Иоанн Златоуст. Слово о проклятии
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Предлагаемое Слово составлено св.
Иоанном Златоустым по поводу образовавшихся в Антиохии
отдельных обществ, из которых одно состояло из преданных
епископу Мелетию (мелетиан), другое – из признававших
своим епископом Павлина (павлиниан), третье – из ариан с
епископом Евзовием, и четвертое – из приверженцев
неправославнаго Аполлинария Лаодикийскаго. Так как во
взаимных пререканиях иногда одни из них позволяли себе
проклинать других, то для прекращения соблазна в местной
церкви святитель Иоанн вскоре по рукоположении своем во
пресвитера в 386 году и произнес это Слово, которого
полное заглавие следующее:
О том, что не должно проклинать ни живых
ни умерших
1. Прежде беседуя с вами о познании
непостижимаго Бога и предложив много собеседований об
этом [1], я доказывал как словами Писания, так и
разсуждениями естественнаго разума, что совершенное
познание Божества недоступно и для самых невидимых сил,
– для тех сил, которыя ведут невещественную и блаженную
жизнь, и что мы, живущие во всегдашней безпечности и
разсеянности и преданные всяким порокам, (напрасно)
усиливаемся постигнуть то, что неведомо и для невидимых
существ; мы впали в этот грех, руководствуясь в таких
разсуждениях соображениями собственнаго разума и суетною
славою пред слушателями, не определяя благоразумием
границ своей природы и не следуя божественному Писанию и
отцам, но увлекаясь, как бурным потоком, неистовством
своего предубеждения. Теперь же, предложив вам
надлежащую беседу о проклятии и показав важность этого
зла, считаемаго ничтожным, я чрез это загражду
необузданныя уста и открою вам недуг тех, которые
употребляют проклятие, как случится. У нас дошло дело до
такого бедственнаго состояния, что, находясь в крайней
опасности, мы не сознаем этого, и не преодолеваем
гнуснейших из страстей, так что на нас исполнилось
пророческое изречение: "несть пластыря приложи́ти, ниже́
еле́а, ниже́ обяза́ния" (Ис 1.6). С чего же я начну
говорить об этом зле? С постановлений ли заповедей
Господних, или с вашей неразумной невнимательности и
безчувственности? Но, когда буду говорить об этом, не
станут ли некоторые смеяться надо мною, и не покажусь ли
я изступленным? Не возопиют ли против меня, что я
намереваюсь беседовать о таком прискорбном и достойном
слез предмете? Что же мне делать? Я скорблю и сокрушаюсь
душою и терзаюсь внутренне, видя такую безчувственность,
когда наши дела превзошли преступления иудеев и нечестие
язычников. Я встречаю на дороге людей, не имеющих ума,
научившагося божественному Писанию, и даже вовсе ничего
не знающих из Писания, и с великим стыдом молчу, видя,
как они беснуются и пустословят, "не разумеют ни яже
глаголют, ни о нихже утверждают" (1Тим 1.7),
невежественно дерзают преподавать одно только свое
учение и проклинать то, чего не знают, так что и чуждые
нашей вере смеются над нами, – людей не заботящихся о
доброй жизни, ни научившихся делать добрыя дела.
2. Увы, какия бедствия! Увы мне! Сколько
праведников и пророков "вожделеша видети, яже видим, и
не видеша, и слышати, яже слышим, и не слышаша"
(Мф 13.17); а мы обращаем это в шутку! Вникните в эти
слова, увещеваю вас, дабы нам не погибнуть. Ибо, если
чрез ангелов возвещенное учение было твердым, и всякое
преступление и преслушание получало справедливое
наказание, то как мы избежим его, нерадея о таком
спасении? Какая, скажи, цель евангелия благодати? Для
чего совершилось явление Сына Божия во плоти? Для того
ли, чтобы мы терзали и снедали друг друга? Заповеди
Христовы, которыя во всем совершеннее повелений закона,
особенно требуют от нас любви. В законе говорится:
"возлю́биши ближняго своего, яко сам себе" (Лев. 19.18);
а в Новом завете повелевается и умирать за ближнего.
Послушай, что говорит сам Христос: "человек некий
схождаше от Иерусалима во Иерихон, и в разбойники впаде,
иже совлекше его, и язвы возложше, отидоша, оставлше
едва жива суща. По случаю же священник некий схождаше
путем тем, и видев его, мимоиде. Такожде и Левит, быв на
том месте, пришед и видев, мимоиде. Самарянин же некто
грядый прииде над него, и видев его, милосердова; и
приступль обвяза́ струпы его, возливая масло и вино;
всадив же его на свой скот, приведе его в гостинницу, и
прилежа́ ему. И наутрия изшед, изъем два сребренника,
даде́ гостиннику, и рече ему: прилежи ему; и, еже аще
прииждивеши, аз, егда возвращуся, воздам ти. Кто убо от
тех триех ближний мниттися быти впадшему в разбойники?
Он же рече: сотворивый милость с ним. Рече же ему Иисус:
иди, и ты твори такожде" (Лк 10.30–37). О чудо! Не
священника, не левита назвал Он ближним, но того, кто,
по учению, был отвержен от иудеев, т. е. самарянина,
чуждаго, во многом богохульствовавшаго, этого одного Он
назвал ближним, потому что он оказался милостивым.
Таковы слова Сына Божия; то же показал Он и делами
Своими, когда пришел в мир и принял смерть не за друзей
только и близких к Себе, но и за врагов, за мучителей,
за обманщиков, за ненавидевших, за распявших Его, о
которых Он прежде сотворения мира знал, что они будут
такими, и которых предвидя сотворил, победив предведение
благостию, и за них Он пролил собственную кровь, за них
принял смерть. "Хлеб, – говорит Он, – плоть моя есть,
юже аз дам за живот мира" (Ин 6.51). И Павел говорит в
послании: "аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию
Сына Его" (Рим 5.10); также и в послании к Евреям
говорит, что Он "за всех вкусил смерти" (Евр 2.9). Если
же сам Он так поступал, и Церковь следует этому образцу,
каждый день совершая молитвы за всех, то как ты
осмеливаешься говорить свое? Ибо, скажи мне, что значит
то, что ты называешь проклятием (αναθεμα)? Вникни в это
слово, разсуди, что ты говоришь; понимаешь ли ты силу
его? В богодухновенном Писании найдешь это слово
произнесенным об Иерихоне: "и будет град сей проклят...
Господу сил" (Нав 6.16). И у нас до настоящаго дня
господствует всеобщий обычай говорить: такой-то,
совершив это, сделал приношение (αναθεμα) такому-то
месту. Итак, что значит слово "анафема"? Оно говорится и
о каком-либо добром деле, означая посвящение Богу. А
изрекаемое тобою "анафема" не то ли значит, чтобы
такой-то был предан диаволу, не имел участия во
спасении, был отвержен от Христа?
3. Но кто ты, присвояющий себе такую
власть и великую силу? "Тогда сядет Сын Божий, и
поставит овцы одесную.., а козлища ошуюю"(Мф 25.31, 33).
Почему же ты присвояешь себе такую честь, которой
удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем
точные их преемники, исполненные благодати и силы? И
они, строго соблюдая заповедь, отлучали еретика от
церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем
доказывается их великое сострадание и соболезнование,
как бы при отнятии поврежденнаго члена. Посему и Христос
назвал это исторжением праваго глаза (Мф 5.29), выражая
сожаление отлучающих. Поэтому они, будучи строго
исполнительными как во всем другом, так и в этом деле,
обличали и отвергали ереси, но никого из еретиков не
подвергали проклятию. И апостол, как видно, по нужде в
двух только местах употребил это слово, впрочем не
относя его к известному лицу; именно в послании к
Коринфянам он сказал: "аще кто не любит Господа нашего
Иисуса Христа, да будет про́клят" (1Кор 16.22); и еще:
"аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да
будет" (Гал 1.9). Почему же, тогда как никто из
получивших власть не делал этого или не смел произносить
такого приговора, ты осмеливаешься делать это, поступая
вопреки (цели) смерти Господней, и предупреждаешь суд
Царя? Хотите ли знать, что сказал один святой муж,
бывший прежде нас преемником апостолов и удостоившийся
мученичества? Объясняя тяжесть этого слова, он употребил
такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу
простолюдин – и сам и его сообщники предаются смерти,
как тираны; так, говорит он, и злоупотребляющие
определением Господним и предающие человека церковной
анафеме подвергают себя совершенной погибели, присвояя
себе достоинство Сына Божия [2]. Или вы считаете
маловажным – прежде времени и Судии произнести на
кого-нибудь такое осуждение? Ибо анафема совершенно
отлучает от Христа. Но что говорят люди, способные на
всякое зло? Он еретик, говорят они, имеет в себе
диавола, произносит хулу на Бога и своими убеждениями и
суетною лестию ввергает многих в бездну погибели; посему
он отвержен отцами, особенно учитель его, произведший
разделение в церкви, – разумея Павлина или Аполлинария.
Различия между тем и другим они но большой части не
касаются, ловко избегая новаго разделения и служа
доказательством того, что заблуждение усилилось в недрах
грубейшаго предубеждения. Но ты поучай, "с кротостию
наказующе противныя, еда́ како даст им Бог покаяние в
разум истины, и возникнут от диавольския сети, живи
уловле́ни от него в свою его волю" (2Тим 2:25–26).
Простри сеть любви, не для того, чтобы храмлющий погиб,
но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому
добродушию хочешь собственное благо сделать общим;
закинь приятную уду сострадания, и таким образом,
раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели
погрязшаго в ней умом. Научи, что принимаемое по
пристрастию или по неведению за хорошее – несогласно с
преданием апостольским, и если человек заблуждающийся
примет это наставление, то, по изречению пророка, он
"жизнию поживет, и ты избавиши душу твою" (Иез 3.21);
если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе
не оказаться виновным, засвидетельствуй только об этом с
долготерпением и кротостию, чтобы Судия не взыскал души
его от руки твоей, – без ненависти, без отвращения, без
преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к
нему. Ее ты приобретай и, хотя бы ты не получил никакой
другой пользы, это – великая польза, это – великое
приобретение, чтобы любить и доказать, что ты – ученик
Христов. "О сем, – говорит Господь, – разумеют вси, яко
Мои ученицы есте́, аще любовь и́мате между собою"
(Ин 13.35), а без нея ни познание таин Божиих, ни вера,
ни пророчество, ни нестяжательность, ни мученичество за
Христа не принесут пользы, как объявил апостол: "аще...,
– говорит он, – вем тайны вся[pl], и весь разум, и
и́мам... веру, яко и горы преставляти, любве́ же не
и́мам... ни кая польза ми есть. ...И аще языки...
ангелскими глаголю, и аще раздам вся имения моя, и аще
предам тело мое, во еже сжещи́ е́, любве́ же не и́мам...
ничтоже есмь... Любы́... милосердствует... не
гордится... не ищет своих си, вся[n] покрывает, всему
веру е́млет, вся[n] уповает, вся[n] терпит"
(1Кор 13.1–7).
4. Никто из вас, возлюбленные, не
показал такой любви ко Христу, как эта святая душа (Павла);
никто из людей, кроме его, не осмелился произнести таких
слов. Сама душа его горела, когда он говорил: "исполняю
лишение скорбей Христовых во плоти моей" (Кол 1.24); и
еще: "молил бых ся сам аз отлучен быти от Христа по
братии моей" (Рим 9.3); и еще: "кто изнемогает, и не
изнемогаю" (2Кор 11.29)? И однако, имея такую любовь ко
Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению,
ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько
народов и целых городов; но, подвергаясь сам унижению,
бичеванию, заушению, посмеянию от всех, он делал все это,
оказывая снисхождение, убеждая, умоляя. Так, прибыв к
афинянам и нашедши всех их преданными идолопоклонству,
он не стал укорять их и говорить: безбожники вы и
совершенные нечестивцы; не сказал: вы все почитаете за
Бога, одного только Бога отвергаете, Владыку и Творца
всех. Но что? "Проходя, – говорит он, – и соглядая
чествования ваша, обретох и капище, на немже бе[n]
написано: неведомому Богу; Его же убо неведуще чтете́,
сего аз проповедаю вам" (Деян 17.23). О дивное дело! О
отеческое сердце! Он назвал богочтительными еллинов –
идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они,
подобно благочестивым, совершали свое богослужение,
думая, что они чтут Бога, быв сами уверены в этом.
Подражать этому увещеваю всех вас, а вместе с вами и
самого себя. Если Господь, предвидящий расположение
каждаго и знающий, каков будет каждый из нас, сотворил
этот (мир) для того, чтобы вполне показать дары и
щедрость Свою, и, хотя сотворил не для злых, но удостоил
и их общих благ, желая, чтобы все подражали Ему; то как
ты делаешь противное, ты, который приходишь в церковь и
приносишь жертву Сына Божия? Разве вы не знаете, что Он
"трости сокрушены не преломил и льна куря́щася не угасил"
(Ис 42.3)? Что это значит? Послушай: Иуду и подобных ему
падших Он не отверг, доколе каждый не увлек сам себя,
предавшись заблуждению. Не за неведение ли народа мы
приносим моления? Не за врагов ли, ненавидящих и гонящих,
нам заповедано молиться? Вот мы и совершаем это служение,
и увещеваем вас: рукоположение не к властолюбию ведет,
не к высокомерию располагает, не господство
предоставляет; все мы получили одного и того же Духа,
все признаны к усыновлению: кого Отец избрал, тех Он
сподобил со властию служить братиям своим. Итак,
исполняя это служение, мы увещеваем вас и заклинаем
отстать от такого зла. Ибо тот, кого ты решился предать
анафеме, или живет и существует еще в этой смертной
жизни, или уже умер. Если он существует, то ты
поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в
неопределенном состоянии и может обратиться от зла к
добру: а если он умер, то – тем более. Почему? Потому,
что он "своему Господеви стоит или падает" (Рим 14.4),
не находясь более под властию человеческою. Притом
опасно произносить суд свой о том, что сокрыто у Судии
веков, который один знает и меру ведения и степень веры.
Почему мы знаем, скажи мне, прошу тебя, за какия слова
он подпадет обвинению или как оправдает себя в тот день,
когда Бог будет судить сокровенныя дела людей. Поистине
"не испытани су́дове Его, и не изследовани путие́ Его:
кто бо разуме́ ум Господень, или кто советник Ему бысть"
(Рим 11.33–34; Ис 40.13)? Неужели никто из нас,
возлюбленные, не думает, что мы сподобились крещения, и
никто не знает, что будет некогда суд? Что я говорю: суд?
О самой смерти и исходе из тела мы не помышляем от
ослепившей нас привязанности к предметам житейским.
Отстаньте, увещеваю вас, от такого зла. Вот я говорю и
свидетельствую пред Богом и избранными ангелами, что в
день суда оно будет причиною великаго бедствия и
невыносимаго огня. Если в притче о девах людей, имевших
светлую веру и чистую жизнь, Господь всех, видевший дела
их, отверг от чертога за недостаток милосердия (Мф 25.11);
то как мы, живущие в совершенной безпечности и
немилосердно поступающие с единоплеменниками своими,
удостоимся спасения? Посему увещеваю вас, не оставляйте
без внимания этих слов. Еретическия учения, несогласныя
с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы
обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об
их спасении. О, если бы все мы, питая любовь к Богу и
ближнему и исполняя заповеди Господни, удостоились
встретить небеснаго Жениха с елеем и горящими
светильниками в день воскресения, и представить Ему
многих, обязанных славою нашему состраданию, благодатию
и человеколюбием Единороднаго Сына Божия, с Которым Отцу,
вместе со Святым Духом, слава ныне и всегда и во веки.
Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Полное собрание творений Св. Иоанна
Златоуста,
Архиепископа Константинопольского в 12
т. СПБ:
С.-Петербургская Духовная Академия,
1898.
Том 1, книга 2, - С. 760-766.
Азбука веры
Примечание
1. Разумеются
Слова против аномеев.
2. Подобные мысли
находятся в послании св. Игнатия Богоносца к Смирнянам,
отд. 4–6.
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|