крещаемого, по какому писанию; не по
преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еще; самому
помазыванию елеем какое писанное слово научило? откуда и
троекратное погружение человека, и прочее, бывающее при
крещении: отрицатися сатаны и ангелов его из какого
взято писания?
Не из сего ли необнародываемого и
неизрекаемого учения, которое Отцы наши сохранили
внеприступном любопытству и выведыванию молчании, быв
здраво научены молчанием охраняти святые таинства? Ибо
какое было бы приличе писанием оглашати учение о том, на
непосвященным в таинство и воззрение недозволительно?
И далее. Сия есть вина предания без
писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов
не утратили многие благоговения, по привычке.
Ибо иное догмат, а иное проповедание.
Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются.
Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет
Писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов ради
пользы читающих.
Посему-то все зрим к востоку во время
молитв, но немногие знаем, яко чрез сие ищем древнего
отечества Рая, который насадил Бог в Едеме на востоке.
Такожде, стоя молитвы творим во едину от суббот, но
причину сего не все знаем. Ибо не токмо яко совоскресшие
Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во
время молитв в день воскресения напоминаем себе о
благодати, нам дарованной, но и потому сие творим, яко
сей день мнится быти неким образом чаемого века. Почему,
яко начало дней, у Моисея наречен он не первым, но
единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день
един; аки бы един и тот же день многократно
круговращался. Итак, единый, который есть купно и осьмый,
означает оный существенно единый и и истинный осьмый
день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых
надписаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке
грядущее состояние, день непрестающий невечерний,
беспреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век.
Итак, основательно Церковь научает питомцев своих
бывающие в оный день молитвы в стоянии совершати: дабы,
при частом напоминании о нескончаемой жизни мы не
оставляли в небрежении напутствия к оному преставлению.
Но и вся пятидесятница есть напоминание воскресения,
ожидаемого в будущем веке. Ибо единый оный и первый
день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь
недель святыя пятидесятницы. Пятидесятница, начинаясь
первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят
крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим
подобием подражает веку, как бы в круговом движении,
начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь.
Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни
прямое положение тела во время молитвы, ясным
напоминанием как бы преселяя мысль нашу от настоящего в
будущее. При всяком же коленопреклонении и восстании мы
действием показуем и то, яко грехом ниспали на землю, и
то, яко человеколбюием Создавшего нас паки воззваны на
небо.
Но не достанет мне времени повествовати
о неписанных таинствах церковных. Оставляю прочее. Самое
исповедание веры, дабы веровати во Отца, и Сына, и
Святого Духа, из каких писаний имеем мы?
Аще по благочестивому умозаключению,
имея долг тако веровати, како крестимся, из предания о
крещении производим исповедание веры, подобное
тайнодейственному изречению в крещении; то да позволят
нам по такому же заключению и славословие воссылати
подобное исповеданию веры. Но аще образ славословия
отвергают, яко неписанный, то да представят нам писанные
доказательства как исповедания веры, так и прочего, нами
исчисленного.
Итак, поелику столь много есть
неписанного, и оно имеет толикую силу в таинстве
благочестия, то единого ли не попустят нам речения,
которое дошло до нас от Отцов, которое мы обрели
оставшееся от невымышленного обыкновения в
неповрежденных Церквах, и которое имеет немалую важность
и немалую приносит пользу силе таинства?
Василий Великий, святитель
Азбука веры
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию Великому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Василии Великом:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
|