Иоанн Златоуст. Похвала египетским
мученикам*
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
В богоборном Египте – изобилие
мучеников, так что и другие страны он наделяет ими. Мощи
святых лучше оружия ограждают город от видимых врагов и
Самого Бога разгневавшегося могут преклонить на милость.
Тяжесть мучений. Мучители, при всем неистовстве, не
только не похитили душевных сокровищ мучеников, но даже
умножили их. Диавол умножал мучения, чтобы одолеть
подвижников, а Бог попускал это, чтобы более прославить
их. Страдания мучеников в рудниках, самые тяжкие по
существу дела, легки для них по их душевному настроению.
Увещание – взирая на мучеников, не искать в этой жизни
наслаждений, но трудами и скорбями снискивать блага
вечные.
В самом деле, если пустые и маловажные
случаи и услуги, полезные нам только для настоящей
жизни, могли доставить многим городам такую честь, то не
более ли всего справедливо, чтобы достиг этого
преимущества перед всеми тот город, который наделил
других не чем-либо из этого временного и тленного, но
мужами, доставляющими и по смерти великую безопасность
ставшим их уделом городам? Подлинно, тела этих святых
ограждают у нас город тверже всякой адамантовой и
несокрушимой стены, и, подобно высоким скалам,
расположенным со всех сторон, не только отражают
нападения этих чувственных и видимых врагов, но и козни
невидимых бесов, и все коварство диавола ниспровергают и
разрушают с такой легкостью, с какой сильный муж
ниспровергает и бросает вниз игрушки детей. Остальные
употребляемые людьми средства, как то: стены, рвы,
оружие, войска, и все, что придумывается для
безопасности жителей, врагам возможно отбить при помощи
других, больших и сильнейших средств, находящихся у них;
но когда город ограждается телами святых, тогда враги,
хотя бы истощили бесчисленные богатства, не в состоянии
будут противопоставить имеющим эти тела городам никакого
подобного орудия.
И не только против козней людей и против
коварства бесов полезно нам это сокровище, возлюбленный,
но если бы прогневался на нас и общий наш Владыка за
множество грехов, то, предложив в защиту себя эти тела,
мы скоро сможем преклонить Его на милость к городу. Если
совершившие великие подвиги при праотцах наших,
предлагая в защиту имена святых мужей и прибегая к
наименованию Авраама, Исаака и Иакова, получали
некоторое утешение, а от воспоминания этих имен получали
великую пользу, то много более мы, предлагая в защиту не
имена только, но и самые тела подвизавшиеся, в состоянии
будем преклонить Бога на милость, снисхождение и
благоволение.
А что слова наши не хвастовство, знают
многие и из здешних жителей и из пришельцев с других
мест; (они знают) какова сила этих святых и подтвердят
сказанное, изведав на собственном опыте дерзновение их
перед Богом; и весьма справедливо, – потому что они не
как случилось боролись за истину, но так мужественно и
сильно противостояли стремительному и невыносимому
насилию диавола, как будто боролись в каменных и
железных, а не в тленных и смертных телах, как будто уже
преставлены были к бесстрастному и бессмертному
естеству, не подверженному горьким и прискорбным
бедствиям телесным. Палачи, подобно каким-то диким,
лютым и свирепым зверям, окружив со всех сторон тела
мучеников, прокапывали ребра, терзали плоть, открывали и
обнажали кости, и ничто не останавливает их в жестокости
и бесчеловечии; но и коснувшись хребта и внутренностей,
и проникнув до самых внутреннейших частей, они не
доискались до того, чтобы отнять скрытое в них сокровище
веры, и испытали то же, как если бы какие-нибудь враги,
осадив царственный город, наполненный великим богатством
и содержащий достаточно сокровищ, разрушив его стены и
подступив к самым казнохранилищам, выломали двери,
уничтожили запоры, раскопали пол и, переискав все, не
смогли ограбить и унести богатства его. Таковы сокровища
души: они не предаются при страданиях телесных, когда
душа твердо хранит их, но хотя бы кто растерзал самую
грудь и, схватив сердце, разрывал понемногу, и тогда она
не выдаст сокровища, однажды вверенного ей верой. Это –
дело всеустрояющей благодати Божией, которая может и в
слабых телах совершать дивное.
Но вот что еще удивительнее: столь много
неистовствовавшие не только не похитили ничего из
скрывавшихся у мучеников сокровищ, но и побудили
мучеников хранить их с большей твердостью и сделали
самих их более славными и богатыми. Не душа уже только,
но и самое тело их стало причастным большей благодати, и
не только не потеряло, после частых терзаний и
рассечений, той крепости, которую имело, но и приобрело
большую и высшую. Что может быть удивительнее этой
победы, когда (враги) не смогли победить тех, которых
держали и имели в своих руках, и связавши терзали по
своей воле, а напротив сами жалким и несчастным образом
были побеждены ими? Они воевали не против них, но против
обитающего в них Бога; а всякому известно, что воюющему
с Богом вполне необходимо потерпеть крайнее поражение,
неся наказание за одно лишь начинание.
2. Таковы победы святых. Если же столь
удивительны и необычайны их состязания и подвиги, то что
сказать о наградах и венцах, уготованных им за их
терпение? Они стояли не до этих только мучений и не
здесь прекращали свое течение, но поприще их
простиралось еще далее: лукавый бес ожидал. что он
свалит подвижников увеличением мучений, а
человеколюбивый Бог попускал и не препятствовал, чтобы и
неистовство неверующих показать всем более очевидно, и
для подвижников сплести светлейшие и многочисленнейшие
венцы.
И как было с Иовом, что лукавый бес
просил у Бога больших мучений против него, надеясь
увеличением бедствий преодолеть доблестного подвижника
благочестия, а Бог попускал и соизволял на эти лукавые
просьбы, делая подвижника своего еще более славным, –
так точно было и здесь. После того как (бес) свирепее
всякого зверя растерзал тело их со всех сторон и обагрил
язык и уста свои, если не кровью святых, то
бесчеловечными и жестокими своими приговорами, он
отошел, побежденный их терпением, достаточно насытившись
и пресытившись этим бесчеловечным пиршеством. Смотри,
каково было терпение святых, которое своими страданиями
насытило такую ярость. Но он опять напал, с неистовством
возобновив борьбу и стараясь иной жестокостью превзойти
всех зверей. Звери по природному влечению устремляются
на такое пиршество, а насытившись удаляются, и потом
хотя бы увидели тысячи тел, ни к одному из них не
прикасаются; а этот и устремлялся на такую пищу по
лукавству воли, и насытившись плотью их, сплетает другие
против них козни, предав святых продолжительнейшей и
тягчайшей смерти: он приказал им постоянно работать в
рудниках. О, безумие! Получив столь ясное доказательство
их мужества и терпения, он этим способом надеялся
преодолеть их.
Итак, поселились со зверями святые,
сожители ангелов, граждане небесные, уже вписанные в
вышний Иерусалим, и пустыня наконец сделалась священнее
всякого города. В городах каждый день дерзко исполнялись
эти беззаконные и жестокие повеления, а пустыня была
свободна от этой бесчеловечной повинности; судилища были
исполнены нечестивых действий и преступных распоряжений,
а пустыни имели гражданами праведнейших из всех людей,
сделавшихся из людей ангелами, и пустыня состязалась с
небом в добродетели обитавпшх в ней граждан. Мучение по
свойству своему было самое жестокое, но по душевному
расположению подвижников оно сделалось не трудным,
легким и удобным. Им тогда казалось, что они видят во
много раз больший свет, о котором сказано у пророка, что
"свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет
светлее всемеро" (Ис.30:26); этим светом, казалось им,
они уже пользуются, так как нет, нет ничего светлее
души, которая удостоилась потерпеть за Христа что-либо
кажущееся для нас страшным и невыносимым. Они думали,
что уже переселились на небо и ликуют с ангелами. И
нужно ли больше было им небо и ангелы, когда Владыка
ангелов – Иисус был с ними в пустыне? Если "где двое или
трое собраны во имя" Его, "там" Он "посреди них"
(Мф.18:20), то много более Он был посреди них, как не
только собранных тогда во имя, но и непрестанно мучимых
за имя.
Вы знаете, хорошо знаете, что нет
другого наказания, жестокого более этого, и что
осуждаемые на это наказание предпочли бы перенести
тысячи других смертей, нежели терпеть тамошнее мучение.
Осуждены были в рудники, где должны были выкапывать медь
те, которые были сами часто драгоценнее золота и
состояли из невещественного золота, выкапываемого не
руками осужденных, но найденного ревностью верных мужей;
работали в рудниках те, которые были исполнены несметных
сокровищ. Они видели нечто и прискорбнее такой жизни и
исполнение на самих себе тех повествований о великих
мужах, которые Павел излагает, говоря о святых:
"скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки,
скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин,
скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям
земли" (Евр.11:37–38). То же было и при нашем поколении.
Итак, возлюбленные, зная, что и ныне и в
древности, от начала рода человеческого, все друзья
Божии наследовали жизнь печальную, трудную и исполненную
бесчисленных бедствий, не будем и мы стремиться к жизни
изнеженной, рассеянной и исполненной наслаждений, но к
жизни прискорбной, трудной и исполненной скорбей и
несчастий. Как борец не может посредством сна, лености и
наслаждений достигнуть венцов, ни воин – трофеев, ни
кормчий – пристани, ни земледелец – полного гумна, – так
и верующий не может получить обетованных благ, проводя
свою жизнь в беспечности. И не безрассудно ли было бы –
во всех житейских делах полагать труды прежде
удовольствия и опасности прежде безопасности, и притом
когда от этих трудов ожидается небольшое и маловажное, а
когда предстоит небо, почести ангельские, жизнь
бесконечная, пребывание с ангелами и блага, которых
невозможно ни представить умом, ни выразить словами,
надеяться на получение их посредством беспечности,
праздности и рассеянности душевной, не удостаивая их
даже одинаковой с благами житейскими заботливости? Нет,
увещеваю, не будем так худо заботиться о себе и о своем
спасении, но, взирая на этих святых, доблестных и
терпеливых подвижников, которые даны нам вместо светил,
станем сообразовать свою жизнь с их мужеством и
терпением, чтобы, по переселении отсюда, молитвами их
могли мы увидеть их и приветствовать, и быть помещенными
в небесные их обители, чего да сподобимся все мы
благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа, чрез Которого и с Которым Отцу и Святому Духу
слава во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1896.
Том 2, Книга 2, - С. 741-745.
Азбука веры
Примечание
* Слово это произнесено, вероятно, в
Константинополе, потому что перенесение мощей из Египта,
давшее повод к произнесению его, скорее могло быть в
Константинополе, чем в Антиохии. Абзацы в тексте
расставлены нами. – Редакция "Азбуки Веры"
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|