Григорий Богослов. Слово к пришедшим из
Египта
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Скажу приветствие пришедшим из Египта
(что будет и справедливо, потому что они собрались
охотно, преодолев зависть стремлением), пришедшим из
того Египта, который обогащает, правда, и река (выражусь
и сам, подражая несколько щедрым на выражения такого
рода), река, дождящая из земли, как море, наводняющая
окрестности, но более обогащает Христос мой, прежде
бежавший в Египет, а ныне снабдевающий из Египта; тогда
бежавший от Иродова детоубийства, а ныне оделяющий по
чадолюбию отцов, - Христос, новая пища для прекрасно
алчущих, пшеница раздаваемая щедрее, нежели когда-нибудь
по известным и достоверным сказаниям истории, хлеб,
который сходит с небес и дает жизнь миру негибнущую и
нескончаемую (Ин.6:33). О нем (как и теперь кажется,
слышу) говорит Отец: Из Египта вызвал Сына Моего
(Ос.11:1). Ибо от вас пронеслось слово (1Сол.1:8) ко
всем людям, здраво исповедуемое и проповедуемое, вы
лучшие плододелатели из всех, особенно ныне право
верующих, насколько знаю я, не любитель только, но и
раздающий такую пищу, и раздающий не в одном своем
отечестве, но уже и за пределами его. Как телесно
питаете вы народы и города, на какие только простирается
ваше человеколюбие, так духовно питаете не один народ, и
не тот или другой город, занимающий небольшое
пространство, хотя и почитаемый очень знаменитым, но
едва не целую Вселенную; утоляете не голод хлеба, не
жажду воды, в чем и голод терпеть не важно, и не терпеть
удобно, но жажду слышания слов Господних (Мих.8:11),
который и терпеть весьма бедственно, и утолять в
настоящее время трудно, ибо беззаконие умножилось, и
немного нахожу людей, действительно врачующих его.
Таков Иосиф - ваш, а можно сказать, и
наш житомер, который благодаря мудрости умел и
предвидеть голод, и помочь в голоде домостроительными
распоряжениями, посредством красивых и тучных коров
врачуя безобразных и тощих. А под именем Иосифа понимай,
кого хочешь, или соименного бессмертью, любителя и
зиждителя бессмертия [1], или преемника его престола,
учения и седины, нового нашего Петра - Петра столько же
по добродетели, сколько и по имени. Ими посечена и
сокрушена сама середина, хотя она и оказывает еще малые
и слабые трепетания жизни, подобно хвосту рассеченного
змия. Один из них, в старости доброй разрешившись от
жизни, после многих борений и подвигов, из горнего мира
(в этом совершенно я уверен) призирает ныне на дела
наши, и подвизающимся за доброе простирает руку помощи,
тем удобнее, что он свободен от уз. Другой спешит к
такому же разрешению, ил и освобождению, и после таких
же подвигов; и хотя близок уже к горним, однако же в
такой еще мере не отрешился от плоти, что может оказать
последнюю помощь слову и собрать обильнейшее напутствие
для вступления в путь. Вы питомцы и порождения этих
великих и наставников, и подвижников истины, и
победителей, которых ни время, ни властелин, ни слово,
ни зависть, ни страх, ни обвинитель, ни клеветник, ни
явный враг, ни тайный наветник, ни кажущийся нашим, ни
чужой, ни золото - этот невидимо действующий мучитель,
которым многое ныне бывает разбросано и переставлено, -
ни ласки, ни угрозы, ни изгнания и продолжительные и
многократные (одному лишению имуществ не могли они
подвергнуться по причине великого богатства -
нестяжательности), наконец ни все прочее, и
отсутствующее, и настоящее, и ожидаемое, не подвигло и
не убедило сделаться худшими, изменить в чем-нибудь
Троице и повредить учение о Божестве. Напротив, они
укреплялись опасностями, больше и больше стремились к
благочестию. Таково страдать за Христа - это усиливает
любовь и для мужей высокого духа служит как бы залогом
последующих подвигов!
Таковы ныне повествования и чудеса твои,
Египет. Но ты восхвалял мне козлов Мендисийских и
Мемфисского Аписа - какого-то упитанного и великорослого
тельца, и таинства Исиды, и растерзание Осириса, и
почтенного твоего Сераписа - дерево, которому, по
баснословию, по древности и по безумию кланяющихся,
кланялись как неизвестному и небесному веществу, но все
же как веществу, хотя ложь и взята была в помощь. Ты
восхвалял также (что и еще срамнее) различные
изображения морских чудовищ и пресмыкающихся. Но над
всем этим восторжествовал Христос, восторжествовали
Христовы проповедники, как другие, в другие времена, и
каждый сам по себе, просиявшие, так и помянутые теперь
отцы, через которых ты, удивительная страна, стала ныне
известнее, нежели все прочие страны, прославленные всеми
и древними, и новыми повествованиями.
Поэтому объемлю и приветствую тебя,
лучший из народов, народ христолюбивейший, пламенеющий
благочестием, достойный вождей своих. Ничего не могу
более сказать, и ничего другого не имею, чтоб предложить
вам в угощение. И хотя немногое предлагаю устами, однако
же многое храню для вас в сердечном расположении. Народ
мой! Ибо своим называю народ единомысленный и
единоверный, учившийся у тех же отцов, поклоняющийся той
же Троице. Народ мой! Ибо действительно мой, хотя не
нравится это завистникам; и пусть еще более терзаются
страждущие этим недугом! Вот я даю руку общения при
стольких свидетелях, видимых и невидимых, и древнюю
клевету отражаю новой благорасположенностью. Народ мой!
Ибо действительно мой, хотя и присваиваю себе народ
весьма великий - я, человек самомалейший, ибо такова
благодать Духа - единомысленных делает равночестными!
Народ мой! Ибо действительно мой, хотя и отдален от
меня; потому что мы сопряжены божественно, иначе, нежели
существа грубые. Тела сопрягаются местом, а души
сочетаются духом. Народ мой, любомудрие которого прежде
состояло в том, чтобы страдать за Христа, а ныне должно
состоять, если послушаешь меня, в том, чтобы не
действовать, а считать достаточным приобретением одну
власть действовать, и признавать служением Христу, как в
прежние времена - терпение, так в настоящие -
праводушие! Народ, которому определил Господь сделать
доброе, как определил наказать противных (Зах.8:14,15)!
Народ, которого избрал себе Господь из всех Им
призванных (Пс.134:4)! Народ, написанный на руках
Господних (Ис.49:16), которому Господь говорит: ты Мое
благоволение (Ис.62:4), ворота твои - слава (Ис.60:18),
и что еще сказано спасаемым! Народ! Не дивитесь моей
неумеренности, ежели многократно обращаюсь к вам, я
услаждаюсь непрестанным повторением вашего имени, как
другие, без меры предающиеся рассматриванию или
слушанию. Но народ Божий и наш! Хотя прекрасно было и
недавнее ваше торжество, какое совершили вы на море, и
не знаю, возможно ли зрелище приятнее того, когда видел
я море, покрытое древами и рукотворной тучей, видел
красоту и быстроту кораблей, как бы для торжества
снаряженных, и легкий ветер, который, дуя в корму, как
бы нарочно сопровождает и посылает к столице этот
плывучий город, однако же видимое ныне и прекраснее, и
величественнее! Вы не вмешались в народную толпу, не
стали измерять благочестие многочисленностью, не
согласились походить более на мятежную чернь, нежели на
Божий народ, очищенный словом, напротив, воздав, сколько
следовало, кесарю кесарево, восписали Божие Богу
(Мф.22:21), - кесарю - дань, а Богу - страх, и напитав
народ своими избытками, сами пришли питаться от нас.
Ибо и мы раздаем пшеницу, и наше
раздаяние, может быть, не хуже вашего. Приидите, ешьте
мой хлеб и пейте вино, мною растворенное, вместе с
премудростью призываю вас к своей трапезе (Прит.9:5).
Хвалю ваше чистосердечие и встречаю усердием, потому
что, пришедши к подобному, вы вошли как бы в собственную
пристань, почтили сродство Веры и признали неприличным,
когда ругающиеся над горним единомысленны и согласны
между собой и думают отдельные свои недостатки исправить
согласием целого, подобно как тонкие веревки делаются
крепкими, будучи сплетены вместе, - признали, говорю,
неприличным для себя не знать этого и не вступить в союз
с единомышленниками, что гораздо приличнее вам, потому
что исповедуем мы единство и в Божестве. И дабы знали
вы, что пришли к нам не напрасно, что вступили не к
чужим и иноземным, но к своим и что прекрасно
путеводствовал вас Дух, полюбомудрствуем с вами кратко о
Боге. Узнайте, что мы ваши, как распознают своих по
клеймам оружий.
Два главнейших различия нахожу в
существах: господство и рабство; не то господство и
рабство, которые у нас или насилие разграничило, или
бедность разъединила, но которые различены естеством
(если кому угодно назвать так; ибо Первое выше и
естества). И одно есть что-то творческое, начальственное
и неподвижное; а другое есть нечто сотворенное,
подчиненное и разрушаемое, и еще короче сказать: Одно
выше времени, другое под временем. Господство именуется
Богом, хотя состоит в Трех высочайших: Виновнике,
Зиждителе и Совершителе, то есть Отце, Сыне и Св. Духе.
Эти Три не так разъединены между Собой, чтобы делились
по естеству, и не так сжаты, чтобы включались в одном
Лице (первому учит арианское буйство, а последнему -
Савеллиево безбожие), напротив, Они и единичнее вовсе
разделенных, и множественнее совершенно единичных. А
рабство при нас, и называется тварью, хотя одна тварь
превосходит другую, по мере близости к Богу.
Но если так, то всякий, чье сердце
обращено к Господу, да соединится с нами, и поклонимся
единому в Троице Божеству, не присваивая неприступной
Славе никакого унизительного имени, но всегда имея
славословия в устах (Пс.149:6) единого в Троице Бога.
Ибо как приписать что-либо унизительное такому Естеству,
величие Которого, по беспредельности и бесконечности, не
может быть изречено собственным именем? А кто отчужден
от Бога, и потому единую Сущность, Которая превыше всего
сущего, рассекает на неравенство естеств, в рассуждении
того удивительно, если не будет рассечен он мечом, и
часть его не подвергнется одной участи с неверными
(Лк.12:46), удивительно, если не будет пожат им худой
плод лукавого мудрования, и ныне, и впоследствии.
Но нужно ли что говорить об Отце,
Которого не касаются, по общему согласию, все водящиеся
естественным смыслом, хотя Он первый и в первый раз
понес поругание, когда старыми нововводителями разделяем
был на Благого и Зиждителя? А о Сыне и о Св. Духе
смотрите, как просто и кратко будем рассуждать.
Если бы кто сказал, что в Сыне и в Духе
есть нечто превращаемое, или изменяемое, или
относительно ко времени, месту, силе и действию
измеряемое, или не по естеству благое, или не
самодовольное, или не свободное, или служебное, или
песнословящее, или пристрашное, или освобожденное, или
несочисляемое [2], то пусть докажет это, и мы
удовольствуемся, славясь честью сорабов, хотя и понесем
ущерб, лишась Бога [3]. Если же Сыну принадлежит все,
что имеет Отец, кроме виновности; и все, принадлежащее
Сыну, принадлежит Духу, кроме сыновства и того, что
говорится о Сыне телообразно, ради моего человека и
моего спасения (ибо Он принял мое, чтоб через это новое
сорастворение даровать мне Свое), то перестаньте, хотя
поздно, безумствовать вы, изобретатели суетных
выражений, которые сами собой распадаются! И зачем вам
умирать, дом Израилев (Иез.18:31)! Оплакивать вас буду
словами Писания.
А я, насколько благоговею перед
многочисленными, высокими и великими наименованиями
Слова, которых стыдились и демоны; настолько благоговею
и перед равночестием Духа, страшусь же угрозы,
определенной хулящим Его. А хула - не богословствование,
но отчуждение от Божества, и должно заметить, что хулим
был Господь, отмщение же возвещено за Духа Святого,
очевидно, как за Господа.
Не хочу быть непросвещенным по
просвещении, извращая понятие об Одном из Трех, в
Которых я крестился, и действительно погребстись в воде,
крестясь не для возрождения, но для умерщвления. Дерзну
сказать нечто, о Троице! (Прости моему безумию, потому
что в опасности моя душа!) Я и сам образ горней славы
Божией, хотя и поставлен долу; потому не верю
возможности спастись через равночестного мне. Если Дух
Святой не Бог; то пусть прежде сам сделается Богом, и
тогда уже обожит меня - Ему равночестного. А теперь
какой обман в благодати, или, лучше сказать, в дающих
благодать - веровать в Бога, и пойти безбожным одно
исповедовать, другому научаться! Какие сплетения слов,
какие обольщения, вопросом об одном и исповеданием
одного приводящие к другому! О жалкое мое просветление,
если по омовении делаюсь чернее, если вижу, что
неочищенные светлее меня, если я игралище зловерия
крестившегося; если ищу лучшего духа и не нахожу! Дай
мне другую купель и после того рассуждай худо о первой.
Для чего завидуешь мне в совершенном возрождении? Для
чего делаешь обителью твари меня, который стал храмом
Духа, как Бога? Для чего иное у меня чествуешь, а другое
бесчестишь, злочестиво рассуждая о Боге, чтобы пресечь
мне дар, или, лучше сказать, меня самого отсечь от дара?
Или все чествуй, новый богослов, или все бесчести, чтобы
тебе быть хотя нечестивым, но согласным с самим собой, и
не рассуждать о бестелесном естестве неодинаково.
Но скажу главное: славь с Херувимами,
которые соединяют три Святости в единое Господство, и
столько открывают Первую Сущность, сколько трудолюбивые
могут видеть из-под крыл. Просветись с Давидом, который
говорит Свету: во свете Твоем видим свет (Пс.35:10), то
есть как бы в Духе Сына, Которого может ли что быть
светозарнее? Возгреми с Иоанном, сыном громовым, глася о
Боге не что-либо низкое и земное, но одно высокое и
выспреннее, Сущего в самом начале, Сущего у Бога, и
Бога-Слово признавая Богом и Богом истинным, от
истинного Отца, а не благим сорабом, который почтен
только одним наименованием Сына, и иного Утешителя
признавая несомненно иным от Говорящего, который есть
Божие Слово. И когда читаешь: Я и Отец одно (Ин.10:30),
сосредоточивай мысль на единении Сущности. А когда
читаешь: придем к Нему и обитель у Него сотворим
(Ин.14:23), тогда представляй раздельность Ипостасей.
Когда же находишь имя Отца и Сына и Святого Духа
(Мф.28:19), представляй три личные свойства. Исполняйся
Духом с Лукой, внимательно читая Деяния Апостольские.
Для чего ставишь себя наряду с Ананиею и Сапфирой -
этими новыми лихоимцами (если похищение своей
собственности подлинно есть нечто новое), и ставишь
наряду не присвоением себе серебра и другого чего
малоценного и неважного, например, слитка золота, или
одежды, или дидрахмы, как некогда корыстолюбивый воин
(Нав.7:21), но обкрадываешь само Божество, и лжешь не
человеку, но Богу, как слышал (Деян.5:4). Для чего не
уважаешь власти Духа, Который дышит на кого, когда и
сколько Ему угодно (Ин.3:8)? Он сходит на домашних
Корнилиевых до крещения, а на других после крещения
через апостолов, так что в обоих случаях - и тем, что
нисходит господственно, а не рабски, и тем, что
взыскуется для совершения, свидетельствуется божество
Духа. Богословствуй с Павлом, возведенным до третьего
неба. Иногда перечисляет он все три Ипостаси и притом
различно, не соблюдая одного порядка, но одну и ту же
Ипостась именуя то в самом начале, то в средине, то в
конце (и для чего же? чтобы показать равночестность
естества), а иногда упоминает то о трех, то о двух, то
об одной Ипостаси, как бы прочие подразумевая в
упомянутых; иногда же действия Божии приписывает Духу,
как бы в этом не было никакого различия; иногда вместо
Духа ставит Христа, и когда различает Ипостаси, говорит:
один Бог, из Которого все, и мы для Него, и один Господь
Иисус Христос, которым все, и мы им (1Кор.8:6); а когда
сводит их в одно Божество, говорит: Ибо все из него, Им
и к нему (Рим.11:36), - Им, то есть Духом Святым, как
видно из многих мест Писания. Ему слава вовеки. Аминь.
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Григорий Богослов. Собрание творений: в
2т.
Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, -
С. 596-604
Святоотеческое наследие
Примечание
1. Св. Афанасий.
2. То есть с Отцом.
3. То есть Бога Сына, или Бога Духа,
когда будет доказано, что какой-либо из Них не есть Бог,
равный Богу Отцу.
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|