Иоанн Златоуст. Отрывки толкований на
Соборные Послания
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Содержание
Толкование на Послание Иакова
Толкование на первое Послание св. Петра
Толкование на второе послание св. Петра
Толкование на первое послание св. Иоанна
Иак. 1:2. Всяку радость имейте, братие
моя, егда во искушения впадаете различна.
Скорбь – несокрушимыя узы, умножение
любви, возбуждение сердечного сокрушения и
богобоязненности. Послушай говорящего: "аще приступаеши
работати Господеви... уготови душу твою во искушение"
(Сир. 2:1). И Христос сказал: "в мире скорбни будете: но
дерзайте" (Ин. 16:33); опять: "узкая врата, и тесный
путь" (Мф. 7:14). Видишь, скорбь везде восхваляется,
везде понимается, как необходимая для нас. Если во
внешних состязаниях без нее никто не получает венца,
прежде чем не укрепит себя трудами, осторожностью в
пище, соблюдением закона, бодрствованием и тому
подобным, то тем более здесь.
Иак. 1:12. Блажен муж, иже претерпит
искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, егоже
обеща Бог любящим его.
(Разумеется) достаточно успевший в том,
чтобы переносить с радостью искушения, дабы дело было
испытанным и терпение совершенным; совершается это само
по себе, а не делается через другое. Посредством другого
увещания старается расположить к исполнению предлежащего
дела, говоря, что перенесший искушение блажен по
обетованию. Так мужественно состязавшийся будет опытным
мужем, во всем искушенным.
А явившемуся светлым из мрака дан будет
венец жизни, приготовленный Богом для любящих Его. Так
тот, кто переносит искушение, презирая труды и самую
смерть, получит венец вечной жизни. Ты спрашиваешь, из
чего приготовил Бог венцы жизни любящим Его? То, что
приготовил Бог любящим Его, по величию божества не
подлежит взору и слуху и не может придти даже на мысль
человека.
Иак. 1:15. Таже похоть заченши раждает
грех, грех же содеян раждает смерть.
При совершении греха, опьяненные
удовольствием, мы не чувствуем этого. А когда произойдет
и кончится, особенно когда погаснет удовольствие,
горькое чувство овладевает сердцем. Иначе бывает у
рождающих женщин. У них прежде родов большое напряжете и
острые боли служат причиною страданий, а после родов –
успокоение, так как новорожденное дитя вытесняет боль. А
здесь не так: пока мы думаем и заняты порочными мыслями,
веселы и радуемся; а когда родим алое дитя, грех, тогда,
видя позор рожденного, мучимся, тогда терзаемся более
тяжко, чем рождающие жены. Поэтому убеждаю не принимать,
особенно вначале, испорченного пожелания; а если и
приняли, нужно уничтожить семя внутри. А если будем
нерадивы до этого, то совершенный грех нужно загладить
посредством исповеди, слез и самообличения; ничто не
бывает столь гибельно для греха, как сознание и
осуждение.
Иак. 1:27. Вера бо чиста и нескверна
пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц
в скорбех их, [и] нескверна себе блюсти от мира.
То есть: чем мы можем уподобляться Богу,
это – милосердием и состраданием. Если этого не имеем,
то лишены всего. Не сказал: если поститесь, бываете
подобны Отцу вашему; нет ничего такого у Бога, не делает
этого Бог, а что? "Будите милосерди, якоже Отец ваш, иже
на небесех" (ό ἐν τοῖς οὐρανοῖς) (Лк. 6:36). Если этого
не имеешь, то что имеешь? "Милости хощу, а не жертвы"
(Мф. 9:13).
Иак. 2:1. Братие моя, не на лица зряще
имейте веру Господа нашего Иисуса Христа славы.
Почему, говорит, ты много думаешь? Или
почему другой презирает тебя? Разве все мы, большие и
малые, не одно тело? Когда по существу мы одно и – члены
друга, то что ты безумно гордишься, что стыдишься брата?
Как он твой член, так и ты – его, и поэтому большая
равночестность.
Иак. 2:4. И не разсмотристе в себе, и
бысте судии помышлений злых.
Одно и то же должны думать друг о друге.
Пришел бедный, будь к нему внимателен; не придавай
большого значения в виду богатства; во Христе нет
бедного и богатого. Поэтому не стыдись вследствие
внешней обстановки, а прими по внутренней вере.
Иак. 2:5, 6. Слышите, братие моя
возлюбленная, не Бог ли избра нищыя мира сего богаты в
вере и наследники царствия, еже обеща любящим его? вы же
укористе нищаго.
А мы, как будто потерпевшие большую
обиду, так пренебрежительно относимся к просящим,
отворачиваемся от них; не даешь чего-либо и причиняешь
скорбь. Наказуйте, сказал Павел (2Фес. 3:15), как
братьев (ἀδελφούς) и не поносите, как врагов (οὐχ
ὑβρίζετε ώς ἐχθρούς) [1]. Вразумляющий своего брата
делает это не открыто, не показывает надменности, а
наедине, с большим вниманием, скорбя и со слезами на
глазах. Итак, мы даем от братской души, научаем по
братскому расположению, не как скорбящие о даре, а
сетующие о том, что он преступил заповедь, вопреки
пользе. Если давая оскорбляешь, портишь удовольствие
дара. А если не даешь и поносишь, то какое зло делаешь
тому бедному, несчастному! Пришел к тебе, имея получить
милость; получив смертельный удар, ушел и больше
заплакал. Если вынуждается кто бедностью нищенствовать,
а за нищенство подвергается оскорблениям, то смотри,
какое наказание оскорбителю. Он прогневляет сотворившего
его. Если Он оставил его в бедности ради тебя, чтобы ты
помог ему, а ты оскорбляешь бедного (существующего) для
твоей пользы, то какое это неразумие, какая в этом
неблагодарность!
Иак. 2:6, 7. Не богатии ли насилуют вам,
и тии влекут вы на судища? не тии ли хулят доброе имя
нареченное на вас?
Мужественно переносите любостяжание. Они
(любостяжатели) губят себя, не вас. Вас лишают
имущества, а себя-благоволения Божия и помощи; а
лишенный ее, хотя бы владел всем богатством вселенной,
беднее всех.
Иак. 2:12. Тако глаголите и тако
творите, яко законом свободным имущий суд прияти.
Лучше устрашить вас словами, чтобы не
скорбели на деле.
Иак. 2:13. Хвалится милость на суде.
Милосердие – прекрасное дело и защита
(προστάτις) занимающихся им, – приятно Богу и всегда
близ Него; когда хочет, легко испрашивает милости,
только не совершалось бы нами несправедливо; а
совершается несправедливо, когда делаем это из
похищенного, как будто это чисто; оно дает большое
дерзновение оказывающим (ἀναπέμπουσιν) его; оно нужно и
для оскорбленных – такова его сила – и для согрешивших.
Оно разрывает узы, рассеивает тьму, погашает огонь,
умерщвляет червя, удаляет скрежет зубов. Для него, с
большою уверенностью, открываются небесные врата. (И
через несколько слов). (Оно) царица, делающая людей
подобными Богу. "Будите, – говорит, – милосерды, якоже и
Отец ваш, который на небесах" (Лк. 6:36). Оно крылато и
легко, имеет золотые крылья; полет его услаждает
ангелов. "Криле голубине посребрене, и междорамия ея в
блещании злата" (Пс. 67:14). Как некоторый голубь,
золотой – живой (χρυσῆ καὶ ζῶσα), летит, имея приятный
вид, кроткие глаза; ничего нет лучше этих глаз. Хорош
павлин, но сравнительно с ним ворона. Смотрит всегда
вверх; окружен великой славой Божией. Девица имеет
золотые крылья; наряжена; имеет приятное, кроткое лице;
она подвижна и легка, стоит у царского престола. Когда
подвергаемся суду, внезапно выступает и является и
избавляет нас от наказания, покрывая крыльями; ее более
хочет Бог, чем жертв.
Иак. 2:17–19. Такожде и вера, аще дел не
имать, мертва есть о себе. Но речет кто: ты веру имаши,
аз же дела имам: покажи ми веру твою от дел твоих, и аз
покажу тебе от дел моих веру мою. Ты веруеши, яко Бог
един есть: добре твориши: и беси веруют, и трепещут.
Если верует кто правильно в Отца и Сына
и Святого Духа, но не ведет правильной жизни, то ему нет
пользы от веры во спасение. Поэтому если сказано: "се...
есть живот вечный, да знают тебе единого истинного Бога"
(Ин. 17:3), то мы не должны думать, что для спасения
достаточно нам сказанного, а нужна чистота жизни и
общественных отношений.
Большое и спасительное дело вера; без
нее невозможно спастись; но делать это одно
недостаточно, а нужна правильная жизнь. Поэтому Павел
удостоившихся уже таинств увещевает, говоря:
"постараемся(σπουδάσωμεν) [2] войти в покой тот"
(Евр. 4:11), – "постараемся", говорит, так как веры
недостаточно, а необходимо присоединить жизнь и показать
большое старание. Совершенно необходимо большое усердие,
чтобы войти на небо. Если не удостоились земли столько
перенесшие в пустыне, не могли получить земли, потому
что роптали и потому что прелюбодействовали, то как мы
удостоимся неба, живя равнодушно и нерадиво? Поэтому нам
необходимо большое усердие. И опять: "вера без дел
мертва есть" (Иак. 2:26).
И справедливо: как прекрасное и цветущее
тело, если не имеет силы, подобно бывает живописным
изображениям, так и правильная вера без дел.
Иак. 3:1. Не мнози учителие бывайте,
братие моя, ведяще, яко большее осуждение приимем.
Так как учение без применения к делу не
только не полезно, но и приносит большой вред и
осуждение проводящему свою жизнь без внимания, то,
уничтожая ревность не желающих трудиться, запрещает
учить тем, которые учат, не выполняя своего учения на
деле, и изрекает большое осуждение. Если этого нет,
(такой) подлежит наказанию, равно как и совершен (тот,
который) не погрешает в деле и слове научения; он может
обуздать и все тело. Если учит этому и определяет веру
правильными словами вместе с светлыми делами,
соответствующими вере, то такой обуздывает, очевидно,
свое тело, не позволяя ему соблюдать любви к миру.
Иак. 3:5, 6. Такожде же и язык мал уд
есть, и вельми хвалится. Се, мал огнь, [и] коль велики
вещи сожигает. И язык огнь, лепота неправды.
Итак, блюди язык больше девицы. Язык –
царский конь. Если вложишь в него удила и выучишь ходить
ровно, то доверится ему и сядет царь. А если оставишь
необузданным (и позволишь) нестись и скакать, то будет
колесницей диавола и демонов.
Иак. 3:8. Языка же никтоже может от
человек укротити: неудержимо [бо] зло, исполнь яда
смертоносна.
Язык острый мечь; но не другим причиняем
раны, а отсекаем наши нагноения.
Иак. 3:13. Кто премудр и худог в вас, да
покажет от добраго жития дела своя в кротости и
премудрости (έν πραΰτητι σοφίας).
Очистим нечистоту от душевных унией. Как
грязь и пыль – в отношении телесных ушей, так житейские,
нескромные разговоры, расчеты прибылей и роста больше
всякой грязи затрудняют слух разумения, и не только
затрудняют, но и делают нечистым.
Иак. 4:8, 9. Приближитеся Богу, и
приближится вам: очистите руце, грешницы, исправите
сердца ваша, двоедушнии: постраждите и слезите [3]: смех
ваш в плачь да обратится, и радость в сетование
По совершении греха обращающийся к
покаянию заслуживает не скорби, а блаженств в сонме
праведных. Говори ты первый грехи твои, чтобы
оправдаться (Ис. 43:26). А если, сделав грех, не
стыдится, то достоин сожаления (и) не столько потому,
что пал, сколько потому, что павши лежит. А если худо
отсутствие покаяния в грехе, то какого наказания
заслуживает превозношение грехами? Если превозносящийся
добрыми делами не чист, то делающий это с грехами какое
может получить прощение?
Иак. 5:1–3. Приидите ныне, богатии,
плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших грядущих на
вы. Богатство ваше изгни, и ризы вашя молие поядоша.
Злато ваше и сребро изоржаве.
Обратимся к тесному пути. Доколе утеха?
Доколе покой? Не насытились ли беззаботностью, смехом,
пением? Не будет опять тех же яств, насыщения, роскоши,
богатства, покупок и построек. И какая польза? Смерть. И
какой конец? Зола и пепел, гроб и черви.
Иак. 5:5. Возвеселистеся на земли, и
насладистеся: упитасте сердца ваша аки в день заколения.
Что же? Воспрещена роскошь? И очень. Как
же создана для пользования? Так, как и хлеб создан, а
неумеренность запрещена; и вино создано, а
невоздержность не дозволена. Повелевает избегать
роскоши, не как чего-то нечистого, а как расслабляющей,
вследствие неумеренности, душу. Всякое творение Божие
хорошо и ничто не отвергается, будучи принимаемо с
благодарностью.
Иак. 5:8. Долготерпите убо и вы,
утвердите сердца ваша, яко пришествие Господне
приближися.
(Говорит) о долготерпении в отношении
друг к другу, о терпеливости в отношении к внешним.
Долготерпит кто-либо тем, от кого возможно защититься; а
терпит тех, от кого нельзя защититься. Поэтому в
применении к Богу никогда не употребляется терпение, а
долготерпение-многократно. Если и кажутся здесь
оставленными, но там будут наслаждаться большою славою.
А если увидят те, которые превозносятся, наказываемых
ими, презираемых, осмеиваемых стоящими близ Бога, то
восплачут и возрыдают, когда приведет в такую славу
жалких, несчастных, терпевших бесчисленные бедствия и
веровавших.
Иак. 5:12. Прежде же всех, братие моя,
не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою.
Как не (клясться), если кто-либо требует
клятвы и указывает необходимость ее? Страх Божий пусть
будет сильнее этой необходимости. Если будешь ссылаться
на такие основания, то не исполнишь повеленного. И
относительно человеческих законов никогда не осмелишься
ссылаться на это, и не скажешь, а волей-неволей
согласишься с написанным. Или иначе – никогда не
подчинишься необходимости. Кто прежде слышал о
блаженствах и расположил себя так, как повелел Христос,
никогда, ни в каком случае, не подчинится такой
необходимости, будучи во всем совестливым и честным. Что
лишнего в словах: "ей, ей" и "ни, ни" (Мф. 5:37)? Клятва
не для клятвопреступления; этого клятвопреступления
никто не должен знать, потому что оно от лукавого, есть
лишнее и даже противоположное; излишнее и большее есть
клятва.
Иак. 5:17, 18. Илиа человек бе
подобострастен нам, и молитвою помолися, да не будет
дождь, и не одожди по земли лета три и месяц шесть: и
паки помолися, и небо дождь даде, и земля прозябе плод
свой.
Чтобы хотя так, томимые голодом,
поспешили к Владыке, чтобы голод сделался для них
побуждением к спасению; ничто, говорит, не может
научить, как голод, тому, чтобы мы, хотя так научаемые,
прибегли к Творцу. (И через несколько слов). Вышло слово
пророка и тотчас воздух изменился; небо сделалось
медным, не изменяя природы, но удерживая энергию. Тотчас
стихии приняли другой вид. Слово пророка упало, как
сильный огонь, на пространства земли и все тотчас
высохло, все опустело и исчезло.
Иак. 5:19, 20. Братие, аще кто в вас
заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть,
яко обративый грешника от заблуждения пути его спасет
душу от смерти и покрыет множество грехов.
И как нужно обращать? Как у земледельцев
семена сеются разом, но не остаются навсегда, а
нуждаются в большом уходе. Если не покроют брошенных
семян, подняв землю, то сеяли для кур и всех птиц,
собирающих семена. Так и мы, если не укроем посеянного
постоянным вниманием, и диавол расхитит, и наше
нерадение погубит, и солнце засушит, и дождь потопит, и
терние заглушит. Таким образом раз посеявшему нельзя
удалиться, а нужно долго оставаться на месте, чтобы
отгонять птиц небесных, вырывать терние, в каменистых
местах подкладывать землю, предотвращая, устраняя и
уничтожая все вредное. Но на этой земле все зависит от
земледельца, так как эта земля бездушна, будучи готова
только страдать. А на духовной земле не так. Не от
учителей все зависит, а если не больше, то на половину
от учеников. Наше дело – бросать семена, а ваше-
исполнять (наши) слова.
1Пет. 1:6–8. Мало ныне, аще лепо есть,
прискорбны бывше в различных напастех: да искушение
вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же
искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во
откровении Иисус Христове, егоже не видевше любите.
Праведники подвергаются бедам, чтобы
быть увенчанными, – грешники, чтобы понести наказание.
Но не все грешники здесь наказываются, чтобы не
отвергали многие воскресения; и не все праведники
страдают, чтобы ты не считал зла заслуживающим похвалы и
не возненавидел добродетели.
1Пет. 1:18–21. Ведяще, яко не истленным
сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития
отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и
пречиста Христа, предуведена убо прежде сложения мира,
явльшася же в последняя лета вас ради, иже его ради
веруете в Бога.
Мы – творение Божие, но через грех
сделались (слугами) диавола; затем нас (предавшихся)
диаволу, Спаситель искупает Своею кровию, то есть,
"куплени есте ценою" (1Кор. 7:23),– мы искуплены честною
кровию. Как почтенный и добрый домовладыка, не считая
негодного раба, сделавшего много проступков, достойным
своего хорошего дома и совместной жизни, передает
другому, чтобы научил его, а потом, когда увидит
наказанным со стороны сурового господина, и говорящим:
пойду к первому моему господину, потому что мне было
тогда лучше, чем теперь, восстановляет его в чести и
выкупает его, чтобы сделался особым (περιούσιος) народом
(λαός), – так и Бог восстановляет нас. Как же бываем Его
собственностью и не собственностью? Как творения – (Его)
собственность; а как сделавшиеся чуждыми вследствие
греха – не собственность. Не думай, что ты составляешь
собственность Божию, если делаешься грешником; (тогда)
диавол тебя приобретает; ты его стяжание. Человек греха,
сын погибели, он покупает тебя не честною кровию, а
бесчестною, покупает грехом, покупает прелюбодейством,
так как – не чист; покупает убийством, так как он –
убийца: "человекоубийца... искони, и во истине не стоит"
(Ин. 8:44). Это его обычай.
1Пет. 2:7, 8. А противящымся камень,
егоже небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла, и
камень претыкания и камень соблазна.
Эти слова относятся ко Христу, так как в
Евангелии Он приводит это пророчество, говоря: "несте ли
чли николиже... камень, егоже... не брегоша зиждущии,
сей бысть во главу угла" (Мф. 21:42). И через несколько
слов: "камень, егоже... небрегоша зиждущии"; (под
последними) разумеет иудеев, книжников, фарисеев,
которые отвергали Его, говоря, "яко самарянин еси ты и
беса имаши" (Ин. 8:48), и еще: "несть сей от Бога
человек... но льстит народы" (Ин. 9:16; Ин. 7:12).
1Пет. 3:10. И устне свои еже не
глаголати льсти.
Лесть – ложь, обман, клевета, обвинения,
не заключающие истины, но приятные врагу истины, то
есть, сатане, отцу лжи. Он лжец, говорит Спаситель, "и
во истине не стоит" (Ин. 8:44). Святым нужно отвергнуть
его стяжание, а более (держаться) того, что свойственно
Богу, Который есть истина.
1Пет. 3:11. Да уклонится от зла, и да
сотворит благо.
Не в нашей воле совершенно не допускать
на ум что-либо такое; такие мысли часто как-то приходят
ему, но если кто мудр, устраняется от них, а склоняется
к лучшим и заключающим много полезного; это, я думаю,
значит: "уклонись от зла".
1Пет. 4:9. Страннолюбцы друг ко другу,
без роптаний.
Если принимаешь как Христа, не будешь ни
роптать, ни стыдиться, а скорее превозносись этим; а
если принимаешь не как Христа, то не примешь. "Иже вас
приемлет, – говорит, – мене приемлет" (Мф. 10:40). Если
не так принимаешь, не имеешь награды. Людей мимоидущих
принимал Авраам, считая их странниками, не предоставил
однако всего рабам, а жене велел замесить тесто, хотя
имел 318 домочадцев. Но он желал получить награду вместе
с женой не только за расходы, но и за служение. Так
нужно оказывать страннолюбие, делая все сами, чтобы нам
освятиться.
1Пет. 5:2, 3. Пасите еже в вас стадо
Божие... ни яко обладающе причту.
Христос говорит: "желающий между вами
быть первым (Ό θέλων ἐν ύμῖν είναι πρῶτος), да будет вам
слуга" (Мф. 20:26). "Иже... смирит себе (δς γάρ
ταπεινώσει ἑαοτὸν), вознесется" (Мф. 23:12). Что ты
говоришь: если смирю себя, буду высок? Да, говорит;
таково Мое могущество, чтобы достигать одного
посредством другого; Я владею средствами и искусством;
не бойся; Моей воле повинуется природа вещей, а не Я
следую природе.
1Пет. 5:6. Смиритеся убо под крепкую
руку Божию, да вы вознесет во время.
Не просто сказал: "вознесет", а
прибавил: "во время", научая их ожидать того истинного
возношения в будущем веке.
1Пет. 5:14. Мир вам всем о Христе
Иисусе. Аминь.
Смотри, как, внушая подлежащее
исполнению, отмечает это молитвою, полагая мир, как
печать изложенного.
2Пет. 1:2. Благодать вам и мир да
умножится в познании Бога, и Иисуса Христа Господа
нашего.
Ничего нет равного ему; поэтому мы
молимся и просим ангела мира, и всюду просим мира в
церквах, мира в молитвах, в прошениях, в приветствиях. И
раз, и два, и три, и многократно дает его предстоятель
церкви (говоря): мир вам. Почему? Потому что он – матерь
всех благ и основание радости. Поэтому и Христос повелел
апостолам, при входе в дом, произносить это прежде, как
символ благ. "Воньже аще дом внидете, первее глаголите:
мир дому сему" (Лк. 10:5). Когда его нет, все напрасно.
И ученикам Христос говорил: "мир мой даю вам"
(Ин. 14:27). Он прокладывает дорогу любви.
2Пет. 1:5–7. И в самое же сие, тщание
все привнесше, подадите в вере вашей добродетель, в
добродетели же разум, в разуме воздержание, в
воздержании же терпение, в терпении же благочестие, в
благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь.
Вот те свойства, которые предуказаны!
Добродетель, рассудительность, воздержание, терпение,
благочестие, братолюбие, любовь; они не только должны
быть у нас, но и быть в избытке. Если полезно (их)
существование, то тем более – обилие. Какая же от них
польза? Та, чтобы иметь дерзновение в день Господа
нашего Иисуса Христа. Говорю о втором Его пришествии,
когда придет судить живых и мертвых. А истинно великое и
чрезвычайное благо – иметь дерзновение на божественном и
страшном суде.
2Пет. 1:9. Емуже бо несть сих, слеп
есть, мжай.
Слыша это, всячески будем укреплять
себя, внимая сказанному и очищая себя от мирского. Нам
ничего не остается более, как то, чтобы это делать, а
тем пренебречь; а если не так, то иначе погибнем. Какая
разница, если погибнем не чрез богатство, а от
нерадения, если не от нерадения, то вследствие
слабодушия? Земледелец одинаково печалится, так или
иначе потеряет посев.
2Пет. 2:6. И грады Содомския и
Гоморрския сжег, разорением осуди, образ хотящим
нечествовати положив.
Хочешь знать причину, по которой это
произошло? Это был тяжкий, проклятый грех. Тогдашние
люди оставались только с мальчиками (ὲν παισὶν
ἐπεμένοντο); за это понесли такое наказание.
2Пет. 2:16. Обличение же име своего
беззакония: подъяремник безгласен, человеческим гласом
провещавш, возбрани пророка безумие.
Если благодать Божия действовала на осла
и на прорицателя, вследствие домостроительства (δι’
οἰκονομίαν) и пользы израильтян, то, очевидно, и на нас
будет действовать и возвысит это для нас.
1Ин. 3:8. Творяй грех от диавола есть,
яко иcперва диавол согрешает. Сего ради явися Сын Божий
да разрушит дела диаволя.
Так как диавол прежде всех обратился к
греху, то всякий, действующий греховно, совершает его
дело. В грешнике он производит множество худых мыслей,
как в Иуде. Но скажет кто-либо, что диавол рождается в
грешниках, когда тот, кто согрешил, дает ему место.
Относительно этого нужно заметить, что в выражении:
"давать место диаволу" (Еф. 4:27), делать грех то же
значит, что грешить. Дает ему место тот, кто, будучи
увлечен желанием, после его принятия, самым делом
совершает грех, так как это значить: делать его; уместно
сказать: делающий, но не: сделавший; покаявшийся уже не
от диавола, а только (находится в его власти) тот, кто
продолжает его делать. Таким образом и рабом греха
бывает делающий (грех), а не сделавший его, так как
делающий грех, говорить, раб греха.
1Ин. 3:17. Иже... имать богатство
мира... и видит брата своего требующа, и затворит утробу
свою от него, како любы Божия пребывает в нем?
Если видишь бедного, не проходи мимо, а
тотчас подумай, каким бы ты был, если бы был тем
(бедным), чего бы ты не хотел, чтобы все тебе делали?
1Ин. 3:18. Чадца... не любим словом ниже
языком, но делом и истиною.
Недостаточно прилагать труд, а нужно
делать это с щедростью и беспечальным расположением, и
не только с беспечальным, но с светлой и радостной
душой.
1Ин. 4:8. Не любяй не позна Бога, яко
Бог любы есть.
О какой любви говорит? О чистосердечной,
не ограничивающейся словами, о любви по расположению и
убеждению, по искреннему состраданию. Есть любовь и у
злых: разбойники любят разбойников, человекоубийцы –
человекоубийц. Но это не от доброй совести, а от злой.
Иоанн Златоуст, святитель
Азбука веры
Примечание
1. Вместо: μὴ ώς ἐχθρόν ήγεῖσθε, как
читается обыкновенно в списках и переведено
по-славянски: "не аки врага имейте."
2. Σπουδάσωμεν в сп. новозав. текста
отсутствует.
3. Καὶ κλαύσατε "и плачитеся"
отсутствует.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|