Василий Великий. Послание к Диодору
епископу Тарскому
Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля
Святитель Василий Великий - один из
величайших богословов и гимнографов, толкователь
Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил
усилия для включения в общецерковную жизнь и
упорядочения монашества, до этого развивавшегося
стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь
называет его Вселенским учителем.
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
***
Вступление
Дошло до нас письмо, имеющее подпись
Диодора, все же прочее в нем более приличествует кому
либо другому, нежели Диодору. Ибо мне мнится, яко некто
из хитрых, приняв на себя твое лице, хотел чрез то
соделать и себя достойным веры пред слушающими. Он быв
вопрошен от некоего: позволительно ли взяти в
супружество сестру умершия жены своея? - не ужаснулся
сего вопроса, но и равнодушно принял слышимое, и
вопросившему весьма отважно и усильно содействовал в
студном желании. Аще было бы у меня сие писание, я
послал бы его к тебе, и ты был бы довольно силен
защитити себя и истину. Но поелику показавший взял
обратно оное, аки бы некий знак победы надо мною, еще
прежде запретившим такие браки, носил повсюду, говоря,
яко имеет письменное позволение: то пишу ныне к тебе, да
сугубою рукою вооружимся против онаго подложнаго письма,
и не оставим ему никакой силы, дабы оно не могло легко
вредити читающим.
87. И так первое, и притом в делах сего
рода весьма важное, что имеем предложити, есть
соблюдаемый у нас обычай, имеющий силу закона, потому
что сии постановления преданы нам от святых мужей.
Обычай же таков: аще кто, будучи одержим страстью
нечистоты, впадет в безчинное совокупление с двумя
сетсрами: то и браком сие не почитается, и в церковное
собрание таковые приемлются не прежде, как по разлучении
друг от друга. Посему, аще бы и не можно было рещи
ничего другаго, довольно было бы и сего обычая для
преграды злу. Но поелику писавший письмо покушался,
ложным доводом, ввести в образ жизни толикое зло: то
нужно и нам прияти в помощь разсуждение, хотя в
предметах весьма ясных у всякаго сильнее разсуждения
бывает предубеждение. Ибо писано, говорит он, в книге
Левит: жену к сестре ея да не поймеши в ревнивую
соперницу, открыти срамоту ея пред нею, еще живе сущей
ей (Лев.18:18). Отсюда явно быти, сказует он, яко
позволительно взяти по смерти ея. На сие прежде всего то
реку, яко елика закон глаголет, сущым в законе глаголет
(Рим.3:19). Ибо иначе мы подлежали бы и обрезанию, и
субботе, и удалению от некоторых снедей. Ибо неужели
нам, когда найдем что-либо благоприятствующее нашему
сладострастию, подчиняти себя игу работы закона, а когда
какое из предписаний закона явится тяжким, прибегати к
свободе сущей во Христе? Нас вопрошали: есть ли в
Писании разрешение брати жену после сестры ея? Мы рекли:
нет; что и безопасно для нас и истинно, но посредством
благовиднаго заключения установляти мнение о том, что
умолчано, значило бы законополагати, а не приводити
слова закона. Ибо таким образом хотящему дерзнути, было
бы позволено, и при жизни жены взяти сестру ея. Ибо
такое же лжемудрствование может приспособлено быти и к
сему случаю. Писано, скажет он: не поимеши в ревнивую
соперницу, следовательно, взяти не имеющую ревности
закон не запретил. Посему защитник страсти речет, яко
сестры имеют нрав неревнивый. И так, когда нет причины,
по которой запрещено сожитие обеих: то что препятствует
взяти сестер? Сего не написано, скажем мы: но и того не
определено. Мысль же, выводимая чрез заключение, делает
позволительным и то и другое. Надлежало бы возвратитися
немного вспять, к предшествовавшим изречениям закона, и
тем освободитися от затруднения. Ибо примечается, яко
законодатель не все роды грехов объемлет, но в
особенности отвергает грехи Египтян, откуда изшел
Израиль, и Хананеев к которым он преселялся. Ибо так
читается: по делом земли Египетския, в ней же обитасте,
да не сотворите, и по начинаниям земли Ханаанския, в
нюже аз введу вы тамо, не сотворите, и по законом их не
ходите (Лев.18:3). Вероятно, сей род греха не был
допущен тогда в житии язычников: а потому и законодатель
не имел нужды ограждати от него, но достаточно было
непредвареннаго учением обычая для отвержения сея
гнусности. Но почему запретив большее, он умолчал о
меньшем? Потому, что многим из плотолюбивых, в отношении
к сожитию с сестрами живых жен, казался быти вреден
пример патриарха. Нам же что подобате творити?
Написанное глаголати, или умолчанное изыскивати? Ибо в
сих законах не написано и того, яко отец и сын не должны
входити к единой наложнице: но у пророка сие
подвергается величайшему осуждению. Сын бо, глаголет, и
отец влазяста ко единой рабыне (Амм.2:7): и сколько
других видов нечистых страстей изобрело бесовское
училище, о коих Божественное Писание умолчало? Не желая
нарушати своея священныя важности наименованиями
гнусностей, оно означило нечистоты общими
наименованиями, как глаголет апостол Павел: блуд же, и
всякая нчистота ниже да именуются в вас, якое подобает
святым (Эф.5:3): под именем нечистоты он заключает
недостойныя названия действия мужей и жен. Таким образом
умолчание не дает разрешения сластолюбцам. Я же сказую,
яко и не умолчал законодатель о сем виде беззакония, но
весьма сильно запретил оный. Ибо слова: да не внидеши ко
всякому ближнему плоти твоея открыти срамоты их
(Лев.18:6), заключают в себе и сей вид родства. Ибо для
мужа что может быти ближе собственной жены, или паче
своея ему плоти? Ибо они уже не суть два, но плоть
едина. Таким образом, посредством жены, сестра ея
преходит в родство мужа. Ибо как не может он взяти
матерь жены своея, ниже дщерь ея, потому что не может
взяти свою матерь, ниже дшерь ея: такожде не может взяти
сестру жены своея, потому что не может взяти сестру
свою. И обратно, не позволительно и жене
сожительствовати со сродниками мужа: потому что права
родства общи для обоих. Я же всякому, просящему совета о
браке, свидетельствую, яко преходит образ мира сего, и
время прекращенно есть, да и имущие жены, якоже не
имущии будут (1Кор.7:29-31). Аще же кто представит мне в
возражении оное изречение: раститеся и множитеся
(Быт.1:28), то я посмеюсь не различающему времен
законоположения. Вторый брак есть врачевство против
блуда, а не напутствие сластолюбию. Речено: аще ли не
удержатся, да посягают (1Кор.7:9). Но и посягая, да не
беззаконнуют. А те, которые оскверняя душу страстью
безчестия, не взирают и на естество, издревле
различившее наименования родства, каким именем родства
назовут рожденных от таких двух супружеств? Братиями ли
родными, или двоюродными? Ибо, по причине смешения, им
приличествовати будет и то и другое наименование. Не
делай человече, тетки детей мачехою их, и ту, которая
вместо умершия метери должна ласкати их не вооружай
неутолимою ревностию. Ибо едина ревность мачих и за гроб
простирает ненависть: или паче, другие бывшие врагами,
примиряются с умершими, а мачихи от смерти начинают
ненависть. Главное же из вышереченнаго есть следующее:
аще кто желает брака по закону, то ему отверста вся
вселенная; аще же желание его управляется страстью, тем
паче да воспретится ему брак, да научится сосуд свой
содержати в святости, а не в страсти похоти
(1Сол.4:4-5). Более глаголати стремящагося меня
удерживает мера послания. Желаю, чтобы или увещание мое
оказалось сильнейшим страсти, или чтобы беззаконие сие
не поселилось в нашей области, но оставалось в тех
местах, в которых дерзнули на оное.
Василий Великий, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию Великому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Василии Великом:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
|