Иоанн Златоуст. Беседа о Мелхиседеке
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
1. Сегодня я хочу предложить вам
апостольскую трапезу, и готовлюсь обратить речь к морю
Павловых изречений. Но что будет со мною? Я недоумеваю и
боюсь, чтобы мы, вышедши из пристани и вступив в глубину
апостольских мыслей, не потерпели головокружения,
которое испытывают неопытные пловцы. Те, покинув землю и
увидев с обеих сторон корабля море и не видя ничего
другого, кроме моря и неба, подвергаются умопомрачению и
представляют, что корабль вращается вокруг них вместе с
морем. Но головокружения происходят не от свойства моря,
а от неопытности плывущих. Другие пловцы с обнаженными
телами бросаются в волны и не испытывают ничего
подобного, но, погрузившись в самую глубину, проводят
время безопаснее сидящих на земле, и, принимал морскую
воду и устами, и глазами, и всем телом, не чувствуют
неприятности. Столь велико и таково зло – неопытность; и
таково благо – опытность. Эта внушает презирать и
страшное; а та заставляет опасаться и бояться и
неопасного. Одни, сидя на палубе корабля, чувствуют
головокружение от одного взгляда на море; а другие и
среди волн не приходят в смущение. Тоже бывает и с нашею
душою. И ее часто объемлют волны страстей, свирепейшие
волн морских, как-то: буря гнева, ниспровергающая
сердце, дуновения порочной похоти, производящие в уме
великое смятение. Неопытный и беспечный, при наступлении
бури гнева, тотчас смущается, приходит в смятение и
замешательство; видит душу потопляемою страстями и
терпящею кораблекрушение. А опытный и внимательный
мужественно переносит все это. Он, подобно кормчему при
кормиле, поставив ум свой над страстями, не перестает
употреблять меры дотоле, пока приведет корабль в тихую
пристань любомудрия. Что бывает на море и случается с
душою, тоже по необходимости случается и при изъяснении
Писаний; нужно бывает недоумевать и смущаться, подобно
тому, как когда мы выходим в море, – не потому, что море
страшно, а потому, что мы пловцы неопытные.
Что действительно иногда речь, по
свойству своему легкая, бывает трудною из-за неопытности
слушателей, на это я представлю вам свидетелем Павла.
Сказав, что Христос был первосвященником по чину
Мелхиседека, и, исследуя, кто этот Мелхиседек, он
присовокупил: "о сем надлежало бы нам говорить много; но
трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны
слушать" (Евр.5:11). Что говоришь ты, Павел? "Трудно
истолковать" для тебя, обладающего духовною мудростью,
слышавшего неизреченное, восхищенного до третьего неба?
Если это для тебя "трудно истолковать", то для кого же
оно постижимо? Для меня, говорит он, "трудно
истолковать" не по собственной моей немощи, а по
неспособности слушателей. Именно, сказав: "трудно
истолковать", он присовокупил: "потому что вы сделались
неспособны слушать". Видишь ли, что не свойство речи, а
неопытность слушателей сделала нетрудное трудным? И не
только трудною, но и длинною краткую речь сделала та же
самая причина. Поэтому он и сказал, что это не только
"трудно истолковать", но и "много", представив причиною
и продолжительности и трудности речи тупость слуха. Как
больным не надобно предлагать трапезы однообразной и
небрежно приготовленной, но должно приготовлять для них
яства разнообразные, чтобы больной, если не захочет
одного, взял бы другое, и если не найдет приятным это,
нашел бы годным для себя третье, а если отвергнет и это,
принялся бы за иное какое-нибудь, и чтобы разнообразием
нам победить трудность и многоразличною пищею уврачевать
дурное его расположение, так часто должно поступать и в
отношении к слушанию, когда мы слабы; надобно
приготовлять длинную речь, исполненную различных притчей
и примеров, доказательств и доводов и многого другого
подобного, чтобы из всего нам был удобен выбор
полезного. Впрочем, хотя "о сем надлежало бы нам
говорить много" было "трудно истолковать", но апостол не
лишил слушателей учения о Мелхиседеке. Словами: "трудно
истолковать" он пробудил их усердие, чтобы они не были
слишком нерадивы к слушанию; а, предложив трапезу,
вознаградил их желание.
2. Тоже сделаем и мы. Хотя мы и не в
состоянии проникнуть в это море и в глубину этих мыслей,
но осмелимся пуститься в море, надеясь не на собственную
свою силу, а на дарованную нам свыше благодать; пустимся
в море не по собственной смелости, а для вашей пользы, и
подражая в этом Павлу. Что он действительно не лишил
слушателей учения о Мелхиседеке, выслушай следующее.
Сказав: "о сем надлежало бы нам говорить много; но
трудно истолковать", он присоединил: "ибо Мелхиседек,
царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который
встретил Авраама и благословил его, возвращающегося
после поражения царей, которому и десятину отделил
Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь
правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без
отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала
дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает
священником навсегда" (Евр.7:1–3). Не поразил ли он
вашего слуха, говоря о человеке и сказав: "без отца, без
матери, без родословия"? И что я говорю о человеке? Если
бы это было сказано о Сыне (Божием), и тогда не
представилось ли бы много вопросов? Если именно Он без
Отца, то как Он Сын? А если без матери, то как –
Единородный? Сын должен иметь отца; иначе он не был бы
сыном. И, однако, Сын Божий есть "без отца" и "без
матери": без отца по земному рождению, без матери по
небесному; Он не имел ни отца на земле, ни матери на
небесах. "Без родословия". Пусть выслушают это те,
которые исследуют существо Его. Некоторые думают, что
это выражение: "без родословия" – относится к небесному
рождению.
Еретики не хотят допустить и этого; они
исследуют и усиливаются узнать и это небесное рождение;
а более умеренные из них, оставляя это, думают, что
слова: "без родословия" сказаны о земном рождении. Итак,
покажем, что Павел сказал это о том и другом рождении, и
о небесном, и о земном. Ведь и то страшно, и это весьма
таинственно. Поэтому и Исаия говорит: "род Его кто
изъяснит?" (Ис.53:8) Но, скажут, он говорит о том
рождении – небесном. Для чего же, скажем мы, Павел
упомянул о том и других рождениях и потом уже
присовокупил – "без родословия"? Для того чтобы ты
уверовал, что Он "без родословия" не только по тому
рождению, по которому Он не имеет матери, но и по тому,
по которому он не имеет отца, т.е. по земному; для этого
Он упомянул о том и другом рождении и потом сказал: "без
родословия". И это земное непостижимо; а к тому мы не
дерзаем и приникнуть. Если преддверие храма так страшно
и неприступно, то кто отважится войти во внутреннее
святилище? Что Он рожден от Отца, это я знаю, а как, не
знаю; что Он рожден от Девы, это я знаю, а способа
(рождения) и здесь не постигаю. То и другое рождение
исповедуется, а о способе того и другого умолчано. Как
здесь в отношении к Деве, не зная, как Он родился от
Девы, я исповедую, что Он родился, и этим незнанием не
уничтожаю самого дела, так поступи и ты в отношении к
Отцу: исповедуй, хотя ты и не знаешь, как родился (от
Него Сын). И если еретик скажет тебе: как Сын родился от
Отца? – ты низвергни надменность его на землю и скажи
ему: сойди с небес и покажи, как Он родился от Девы, а
потом рассуждай и о том. Удерживай его и осаждай, не
позволяй уклоняться и удаляться в лабиринт суждений, но
сдерживай и стесняй не рукою, а словом; не давай ему
отдыха; иначе он убежит, куда хочет. Оттого-то они и
приводят в смущение беседующих с ними, что мы следуем за
ними, а не подводим их под законы божественных Писаний.
Итак, окружи его со всех сторон, как бы стеною,
свидетельствами Писаний, и он не в состоянии будет
открыть и рта. Скажи, как Сын родился от Девы? Я не
отступлю от тебя и не удалюсь. Но, хотя бы он употреблял
и тысячу усилий, он не мог бы объяснить нам способа
этого рождения. Когда Бог сокроет, то кто потом откроет?
Это принимается одною верою. Если же ты не понимаешь, а
ищешь доказательств, то я скажу тебе тоже, что говорил
Христос Никодиму: "если Я сказал вам о земном, и вы не
верите, – как поверите, если буду говорить вам о
небесном" (Ин.3:12)? Я сказал о рождении от Девы, и ты
не знаешь и не смеешь открыть рта, а стараешься
исследовать небесное? И, о, если бы только небо! Но ты
исследуешь и Господа небес. "Если Я сказал вам о земном,
и вы не верите"; не сказал: "не убеждаетесь", но: "не
верите", показывая нам, что если и земное нуждается в
вере, то тем более небесное. Между тем Он беседовал
тогда с Никодимом о рождении гораздо низшем; речь была о
крещении и духовном возрождении. Очевидно, что и это
постигается верою. Назвал же Он это земным не потому,
что оно земное, но потому, что совершается на земле и, в
сравнении с небесным рождением, неизреченным и
превосходящим всякий ум, есть земное. Итак, если
невозможно знать, каким образом мы возрождаемся в водах,
но должно принимать соверщающееся одною только верою, а
не исследовать способа, то какое безумие было бы –
употреблять человеческие суждения о небесном рождении
Единородного Сына и исследовать способ Его рождения?
Впрочем, довольно показано, каким образом Сын Божий есть
"без отца, без матери" и "без родословия".
3. Но так как многие, не поняв
написанного о Мелхиседеке, говорят, что он даже больше
Христа, составили свою ересь, называются мелхиседекитами
и спорят с нами, стараясь доказать, что он больше
Христа, приводя слова: "Ты – священник вовек по чину
Мелхиседека" (Пс.109:4), то нужно сказать и против них.
Они говорят: как может быть не больше Христа тот, по
образу и чину которого священствует Христос? А мы
говорим, что он человек подобострастный нам и не больше
Христа и даже Иоанна Крестителя; "из рожденных женами, –
говорит Христос, – не восставал больший Иоанна
Крестителя" (Мф.11:11). Другие же, опять заблуждаясь,
говорят, что он есть Дух Святый; но мы не говорим и
этого. Иначе какая была бы нужда вочеловечится Слову
Божию, если уже давно Дух был человеком? В объяснение
того, что он не больше Христа и не Дух Святый, пусть они
скажут нам, к какой области они относят его: к небесной
ли, земной, или преисподней?
Итак, если скажут, что Мелхиседек
небесной области, или другой какой-нибудь, то пусть
выслушают, что и он преклоняет колено пред Христом,
воплотившимся от Богородицы Марии; Апостол именно
говорит, что "пред именем Иисуса преклонилось всякое
колено" и пр. (Флп.2:10). Итак, если всякое колено
преклоняется пред Ним, то Мелхиседек меньше Христа, так
как он поклоняется поклоняемому Христу. Если же те
жалкие и несчастные обратят внимание и на последующие
слова, – а апостол присовокупляет: "уподобляясь Сыну
Божию" (Евр.7:3), – то нужно разуметь их так, что и он
был по образу и подобию Божию, как и мы. Иудеи говорят,
что он рожден был от прелюбодеяния, и потому не имеет
родословия. Им мы скажем: вы дурно говорите. И Соломон
был рожден от прелюбодейной жены Урия; однако он имеет
родословие. Но, так как Мелхиседек был прообразом
Господа, и носил образ Христа, подобно Ионе, то поэтому
Писание умолчало об его отце, чтобы в нем, как в образе,
мы созерцали Христа, который поистине "без отца" и "без
родословия". Мелхиседекиты же, возражая нам, говорят еще
следующее: что же означают слова, которые Отец говорит к
Нему: "Ты – священник вовек по чину Мелхиседека"? Мы
отвечаем им, что этот Мелхиседек был муж праведный, и
поистине носил образ Христа. Он, движимый пророческим
духом, проразумел Жертву, имеющую быть принесенною за
народы, и почтил Бога хлебом и вином, подражая грядущему
Христу. Так как синагога иудейская по чину Ааронову
приносила в жертву Богу не хлеб и вино, а тельцов, и
овнов, и прославляла Бога кровавыми жертвами, то к
имеющему родиться от Девы Марии Иисусу Христу, Сыну
Божию, Бог взывает и говорит: "Ты – священник вовек по
чину Мелхиседека"; не по чину Аарона, приносившего
тельцов и овнов, но: "Ты – священник вовек по чину
Мелхиседека", всегда приносящий в хлебе и вине жертву
приносящих; чрез Него Отцу, со всесвятым Духом, слава,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1900.
Том 6, Книга 2,
Беседа о Мелхиседеке, - С. 556-560.
Азбука веры
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве - святитель Иоанн Златоуст
- Огласительное слово на Пасху - святитель Иоанн Златоуст
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков - святитель Иоанна Златоуст
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне - святитель Иоанн Златоуст
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии - святитель Иоанн Златоуст
- На Святое Рождество Христово - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воскресении мертвых" - святитель Иоанн Златоуст
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак"" - святитель Иоанн Златоуст
- "О судьбе и провидении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против аномеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Против иудеев" - святитель Иоанн Златоуст
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о святых Маккавеях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Восемь слов на Книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на книгу Бытия" - святитель Иоанн Златоуст
- "Пять слов об Анне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о Давиде и Сауле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Псалмы" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа в великую седмицу" - святитель Иоанн Златоуст
- "О праведном и блаженном Иове" - святитель Иоанн Златоуст
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки на книгу блаженного Иова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкования на Притчи Соломона" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Исайю" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на пророка Иеремию" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на книгу пророка Даниила" - святитель Иоанн Златоуст
- "О неясности пророчеств" - святитель Иоанн Златоуст
- "О Сусанне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об Иосифе и целомудрии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о пророке Илие" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской" - святитель Иоанн Златоуст
- "Обозрение книг Ветхого Завета" - святитель Иоанн Златоуст
- "О творении мира" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Матфея" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на святую Пятидесятницу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о кресте и разбойнике" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о предательстве Иуды" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Деяния Апостольские" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о надписании книги Деяний" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на Послание к Римлянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на первое послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на второе послание к Коринфянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Галатам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Ефесянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филиппийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Колоссянам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на первое послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на второе послание к Тимофею" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Титу" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Филимону" - святитель Иоанн Златоуст
- "Толкование на послание к Евреям" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха" - святитель Иоанн Златоуст
- "Семь слов о Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о четверодневном Лазаре" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против непришедших в собрание" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1" - святитель Иоанн Златоуст
- "Четыре беседы "О перемене имен"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23" - святитель Иоанн Златоуст
- "Отрывки толкований на Соборные Послания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о Мелхиседеке" - святитель Иоанн Златоуст
- "О реке Иордане" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Феодору падшему увещания" - святитель Иоанн Златоуст
- "О душевном сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни" - святитель Иоанн Златоуст
- "К Стагирию подвижнику" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о бессилии дьявола" - святитель Иоанн Златоуст
- "Книга о девстве" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к жившим вместе с девственницами" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами" - святитель Иоанн Златоуст
- "К молодой вдове" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о браке" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью" - святитель Иоанн Златоуст
- "Гомилия "О милостыне"" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о скорбях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о воздержании" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться" - святитель Иоанн Златоуст
- "Об утешении при смерти" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о проклятии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа после землетрясения" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о св. Апостоле Павле" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы о статуях" - святитель Иоанн Златоуст
- "Огласительные гомилии" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала египетским мученикам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвалы святым" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слова огласительные" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово на Новый год" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа" - святитель Иоанн Златоуст
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по рукоположении во пресвитера" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа по возвращении из изгнания" - святитель Иоанн Златоуст
- "Слово о принятии Севериана" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседа пред отправлением в ссылку" - святитель Иоанн Златоуст
- "Беседы по возвращении из первой ссылки" - святитель Иоанн Златоуст
- "Письма к разным лицам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Духовный жемчуг" - святитель Иоанн Златоуст
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Златые струи от Златых уст" - святитель Иоанн Златоуст
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго" - святитель Иоанн Златоуст
- "Дополнения к беседам" - святитель Иоанн Златоуст
- "Две молитвы Иоанна Златоуста" - святитель Иоанн Златоуст
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию" - святитель Иоанн Златоуст
|