Иоанн Златоуст. Беседа о наслаждении
будущими благами и ничтожестве настоящих
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Эта беседа, несомненно произнесенная в
Антиохии, хотя и неизвестно в котором году, трактует о
разных предметах нравственности. – Воздав похвалу тем из
своих слушателей, которые по своей ревности приходят
слушать священное слово, проповедник показывает: в чем
состоит истинное величие и истинное превосходство. –
Насколько духовные блага стоят выше благ земных. – Какое
различие между настоящей жизнью и будущей. – Наконец,
подробно обсуждается вопрос о том, каким образом Иисус
Христос сделал для нас легкими самые возвышенные
правила, совершая их Сам и предоставляя нам награды и
возмездия. – Заключительное увещание.
1. Силен жар и томителен зной, но не
ослабил он вашего усердия и не иссушил расположения к
слушанию (поучений). Таков пламенный и внимательный
слушатель: подкрепляемый любовью к слушанию, он легко
перенесет все, только бы исполнить это прекрасное и
духовное желание свое, и – ни холод, ни зной, ни
множество дел и забот, ни другое что-либо подобное не
может остановить его, тогда как ленивого и беспечного не
пробудят – ни благорастворение воздуха, ни досуг и
свобода, ни удобство и легкость; нет, он продолжает
спать каким-то сном, достойным всякого осуждения. Но вы
не таковы; нет, вы – лучшие из живущих в нашем городе. И
точно, первые люди в городе – вы, которые всегда так
внимательны и бодры, и неотступно следите за поучениями.
Это зрелище для меня величественнее царских чертогов.
Что там дается, то, каково бы ни было, прекращается
вместе с настоящей жизнью, и причиняет множество
беспокойств и тревог, а здесь ничего такого нет,
напротив, и совершенная безопасность, и честь, свободная
от тревог, и власть, не имеющая конца, не прекращаемая и
смертью, но тогда-то и делающаяся более безопасною. В
самом деле, не говори мне, что такой-то восседает на
колеснице, высоко поднимает брови и окружен толпою
телохранителей; не говори ни об его поясе, ни о крике
глашатая. Нет, покажи мне отличие начальника не в этом,
но в его состоянии по душе, то есть, управляет ли он
своими страстями, побеждает ли недуги (сердца),
например, обуздывает ли пристрастие к деньгам, укрощает
ли ненасытную любовь плотскую, не сохнет ли от зависти,
не возмущается ли сильною страстью тщеславия, не боится
ли и не трепещет ли бедности или неблагоприятной
перемены, не умирает ли от этого страха. Такого-то
покажи мне начальника; вот это – власть. Но если он,
управляя людьми, сам раболепствует страстям, о таком я
скажу, что это раб более всех людей. У кого внутри
гнездится горячка, о том, хоть внешний вид тела и
нисколько не показывает этой болезни, врачи однако,
наверное, говорят, что он одержим сильною горячкой,
тогда как простые люди этого не знают. Так и я о
человеке, у которого душа в рабстве и в плену у
страстей, не смотря на то, что внешний вид его ничего
такого не показывает, а (показывает) противное, скажу,
что он – более всех раб, потому что в нем глубоко
гнездится греховная горячка, и насильственная власть
страстей утвердилась в самой душе. А кто сбросил с себя
эту власть, не увлекается злыми пожеланиями, и не
страшится, не трепещет безрассудно нищеты и бесславия, и
прочих тягостей настоящей жизни, того, хоть он одет в
рубище, сидит в тюрьме и закован в цепи, назову
начальником, и свободным, и царственнее царей.
2. Такая власть не покупается за деньги,
и не имеет завистников; ее не знают ни язык злоречивого,
ни глаз зложелателя, ни ухищрения коварных; нет, живя
как бы в неприступном убежище любомудрия, она всегда
остается неодолимою, и не уступает не только другим
обстоятельствам, но и самой смерти.
Это доказывают мученики: тела их
разрушились и обратились в прах и пыль, но власть каждый
день живет и действует, – прогоняет демонов, искореняет
недуги, возбуждает целые города и ведет сюда народ. Сила
этой власти, не только при жизни обладающих ее, но и по
смерти их, такова, что никто по принуждению, а все идут
сюда по доброй воле и с охотою, и нисколько не
утомляются продолжительностью (как путешествия на
поклонение св. мученикам, так и церковной службы, в
храме их совершаемой). Видите, не напрасно я сказал, что
это зрелище – величественнее царских чертогов. Тамошнее
похоже на засыхающие листья и мимо текущие тени, а
даруемое здесь подобно алмазу, даже и его тверже, потому
что вечно, непоколебимо и не подлежит никакой перемене,
безбоязненно приходит к любящим его, свободно от брани и
распри, от зависти и судилищ, от козней и клеветы. Блага
мирские имеют много завистников, а духовные, чем
большему числу людей достаются, тем обильнее
оказываются. В этом можно убедиться и из настоящего
слова. Если это слово, которое передаю всем, удержу я у
себя, то буду беднее, а когда сообщаю всем, то, как бы
бросая семена в чистую землю, умножаю тем свое
достояние, увеличиваю богатство, вас всех делаю богаче,
да и сам не делаюсь от этого беднее, напротив – еще
гораздо богаче. Не так с деньгами, а совершенно,
напротив. Если бы у меня в кладовой было золото, и я
захотел раздавать его всем, – мое богатство, умаляясь
чрез эту раздачу, не могло бы оставаться в прежнем своем
количестве.
3. Итак, когда духовные блага так
превосходны, когда получить их весьма легко, так как они
желающим сообщаются даром, то возлюбим их более (всего),
а тени бросим, и не будем бежать к стремнинам и
подводным камням. Чтобы усилить в нас эту любовь (к
благам духовным), Бог устроил так, чтобы мирские блага
исчезали еще прежде смерти своего обладателя. В самом
деле, не тогда, как скончается обладатель их, не тогда
только и они кончаются, напротив, вянут и умирают еще
при жизни его, чтобы скоротечность их отвела от этой
страшной заразы и самых страстных и безумных искателей
их, открывая природу этих благ и научая опытом, что они
бессильнее тени, и чрез это искореняя в людях саму
любовь к ним. Например: богатство не только исчезает с
кончиною богатого, но даже оставляет его и при жизни;
молодость убегает от обладающего ею, не только тогда,
когда он скончается, но и когда еще дышит: она кончается
на пути зрелого возраста и уступает старости. Равно и
красота, и благообразие, еще при жизни женщины,
кончается и переходит в безобразие; слава и могущество –
тоже; почести и власть – однодневны и кратковременны,
умирают скорее людей, обладающих ими; словом, мы видим,
что и вещи (т.е. земные блага) ежедневно гибнут так же,
как и тела (человеческие). А это для того, чтобы мы,
пренебрегая настоящим, прилеплялись к будущему, и искали
наслаждения в последнем, чтобы, ходя по земле, сердцем
жили на небесах. Бог создал два века, один настоящий,
другой будущий, один чувственный, другой духовный, один
доставляющий телесное успокоение, другой – не телесное
(душевное), один на опыте, другой в надеждах, одному
повелел быть поприщем, другому – местом награды, первому
в удел назначил борьбу, труды и подвиги, второму –
венцы, награды и воздаяния, один сделал морем, другой
пристанью, один – кратким, другой – нестареющим и
бесконечным. Итак, поелику многие люди предпочитали
духовным благам чувственные, то в удел этим благам Он
назначил скоротечность и кратковременность, чтобы,
отвлекши этим от настоящего, привязать людей крепкой
любовью к будущим благам. А так как эти последние блага
невидимы и духовны, существуют в вере и в надеждах, то
смотри, что Он делает. Пришедши сюда, приняв нашу плоть
и совершив чудное то домостроительство, Он чрез это
будущие блага полагает нам пред глазами, и таким образом
удостоверяет (в их существовании) грубые умы наши. Так
как он пришел, чтобы принести (к нам) жизнь ангельскую,
землю сделать небом, и дать (нам) такие заповеди,
которые исполняющих их уподобляли бы бесплотным силам,
то и сделал людей ангелами, призвал их к высшим
надеждам, расширил тесные поприща (для борьбы), повелел
стремиться к высшему, восходить к самым верхним кругам
небесным, выступать против демонов и сражаться со всем
воинством диавола, (повелел) имея тело и находясь в узах
плоти, умерщвлять тела, прекращать волнение страстей,
плоть, как бы то ни было, носить на себе, и в то же
время усильно стараться сравниться с бесплотными силами.
4. Так как Он заповедал это, то смотри,
что делает, как облегчает подвиг. Впрочем, если угодно,
наперед скажем о важности заповедей, – о том, какой
высокий полет Он указал нам, как, выводя почти из
пределов природы человеческой, повелел всем переселиться
на небо. В самом деле, тогда как закон (Моисеев)
повелевает: "глаз за глаз" (Исх. 21:24), Он говорит:
"кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и
другую" (Мф.5:39). Не сказал: только перенеси обиду
благодушно и с кротостью, но: поди еще дальше в
любомудрии, будь готов терпеть больше, чем сколько
хочется обидчику; великостью твоего терпения победи
дерзкую наглость его, пусть он удивится необычайной
кротости твоей, и с тем отойдет прочь. И далее говорит:
"молитесь за обижающих вас"; молитеся за "врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас" (Мф.5:44). Предложил
совет и о девстве, говоря: "кто может вместить, да
вместит" (Мф.19:12). Так как оно, после преслушания
(Адамова), отлетело и удалилось из рая, то Он, сошедши с
неба, опять приводит его, возвращая, как будто беглеца,
в прежнее отечество, и освобождая из дальней ссылки;
пришедши (на землю), Он сам родился от Девы и переменил
законы природы; а таким образом в самом начале (своей
земной жизни) почтил девство, являя матерь свою девою.
Итак, поелику Он, пришедши (на землю), предписывал такие
заповеди и требовал (от нас) высокой жизни, то и награды
давал соразмерные трудам, и даже большие и высшие. Но и
эти (награды) были невидимы, только – в надеждах, в вере
и ожидании будущего. Так как, заповеди трудны и
возвышенны, а воздаяния и награды – в вере, смотри, что
Он делает, как облегчает подвиг, как помогает в борьбе.
Как и каким способом? Двумя следующими путями:
во-первых, тем, что Сам исполнил заповеди, а во-вторых,
тем, что показал и положил пред глазами (людей) награды.
Одну часть Его учения составляли заповеди, а другую –
награды. Заповедь: "молитесь за обижающих вас и гонящих
вас", а награда: "да будете сынами Отца вашего
Небесного" (Мф.5:44–45). Опять: "блаженны вы, когда
будут поносить вас и гнать и всячески неправедно
злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика
ваша награда на небесах" (Мф.5:11–12).
Видишь, одно – заповедь, а другое –
награда? Опять: "если хочешь быть совершенным, пойди,
продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь
сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною"
(Мф.19:21). Видишь иную заповедь и награду? Одно повелел
им (ученикам) делать, а другое Сам приготовил, и это
было наградою и возмездием. И опять: "всякий, кто
оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или
мать, или жену, или детей, или земли", – это заповедь;
"получит во сто крат и наследует жизнь вечную"
(Мф.19:29), – это награда и венец.
5. Итак, поелику заповеди были важны, а
награды за (исполнение) их невидимы, – вот, что Он
делает: Сам выполняет их на деле, и венцы полагает нам
пред глазами. Кому велят идти по непробитой дороге, тот
скорее и охотнее пойдет по ней, если увидит, что
кто-нибудь пошел впереди его. Так и в отношении к
заповедям, легко следуют те, которые видят идущих
впереди их. Итак, чтобы природе нашей легче было
следовать, Он, приняв нашу плоть и природу, пошел в ней
и выполнил заповеди на деле. Так заповедь: "кто ударит
тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", Он сам
исполнил, когда служитель архиерейский ударил Его по
щеке; Он не отмстил ему, но перенес с такою кротостью,
что сказал: "если Я сказал худо, покажи, что худо; а
если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Ин.18:23)? Видишь ли
кротость, приводящую в трепет? Видишь ли смирение,
поражающее изумлением? Получил удар не от какого-нибудь
свободного человека, но от служителя, взросшего под
бичом, родившегося в рабстве – и отвечает с такою
кротостью! Так и Отец Его говорил "Народ Мой! что сделал
Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне" (Мих.6:3). Как
он говорит: "если Я сказал худо, покажи", так и Отец
Его: "отвечай Мне". Как Он говорит: "что ты бьешь
Меня?", так и Отец: "что сделал Я тебе и чем отягощал
тебя?"
Опять, когда Он хотел научить
нестяжательности, смотри, как Сам показывает ее на деле,
говоря: "лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а
Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову"
(Мф.8:20). Видишь, какая крайняя нестяжательность? Не
было у Него ни стола, ни светильника, ни дома, ни стула,
ни другого чего такого. Учил Он благодушно переносить
злословие, и показал это на деле. Так, когда (иудеи)
называли Его бесноватым и самарянином, Он, хоть и мог
погубить и отомстить им за обиду, не сделал однако
этого, напротив еще оказал им добро и изгнал из них
демонов. Сказав: "молитесь за обижающих вас", Сам
исполнил это, когда взошел на крест: когда Его распяли и
пригвоздили (ко кресту), Он, вися на кресте, сказал:
"прости им, ибо не знают, что делают" (Лк.23:34).
Говорил же это не потому, чтобы Сам не мог отпустить, но
– чтобы научить нас молиться за врагов. Так как Он не
только учил на словах, но и выполнял свое учение на
деле, поэтому употребил и молитву. Итак, никто из
еретиков, видя великое человеколюбие Его, да не думает,
будто эти слова показывают немощь Его. Он сам сказал:
"чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на
земле прощать грехи" (Мф.9:6). Нет, Он хотел учить, а
учащий вводит свое учение, не только словами, но и
делами своими. Поэтому Он употребил и молитву. Так Он
умыл и ноги ученикам не потому, чтобы был меньше их;
нет, Он, будучи Бог и Господь, только снизошел до такого
смирения.
6. Вот почему Он и говорил: "научитесь
от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф.11:29). А
как еще иначе Он показал и положил нам пред глазами сами
награды и воздаяния, – послушай. Обещал Он воскресение
тел, нетление, сретение (Его) на воздухе, восхищение на
облаках; и это доказал на деле. Как и каким способом?
Тем, что, умерши, воскрес; для того и был Он вместе с
ними (учениками) в продолжение сорока дней, чтобы
удостоверить их и вразумить, каковы будут наши тела по
воскресении. Опять, сказав чрез Павла: "вместе с ними
восхищены будем на облаках в сретение Господу на
воздухе" (1Сол.4:17). Он и это доказал делами. По
воскресении, когда благоволил взойти на небо, Он, в
присутствии их (учеников), сказано, "Он поднялся в
глазах их, и облако взяло Его из вида их" (Деян.1:9).
Значит, и наше тело будет сообразно Его телу, потому что
из одного с ним вещества, так как что с главою, то и с
телом; что с началом, то и с концом. Это желая показать
яснее, и Павел сказал: "тело наше преобразит так, что
оно будет сообразно славному телу Его" (Флп.3:21). Итак,
если наше тело будет сообразно (телу Иисуса Христа), то
и пойдет тем же путем, и так же поднимется на облаках.
Этого ожидай и ты в воскресение. Так как слово о
царствии было темно для слушавших Его тогда, потому Он,
взошедши на гору, преобразился пред учениками своими
(Мф.17:1–2), чтобы открыть им будущую славу, и как бы в
зеркале и хоть не ясно показать, каково будет наше тело.
Но тогда (во время преображения Господня) явилось (тело)
в одеждах, а в воскресение не так. Тело наше уже не
будет нуждаться ни в одеждах, ни в покрове, ни в доме,
ни в другом чем-либо подобном. Если Адам до преступления
не стыдился своей наготы, потому что облечен быль
славою, – тем более наши тела, перешедши в высшее и
лучшее состояние, не будут ни в чем этом нуждаться.
Поэтому-то и сам Господь, когда воскрес, то одежды свои
оставил во гробе и в пещере погребальной, а тело
воскресил нагим, окруженным несказанною славою и
блаженством. Зная это, возлюбленные, и будучи вразумлены
словами и научены глазами, станем вести такую жизнь,
чтобы, как восхищены будем на облаках, всегда жить
вместе с Ним, и, спасшись Его благодатию, наслаждаться
вечными благами, которые да получим все мы во Христе
Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу, со Святым Духом,
слава, держава, честь, поклонение, ныне и присно, и во
веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1897.
Том 3, Книга 1, - С. 358-365.
Азбука веры
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|