Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской
Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля
(Собор вселенских учителей)
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной
Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним
соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и
градам вселенной, и всем людям приносил и приносит
пользу, и для христиан всегда был и будет учителем
спасительнейшим", - так говорил современник святителя
Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344;
память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в
Кесарии, административном центре Каппадокии, и
происходил из известного рода, славившегося как
знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью
христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца
во время гонения Диоклитиана должны были скрываться в
лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия,
Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по
имени Василий, адвокат и известный преподаватель
риторики, постоянно жил в Кесарии.
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
В семье было десять человек детей, пять
сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом
причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19
июля) - образец аскетической жизни, оказавшая сильное
влияние на жизнь и характер святого Василия Великого,
Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10
января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и
праведная Феозва - диакониса (память 10 января). Первые
годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его
родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под
руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной
женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом
святителе Каппадокии - Григории Чудотворце (память 17
ноября). Первоначальное образование Василий получил под
руководством отца, затем он обучался у лучших учителей
Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым
Григорием Богословом, а позже перешел в школы
Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и
философов. Для завершения образования святой Василий
отправился в Афины - центр классического просвещения.
Святитель Василий Великий. Икона с житием, начало XVII в. Из Покровской церкви
Сольвычегодского Крестовоздвиженского монастыря.
Сольвычегодский государственный историко-художественный
музей. Архангельская область
После четырех или пяти лет пребывания в
Афинах Василий Великий обладал всеми доступными
знаниями: "Он так изучил всё, как другой не изучает
одного предмета, каждую науку он изучил до такого
совершенства, как будто не учился ничему другому".
Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший
глубокие познания в астрономии, математике и медицине, -
"это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие
вместительно для человеческой природы". В Афинах между
Василием Великим и Григорием Богословом установилась
теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в
похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий
Богослов восторженно говорил об этом времени: "Нами
руководили равные надежды и в деле самом завидном - в
учении... Нам известны были две дороги: одна - к нашим
священным храмам и к тамошним учителям; другая - к
наставникам наук внешних".
Около 357 года святой Василий
возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал
риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения
кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества,
святой Василий вступил на путь аскетической жизни.
После смерти мужа мать Василия со
старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами
удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели
подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от
епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как
истолкователь Священных Книг, он сначала читал их
народу. Затем, "желая снискать руководителя к познанию
истины", святитель предпринял путешествие в Египет,
Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам.
Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав
свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко
от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг
себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий
привлек в пустыню своего друга Григория Богослова.
Святые Василий и Григорий подвизались в строгом
воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага,
пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни,
сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших
трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий
Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил
только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые
Василий и Григорий усиленно занимались изучением
Священного Писания по руководствам древнейших
толкователей и, в частности, Оригена, из произведений
которого они составили сборник - Филокалия
(Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе
иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим
примером и проповедями святитель Василий Великий
содействовал духовному усовершенствованию христиан
Каппадокии и Понта; многие устремились к нему.
Образовывались мужские и женские монастыри, в которых
Василий стремился соединить жизнь киновиальную с
отшельническою.
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской
В царствование Констанция (337 - 361)
распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к
служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в
Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием,
епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом
Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан
пресвитера. "Но видя, - как повествует Григорий
Богослов, - что все чрезвычайно почитают и хвалят
Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой
немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать
нерасположение к нему". Монахи встали на защиту святого
Василия. Чтобы не вызвать церковного разделения, он
удалился в свою пустыню и занялся устройством
монастырей. С приходом к власти императора Валента (364
- 378), решительного сторонника ариан, для Православия
наступают тяжелые времена - "предстояла великая борьба".
Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по
вызову епископа Евсевия. По словам Григория Богослова,
для епископа Евсевия он был "добрым советником,
праведным предстателем, истолкователем Божия Слова,
жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым
деятельным в делах внешних". С того времени и церковное
правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он
второе место. Проповеди говорил он ежедневно, и часто
дважды - утром и вечером. В это время святой Василий
составил чин Литургии; им написаны также Беседы на
Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе
собрание монашеских правил. Против учителя ариан
Евномия, который с помощью аристотелевых построений
придал арианской догматике научно-философскую форму,
превращая христианское учение в логическую схему
отвлеченных понятий, Василий написал три книги.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона, первая четверь XVII века. Иконописец Семен Хромой. Церковь Похвалы
Богоматери села Орел Усольского района. Пермский
художественный музей
Святитель Григорий Богослов, говоря о
деятельности Василия Великого в тот период, указывает на
"пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах,
писанные и неписанные уставы для монашествующих,
чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей
и иное". По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370
году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как
епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были
подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. Святитель
Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2
мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал
дарование Каппадокии такого епископа, как Василий,
прославившегося святостью, глубоким знанием Священного
Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного
мира и единства. В империи Валента внешнее господство
принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о
Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К
прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о
Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий
учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с
Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения
православного учения по этому вопросу, по просьбе
святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель
написал книгу о Святом Духе.
Общее печальное положение усугублялось
для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами,
как разделение Каппадокии на две части при распределении
правительством провинциальных округов; антиохийский
раскол, вызванный поспешным поставлением второго
епископа; отрицательное и высокомерное отношение
западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с
арианством и переход на сторону ариан Евстафия
Севастийского, с которым Василия связывала тесная
дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий
поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к
мужеству и терпению. Святым епископом написаны
многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру,
частным лицам. Низлагая еретиков "оружием уст и стрелами
письмен", святой Василий, как неутомимый защитник
Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и
всевозможные происки ариан.
Император Валент, беспощадно
отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив
арианство в других малоазийских провинциях, явился в
Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию
префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением,
изгнанием, пытками и даже смертной казнью. "Всё это, -
ответил Василий, - для меня ничего не значит, тот не
теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и
изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается
всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не
связан местом, и то место, на котором живу теперь, не
мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше
сказать: везде Божие место, где ни буду странником и
пришельцем (Пс.38:13). А мучения что могут сделать
мне? - Я так слаб, что только первый удар будет
чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее
приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к
Которому давно я стремлюсь". Правитель был изумлен таким
ответом. "Может быть, - продолжал святитель, - ты не
встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы
такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее
всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред
всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда
дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда
мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него
Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее
тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели
устрашат".
Доложив Валенту о непреклонности святого
Василия, Модест сказал: "Побеждены мы, царь, настоятелем
Церкви". Ту же твердость Василий Великий обнаружил и
перед лицом самого императора и своим поведением
произвел на Валента такое впечатление, что он не
поддержал ариан, требующих ссылки Василия. "В день
Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент
вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать
видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось
псалмопение, слух его поражен был как громом. Царь
увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие;
впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни
взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но
обращенного только к Богу и престолу, а клир его в
страхе и благоговении".
Святой Василий почти ежедневно совершал
Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении
канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали
только достойные. Неутомимо обходил он свои церкви,
наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная
дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии
святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский
с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые
мощи. По примеру иноков, клирики митрополии святителя,
даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности,
трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для
клира святой Василий добивался освобождения от податей.
Все свои личные средства и доходы своей церкви он
употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей
митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии -
гостиницу и странноприимный дом.
Болезни от юности, труды учения, подвиги
воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано
истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1
января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед
кончиной святитель благословил святого Григория
Богослова на принятие Константинопольской кафедры.
Десница Василия Великого. Собор святого
Георгия Победоносца, Венеция
По преставлении святого Василия Церковь
тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий,
епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины
святителя Василия Великого говорил: "Не без причины и не
случайно божественный Василий разрешился от тела и
преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса,
празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова.
Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя
Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание
духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись
ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания
Христова. Посему-то и установлено в настоящий день
ежегодно чтить память Великого празднованием и
торжеством".
Православие.Ru
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию: Великому
Житийная и научно-историческая литература о мученице Валентине Кесарийской:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
|