Григорий Богослов. Слово, произнесенное
Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после
покушения Максима занять архиепископский престол в
Константинополе возвратился из села
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Я желал быть с вами, дети, и вы в равной
мере желали быть со мной. Верю этому, и если слово
требует подтверждения, - клянусь: свидетельствуюсь в том
похвалой вашей, братья, которую я имею во Христе Иисусе,
Господе нашем (1Кор.15:31)! Эту клятву дал Дух Святой,
подвигший меня к вам, да уготовлю Господу народ
особенный (Тит.2:14). Смотрите, какова вера: и за себя
уверяю, и за вас ручаюсь. И это нимало не удивительно.
Где общий дух, там и чувствования общие; а где равно
чувствуют, там равно и верят. Кто сам не ощущал чего,
тот не поверит и другому; а кто чувствовал, тот готов
дать согласие; он - невидимый свидетель невидимого
чувствования, он - собственное зеркало для чужого
образа.
Поэтому-то у меня не достало терпения
жить долее в разлуке с вами; хотя не мало огорчает и
тяготит меня видимое здесь, - не одно то, что в городах
обыкновенно: стечение народа, шум, торжища, зрелища,
пресыщение, обиды, влекущие и влекомые, наносящие и
претерпевающие вред, плачущие и оплакиваемые, рыдающие,
радующиеся, женящиеся, погребающие, хвалимые и хулимые,
все поводы к пороку, брожение мира, внезапные перемены
как в Еврипе и в направлении ветров, но даже и эти
почтенные и достойные уважения люди, - говорю о
предстоящих в этом алтаре и при святой трапезе. Так как
имею, по-видимому, над ними власть, и сам нахожусь в
числе приступающих к Богу, то боюсь, что мы худо
приступаем, и, как солома, приближающаяся к огню, не
стерпим огня. При всем том я возвратился к вам; и хотя
удалился по принуждению, однако же прихожу назад без
принуждения, даже с великой охотой, и как говорится,
ноги сами шли; так Дух ведет меня, подобно потоку,
который вверх поднимает с усилием, а вниз сам собой
течет быстро. Подлинно, один день составляет целую
человеческую жизнь для тех, которые страдают любовью.
Ибо, мне кажется, не идет сюда в пример, что было с
Иаковом, который, четырнадцать лет работая Лавану
сириянину за двух дев, не утомлялся. Для него, как
сказано, потому что любил их, все дни были как день один
(Быт.29:20), может быть, потому что предмет любви
находился перед глазами, или потому что легко страдать
любовью, хотя замедление и огорчительно. Так, что легко
поступает в обладание, то менее возбуждает пожелания,
как сказал некто прежде нас. И я, когда был вместе с
вами, - мало чувствовал силу любви, а когда разлучился,
узнал любовь - этого услаждающего мучителя. В этом нет
ничего необыкновенного. Пастух скорбит о тельце, который
отстал от стада, об овце, которой не достает в десятке,
и птичка горюет о гнезде, которое оставила ненадолго.
Один, взяв свирель, взойдя на высокое место, наполняет
унылыми звуками свирель свою, зовет заблудившихся, как
разумных, и, если послушаются, радуется о них больше,
нежели обо всем стаде, которое не сделало ему таких
забот. А другая с криком летит к гнезду, припадает к
щебечущим птенцам и обнимает их крыльями. Какая же
привязанность должна быть у доброго пастыря к словесным
овцам, за которых он подвергался уже опасностям, так как
и это усугубляет любовь? Так и я боюсь, чтоб лютые волки
(Деян.20:29), подметив окружающую нас тьму, не разогнали
стада увлекательными и дерзкими учениями. Ибо, не имея
сил действовать явно, они ожидают безвременья. Боюсь,
чтоб разбойники и воры, проходя через двор (Ин.10:1),
или бесстыдно не похитили, или не поймали обманом, и
потом не заклали, не убили, не погубили, терзая добычу,
души съедают, как сказал один из Пророков (Иез.22:25).
Боюсь, чтобы кто-нибудь, вчера и третьего дня бывши
нашим, найдя дверь не запертой и войдя в нее, как свой,
не стал строить нам козней, как чужой. Ибо много
различных ухищрений у того, кто действует таким образом,
и никто не разнообразен настолько в изобретательности,
насколько преухищренный на зло противник наш. Боюсь еще
и псов [1], которые усиливаются стать пастырями, и, что
особенно странно, ничего не приносят в пастырское звание
кроме того, что остригают волосы, которые не на добро
растили. Они и псами не остались и пастырями не
сделались, а только расхищают, рассыпают и разрушают
чужой труд. Потому что всегда легче - повредить, нежели
сохранить; и человек рождается, говорит Иов (Иов.5:7), и
корабль строится, и дом созидается с трудом; но одного
убить, другой разрушить, третий сжечь может всякий, кто
захочет. Итак, да не думают много о себе те, которые
приставили к стаду псов; они не могут сказать, что
приобрели или спасли, хотя одну овцу. Ибо упражнявшиеся
в худом не научились делать добра. Если же они
истребляют стадо; то это делает и небольшая буря, и
легкая болезнь, и один внезапно напавший зверь. Итак, да
перестанут они хвалиться своим бесславием, а если могут,
да перестанут делать зло, да поклонятся, припадут и
восплачут перед Господом, сотворившим их (Пс.94:6), и да
присоединятся к стаду те из них, которые еще не вовсе
неисцелимы.
Это говорю вам я - пастырь робкий и
осмотрительный, которого за осторожность укоряют в
бездеятельности. Ибо я не из числа пастырей, которые
млеко едят, волной одеваются, тучное заколают, а стада
не пасут (Иез.34:3-4), или продают и говорят:
благословен Господь, я обогатился (Зах.11:5), которые
пасут самих себя, а не овец (если вам памятны слова
Пророков, которыми они поражают злых пастырей);
напротив, я более принадлежу к числу пастырей, которые
могут сказать о себе с Павлом: Кто изнемогает, с кем бы
я не изнемогал? Кто соблазняется, и меня не воспламеняет
забота (2Кор.11:29)? Я ищу не вашего, а вас
(2Кор.12:14). Я томился днем от жара, а ночью от стужи,
по слову Патриарха, - пастыря (Быт.31:40), у которого
овцы были крепкие и старались зачинать у тамошних
корыт(Быт.30:41-42) [2].
Так и по таким причинам пришел я к вам,
которые находятся в таком положении. А поскольку пришел,
то дадим друг другу отчет, что успели мы сделать в
продолжение разлуки. Ибо не худо помнить, что от нас
потребуют отчета не только за слова и дела, но как за
целое время, так и за самую малую и краткую часть
времени. Вы возвестите мне деяние свое (Ин.1:8), а я
предложу вам, о чем любомудрствовал я в безмолвии,
беседуя сам с собой. Какое из высоких умозрений, или
заимствовав от меня, сохранили вы, или сами от себя
присовокупили, относительно или Богословия, или других
догматов, многие из которых и часто я предлагал вам?
Требую от вас не только долга, но и роста, не только
таланта, но и прибытка, дабы кто-нибудь, скрыв и закрыв
вверенное, не стал еще клеветать на вверившего, что Он
жесток и желает чужого (Мф.25:24). Итак, какое
похвальное дело принесли вы в плод, так чтоб или не
узнала левая рука (Мф.6:3), или просветился свет ваш
перед людьми (Мф.5:16), чтоб по плодам было видно
дерево, по ученикам мог быть узнан учитель, и чтоб
всякий из наблюдающих за нами (а это делают многие, -
одни по благорасположению, другие из любопытства) мог
сказать, истинно с вами Бог (1Кор.14:25), и вы не только
здраво проповедуете Его, но и служите Ему? Ибо как дело
без веры не приемлется, потому что многие делают добро
ради славы и по естественному расположению, так и вера
без дел мертва (Иак.2:20). И никто да не обольщает вас
пустыми словами (Еф.5:6) кто-либо из людей, которые
охотно дозволяют все под тем одним условием, чтоб вы
приложились к нечестивым учениям, и предлагают за худое
дело худую награду. Итак, покажите веру от дел, покажите
плодородие земли вашей, точно ли не напрасно я сеял,
есть ли у вас хотя один сноп хлеба, имеющий силу, чтобы
сделать муку (Ос.8:7), и стоящий житницы, чтоб нам
впредь возделывать вас еще усерднее. Кто приносит плод
во сто крат? кто в шестьдесят? кто наконец хотя в
тридцать? Или наоборот, кто, от тридцатикратного восходя
к шестидесятикратному (ибо и этот порядок видим в
Евангелии) [3], окончил сторичным плодом, чтоб,
преуспевая, подобно Исааку (Быт.26:13), стать великим,
идя от силы в силу, воспевая песни степеней и полагая
восхождения в сердце (Пс.83:6,8)? Ищу плода,
умножающегося в пользу вашу (Фил.4:17). Ибо прибыток
ваш, а не мой. Если же и мой, то потому, что он ваш; ибо
польза от вас возвращается к нам, подобно отраженным
лучам. Питали ли вы нищих? Принимали ли странных? Умыли
ли ноги святым (1Тим.5:10)? Или угождая чреву, которое
уничтожится (1Кор.6:13), услаждались вы (положим то) и
заповедями, так как нет услаждения, которое было бы
лучше и прочнее этого для желающих услаждаться? Покоили
ли по мере сил (позвольте сказать и об этом) кого-либо
из служащих жертвеннику и прекрасно убожествующих, чтоб
они, не развлекаясь, тем усерднее служили жертвеннику,
и, заимствуя из вашего, привносили взамен и свое? Стыдно
подлинно и нам просить об этом, и вам не удалять. Не для
того заметил я это, чтобы так было для меня, ибо для
меня лучше умереть, нежели чтоб уничтожилась похвала моя
(1Кор.9:15) и благовествование мое осталось без награды,
когда здесь соберу плоды, - ибо благовествовать есть
дело необходимости, а благовествовать безвозмездно -
дело усердия, но да научитесь вы благотворить Христу,
благотворя кому-либо и из малых. Ибо Христос, как
сделался для меня всем, что есть во мне, кроме греха,
так приемлет на Себя и все сколько-нибудь меня
касающееся, - доставишь ли ты мне кров или одежду,
посетишь ли в темнице, придешь ли к больному, или, что
всего маловажнее, язык томимого жаждой охладишь одной
чашей студеной воды, о чем просил бедного Лазаря
страждущий в пламени богач, которому за здешнюю
роскошную жизнь, за презрение голодного и покрытого
струпьями Лазаря, воздается тем, что просит у Лазаря и
не получает просимого. Вот чего от вас требуем, и знаю,
что вы не будете стыдиться, как давая отчет мне, так и в
последний день, в который будут собраны все дела наши,
по сказанному: и Я приду мысли и деяния ваши собрать
(Ис.66:18); это человек, и дело его и награда его с ним
(Ис.40:10).
Но вот и наше, что приносим вам из
пустыни. Ибо и Илия охотно любомудрствовал на Кармиле, и
Иоанн в пустыне, и сам Иисус совершал дела перед
народом, а молитвы большей частью на свободе и в
пустынях. Какой же преподан этим урок? Тот, думаю, что
для невозмущаемого собеседования с Богом нужно
погрузиться в безмолвие и хотя несколько возвести ум
свой от непостоянного. Ибо сам Он не имел нужды в
уединении; да и не было места, где бы мог Он укрыться,
будучи Богом и все исполняющим; уединялся же, чтобы мы
знали время и для дел, и для высшего упражнения. Итак,
какие же плоды моей пустыни? Как добрый купец, отовсюду
собирающий прибыль, хочу и из нее доставить вам нечто
для купли.
Однажды, когда день уже склонялся к
вечеру, ходил я один, погрузившись сам в себя, и местом
прогулки был морской берег. Всегда имею обычай облегчать
труды такими отдыхами. Потому что и тетива, постоянно
натянутая, не выдерживает напряжения, а надобно ее
спускать со стрелы, чтобы можно было снова натянуть, и
чтоб она была не бесполезной для стрелка, но годилась в
случае употребления. Так я ходил; ноги переносили меня с
одного места на другое, а взор покоился на море. Зрелище
было неприятное, хотя оно бывает всего приятнее в другое
время, когда при ясном небе море покрывается пурпуром,
тихо и кротко играя, плещет в берега. Но что же
происходило в это время? Охотно скажу, и даже словами
Писания: дул сильный ветер (Ин.6:18), море волновалось и
завывало, а волны, как обыкновенно бывает в таких бурях,
одни восстав вдали и постепенно, то достигая наибольшей
высоты, то понижаясь, сокрушались о берега; а другие,
ударившись о ближние скалы и отраженные ими,
превращались в пенистые и высоколетящие брызги. Тут
выбрасывались небольшие камни, поросты, улитки и самые
легкие раковины, и некоторые опять поглощались с отливом
волны. Но твердо и неподвижно стояли скалы, как будто
ничто их не тревожило, кроме того, что ударялись о них
волны. Из этого умел я извлечь нечто полезное для
любомудрия. И как все применяю к себе, особенно если
что-нибудь случившееся приводит меня в кружение, как
было и теперь, то не без внимания смотрел я на видимое,
и это зрелище было для меня уроком.
Я сказал себе: не море ли - жизнь наша и
дела человеческие? И в ней много соленого и
непостоянного. А ветры - это не постигающие ли нас
покушения и всякая неожиданность? Это-то, кажется мне,
примечая, досточудный Давид говорит: "Спаси меня,
Господи, ибо дошли воды до души моей; избавь меня из
глубин водных, я вошел во глубину вод, и быстрое течение
их увлекает меня" (Пс.68:2.3). Что же касается
искушаемых, то одни, рассуждал я, как самые легкие
воздушные тела, увлекаются и нимало не противостоят
напастям, потому что не имеют в себе твердости и веса,
доставляемых разумом целомудренным и готовым бороться с
встретившимися обстоятельствами; а другие, как камень, -
достойны того Камня, на Котором мы утверждены и Которому
служим. Таковы все, которые, руководствуясь умом
любомудрым и стоя выше низкой черни, все переносят
твердо и непоколебимо, и посмеваются над колеблющимися
или жалеют о них, - посмеваются по любомудрию, жалеют по
человеколюбию. Сами же для себя вменяют в стыд -
отдаленные бедствия презирать и даже не считать
бедствиями, но уступать над собой победу настоящим, и
притом кратковременным, как будто они постоянны, -
оказывать любомудрие безвременно, а в случае нужды
оказываться не любомудрыми; что подобно тому, как если
бы стал почитать себя отличнейшим борцом, кто никогда не
выходил на поприще, или - искусным кормчим, кто высоко
думает о своем искусстве в тихую погоду, а в бурю
бросает из рук кормило.
Но как уже один раз остановился я на
этом рассуждении; то встретил и другое подобие, весьма
приличное настоящему предмету. Может быть, почтете меня
стариком и баснословом, когда сообщу вам его; однако же
вы должны узнать это; потому что, как известно, и
Писание неоднократно употребляет такие подобия для
ясности изложения. По баснословию, есть дерево, которое
зеленеет, когда его рубят, и противоборствует железу, -
а если о необыкновенном должно и выражаться
необыкновенно, - которое смертью живет, от сечения
разрастается, истребляемое умножается. Конечно, это
басня и произвол вымысла, но мне представляется, что
таков же точно и человек любомудрый. Он прославляется в
страданиях, скорби обращает в повод к добродетели,
украшается несчастьями, не превозносится оружием правды
в правой руке, не изнемогает перед оружием в левой руке
(2Кор.6:7), но в различных обстоятельствах всегда
пребывает одинаков или делается еще светлее, как золото
в горниле.
Посмотрим на него так: знатного ли он
происхождения? Наравне с благородством крови покажет в
себе благонравие, так что заслужит уважение в двояком
отношении; - станешь ли разбирать его родословие, или
смотреть на него самого. Или он статуя низкой работы и
из дешевой глины (если есть различие между глиной и
глиной)? Заменив это духовным благородством, которое
каждый запечатлевает сам в себе, к худшему или лучшему;
а всякое другое благородство, которое в нас всевается,
или грамотами нам сообщается, отметить ничего не стоящим
и подложным. Ибо благородство бывает троякое. Одно -
свыше, и по нему все мы равно благородны, потому что все
созданы по образу Божию. Второе зависит от плоти, и по
нему, так как оно состоит в тлении, не знаю, благороден
ли кто. Третье познается по порокам и по добродетелям, и
в нем участвуем мы больше или меньше в той мере, как
думаю, в какой сохраняем или растлеваем в себе образ
Божий. Это-то последнее благородство возлюбит истинный
мудрец и истинно любомудрый. Четвертый род благородства,
которое зависит от грамот и указов, тогда удостой слова,
когда соглашусь признать красотой подрумяненную красоту,
или уважать обезьяну, которой велено быть львом. Юноша
ли он? - Мужественно восстанет против страстей и
воспользуется юностью для того, чтобы не подвергнуться
чему-либо свойственному юным, но в юном теле показать
старческое благоразумие; и возрадуется о победе больше,
нежели увенчанные в Олимпии. Ибо одержит победу на общем
зрелище, - на зрелище Вселенной, и победу не продажную
[4]. Преклоняется ли он к старости? - Но не состарится
душой, встретит кончину, как предустановленный день
необходимого освобождения, с радостью перейдет в жизнь
грядущую, где нет ни не зрелого, ни старца, но все
совершенны по духовному возрасту. Наделен ли он цветущей
красотой? В одной красоте просияет у него другая, в
телесной - душевная. Сохранился ли без повреждения цвет
его красоты? Он углублен сам в себя, и не знает, смотрят
ли на него другие. Безобразна ли его наружность? Зато
благообразен сокровенный его человек, как цветистая и
самая благовонная роза, которая еще не раскрылась из
своей оболочки, не имеющей ни цвета, ни запаха. Красный
добротой больше сынов человеческих, он не даст и времени
посмотреть на его внешность, обращая зрителя к иному.
Крепок ли он по внешнему человеку? Употребит здоровье к
лучшему: подаст совет, поразит словом, будет говорить
смело, станет проводить время в бдении, спать на голой
земле, поститься, истощать вещественное, созерцать
земное и небесное, и со всем тщанием помышлять о смерти.
Сделается ли он болен? Станет бороться с болезнью. А
если будет побежден; то одержит верх, достигнув того,
чтоб уже не бороться. Богат ли он? - Умудрится расточить
богатство и из своего имущества, как распорядитель
чужого, будет уделять нуждающимся, чтоб и приемлющему
послужило это во благо, и ему самому сосредоточиться в
Боге, ничего не имея кроме креста и тела. Беден ли он? -
Обогатится в Боге, посмеваясь над имеющими у себя
многое, потому что они, как непрестанно приобретают, так
непрестанно нищенствуют, имея нужду еще в большем, и
пьют для того, чтобы чувствовать больше жажды. Алчет ли
он? - Пропитается с птицами, которые кормятся, не сея и
не возделывая земли, проживет с Илиею у сарептянки.
Масло в кувшине не убудет, и мука в кадке не истощится
(3Цар.17:14), первый непрестанно будет источать, другой
приносить обильную жатву, чтоб страннолюбивая вдова
сподобилась чести, и питатель имел пропитание. Жаждет ли
он? - Источники и реки дадут ему питье не утоляющее и
без меры подаваемое; а если и везде оскудеют воды от
бездождия, то, может быть, он будет пить из потока
(3Цар.18:5). Потерпит ли он холод? - Его терпел и Павел
(2Кор.11:27). Притом, долго ли потерпит? - Есть одеяние
и из камня, в чем да уверит тебя Иов, который говорит:
не имея убежища, жмутся скале (Иов.24:8).
Рассмотри и большие еще совершенства.
Будут ли над ним злословить? Он победит тем, что за
злословие не воздаст злословием. Будут ли его гнать? -
Перенесет. Будут ли хулить? - Утешится (1Кор.4:13).
Будут ли клеветать? - Станет молиться. Ударят ли по
правой щеке? - Обратит и другую; а если б у него была
третья, - подставил бы и ту, чтоб ударившего скорее
научить великодушию, вразумить его делом, когда не мог
словом. Будут ли ругаться над ним? - Это терпел и
Христос. И он почтен будет участием в Христовых
страданиях. Назовут ли самарянином, скажут ли, что он
имеет в себе беса? - Все примет с Богом. Сколь бы
многочисленны ни были его страдания, все еще не достанет
многого: уксуса, желчи, тернового венца, тростникового
скипетра, багряницы, креста, гвоздей с распинаемых
разбойников, мимоходящих и хулящих. Богу надлежало и в
том преимуществовать, чтобы в самом посрамлении
претерпеть большее! Нет ничего столь непреодолимого и
непобедимого, как любомудрие! Все уступит скорее, нежели
любомудрый. Это осел дикий в пустыне, как говорит Иов,
ничем не связанный и свободный, посмеивается городскому
многолюдству стужания и не слышит криков погонщика
(Иов.39:7). Это единорог - животное самовольное. Захочет
ли служить тебе и переночует ли у яслей твоих
(Иов.39:9), подведешь ли его под ярмо? - Когда лишен он
будет всего на земле, - у него готовы крылья, как у
орла, он возвратится в дом настоятеля своего, воспарит к
Богу. Скажу кратко: непреодолимы только Бог и Ангел, а
в-третьих, - человек любомудрый, невещественный в
веществе, неограниченный в теле, небесный на земле,
бесстрастный в страданиях, всему уступающий победу,
кроме самомнения, и тех, которые думают овладеть им,
побеждающий своим низложением.
Поскольку же слово мое, начав с
представленного мной подобия, изобразило любомудрого
мужа, то по этому изображению рассмотрим сами себя. Я
думаю, и я Духа Божия имею (1Кор.7:40), хотя нечто из
сказанного может уязвлять и низлагать меня, чтоб мои
ненавистники и враги, если найдут меня побежденным,
имели извинение, ежели не намерению, то, по крайней
мере, поведению своему, а если окажусь совершеннее и
выше нападающих на меня, - или оставили злобу свою, или
изобрели новый путь неправды (так как настоящий мной
презрен), и сверх злобы своей не могли быть обличены в
неразумии, как беззаконнующие втуне (Пс.24:3) и не
имеющие сделать неправды, о чем стараются. Посмотрим же,
чем оскорбят меня решающиеся на все, что только может
сделать человек в обиду человеку? Назовут невеждой? - Я
знаю одну мудрость - бояться Бога. Ибо начало мудрости
страх Господень (Прит.1:1). И выслушай сущность всего:
бойся Бога (Еккл.12:13). Так сказал премудрый Соломон.
Поэтому пусть докажут, что во мне нет страха; и тогда
победят. А что касается иной мудрости, то я частью сам
оставил ее, а частью желаю и надеюсь приобрести, по
упованию на Духа. Укорять в бедности? - Но она мое
излишество. Охотно бы совлек я с себя и эти рубища, чтоб
без них идти по терниям жизни! Охотно, как можно скорее,
сложил бы с себя и этот тяжелый хитон [5],
чтобы получить более легкий. Назовут убежавшим из
отечества? - Как низко думают о нас эти в подлинном
смысле ругатели и ненавистники странных! Разве есть
определенное местом отечество у меня, для которого
отечество везде и нигде? А ты разве не странник и не
пришелец? Не хвалю твоей обители, если так думаешь;
смотри, чтоб не лишиться тебе истинного отечества, в
котором должно заготовлять себе жительство. А за
старость и болезненность не укоряй нас. В этом виновны
не только вещество и природа, но (узнай нечто из моих
тайн!) не мало истощено и рассудком (похвалюсь тем
несколько). Да и ты, тучнеющий и питающий плоть свою, не
составляешь для меня приятного зрелища. Хорошо, если б и
у тебя видно было несколько седин и бледности, чтобы
можно было увериться, что ты человек разумный и
любомудрый! Что же еще? Низложат с престолов? - С каких?
Разве с удовольствием вступил я теперь на престол и
прежде вступал? Разве почитаю блаженными тех, которые
восходят на престолы? Разве сделаешь их для меня
приятными ты, восходящий недостойно? Разве случившееся
недавно не обнаружило перед вами моего образа мыслей?
Или и это была одна забава и испытание любви, как могут
частью подозревать, а частью разглашать люди, искусные
на то, чтоб собственные свои пороки видеть в других? Что
же значило сокрушение? Что же значили заключения,
которые всенародно произносил я сам на себя? Что значили
слезы, которые во мне, едва не возненавиденному за
сопротивление, возбудили в вас жалость? Лишать
председательства? - Но когда и кто из благомыслящих
дорожил им? А ныне избегать его, по моему мнению, есть
верх благоразумия. Ибо за него все у нас приходит в
замешательство и колеблется; за него пределы Вселенной
[6] мятутся подозрением и ведут какую-то невидимую и не
имеющую наименования брань; за него мы, сотворенные
Богом, подвергаемся опасности стать тварью людей и
лишиться великого и нового имени. О, если бы не было ни
председательства, ни предпочтения мест, ни мучительных
преимуществ, и нас различали по одной добродетели! А
нынешний порядок, - стать справа, слева, в середине,
выше и ниже, идти впереди или рядом, - произвел у нас
много напрасных замешательств, многих низринул в
пропасть и поставил на стороне козлищ, многих не только
из низших, но даже из пастырей, которые, будучи
учителями Израилевыми, этих не поняли (Ин.3:10). Не
допустят к жертвенникам? - Но я знаю другой жертвенник,
образом которого служат ныне видимые жертвенники, на
который не восходили ни орудие, ни руки каменотеса, на
котором не слышно железа (3Цар.6:7), которого не
касались художники и хитрецы, но который весь - дело
ума, и к которому восходят созерцанием. Ему буду
предстоять я, на нем пожертвую приятное Богу (Лев.1:5),
- и жертву, и приношение, и всесожжения, настолько же
лучшие приносимых ныне, насколько истина лучше тени. О
нем, как думаю, любомудрствует и великий Давид, говоря:
и подойду я к жертвеннику Бога, веселящего духовную
юность мою (Пс.42:4). От этого жертвенника не отвлечет
меня никто, сколько бы ни желал. Изгонят из города? - Но
не изгонят вместе и из того града, который горе. Если же
это смогут сделать мои ненавистники, то действительно
победят меня. А доколе не в силах сделать этого, дотоле
брызжут только в меня водой и бьют ветром, или
забавляются сновидениями. Так я смотрю на их нападения!
- Отнимут имущество? - Какое? Если мое, то пусть
подрезают крылья, которых я не подвязывал. А если
церковное, то из-за него и вся брань, из-за него ревнует
о ковчежце вор (Ин.12:6), и предает Бога за тридцать
сребреников, что всего ужаснее; ибо такой цены стоит не
предаваемый, но предатель. Запретят вход в дом? Пресекут
способы к роскоши? Отдалят от друзей? Но, как видишь,
обременили мы весьма многих, хотя и были ими приглашаемы
(не хочу быть неблагодарным). Если же и обременили, то
разве тем больше, что щадили их, а не тем, что были ими
принимаемы. Причиной этому то, что меня покоил один
благочестивый и боголюбивый дом, бывший для меня тем же,
чем дом суманитяныни для Елиссея, - родственный мне по
плоти, родственный и по духу, на все щедрый, дом, в
котором возрастал единодушием и этот народ, не без
страха и не без опасности скрывая гонимое еще
благочестие. Да воздаст Господь дому этому в день
воздаяния! А если я гоняюсь за роскошью, то пусть
забавляются надо мной ненавидящие меня. Нет зла,
которого бы я в большей мере не желал себе. Что касается
друзей, то хорошо знаю, что одни, и потерпев что-либо
худое, не убегут от меня, ибо соболезнование
производится только общим терпением обид. А если буду
презираем другими, то я уже приобучился сносить
презрение. Ибо одни из друзей и искренних, даже явным
образом, отступили от меня; другие, наиболее
человеколюбивые, стоят вдали (Пс.37:12,13), и в ночь [7]
эту все соблазнились. Едва и Петр не отрекся, а может
быть, и не плачет горько, чтоб уврачевать грех. И видно,
что я один смел и исполнен дерзновения, я один
благонадежен среди страха, один терпелив, - и
выставляемый напоказ народу, и презираемый наедине,
известный Востоку и Западу тем, что против меня ведут
брань. Какое высокоумие! Если ополчится против меня
полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня
война, и тогда буду надеяться (Пс.26:3). Не только не
почитаю страшным чего-либо из настоящих событий, но даже
забываю о себе, плачу об оскорбивших меня, об этих
некогда членах Христовых, членах для меня драгоценных,
хотя они ныне и растлены, о членах этой паствы, которую
вы едва не предали, даже прежде, нежели она собрана
воедино. Как вы расторглись и других расторгли, подобно
волам взыгравшим (Мал.4:2)? Как воздвигли жертвенник
против жертвенника? Как нечаянно прийти они в разорение
(Пс.72:19)? Как сечением своим и сами себе нанесли
смерть, и нас заставили болезновать? Как простоту
пастырей употребили в пагубу пастве? Ибо не пасомых
стану порицать за неопытность, но вас винить за вашу
злобу. В погибели твоей, Израилю, кто поможет (Ос.13:9)?
Какое найду заживляющее врачевание? Какую повязку? Как
соединю разделенное? Какими слезами, какими словами,
какими молитвами исцелю сокрушенное? Один остается
способ. Троица Святая, поклоняемая, совершенная, истинно
нами считаемая и почитаемая. Твое дело это, Тебе
принадлежит слава совершения! Ты восстанови снова нам
этих настолько удалившихся от нас, и пусть само
отделение научит их единомыслию! Ты нам за здешние труды
воздай небесным и безмятежным. А первое и величайшее из
этих благ - озариться Тобой совершеннее и чище, и
познать, что Тебя одну и ту же можно и представлять
Единицею и находить Троицею, что Нерожденное и Рожденное
и Исходящее - одно естество, три личности, один Бог,
который над всеми, и через всех, и во всех (Еф.4:6),
Бог, к Которому ничто не прилагаемо, и в Котором ничто
не перелагаемо, не умаляемо, не отсекаемо, Которого
отчасти уже постигаем, отчасти стараемся постигнуть, и
некогда постигнут, как те, которые хорошо Его искали
здесь и в жизни, и в созерцании. Ему слава, честь,
держава вовеки. Аминь.
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Григорий Богослов. Собрание творений: в
2т.
Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, -
С. 453-468
Святоотеческое наследие
Примечание
1. По объяснению Илии, Св. Богослов
имеет здесь в виду Максима и называет его псом, как
циника. При этом Илия замечает, что циники с особенной
заботливостью отращивали у себя волосы.
2. По объяснению Илии, Св. Богослов
разумеет здесь Св. Писание, из которого должны напоить
себя живой водой словесные овцы, когда зачинают в себе
семя спасения.
3. У Евангелиста Матфея гл.13, ст.8
читаем: принесло плод, одно во сто крат, а другое в
шестьдесят, иное же в тридцать; а у Еванг. Марка гл.4,
ст.8. В обратном порядке: и принесло иное на тридцать,
иное шестьдесят, и иное сто.
4. На олимпийских и других играх часто
сильные борцы уступали за деньги победу над собой более
слабым.
5. То есть тело душевное, чтоб облечься
в тело духовное (1Кор.15:44).
6. То есть Восток и Запад.
7. В которую египетские епископы, войдя
в один храм, хотели рукоположить Максима.
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|