Григорий Богослов. Слово к призвавшим
вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал
пресвитером
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Что не спешите к нашему слову, о друзья
и братья, некогда столь скорые для того, чтобы принудить
меня и извлечь из моей твердыни, то есть из пустыни,
которую я возлюбил больше всего, которую я
преимущественно чтил и избрал себе руководительницей
всей жизни, как содейственницу и матерь божественного
восхождения, делающую причастным Божьей благодати? Для
чего тем, что желали получить, пренебрегаете по
получении? Для чего, по-видимому, лучше умеете желать
нас, когда нас нет, нежели пользоваться нами, когда мы с
вами, как будто вы хотели только овладеть нашим
любомудрием, а не извлекать из него пользу себе? Или же,
прилично мне сказать и это: вы пресыщены (Ис.1:11), и
притом - странное дело! - прежде нежели вы нас вкусили и
испытали. Даже, как странника, вы не ввели меня, или,
скажу сострадательнее, не введены и вы со мной; для
чего, если не другое что, то заповедь уважить надлежало.
Как начинающему не дали вы мне руководства, как
боязливого не ободрили меня, как потерпевшего насилие не
утешили; напротив, - не хотел бы сказать, однако скажу,
- и праздник не в праздник вы мне сделали; не с добрым
предвестием вы меня приняли и торжество растворили
печалью; потому что недоставало при нем самого важного
для удовольствия, - недоставало вас, моих победителей, -
несправедливо было бы сказать: любителей. Так легко
пренебрегают всем, что легко побеждают; раболепно чтится
высокое, и бесчестится смиряющееся перед Богом; Чего вы
хотите? Судиться ли мне с вами, или стать судьею?
Произнести ли приговор, или подвергнуть себя приговору?
Ибо надеюсь, что и судимый одержу верх, и произнося суд,
праведно вас осужу. Вина ваша в том, что вы не равной
мерой воздаете за мою любовь; не отдаете чести моему
послушанию, и нынешнего усердия не представляете в
поруку за будущее, тогда как и при этом усердии едва ли
бы можно было положиться на будущее, потому что у
всякого больше горячности вначале. Напротив, каждый из
вас предпочитает что-нибудь и старому, и новому своему
пастырю, не уважая седин и не ободряя юности.
Великолепна изображаемая в Евангелии
вечеря (Мф.22:2 и сл.), угощающий ласков, там - и
друзья, и самое приятное пиршество, это - брак Сына. Но
Царь созывает, а гости не приходят. Он гневается, и, -
умалчиваю о том, что было дальше, как о предвещающем
грозное, но скажу, что легче выговорить, - Царь
наполняет пиршество другими. Не желаю вам этого, но вы
поступили со мной (могу ли говорить кротко?) - и тех
высокомернее и дерзостнее, потому что они, будучи званы,
отреклись от вечери и оскорбили Звавшего; а вы -
нечужие, вы - не званные на брак, но сами призвали меня,
сами привлекли к этой священной трапезе, сами показали
мне великолепие брачного чертога, а потом оставили меня.
Таковы ваши великие доблести! Кто на село свое, кто к
паре волов новокупленных, кто к новобрачной супруге, кто
за чем-либо другим маловажным, - все вы рассеялись и
убежали, не заботясь ни о брачном чертоге, ни о Женихе.
Это весьма опечалило и привело меня в затруднение, - не
умолчу о своих чувствованиях, - я едва не удержал слово,
которое хотел принести в брачный дар, как лучшее и
драгоценнейшее свое достояние, и едва не обратил слова
против вас, возлюбленные; потому что однажды я потерпел
от вас насилие, - и мог воспользоваться таким прекрасным
случаем; притом язык мой изощряла любовь, которая бывает
весьма горяча и неистощима в обвинениях, когда
превращается в ревность, оскорбившись неожиданным
пренебрежением. Ежели кто из вас был уязвлен любовью и
испытал презрение, то он знает силу этой страсти и
простит тех, которые подверглись ей, и были близки к
такому же безумию.
Впрочем, мне и теперь непозволительно
укорять вас, и не желаю, чтобы когда-нибудь было
позволено. Может быть, и сказанное мной чрезмерно
укоризненно для вас, священное стадо, достохвальные овцы
Христовы, Божье достояние, которым богат ты [1], при
всей своей бедности. Мне кажется, что прилично отнести к
тебе эти слова Писания: межи пролегли для тебя по
прекрасным местам, и удел твой всего приятнее для тебя
(Пс.15:6). Я не уступлю ни в чем преимущества перед нами
самым многолюдным городам, самым обширным из паств; хотя
мы малочисленны в наименьшем колене сынов Израилевых,
хотя мы весьма малочисленны в тысячах Иудиных; мы -
малый из городов Вифлеем, в котором рождается Христос, и
ныне и издревле право познаваемый и почитаемый; мы Отца
превозносим, Сына почитаем равным Ему, и Духа Святого
прославляем. Мы единодушны, едино мыслим, нимало не
оскорбляем Троицы ни приложением, ни отсечением, как
худые распорядители и мирители Божества, которые унижают
и оскорбляют все, тем самым, что одно почитают более
надлежащего.
Если же хотите чем-нибудь воздать мне,
вы - нива моя, виноград мой, утроба моя, или лучше,
этого общего нашего отца, который благовествованием
породил нас во Христе, то окажите уважение и мне, как
требует того справедливость; потому что я предпочел вас
всему, - в чем свидетели - сами вы и поручившие мне это
правление, или служение. И если возлюбившему больше и
обязаны мы больше: то как измерю любовь, к которой я
обязал вас моею любовью?
Но большее уважение оказывайте самим
себе; почтите вверенный вам образ и Вверившего его,
почтите страсти Христовы и надежду будущей жизни. А для
этого храните веру, которую приняли, в которой
воспитаны, которой надеетесь сами спастись (1Кор.15:1.2)
и других спасти, ибо знаете, что немногие могут
похвалиться тем же, чем и вы. Благочестие поставляйте не
в том, чтобы часто говорить о Боге, но в том, чтобы
больше молчать; ибо язык, не управляемый разумом, -
помеха для всех людей. Всегда держитесь той мысли, что
безопаснее слушать, нежели говорить; вожделеннее
учиться, нежели учить о Боге; тщательнейшее об этом
исследование предоставляя строителям слова, сами
выказывайте благочестие менее словом, а более делом, и
обнаруживайте любовь свою к Богу более соблюдением
заповедей Его, нежели удивлением к Законодателю;
избегайте зла, преуспевайте в добродетели, духом живите,
духом ходите, им привлекайте ведение; назидайте на
основании веры не дерево, сено, солому - вещества
слабые, которые легко могут истребиться, когда дела наши
будут судимы или очищаемы огнем, - но злато, серебро и
камни драгоценные (1Кор.3:16) - вещества твердые и
пребывающие. Так поступайте, а тем прославляйте и нас,
будете ли с нами, или не будете, нашими ли будете
пользоваться словами, или найдете что-нибудь другое
предпочтительнее. Будьте чистыми и непорочными чадами
Божиими посреди рода лукавого и развращенного; не
спутывайтесь сетями нечестивых, окрест ходящих, и не
связывайтесь узами своих грехов (Притч.5:22); Слово
Божие да не будет подавлено в вас заботами житейскими,
чтобы вам не остаться бесплодными. Но идите царским
путем, не уклоняясь ни направо, ни налево, и под
руководством Духа шествуйте узким путем, как
пространным. Тогда все у нас будет благоуспешно и в
настоящей жизни и на будущем испытании во Христе Иисусе
Господе нашем, Которому слава вовеки. Аминь.
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Григорий Богослов. Собрание творений: в
2т.
Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, -
С. 24-28
Святоотеческое наследие
Примечание
1. Здесь св. Григорий обращается к отцу
своему.
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|