Иоанн Златоуст. Беседа, когда Сатурнин и
Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из
города, и о сребролюбии
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Предводитель готов Гайна, один из тех,
который добивались ниспровержения Евтропия,
злоупотреблял слабостью ленивого и боязливого государя.
Он угрожал Аркадию все опустошить своими войсками, если
ему не выданы будут Аврелиан, Сатурнин и князь Иоанн.
Это были первые люди при дворе и главные личности в
империи. Гайна боялся всех их троих, и он не скрывал
своей цели, что намерен предать их смерти. Они принесены
были в жертву для спасения государства и отправились к
Гайне. Вместе с ними отправился и св. Иоанн Златоуст, и
его красноречие настолько смягчило сердце жестокого
врага, что он, после издевательства над ними, даровал им
жизнь и удовольствовался только их изгнанием.
1. Долго я молчал и спустя много времени
опять возвратился к вашей любви; впрочем, это – не от
какой-нибудь беспечности или телесного расслабления, а
от того, что я успокаивал смятения, укрощал волны,
утешал бурю, спасал терпящих кораблекрушение, старался
ввести утопающих в тихую пристань. Я – общий отец всех;
мне необходимо заботится не только о стоящих, но и о
падших, не только о плывущих при попутном ветре, но и о
колеблемых волнами, не только о живущих в безопасности,
но и о находящихся в опасностях. Потому и в минувшие дни
я на время оставлял вас, и везде ходил, увещевая,
упрашивая, умоляя избавить тех господ от бедствия. Когда
же те горестные события прекратились, я опять
возвратился к вам, находящимся в безопасности и
совершающим свое плавание в полном спокойствии. К тем я
ходил, чтобы прекратить бурю, а к вам возвратился, чтобы
у вас не было бури; к тем я отправлялся, чтобы избавить
их от бедствий, а к вам прибыл, чтобы вы не подверглись
бедствиям. Мне надобно заботится не только о спящих, но
и о падших, и опять – не только о падших, но и о
стоящих: о тех, что встали; об этих, чтобы не пали; о
тех, чтобы освободились от тяготеющих над ними бедствий,
об этих, чтобы не подвергались угрожающим горестям. Нет
ничего твердого, ничего постоянного в делах
человеческих, но они подобны разъяренному морю и
ежедневно испытывают удивительные и жестокие крушения.
Все исполнено смут и волнений; везде
скалы и стремнины; везде подводные камни и утесы; везде
страхи и опасности, подозрения, ужасы и беспокойства.
Никто никому не доверяет, каждый боится ближнего. Может
быть, скоро наступит то время, которое описывая пророк
говорил:"Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля" ,
каждый берегись своего ближнего: "от лежащей на лоне
твоем стереги двери уст твоих" (Мих. 7:5). Почему?
Потому, что настало время лукавое: "ибо всякий брат
ставит преткновение другому, и всякий друг разносит
клеветы" (Иерем. 9:4). Нет верного друга, нет надежного
брата. Исчезло благо любви, всем овладела междоусобная
война, междоусобная и притом не явная, а скрытная. Всюду
личины без счету; много овечьих шкур, а под ними везде
скрываются бесчисленные волки, и гораздо безопаснее было
бы жить между врагами, нежели между мнимыми друзьями.
Те, которые вчера заискивали, и льстили, целовали руки,
теперь вдруг оказались врагами, и сбросив личину,
сделались злейшими из всех обвинителей; кому недавно
выражали благодарность, тех ныне обвиняют и порицают.
2. Какая же причина всего этого? Любовь
к деньгам, неистовая страсть сребролюбия, эта
неисцелимая болезнь, пламя неугасимое, сила, покорившая
себе всю вселенную. Поэтому, говорили мы прежде, то
самое не перестаем говорить и теперь, хотя многие тогда
обвиняли нас и говорили: перестанешь ли ты вооружаться
языком своим против богатых? Перестанешь ли непрестанно
враждовать против них? Но против них ли я враждую?
Против ли них вооружаюсь? Не за них ли скорее я все
говорю и делаю, тогда как они изощрили мечи свои сами на
себя? Не доказал действительный опыт, что я, обличая и
постоянно укоряя, заботился об их пользе, а они, осуждая
нас за слова наши, были скорее сами себе врагами? Вы
видели, как произнесенные нами слова оправдались на
деле. Не говорил ли я всегда, что богатство – беглый
раб, переходящий от одного к другому? И, о, если бы оно
только переходило, но не убивало; если бы перебегало, но
не губило! А теперь оно и оставляет без своего
заступления, и предает мечту, и ввергает в пропасть, как
злой предатель, причем и враждует особенно против тех,
которые любят его. [Богатство] – это неблагодарный раб,
неутолимый человекоубийца, неукротимый зверь, скала
обрывистая со всех сторон, подводный камень, непрерывно
обуреваемый волнами, море, вздымаемое бесчисленными
ветрами, свирепый тиран, неприятель неумолимый, не
прекращающий никогда своей вражды к тем, которые владеют
им.
3. Не такова бедность: [в ней все]
противоположно сказанному сейчас. Она – безопасное
прибежище, тихая пристань, всегдашнее спокойствие, не
омрачаемая опасностями радость, чистое удовольствие,
жизнь невозмутимая и безмятежная, благополучие
ненарушимое, источник мудрости, узда надменности,
свобода от наказания, корень смирения. Для чего же,
скажите мне, вы убегаете от этой бедности и гоняетесь за
тем, что враждебно, убийственно, злее всякого зверя?
Ведь таково именно сребролюбие, такова именно неистовая
страсть к деньгам. Для чего ты всегда держишь при себе
твоего постоянного врага? Для чего раздражаешь зверя,
которого нужно укрощать? А как он может, скажешь,
сделаться ручным? Если вы послушаетесь моих слов хоть
ныне, когда падения близ нас, когда несчастие во всей
свежести, когда все в смятении и унынии. Как этот зверь
перестанет быть зверем? Я могу изменить его, если вы
захотите; сила слова произведет это. Как же он изменит
свое зверство? Чтобы узнать это, нужно посмотреть, как
он делается свирепым. А как он делается свирепым? Как
львы, тигры и медведи, будучи заперты и заключены во
мрак, приходят в ярость и сильно злятся, так и
богатство, если его запирают и закапывают, бывает
свирепее льва и везде наводит страх. А если ты выведешь
его из мрака и посеешь в недра бедных, то этот зверь
становится овцою, предатель – защитников, подводный
камень – пристанью, кораблекрушение – тишиною. Тоже
можно видеть и на кораблях: когда груз бывает чрезмерно
тяжел, то судно тонет, а когда соразмерен, то оно идет
по ветру. Тоже бывает и в наших домах: когда ты соберешь
богатства больше потребности, то и слабый напор ветра, и
случайное стечение неожиданных обстоятельств потопляет
корабль вместе с людьми; если же ты будешь собирать
столько, сколько требует нужда, то, хотя бы возрастала
сильная буря, ты удобно пройдешь через волны. Итак, не
желай большего, чтобы не лишиться всего; и не собирай
больше нужного, чтобы не потерять и нужного; не
переступай установленных пределов, вместе с тем не
остаться без всякого имущества, но отсекай излишнее,
чтобы тебе быть богатым в необходимом. Не видишь ли, что
и земледельцы обрезают виноград, чтобы вся сила растения
обнаруживалась не в листьях и ветвях, а в корне? Тоже
делай и ты: отсекая листья и все попечение направляй к
принесению плодов. Если же ты пренебрегаешь этим во
время благоденствия, то ожидай несчастий; во время
тишины, жди бури; во время здоровья, ожидай болезни; во
время богатства, думай о бедности и нищете. "Во время
сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства –
о бедности и нужде" (Сир. 18:25). Если ты будешь так
настроен, то и богатством станешь распоряжаться со
здравою рассудительностью, и приключившуюся бедность
будешь переносить с непоколебимым мужеством. Зло,
неожиданно случившееся, возмущает и тревожит нас; а
ожидаемое, случившись, причиняет невеликое смущение.
Таким образом ты получишь два блага: во – первых, ты не
опьянеешь и не обезумеешь от благоденствия, и во –
вторых, не будешь смущаться и тревожится при перемене на
противное, особенно, если всегда будешь ожидать
противного; здесь ожидание заменит опыт. Например: ты
богат? Каждый день жди бедности. Для чего и почему?
Потому, что это ожидание может быть для тебя особенно
полезно. Кто ожидает бедности, то и при богатстве не
надмевается, не предается изнеженности и рассеянности,
не домогается чужого, потому, что страх ожидания, как бы
некоторый наставник, вразумляет, удерживает помыслы и не
позволяет развиваться худым росткам от сребролюбия,
страхом противного, как будто каким серпом, останавливая
их и отсекая.
4. Итак, вот какое получишь ты
величайшее благо. А другое, не меньшее этого, состоит в
том, что ты не будешь тяготиться бедностью, когда она
действительно наступит. Пусть же ожидание предваряет
скорби, чтобы не приходилось испытывать их на деле.
Испытание потому и приходит, что не было ожидания: если
бы последнее исправляло человека, то в первом не было бы
нужды. Свидетелем этого был пророк Иона – у ниневитян.
Они, по предсказанию пророка, ожидали подвергнуться
невыносимому бедствию, и этим ожиданием имевших
наступить зол отвратили гнев Божий. А иудеи не поверив
пророку, предсказавшему взятие Иерусалима, потерпели это
бедствие: так"мудрый боится и удаляется от зла, а глупый
раздражителен и самонадеян" (Притч. 14:16). Кто, живя в
благоденствии, всегда готов быть бедным, тот не скоро
сделается бедным; а в чем не хотел ты вразумиться
ожиданием, то хорошо узнаешь на опыте. Итак, живя в
богатстве, ожидай бедности; наслаждаясь благоденствием,
жди голода; пользуясь славой, жди бесславия; наслаждаясь
здоровьем, жди болезни. Размышляй всегда о том, что дела
человеческие по своим свойствам нисколько не лучше
речных потоков, быстролетние дыма, развивающегося в
воздухе, и ничтожнее бегущей тени. Если ты будешь
держаться таких мыслей, то ни блага не могут произвести
в тебе надменности, ни скорби – унизить тебя; если ты не
очень будешь занят настоящими благами, то не станешь
огорчаться лишением их. Если ты приучишь душу свою к
ожиданию противного, то противное большей частью и не
случится с тобою, а если и случится, то не сильно тронет
тебя.
5. А чтобы вы знали, что я говорю это не
по догадкам, хочу рассказать вам одно древнее событие.
Был некоторый муж, дивный, великий и славный во всей
вселенной, блаженный Иов, подвижник благочестия,
вселенский венценосец, совершивший все подвиги,
торжествовавший бесчисленные победы над дьяволом. Он был
богат и беден, славен и уничижен, многочаден и бездетен;
был в царских чертогах, был и на гноище; облачался в
блестящую одежду, а потом был терзаем червями;
пользовался услугами бесчисленных рабов, а потом терпел
бесчисленные оскорбления, когда восстали слуги, поносили
друзья, злоумышляла жена. Сперва все стекалось к нему,
как бы из источников: обилие богатства, величие власти,
высота славы, мир и безопасность, почести и угождения,
телесное здоровье, благополучие детей, и ничего не было
у него прискорбного, богатство у него было в
безопасности, благоденствие постоянное; и весьма
справедливо, потому что Бог ограждал его со всех сторон.
Но в последствии все это исчезло, и в дом его вторглись
тысячи бурь, все они следовали одна за другой
непрерывно, и все с величайшую силою: имущество отнято
было у него вдруг; рабы и дети погибли насильственною и
преждевременною смертью, будучи поражены за трапезою во
время пиршества, не ножом или мечом, а сильным ветром,
разрушившим их дом. После того жена воздвигла свои козни
и направила их против праведника; также и рабы и друзья,
из которых одни плевали ему в лицо, как сам он говорит:
"не удерживаются плевать пред лицем моим" (Иов.30:10),
другие нападали на него. Он изгнан был из своего дома, и
местом жительства его сделалась навозная куча, где ото
всюду стекались к нему рои червей, где этот адамант
обливался кровью и гноем, и взяв черепок, соскабливал
гной, сделавшись палачом для себя. Страдания следовали
за страданиями, мучения были невыносимые; ночь была
тяжелее дня, а день ужаснее ночи, как сам он говорит:
"Когда ложусь, то говорю: "когда-то встану?", а вечер
длится, и я ворочаюсь досыта до самого рассвета"
(Иов. 7:4). Во всем были для него утесы и скалы;
утешающих – ни одного, а оскорбляющих – множество. И,
однако среди такой бури и волн, поистине невыносимых, он
всему противостоял мужественно и непоколебимо. А
причиной этому было именно то, о чем я говорил, т.е.,
что он ожидал бедности, когда еще был богат; когда был
здоров, он ожидал болезни; когда был отцом многих детей,
ожидал вдруг сделаться бездетным. Этот страх он всегда
чувствовал, это беспокойство он всегда питал, зная
свойство дел человеческих и размышляя об их
скоротечности. Потому и говорил он: "и постигло меня; и
чего я боялся, то и пришло ко мне" (Иов. 3:25). Своими
помыслами он всегда обращался к нему, ожидая,
предчувствуя, предощущая; поэтому, когда бедствие
наступило, оно не смутило его: "Нет мне мира... , –
говорит он, – нет отрады: постигло несчастье"
(Иов. 3:26). Не сказал: ни умиряюсь, ниже умолкаю, но:
"Нет мне мира", во времени прошедшем: хотя дела мои
располагали меня к высокомерию, но ожидание скорбей, не
позволяло мне успокоится; хотя чрезвычайное
благоденствие побуждало к роскоши, но беспокойство,
внушаемое ожидаемым, отгоняло беспечность; хотя
настоящее принуждало к наслаждению, но забота об
ожидаемом пресекала его. Поэтому, увидев совершившимся
на деле то, о чем он часто помышлял, он переносил это
мужественно; увидев давно обдуманные и ожиданием
предыспытанные подвиги, он не смутился. А что, и обладая
благами, он не слишком привязывался к ним, о том
послушай, что говорит он: "Полагал ли я в золоте опору
мою и говорил ли сокровищу: ты – надежда моя? Радовался
ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя
приобрела много?" (Иов. 31:24–25). Что говоришь ты,
человек? Ты не радовался, когда текло к тебе богатство?
Нет, отвечает он. Почему же? Потому, что я видел
непостоянство и скоротечность его, видел непрочность
приобретения. "Смотря на солнце, как оно сияет, и на
луну, как она величественно шествует" (Иов. 31:26).
Смысл этих слов следующий: если светила, находящиеся на
небе и непрестанно сияющие, подвергаются некоторым
переменам, если солнце как бы оскудевает и луна
ущербляется, то не крайнее ли безумие считать
постоянными и неподвижными вещи земные? Вот почему он и
настоящим благам не слишком радовался, и о потерянных не
сильно скорбел, так как хорошо знал свойства их. Слыша
это, возлюбленные, и мы не будем тяготиться бедностью и
надмеваться богатством, но, при превратности вещей,
сохраняя неизменяемым дух свой, будем пожинать плоды
любомудрия, чтобы и здесь наслаждаться удовольствием, и
получить будущие блага, которых да сподобимся все мы
благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса
Христа.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1897.
Том 3, Книга 2,
Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были
отправлены
в ссылку, и Гайна вышел из города, и о
сребролюбии, - С. 431-435.
Азбука веры
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|