Василий Великий. Беседа пятнадцатая. О
вере
Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля
Святитель Василий Великий - один из
величайших богословов и гимнографов, толкователь
Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил
усилия для включения в общецерковную жизнь и
упорядочения монашества, до этого развивавшегося
стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь
называет его Вселенским учителем.
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
***
Непрестанно памятовать о Боге -
благочестиво, и в этом боголюбивая душа не знает
сытости; но описывать словом Божественное - дерзко;
потому что и мысль далеко не досязает достоинства
предмета, а опять и слово не ясно изображает
представляемое мыслью. А поэтому, если и мысль наша во
многом ниже великости предмета, а слова ниже и самой
мысли; то как же не быть необходимым молчанию, чтобы
иначе и это чудо богословия не оказалось у нас близким к
опасности от низости речений? Посему, хотя во всех
разумных существах природою всеяно желание славить Бога:
однако же говорить о Нем по достоинству все равно
недостаточны. Превосходим мы друг друга ревностью к
благочестию, но никто не ослеплен и не самообольщен до
такой степени, чтобы стал почитать себя достигшим самой
высоты разумения. Напротив того, чем кто более,
по-видимому, преуспел в ведении, тем более чувствует
свою немощь. Таков был Авраам, таков был Моисей. Когда
пришли они в состояние видеть Бога, сколько человеку
видеть можно: тогда наипаче уничижил себя каждый из них,
- Авраам именуя себя землею и пеплом (Быт.18:27), а
Моисей называя себя худогласным и косноязычным
(Исх.4:10), потому что видел немощь языка своего, не
способного служить величию уразумеваемого.
Не поелику ныне всякий слух отверст к
слушанию богословия, и таковым слушанием не может
насытится церковь, подтверждая собою слово Екклесиаста,
что не насытится ухо слышания (Еккл.1:8): то необходимо
говорить по мере сил. Скажем же о Боге, не каков Он Сам
в Себе, но сколько нам о Нем говорить можно. Как по
тому, что не можем объять глазами всего пространства
между небом и землей, не отказываемся уже и столько
смотреть на оное, сколько можем: так и теперь в немногие
речения заключим благочестие, величию же Естества
уступим победу над всяким словом. Ибо и ангельские
языки, каковы бы они ни были, и Архангельские, даже в
совокупном соединении со всею умною природою, не могут
изразить и малейшей части, не только что сравниться с
целым.
А ты, если хочешь говорить или слышать о
Боге, отрешись от своего тела, отрешись от телесных
чувств, оставь землю, оставь море, сделай, чтоб воздух
был ниже тебя, минуй времена года, их чинный порядок,
украшения земли, стань выше эфира, пройди звезды, их
чудеса, их благолепие, величину, пользу, какую
доставляют целому, благоустройство, светлость,
положение, движение и то, сколько имеют они между собою
связи, или расстояния. Протекши все это умом, обойдя
небо и став выше его, одною мыслию обозри тамошние
красоты: пренебесные воинства, ликостояния Ангелов,
начальства архангелов, славу Господствий, председания
Престолов, Силы, Начала, Власти. Миновав все сие,
оставив ниже своих помышлений всю тварь, возведя ум за
пределы сего, представь в мысли Божие естество
неподвижное, непревратное, неизменное, безстрастное,
простое, несложное, нераздельное, свет неприступный,
силу неизреченную, величину безпредельную, славу
лучезарную, доброту вожделенную, красоту неизмеримую,
которая сильно поражает уязвленную душу, но не может по
достоинству изображена быть словом.
Там Отец, и Сын, и Святой Дух, -
несотворенное естество, владычественное достоинство,
естественная благость. Отец - начало всего, причина
бытия существ, корень живущих. Отсюда происшел источник
жизни, мудрость, сила, неразнственный образ невидимого
Бога, от Отца рожденный Сын, живое Слово, сущий Бог и
сущий у Бога; сущий, а не привзошедший; существующий
прежде веков, а не в последствии стяжанный; Сын, а не
стяжание; Производитель, а не произведение; Творец, а не
тварь; сущий всем тем, чем есть Отец. Сын, сказал я, и
Отец. Обрати внимание на сии личные свойства. Пребывая в
том, что Он - Сын, Он есть все то, что есть Отец, по
изречению самого Господа, Который говорит: вся, елика
имать Отец, Моя суть (Ин.16:15). Ибо действительно
Образу принадлежит все то, что есть в Первообразе.
Видехом, говорит Евангелист, славу Его, славу, яко
Единороднаго от Отца (Ин.1:14). То есть, не по дару и
благодати даны Ему чудеса, но по естественному общению
Сын имеет достоинство Отчего Божества. Ибо принимать 0
общее достояние твари; но иметь по естеству -
свойственно Рожденному. Посему, как Сын, естественно
обладает Он принадлежащим Отцу; как Единородный, имеет
все в Самом Себе совокупно, ничего не разделяя с другим.
Поэтому из самого наименования: Сын, научаемся, что Он
имеет общее с Отцом естество; не по повелению сотворен
Сыном, но из сущности воссиял неотступно, не во времени
соединен с Отцом, равен Ему в благости, равен в силе,
имеет общую с Ним славу. Ибо что иное, как не печать и
образ, показывающий в себе всецелого Отца?
А что после сего, домостроительствуя
спасение людей, которое показал, явившись нам во плоти,
говорит Он тебе относительно к телесному устроению,
называя Себя посланным (Ин.5:36), не могущим о Себе
творити ничесоже (30), приявшем заповедь (10,18), и тому
подобно: то сие да не подаст тебе повода к уничижению
Единородного; потому что снисхождение к твоей немощи не
должно быть умалением достоинства сильного. Напротив
того, естество разумей боголепно, а уничижительные
речения принимай в отношении к домостроительству. Если
бы мы в настоящем слове захотели о таких речениях
рассуждать подробно; то, неприметным для себя образом,
ввели бы в предмет свой великое и даже бесчисленное
множество слов.
Но возвратимся к предположенному, а
именно, к тому, что мысль, когда она в состоянии
очистить себя от вещественных страстей, оставить ниже
себя всякую умопредставляемую тварь и, подобно
какой-нибудь рыбе, из глубины изникнуть на самую
поверхность, став в чистоте твари, там узрит Духа
Святого, где Сын и где Отец, узрит, что и Дух,
сосущественно и по естеству, имеет все - благость,
правоту, святыню, жизнь. Ибо сказано: Дух Твой благий
(Пс.142:10); и еще: Дух прав (Пс.50,12); и еще: Дух
Святый (14). И Апостол говорит: закон Духа жизни
(Рим.8:2). Все это не приобретено Им, и не в последствии
привзошло: но как от огня неотделимо, что он греет, и от
света, что он светит; так неотделимо и от Духа, что Он
святит, животворит, что Он - благость, правота. Поэтому
Дух состоит там, - там, в блаженном Естестве; не ко
множеству причисляется, но умосозерцается в Троице;
единично возвещается, а не включается в сочетания
многих. Ибо как Отец един, и Сын един, так един и Святый
Дух. Служебные же духи в каждом чине представляют нам
едва исчислимое множество. Посему не ищи в тварях Того,
Кто выше твари; Освящающего не низводи в ряд с
освящаемыми. Дух наполняет Ангелов, наполняет
Архангелов, освящает Силы, все животворит. Он,
разделяемый всей твари, и каждою тварью в своей мере
приемлемый, не умаляется от множества причастников. Хотя
всем подает свою благодать; однако же не тратится на
приобщающихся, но и принимающие исполняются, и Сам Он не
оскудевает. И как солнце, освещая тела, и в различных
видах имея их своими причастниками, не умаляется от
множества причащающихся: так и Дух, всем сообщая Свою
благодать, пребывает неумаленным и нераздельным. Всех
просвещает к познанию Бога, вдохновляет пророков,
умудряет законодателей, совершает священников, укрепляет
царей, приводит в благоустройство праведных, украшает
целомудренных, сообщает дарование исцелений,
оживотворяет мертвых, разрешает узников, усыновляет
чуждых. Производит сие чрез рождение свыше. Если возьмет
мытаря верующего, делает его Евангелистом (Мф.9:9). Если
будет в рыбаре, совершает его Богословом (14:19). Если
найдет гонителя кающегося, соделывает его Апостолом
языков, проповедником веры, сосудом избранным
(Деян.9:15). Им немощные крепки, бедные богатеют; Им
невежды словом мудрее мудрых. Павел немощен, но
присутствием Духа главотяжи пота тела его сообщают
исцеление приемлющим (Деян.19:20). И сам Петр был
обложен немощными телом, но, по обитающей в нем
благодати Духа, тень, падавшая от тела его, прогоняла
болезни страждущих (Деян.5:15). Бедны были Петр и Иоанн,
потому что не имели сребра и злата: но подавали здравие,
которое драгоценнее многих золотых монет. Ибо хромый, от
многих получая золотые монеты, оставался еще нищим, но,
прияв благодать от Петра, перестал нищенствовать, скача,
как елень, и хваля Бога (Деян.3:6-8). Иоанн не знал
мирской мудрости, но силою Духа провещевал глаголы, в
которые не может проникать никакая мудрость. Дух и на
небе пребывает, и землю наполняет; везде присутствует, и
ничем не объемлется. Всецело обитает в каждом, и всецело
пребывает с Богом. Не служебно преподает дары, но
полновластно разделяет дарования; ибо сказано: разделяет
властию, коемуждо якоже хощет (1Кор.12:11). Хотя
посылается по домостроительству, но действует свободно.
Будем молиться, чтобы пребывал Он в
душах наших, и ни в какое время не оставлял нас, по
благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и
держава во веки веков! Аминь.
Василий Великий, святитель
Цитировано по:
Творения иже во святых отца нашего
Василия Великаго
Архиепископа Кесарии Каппадокийския. -
М: Паломник, 1993
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию Великому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Василии Великом:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
|