Иоанн Златоуст. Слово о пророке Илие
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Слово о пророке Илие
В древности народ иудейский украшался
служением пророческим, был полем, над которым трудились
пророки. А теперь и этой похвалы он лишен церковью. И
самые тела пророков находятся у нас. Конечно, для
бесплодного народа и не нужны были пророки-земледельцы;
нелепо было удерживать у себя пророков тем, которые
распяли Предсказанного ими, распяли (в благодарность) за
мертвых, которых Он у них воскресил, за слепых, которым
возвратил зрение, за голодных, которых Он у них насытил,
за принуждение, которое из-за них Владыка всех употребил
относительно пророка Илии, заставляя пророка взять назад
свое отречение от них. Предшествовавший наставник
приводит меня к Илии. Блаженный Илия, видя, что народ
иудейский не достоин человеколюбия Божия и что, хотя Бог
постоянно терпит его богоборство, но и самое
долготерпение Его они всегда обращают во зло, восстает
против благости Божией к ним: он высказывается против
них. Затем, зная, что Богу угодна ревность праведных,
желая наказать иудеев и в то же время опасаясь, что
божественная благость тотчас смягчится немногими
слезами, он налагает на них наказание и связывает свое
наказание клятвой, чтобы Бог из уважения к клятве не мог
отменить произнесенного против них осуждения. Бог,
говорит он, благ к ним и смягчается немногими их
слезами, а это укрепляет их в их идолослужении. "Жив
Господь Бог Израилев... , – говорил он, – в сии годы не
будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову"
(3Цар.17:1). Затем, Бог как бы возражал ему: что же,
Илия, если они умилостивят Меня покаянием, если Я увижу
их проливающими слезы и кающимися в своих согрешениях,
разве Я не пошлю тотчас дождя? Нет, "жив Господь Бог
Израилев, ...разве только по моему слову" (3Цар.17:1).
"Жив Господь". Они, говорит, привязаны к идолам, а я
клянусь Твоим божеством. Покажи, какую силу имеет клятва
Тобою, чтобы чрез это они убедились в бессилии своих
идолов. Нет, "жив Господь Бог Израилев, ...в сии годы не
будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову" .
Ты не отменишь, говорит, наказания, как только покажется
Тебе (угодным) (потому что Тебе угодно быть
человеколюбивым), но только тогда, когда я буду просить
о них, когда я присужу, когда они обнаружат достаточное
сердечное покаяние. Богпринял в уважение пророческое
запрещение, исполнил клятву, данную Его именем.
И вот Владыка всех стеснялся, с одной
стороны уважая пророка, а с другой милосердуя о народе,
наказываемом голодом. Что же делает Он тогда? Вместе с
народом наказывает и пророка, чтобы и сам,
подвергнувшись тому же наказанию, он скорее сознал бы
несовместность своего заклятия с человеколюбием,
наказывает вместе с народом и пророка, но облегчает для
пророка это наказание, в самом способе исполнения
человеколюбия проявляя и Свою мудрость. В самом деле, Он
питает пророка при помощи птиц, ненавидящих детей; ведь
ворон – родитель, не любящий детей, и не выкармливает
тех, кого рождает. На это именно намекая, пророк дважды
говорил: (дает Господь пищу) "и птенцам ворона,
призывающим Его" (Пс.146:9) **. Так как птенцы ворона,
да и все вообще птенцы, не в состоянии собирать себе
пищу, но о тех заботятся родители, а воронята лишены
родительского попечения, и, тем не менее, род воронов
сохраняется и без родительского воспитания, то Давид,
показывая человеколюбие Божие, приписывает пропитание их
Богу. Разевая свои рты на воздух и не получая пищи от
родителей, птенцы вороны имеют некоторых малых животных,
исполняющих относительно их божественный промысл, и
таким образом, получая их из воздуха, питаются и растут.
Потому-то и говорит пророк: "и птенцам ворона,
призывающим Его". И вот, после того, как Илия проявил
детоненавистничество по отношению к иудеям, как к
неблагодарным детям, Бог как бы ходатайствует пред ним
чрез детоненавидящих отцов, только что не взывая
молчаливо к Илии таким образом: разве не такую же
питаешь ты ненависть к иудеям, какую вороны питают к
своим детям? Но посмотри, как они изменились, смотри, о,
Илия, каково их человеколюбие: безжалостные к своим
собственным птенцам, они для тебя являются усердными
питателями. Нелепо, о, Илия, когда вороны служат
посредниками Моего к тебе человеколюбия, тебе не
сделаться ходатаем за иудеев относительно наложенного от
Меня на них наказания. Постыдись перемены, происшедшей в
воронах, и будь милостив к иудеям; хотя Я и уважаю
произнесенное тобою заклятие, но и о них сожалею. Но
когда Бог увидел, что Илия не смягчается этим, тогда Он
прекращает доставление ему пищи чрез воронов, принуждая
его к перемене, чтобы вынужденный голодом он, хотя ради
себя отменил произнесенное им заклятие. А он, и
оставшись без услуг воронов, терпел: я буду голодать,
говорит он, только чтобы нечестивых видеть
наказываемыми; пусть погибнет мое тело, наказываемое
вместе с ними.
Итак, когда прекратилась подача ему пищи
чрез воронов, и прошло много времени, опять Илия
переселяется в другое место и уходит под давлением
голода и делается просителем язычницы, и притом вдовы и
бедной. И Бог, желая, чтобы он сделался более
человеколюбивым, после того как тогда иудеям запрещено
было общение с язычниками, возвещает пророку, что он
должен был предпринять в будущем: "встань, – говорит, –
отсюда, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я
повелел там женщине вдове кормить тебя" (3Цар.17:9),
чтобы, услышав: "язычнице", он погнушался такого
пропитания и стал просить Бога о даровании дождя.
Однако, и эти слова не смягчили его, и он спешит туда,
где его ожидало гостеприимство язычницы. И еще более
замечательно то, что Бог внушает вдове сразу встретить
его, голодного, суровыми словами, всеми мерами
располагая его к милосердию. Что же говорит ему
язычница? "Жив Господь Бог твой" (3Цар.17:12). Откуда
взялись у язычницы эти слова: "жив Господь Бог твой!"
(Очевидно), Бог предварительно показал ей пророка в
видении; не это ли и означает сказанное Богом пророку:
"Я повелел там женщине вдове кормить тебя" (3Цар.17:9)?
Показал Бог жене предварительно образ пророка, его
внешний вид, рост, просьбу, с какою он обратится.
Поэтому, когда явился пророк, вспомнила вдовица
показанное в видении, увидела его таким, каким он
показался ей в видении. Убедившись отсюда, что это было
божественное откровение, она тотчас при появлении
пророка на его просьбу отвечала: "жив Господь Бог твой!
у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в
кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена
два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына
моего; съедим это и умрем" (3Цар.17:12). Слова скорее
отказа, чем подаяния. "У меня ничего нет печеного, а
только есть горсть муки, и пойду, и приготовлю это для
себя и для сына моего; съедим это и умрем". Ничего
другого, говорит, нам не остается, когда съедим эту
горсть, кроме смерти. Эти слова должны были произвести
впечатление на Илию. Она больше меня страдает от голода,
подумал он; я голодаю хотя один, а она вместе с детьми
бедствует. Да не буду я виновником смерти для той,
которая окажет мне гостеприимство. И что же? Как я уже
сказал, он умягчается этими словами, в его сердце
возникает забота о человеколюбии. "Мука в кадке не
истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня,
когда Господь даст дождь на землю" (3Цар.17:14). Теперь
уже не далеко отодвигает дарование дождя. Прежде чем он
обуздан голодом, он не допускал Божьего человеколюбия до
дарования дождя, но говорил: "в сии годы не будет ни
росы, ни дождя, разве только по моему слову"
(3Цар.17:1). Теперь же допускает, и даже указывает
начало разрешения, правда только указывает, а не
присоединяет просьбы.
Что же тогда Источник человеколюбия? Он
опять представляет ему третий опыт человеколюбия: он
приказывает душе сына вдовы разлучиться от тела. Уважая
пророка, Он не лишил силы его благословения и не сделал
чванец (елея) оскудеваемым, чтобы принудить его к
человеколюбию. Было бы, конечно, унижением для пророка,
если бы слова его благословения оказались
недействительными, и в то же время вере вдовы язычницы
повредило бы, если бы его благословение было ей мало
полезно. Поэтому-то Бог его благословения не отвергает,
но третий раз заставляет пророка испытать божественное
человеколюбие: Он посылает смерть сыну вдовы, приводя
пророка к необходимости обратиться к Нему с мольбой.
Вдова, когда умер сын ее, со слезами ходила вокруг
пророка. О, лучше бы, говорила она, я прежде погибла от
голода и прежде твоего благословения умерла, чем теперь
быть свидетельницею смерти сына! Устыдился пророк
случившегося: это ли, говорит он, награда вдове за
оказанное мне гостеприимство? До моего приема она была
счастлива своим сыном, после же моего приема у нее плач
о любимом сыне. Устыдившись случившегося и обдумавши это
дело сам с собою, Илия почувствовал, что в этом событии
– перст Владыки всех, почувствовал божественную
мудрость. И что говорит? "Господи Боже мой! неужели Ты и
вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына
ее?" (3Цар.17:20). Что хочет сказать он этим? Ты,
говорит, указал мне эту вдову, Ты, говорит, сказал: "Я
повелел там женщине вдове кормить тебя" (3Цар.17:9),
свидетельствуя тем ее благочестивое настроение. Из тех
мест Ты переселил меня к ней и ее почтил твоим
свидетельством, а теперь ее же наказываешь смертью сына?
"Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я
пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее". Это не
естественный случай смерти, говорит пророк, это дело
твоей мудрости с целью внушить мне необходимость
человеколюбия, чтобы, когда я скажу Тебе: Господи,
помилуй умерщвленного сына вдовы, мог и Ты ответить мне
на это: помилуй детей моих, Израиля. Ты внушаешь мне
человеколюбие, я чувствую Твое искусство, Владыко,
чтобы, когда я буду просить Тебя: спаси умершего сына
вдовы, мог и Ты ответить мне: Израиля, умерщвляемого
голодом, пощади. Ты просишь Меня о милости, прими же и
Мою просьбу о милости: разреши заклятие голода, и Я
разрешу определение смерти. И вот, когда увидел Бог, что
Илия после многих испытаний сделался человеколюбивее,
тогда уже обращается к нему с более ясным требованием
человеколюбия, так как тогда он не мог уже отмену
наказания счесть для себя за унижение. "Пойди", говорит
(Господь) (3Цар.18:1). В этих словах просьба Бога к
своему рабу: сам Бог за самого Себя просит Своего раба о
человеколюбии. "Пойди", говорит. Так как, говорит, ты
сделался человеколюбивее, то прими и Мои слова о
человеколюбии; так как ты убедился, что Я одержим
человеколюбием, то выслушай яснее Мои слова. Я болею об
отмене наказания, Я стремлюсь к дарованию снисхождения,
Я стыжусь слез наказываемых. Все грешники, о, пророк,
держатся рукописаний Моего человеколюбия: не заставь
Меня оказаться лжецом пред ними. Послушай слова Писания,
которые ты и сам знаешь: "не хочу смерти грешника, но
чтобы грешник обратился от пути своего и жив был"
(Иезек.33:11). Преклонил Илия уши, открыл душу свою
тому, что говорил ему Господь. "Пойди , – говорит, – и
покажись Ахаву" (3Цар.18:1). Не помимо тебя Я примиряюсь
с ними: ты сам возвести наказываемым милость. Я тайно
прошу тебя о них, а ты явись явным ходатаем примирения.
"Пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю"
(3Цар.18:1). Ты возвести примирение, ты заяви
ходатайство о даровании дождя, а Я подтвержу твою
проповедь.
Итак, и с охотой, и с неохотой бежал
Илия и благовестил о дожде, но, опять увидев их
нечестие, он подыскивает какой-нибудь предлог к
наказанию их. Что же тогда Бог? Видя его не
проникающимся человеколюбием к наказуемым, Он удаляет
Илию от сожительства с грешниками. Я, говорит, о, Илия,
знаю твою ревность, признаю твои требования, но Я милую
и грешников, как скоро они наказываются сверх меры. Ты
строгий судья благочестия, а род людской постоянно
грешит. Остается, значит, разлучить вас друг с другом.
Иди хотя на небо, раз не можешь выносить грешников, а Я
переселюсь на землю. Если ты и на дальнейшее время
останешься с грешниками, то весь род человеческий
истребится, постоянно подвергаясь от тебя наказаниям.
Что же? Иди хотя на небеса, о, Илия! Не может огонь
обитать вместе с тростником. Я дам тебе в сожители
безгрешных, Я поселю тебя с ликами ангелов. Переселяйся
на небеса, а Я поселюсь с грешниками, Я могу носить на
плечах Своих заблудшую овцу и всех грешников, призывая:
"придите ко Мне все труждающиеся и обремененные" , Я не
наказывать вас буду, но "Я успокою вас" (Мф.11:28). Ему
слава во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1900.
Том 6, Книга 2,
Слово о пророке Илие, - С. 943-948.
Азбука веры
Примечание
* Абзацы в тексте расставлены нами. –
Редакция "Азбуки Веры"
** Перевод П.Юнгерова – Редакция "Азбуки
Веры"
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|