Григорий Богослов. Слово на Пасху и о
своем промедлении [1]
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Воскресения день - благоприятное начало.
Просветимся торжеством и обнимем друг друга. Скажем:
братья, и ненавидящим нас (Ис.66:5), особенно тем,
которые из любви что-нибудь сделали или потерпели.
Уступим все Воскресению; простим друг друга: и я
(упомяну об этом теперь), подвергшийся доброму
принуждению, и вы, употребившие доброе принуждение; хотя
несколько и сетуете на меня за задержку. Может быть,
перед Богом оно лучше и драгоценнее, нежели поспешность
других. Хорошо и уклоняться несколько от призвания
Божия, как в древности поступил Моисей, а после Иеремия;
хорошо и поспешать с готовностью на глас Зовущего, как
Аарон и Исаия, только бы то и другое было по
благочестию, - одно по причине собственной немощи, а
другое по надежде на силу Зовущего. В день таинства
помазан я; в день таинства удалился ненадолго, чтобы
испытать самого себя; в день таинства и возвращаюсь [2],
избрав этот день добрым попечителем моей боязливости и
немощи, дабы Воскресший ныне из мертвых и меня обновил
Духом, и, облекши в нового человека, для новой твари,
для рождаемых по Богу, сделал добрым образователем и
учителем, который со Христом и умирает охотно и
воскресает.
Вчера заклан был Агнец, помазаны двери,
Египет оплакивал первенцев; мимо нас прошел погубляющий,
печать для него страшна и досточтима, и мы ограждены
драгоценной кровью: ныне мы чисто убежали из Египта, от
жестокого властителя фараона и немилосердных
надсмотрщиков, освободились от работы над глиной и
кирпичами, и никто не воспрепятствует нам праздновать
Господу Богу нашему праздник исшествия, - и праздновать
не со старой закваской, не с закваской порока и
лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1Кор.5:8),
не принося с собой египетской закваски безбожной. Вчера
я распинался со Христом, ныне прославляются с Ним; вчера
умирал с Ним, ныне оживаю; вчера погребался с Ним, ныне
воскресаю.
Принесем же дары Пострадавшему за нас и
Воскресшему. Может быть, вы думаете, что я говорю о
золоте, или о серебре, или о тканях, или о прозрачных и
драгоценных камнях. Это - вещество земное, преходящее и
на земле остающееся, которого всегда больше имеют злые -
рабы дольнего, рабы миродержателя. Нет, принесем самих
себя - стяжание самое драгоценное перед Богом и Ему
наиболее свойственное, воздадим Образу сотворенное по
образу, познаем свое достоинство, почтим Первообраз,
уразумеем силу таинства [3] и то, за кого Христос умер.
Уподобимся Христу; ибо и Христос уподобился нам:
сделаемся богами ради Его; ибо и Он стал человеком для
нас. Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал,
чтобы нам обогатиться Его нищетой; принял образ раба,
чтобы нам получить свободу; снизошел, чтобы нам
вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел
бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти;
вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном
падении. Пусть кто все отдаст, все принесет в дар Богу,
Который предал Себя за нас в цену искупления: ничего не
принесет он равного тому, как если представить Ему
самого себя, понимающего силу таинства и сделавшегося
всем для Христа, как Он для нас.
***
Воскресение Христово. Пасха
История праздника "Воскресение Христово" (Пасха), его значение, богослужение,
иконография, проповеди на Пасху, праздничные рецепты и многое другое...
Все о празднике "Воскресение Христово. Пасха" - раздел публикаций, посвященный празднику
Пасхальные рецепты:
Проповеди:
***
Сей [4] Пастырь добрый, полагающий душу
за овец, вам, как видите, плодоприносит Пастыря. Ибо на
это надеется он и желает, и просит от вас, пасомых им
[5]. Он дает вам себя сугубо вместо одного, и жезл
старости делает жезлом духа; к неодушевленному храму
присовокупляет одушевленный [6], к храму прекрасному и
небовидному - другой, который, как бы ни был скуден и
мал, но для него, без сомнения, весьма дорог, и совершен
им с великими усилиями и трудами, и (о если бы можно
было сказать!) достоин трудов его. Все свое предлагает
он вам, - какое великодушие, или, справедливее сказать,
какое чадолюбие! Предлагает седину и юность, храм и
Архиерея, завещателя и наследника, предлагает слова [7],
которых вы желали, и слова не пустые, теряющиеся в
воздухе и не проникающие далее слуха, но которые пишет
Дух, не чернилами, но благодатью, запечатлевает на
скрижалях, каменных или плотью облеченных, - слова, не
слегка на поверхности начертываемые и легко стираемые,
но глубоко врезывающиеся. Вот что приносит вам этот
досточтимый Авраам, Патриарх, честная и достоуважаемая
глава, вместилище всех доблестей, образец добродетели,
совершенство священства, приносящий ныне добровольную
жертву Господу, - своего единородного, рожденного по
обетованию.
А вы, как дар и плод, принесите Богу и
нам расположение - быть доброй паствой, вселяясь на
злачные пажити и воспитываясь на воде упокоения
(Пс.22:1.2). Хорошо зная Пастыря и будучи им знаемы,
идите за тем, кто зовет пастырски и свободно, через
дверь, а не следуйте чужому, перескакивающему через
ограду, разбойнически и коварно. Не слушайте чужого
голоса, уводящего от истины и расточающего по горам, по
пустыням, по дебрям, по местам, которых не посещает
Господь, - голоса, отводящего от здравой веры в Отца, и
Сына и Святого Духа, во единое Божество и силу; веры,
вещанию которой всегда внимали и да внимают всегда мои
овцы; не слушайте голоса, который нечистыми и
поврежденными словами отторгает и увлекает от истинного
и первого Пастыря. Далече от всего того, как от зелия
чарующего и смертоносного, да дарует Он всем нам, - и
пастырям и стаду, и питаться и питать, и всем ныне и в
вечном упокоении быть едино во Христе Иисусе. Ему слава
и держава вовеки. Аминь.
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Григорий Богослов. Собрание творений: в
2т.
Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, -
С. 21-24
Святоотеческое наследие
Примечание
1. Слово это произнесено по следующему
случаю. Когда св. Григорий против воли был поставлен в
пресвитеры, с назначением вспомоществования в управлении
назианзской паствой епископу, престарелому отцу его;
тогда Св. Григорий, по чувству смирения и потому, что в
новом назначении видел препятствие своему стремлению к
жизни созерцательной, удалился было в Понт, однако,
немного спустя, в самый день Пасхи, он возвратился в
Назианз и произнес настоящее слово.
2. Под днем таинства, или, как в
подлиннике, под словом таинство, имеется в виду в первом
случае праздник Рождества Христова, во втором - праздник
Богоявления, в последнем - Пасха.
3. Настоящего праздника.
4. Отец св. Григория.
5. Здесь подразумевается желание отца
св. Григория, чтобы этот последний был его преемником.
6. Под неодушевленным храмом
подразумевается храм, созданный отцом св. Григория; под
одушевленным - сам Григорий.
7. Здесь подразумеваются слова св.
Григория Богослова.
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|