Григорий Богослов. Слово защитительное,
говоренное им отцу своему и Василию Великому по
возвращении Св. Григория Богослова из уединения
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Нет ничего сильнее старости и
достоуважаемее дружества. Ими приведен к вам я - узник
во Христе, связанный не железными веригами, но
неразрешимыми узами Духа. До сих пор почитал я себя
крепким и непреодолимым и (какое неразумие!) не уделял
слов моих даже этим друзьям моим и братьям, но все
предоставив, кому это угодно, желал жить в покое,
любомудрствовать в безмолвии, беседуя с самим собой и с
Духом. Представлял в уме Кармил Илиин, пустыню Иоаннову
и премирную жизнь любомудрствующих, как Илия и Иоанн;
настоящее уподоблял буре и искал себе какой-нибудь
скалы, или утеса, или стены, где бы укрыться. Рассуждал
сам с собой: пусть для других будут почести и труды, для
других брани и отличия за победы, а для меня,
избегающего браней и углубляющегося в самого себя,
довольно жить, как могу, как бы на легком судне
переплыть небольшое море, и скудостью здешней жизни
приобрести себе малую обитель в жизни будущей. Может
быть, больше низости, но зато и больше осторожности,
показывает мысль - равно избегать и высоты, и падения.
Так размышлял я, пока можно еще было писать тени и
сновидения и питать ум пустыми вымыслами. Что же теперь?
Превозмогло меня дружество, покорила седина отца -
старость мудрости, предел жизни, безопаснейшее
пристанище, и дружба того, который сам богатеет для
Бога, и других обогащает. Отлагаю уже гнев, да услышат
кроткие и возвеселятся (Пс.33:3)! Спокойно смотрю на
руку, сделавшую мне насилие, с радостным взором
обращаюсь к Духу, сердце мое не мятется, рассудок
возвращается; дружба, подобно потушенному и угасшему
пламени, опять оживает и возгорается от малой искры.
Отказывается от утешения душа моя
(Пс.76:3), и уныл во мне дух мой (Пс.142:4). Я говорил:
впредь не буду верить дружеству, и для чего мне
надеяться на человека? Ибо всякий человек льстивно
ходит, и всякий брат ставит преткновение ближнему своему
(Иер.9:4). Все мы из одной персти, из одного смешения,
вкусили от одного и того же древа зла, но один ту,
другой другую носим благообразнейшую личину. И какая мне
польза, рассуждал я, от этой ревностной и прославляемой
дружбы, которая началась с мира и перешла в дух? Какая
польза из того, что у нас были один кров и одна трапеза,
общие наставники и уроки? Что пользы из этого, более
нежели братского, слияния сердец, и впоследствии -
искреннего единодушия? Ужели мне не позволят и того,
чтобы остаться внизу, во время владычества и возвышения
друга, когда многие домогаются и достигают противного,
то есть того, чтобы вместе с друзьями владычествовать и
участвовать в их благоденствии? Но для чего мне
пересказывать все, что придумывали печаль и уныние,
которое называю омрачением ума? Но таковы действительно,
и даже еще хуже, были мои рассуждения. Обвиню сам себя
за свое высокоумие или безумие.
Но теперь изменяю свои мысли, и сам
изменяюсь, что гораздо справедливее прежнего, а для меня
приличнее. Искренность же моей перемены можешь видеть,
дивный муж, не только из того, что разрешено тобой мое
молчание, на которое ты жаловался и в котором много
укорял меня, но также из того, что сами слова мои служат
тебе защитниками. Это явный знак нашей дружбы и живущего
в нас духа. Но в чем же состоит оправдание твое? (Если
погрешу в чем-либо, - сам поправь меня, как имеешь
обычай делать в других случаях.) Ты не потерпел, чтобы
дружество предпочтено было Духу; и если я для тебя
дороже, может быть, всякого другого, то Дух несравненно
для тебя предпочтительнее, нежели я. Ты не потерпел,
чтобы талант оставался скрытым и закопанным в землю; не
потерпел, чтобы долго скрывался под спудом светильник,
ибо так ты думаешь о моем свете и моем делании; ты
домогался чтобы к тебе - Павлу присоединен был Варнава,
домогался, чтобы к Силуану и Тимофею присовокуплен был и
Тит, и чтобы тебе через тех, которые искренно о тебе
заботятся, распространять благодать Божию: от Иерусалима
и окрестности до Иллирика распространять
благовествование (Рим.15:19). Для этого-то и меня
изводишь в среду, и когда желал бы я уклониться, -
берешь и сажаешь подле себя (в этом-то, может быть,
скажешь ты, состоит мое оскорбление), и делаешь
сообщником забот и венцов; для этого помазуешь меня в
первосвященника, облекаешь в подир, возлагаешь на меня
кидарь, приводишь к жертвеннику духовного всесожжения,
приносишь в жертву тельца освящения, освящаешь руки
Духу, вводишь меня для тайнозрения во святая святых и
делаешь служителем скинии истинной, которую воздвиг
Господь, а не человек (Евр.8:2). Но достоин ли я и
помазующих, и Того, для Которого и перед Которым
совершается помазание, - об этом знает Отец истинного и
подлинного Помазанника, Которого помазал Он елеем
радости более соучастников Его (Пс.44:8), помазав
человечество Божеством, да сотворит обоих едино; знает и
сам Бог и Господь наш Иисус Христос, через Которого
получили мы примирение; знает и Дух Святый, поставивший
нас на это служение, в котором стоим и хвалимся надеждою
славы (Рим.5:2) Господа нашего Иисуса Христа, Которому
слава во веки веков. Аминь.
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Григорий Богослов. Собрание творений: в
2т.
Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, -
С. 231-233
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|