Григорий Богослов. Плач и моление ко Христу
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
1
Увы мне! Спешу к небу, к Божией обители;
но меня держит эта плоть: нет мне выхода из
многоскитальческой жизни, из ненавистного греха, который
привязал меня к дольнему, отвсюду оглушая внезапными
заботами, поядающими красоту и дарования души. Но Ты,
Царь, разреши, разреши меня от земных уз и вчини в
небесное ликостояние!
2
Матерь моя, для чего ты родила меня,
когда родила на труды? Для чего извела в эту жизнь,
усеянную терниями? Если сама ты жила беспечально, как
бесплотная; то это - великое чудо. А если и ты страдала;
то не из любви ко мне родила меня. Всякий идет своею
стезею жизни: иной - земледелец, а другой -
мореплаватель; иной - какой-нибудь зверолов, а другой
вооружил руку копьем; иной - искусный певец, другой -
победитель на поприще. Но мой жребий - Бог; мой удел -
терпеть множество скорбей, изнемогать здесь от
мучительной болезни. Терзай, терзай меня, злодей, до
времени! Скоро с радостию оставлю тебя, а с тобою и все
тяжкие бедствия.
Матерь моя, для чего ты родила меня,
когда не могу ни мыслию постигнуть, ни изречь Бога,
сколько желаю? Осияло, правда, очи ума моего малое
какое-то озарение пренебесной, равносветлой Троицы; но
большая часть (к скорби моей) ускользнула от меня,
пролетев быстро, как молния, прежде нежели насытился я
светом. А если бы здесь мог я постигнуть Тебя,
возлюбленная Троица; то не стал бы жаловаться на
родившую меня утробу матери: это значило бы, что я
родился в добрый час. Но спаси, спаси меня, Божие Слово;
и извлекши из горькой тины, веди в иную жизнь, где
чистый ум, не покрываемый более примрачным облаком,
ликует пред Тобою, о Пресветлый!
3
О, я несчастный! Что будет со мною? Могу
ли как избежать пороков, укрыв жизнь в глубинах или в
облаках? Говорят, что есть страна, где нет ни зверей, ни
болезней; о, если бы нашлось где место, свободное от
греха, чтобы мне туда убежать! На сушу укрылся иной от
тревожного моря, другой спасся под щитом от копья и под
крышею дома -от хладного снега. А грех всесторонен -
обширное и неизбежное царство. Илия на огненной
колеснице взошел на небо. Моисей избежал некогда
определения детоубийцы-мучителя. Невинный Иона спасся от
безвестной смерти в китовом чреве. Даниил избавлен от
зверей, а отроки - от пламени. Но мне как избыть от
греха? Ты спаси меня, Царь мой Христос!
4
Увы мне, Христос мой! опять пришел ко
мне змий. Увы мне! пришел ко мне, весьма устрашенному.
Увы мне! я вкусил с этого древа познания. Увы мне!
зависть уверила меня, что мне завидуют. Богом не стал я
- и изринут из места наслаждения. Угаси несколько, о
меч, палящий твой пламень и опять приими меня под сень
райских дерев, как разбойника, который взошел туда со
Христом с крестного древа!
5
Увы! тесно мне в этом мире; знаю, что
большая часть жизни протекла, и от меня пахнет уже
мертвецом; а пороки мои не хотят истребляться вместе с
летами жизни. Или продли время мое, Дыхание человеков,
или избавь меня от зол! Это -дело Твоей благости. А если
не угодно сие Тебе; то уже я мертв. Чего же еще больше?
Разве ждет меня милосердный огонь?
6
Увы! тесно мне и в жизни, и при конце
жизни. Здесь грех, а там наказание. Стою в средине,
боясь огненной реки. Надеюсь больше на Тебя, Христос,
нежели на здешние подвиги. Если бы у меня была
возможность, хотя несколько, очиститься; это было бы
всего лучше. Но если непрестанно умножается во мне зло;
то пора разрешиться, пока не постигла меня худшая
участь.
7
Какое это принуждение! Вступил я в
жизнь? - прекрасно! Но для чего же обуреваюсь
треволнениями жизни? Скажу слово: оно смело, однако же
скажу его. Если бы не твой был я, Христе, мне стало бы
это обидой. Мы родимся на свет, утомляемся, насыщаемся,
спим, бодрствуем, ходим и бываем больны и здоровы; есть
у нас и удовольствия, и труды. Но временами года и
солнцем наслаждается и все, что есть на земле. А умирают
и согнивают телом и скоты, которые, правда, презренны,
но не подлежат и ответственности. В чем же мое
преимущество? Ни в чем, кроме Бога; и если бы не Твой
был я, Христе, мне стало бы это обидой.
8
Обманулся я, Христе мой, и, чрез меру
понадеявшись на Тебя, занесся высоко - и очень глубоко
ниспал. Но опять подними меня вверх; ибо сознаю, что сам
себя ввел я в обман. А если опять превознесусь; то пусть
опять паду, и падение мое да будет сокрушительно! Если
Ты меня приимешь, я спасен; а если нет, то я погиб. Но
ужели для меня одного исчерпана Твоя благость?
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Святитель Григорий Богослов.
Таинственные песнопения - М. 2000
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|