Григорий Богослов. Слово говоренное
брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу
Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по
рукоположении его в сан епископа
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Друга верного нельзя ничем заменить, и
нет меры доброте его. Верный друг - крепкая защита
(Сир.6:14 и 15) и огражденное царство (Прит.18:19); друг
верный - сокровище одушевленное. Друг верный дороже
золота и множества драгоценных камней. Друг верный -
запертый сад, запечатанный источник (Песн.4:12), которые
временно открывают и которыми временно пользуются. Друг
верный - пристанище для упокоения. А ежели он отличается
благоразумием, то это еще драгоценнее! Ежели он высок
ученостью, ученостью всеобъемлющей, какой должна быть и
была некогда наша ученость, то это еще преимущественнее?
А ежели он и сын света (Ин.12:36), или человек Божий
(1Тим.6:11), или приближающийся к Богу (Исх.19:22), или
муж лучших желаний (Дан.9:22), или достойный одного из
подобных наименований, какими Писание отличает мужей
божественных, высоких и принадлежащих горнему, то это
уже дар Божий и, очевидно, выше нашего достоинства. А
ежели и приходит он к нам от друга, и притом
равночестного и добродетелью, и дружеством с нами, то
это еще приятнее и сладостнее, и благоуханнее мира,
украшающего бороду иерея и края одежды (Пс.132:2).
Довольно ли этого? И точно ли изобразило
вам слово мужа этого? Или надобно, подражая прилежным
живописцам, не один раз набросать краски, чтобы
представить вам в слове совершенное его изображение?
Итак, опишем его вам полнее и явственнее. Кто всех
знаменитее из законодателей? - Моисей. Кто всех святее
из священников? - Аарон. Оба братья не менее по
благочестию, как и по плоти. Или лучше сказать, один -
бог фараону (Исх.7:1), ходатай и законодатель Израиля,
входящий внутрь облака, созерцатель Божественных тайн и
тайноводитель, строитель истинной скинии, которую возвел
Господь, а не человек (Евр.8:2); оба же равно иереи, как
сказано: Моисей и Аарон между священниками Его
(Пс.98:6). Один - князь князей, иерей иереев,
употребляет Аарона, где только нужен язык, и сам служит
ему вместо Бога (Исх.4:16). А другой немного ниже
первого, но много превосходит других достоинством и
близостью к Богу. Оба поражают казнями Египет, рассекают
море, переводят через него Израиля, потопляют врагов,
низводят хлеб свыше, то дают, то услаждают, сверх
упования, воду в пустыне. Оба низлагают Амалика святым
воздеянием рук и преобразованием высшего таинства. Оба
ведут и поспешают в землю обетованную. Не знакомое ли
что для вас в этом образе? Живописующее слово не ясно ли
изобразило вам со мной одноименного и единодушного мужа?
Один из них меня помазал и укрывавшегося извел на среду.
Не знаю, что его побудило и чем он увлекся, поступив
недостойно живущего в нем Духа. (Как ни жестоко слово
это, однако же скажу, потому что дружество переносит
все, что ни терпит и ни слышит). Другой приходит утешить
меня и примирить с Духом. И теперь для меня дорого его
пришествие (да и как не дорожить им тому, кто
предпочитал вас всей своей жизни?), однако же укоряю его
за то, что пришел позже, чем требовала нужда.
К чему помощь после нашествия и
поражения, наилучший из друзей и помощников? К чему
кормчий после бури и лекарство по заживлении раны?
Устыдился ли ты причиняемого нам насилия, как
братолюбивый или и сам, как имеющий власть, вознегодовал
на непослушание? Которого из братьев обвиняешь и
которого освобождаешь от укоризны? Скажу тебе словами
Иова (и он сетовал на друга, хотя не на такого и не в
таких страданиях): как ты помог бессильному, поддержал
мышцу немощного? Какой совет подал ты немудрому и как во
всей полноте объяснил дело (Иов.26:2)? А это, как вижу,
бывает ныне со многими судьями, которые легче простят
самую важную вину людям значительным, нежели малость -
незначительным. Хотя же ты и сам, может быть, видишь это
(мне, который ставит тебя в образец и правило
совершенства, и вместе имеет повеление не быть скорым на
суд (Мф.7:1), непозволительно и произнести о тебе
что-либо недоброе), однако же и тебе, и всякому
желающему готов я по дружбе дать отчет в моей или
непокорности, как назовут, может быть, некоторые, или
предусмотрительности и осторожности, как сам себя
уверяю; дабы ты видел, что имеешь друга, который - не
вовсе безрассуден и невежда, но может иное рассмотреть
лучше многих, - смел в том, что достойно смелости, и
боязлив, где есть место страху, и где не бояться - всего
страшнее для имеющего ум. Как же рассудите и что
признаете лучшим? Прикажете ли теперь дать вам отчет или
найдете это неприличным времени, ибо собрались мы
праздновать, а не судиться; или велите отложить дело до
другого времени и собрания, ибо потребно слово
продолжительнее того, какое дозволяет настоящий день.
Что же изреку вам достойное этого
торжества, чтобы и мне самому не отпустить вас
голодными, тогда как я распорядитель пира? Очистим себя,
братия, ради мучеников, вернее же сказать, ради Того,
для Которого и они очистили себя кровью и истиной;
освободим себя от всякой скверны плоти и духа
(2Кор.7:1), омоемся, очистимся (Ис.1:16) и сами
представим тела наши и души в жертву живую, святую,
благоугодную Богу, это наше словесное служение и молитву
(Рим.12:1). Ибо для чистого ничто так не драгоценно, как
чистота и очищение. Будем подвизаться ради подвижников,
побеждать ради победивших, свидетельствовать истину ради
свидетелей. Принесем это в дар их подвигам, дабы и нам
самим сделаться увенчанными и наследниками той же славы,
как нами им воздаваемой, так и соблюдаемой на небесах, о
которой напоминает и которую в малых чертах изображает
видимое здесь. Будем подвизаться против начал и властей,
против невидимых гонителей и мучителей, против
миродержителей тьмы века этого, против духов злобы
поднебесных и близнебесных, против внутренней борьбы в
нас самих, в наших страстях, против тварей ежедневно
извне искушающих. Вооружимся терпением против
раздражительности, как зверя, против языка, как острого
меча, и погасим сластолюбие, как огонь. Приставим к
слуху двери, которые бы благовременно отворялись и
затворялись, и уцеломудрим око, не дадим осязанию
приводить нас в бешенство, вкусу - терзать, да не войдет
смерть в окна наши (Иер.9:27) (как, по моему
рассуждению, названы чувства), и осмеем неумеренность
смеха, не преклоним колен перед Ваалом по причине
скудости, не поклонимся золотому образу из страха, будем
страшиться, чтобы не убояться чего-либо более, нежели
Бога, и чтобы не поругать образа Его грехом. Во всем
воспримем щит веры и избежим всех стрел лукавого.
Страшна эта брань, велико ополчение, и
победа велика! Если для этого мы собрались или сходимся,
то подлинно угодно Христу наше празднество,
действительно почтили или почтим Мучеников, истинно
победные составляем лики. Если же имеем в виду угодить
прихотям чрева, предаться временным забавам, внести сюда
удобоистощимое, думаем найти здесь место для пьянства, а
не для целомудрия, и время для купли и дел житейских, а
не для восхождения и (осмелюсь так сказать) обожения, к
которому служат нам посредниками Мученики, то,
во-первых, не знаю, благовременно ли это. Ибо какое
сравнение соломы с пшеницею, плотских забав с подвигами
Мучеников? Первые приличны зрелищам, а последние - моим
собраниям. Первые свойственны развратным, а последние
целомудренным; первые - плотоугодникам, последние -
отрешившимся от тела. А потом хотел бы я сказать нечто
более смелое, но удерживаюсь от злоречия из уважения ко
дню; по крайней мере скажу (это будет гораздо скромнее),
что не этого требуют от нас Мученики.
Итак, братия, не будем святого совершать
нечисто, высокого - низко, честного - бесчестно, и,
кратко сказать, духовного - по-земному. Торжествует и
иудей, но по букве; празднует и эллин, но в угождение
демонам, а у нас, как все духовно: действие, движение,
желание, слова, даже походка и одеяние, даже мановение,
потому что ум на все простирается и во всем образует
человека по Богу; так духовно и торжествование и
веселье.
Не запрещаю давать себе и прохладу, но
пресекаю всякую неумеренность. Если же мы духовно
собираемся и празднуем память Мучеников, то желая много
сказать, чтобы мы сами получили за это одинаковые с ними
награды и наследовали ту же славу (ибо, как думаю, для
очищенных кровью и подражающих жертве Христовой святых
мучеников соблюдается то, чего око не видало, ухо не
слыхало, и не воображал ум человеческий, свободно
созидающий в себе представление о блаженстве), по
крайней мере (что, как я утверждаю, также не маловажно),
увидим светлость святых мучеников, внидем в радость того
же Господа и, насколько знаю, яснее и чище просветимся
светом блаженной, начальной Троицы, в Которую мы
уверовали, Которой служим и Которую исповедуем перед
Богом и людьми, нимало не страшась и не стыдясь ни
внешних врагов, ни встречающихся между нами лжехристиан
и противников Духа. И, о если бы нам до последнего
издыхания с великим дерзновением соблюсти этот
прекрасный залог святых Отцов, живших ближе к Христу и к
первоначальной вере, - это исповедание, в котором с
детства мы воспитаны, которое прежде всего научились
произносить, и с ним, наконец, переселиться из этой
жизни, взяв с собой отсюда не другое что, как одно
благочестие! Бог же мира, Крестом примиривший с Собой
нас, сделавшихся Его врагами через грех,
благовествовавший мир и близким, и дальним (Еф.2:17),
находящимся под законом и вне закона, Отец любви и
Любовь (ибо этими преимущественно именами угодно Ему
называться, чтобы самими именами предписывать нам
братолюбие), давши новую заповедь - настолько любить
друг друга, насколько мы сами Им возлюблены (Ин.13:34),
позволяющий делать доброе насилие и терпеть его по
страху, благоразумно уступать и иметь также дерзновение
с разумом, усовершающий великие паствы и малые
увеличивающий благодатью, - Он сам, по множеству
благости Своей, да утешит нас утешением многим и да
ведет нас вперед, пася с нами и спасая стадо; а вас да
совершит на всякое дело благое, да наставит духовно
торжествовать в честь Мучеников, да удостоит насладиться
там, где обитель всех веселящихся, и когда явитесь в
правде, да насытит вас велением Своей славы, созерцаемой
во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему слава и держава,
честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Григорий Богослов. Собрание творений: в
2т.
Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, -
С. 233-239
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|