Григорий Богослов. Слово на неделю
новую, на весну и в память мученика Маманта
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Древен и с доброй целью установлен закон
чтить день Обновления, лучше же сказать, с днем
Обновления чтить новые благодеяния и чтить не однажды,
но многократно, всякий раз как с новым обращением года
возвращается тот же день, дабы дарованное благо со
временем не изгладилось из памяти и не исчезло,
потерявшись в глубине забвения. Обновляются, как читаем
у Исаии, острова к Богу (41:1); что бы ни надлежало
понимать под этими островами, а, по моему мнению,
понимать должно Церкви, недавно устроенные из язычников,
возникающие из горького неверия и получающие твердость,
удобовосходимую для Бога. Обновляется, у другого Пророка
(Иер.1:18), медная стена, то есть, как думаю, душа
твердая и златовидная, новоутвержденная в благочестии.
Мы имеем повеление петь Господу песнь новую (Пс.149:1),
увлечены ли мы были грехом в Вавилон, в эту лукавую
слитность, и потом счастливо возвратились во Иерусалим,
и как там, будучи на земле чуждой, не могли петь
божественной песни, так здесь составили и новую песнь, и
новый образ жизни, или постоянно пребывали и преуспевали
в добре, и иное уже совершили, а иное еще совершаем при
помощи Святого и обновляющего Духа. Обновляется, и
притом весьма великолепно, Скиния свидения, которую Бог
показал, Веселиил совершил, а Моисей водрузил.
Обновляется и царство Давидово, даже однажды, но в
первый раз при помазании, а в другой - при
провозглашении Давида царем. Настал же тогда праздник
обновления в Иерусалиме, и была зима (Ин.10:22), то есть
зима неверия. И пришел Иисус - Бог и храм, Бог вечный,
храм новый в один день разоряемый, в три дня
восстанавливаемый и пребывающий вовеки, да буду я
спасен, воззван от древнего падения, и сделаюсь новой
тварью, воссозданный таковым человеколюбием.
Божественный Давид желает сердца чистого, в нем
созидаемого, и духа правого, обновляемого во утробе его,
не потому, чтобы не имел (кому же и иметь, как не
великому Давиду?), но потому, что признает новым
настоящее, непрестанно прилагаемое к прошедшему. Но
какая мне нужда говорить о большем числе обновлений?
Могу объяснять настоящее Обновление, которое ныне
празднуем - от смерти преходя к жизни. Обновление,
обновление - наш праздник, братья; да повторяется это
неоднократно от удовольствия. И какое еще обновление?
Кто знает, пусть научит этому, а не знающий да обновит
слух!
Бог есть свет неприступный. Он
непрерывен, не начинался, не прекратится; Он неизменяем,
вечносияющ и трисиятелен; немногие (думаю же, едва ли и
не многие) созерцают Его во всей полноте. Силы,
окружающие Бога и служебные духи - суть вторые светы,
отблески Света первого. А свет, который у нас, не только
начался впоследствии, но пресекается ночью, и сам
равномерно пресекает ночь. Он вверен зрению, разлит в
воздухе, и сам приемлет то, что отдает; ибо доставляет
зрению возможность видеть, и первый бывает видим
посредством зрения, разлитый же вокруг видимых предметов
сообщает им видимость. Бог, восхотевший устроить этот
мир, который состоит из видимого и невидимого и служит
великим и дивным проповедником Его величия, этот Бог для
существ присносущих Сам есть Свет, а не иной кто (ибо
нужен ли свет вторичный для тех, которые имеют Свет
высочайший?). А существа дальние и нас окружающие прежде
всего осияет Он этим видимым светом. Ибо великому Свету
прилично было начать мироздание сотворением света,
которым уничтожает Он тьму и бывшие дотоле нестройность
и беспорядок. И, как рассуждаю, вначале Бог сотворил не
этот органический и солнечный свет, но не заключенный в
теле и в солнце, а потом уже данный солнцу освещать всю
Вселенную. Когда для других тварей осуществил Он прежде
вещество, а впоследствии облек в форму, дав каждому
существу устройство частей, очертание и величину; тогда,
чтобы сделать еще большее чудо, осуществил здесь форму
прежде вещества (ибо форма солнца - свет), а потом уже
присовокупляет вещество, создав око дня, то есть солнце.
Поэтому к дням причисляется нечто первое, второе, третье
и так далее до дня седьмого, упокаивающего от дел, и
этими днями разделяется все сотворенное, приводимое в
устройство по неизреченным законам, а не мгновенно
производимое Всемогущим Словом, для Которого помыслить
или изречь значит уже совершить дело. Если же последним
явился в мир человек, почтенный Божиим рукотворением и
образом, то это нимало не удивительно, ибо для него, как
для царя, надлежало приготовить царскую обитель, и потом
уже ввести в нее царя в сопровождении всех тварей.
Итак, если бы мы пребыли тем, чем были,
и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были,
и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же бы
мы сделались? Бессмертными и близкими к Богу. Но
поскольку завистью лукавого смерть в мир
вошла(Прем.2:24) и овладела человеком через обольщение,
то Бог, став человеком, страждет как человек, и нищает
до восприятия плоти, чтобы мы обогатились Его нищетой.
Отсюда смерть, и гроб, и воскресение. Отсюда новая тварь
и по празднике праздник; и я опять учредитель торжества,
праздную обновление моего спасения.
"Что же? - скажешь. - Разве не
обновления день был и первый Воскресный день,
последовавший за этой священной и светоносной ночью? Для
чего даешь это наименование нынешнему дню, о
празднолюбец, вымышляющий многие веселья?" - То был день
спасения, а это день воспоминания спасения. Тот день
разграничивает собой погребение и воскресение, а этот
есть чисто день нового рождения, чтобы, как первое
творение начинается днем недельным (а это видно из того,
что седьмой от него день делается субботой, потому что
он день упокоения от дел), так и второе творение
начиналось опять тем же днем; потому что он есть первый
в числе последующих за ним, и восьмой в числе
предшествующих ему - день из высоких высокий, из дивных
дивный, ибо ведет к горнему состоянию. Об этом дне, мне
кажется, гадает и божественный Соломон, повелевая давать
часть семи, то есть настоящей жизни, и восьми
(Еккл.11:2), то есть жизни будущей, как от здешнего
благоделания, так и от тамошнего восстанавления. Но и
великий Давид в честь этого же дня воспевает псалмы свои
о восьмом (Пс.6 и 11), так как этому же дню обновлений
воспевает другой псалом (29), именуя какое-то обновление
дому, а этот дом - мы, которые удостоились быть,
именоваться и сделаться храмом Божиим.
Вот вам слово о дне Обновления! Но и
сами обновитесь, и совлекшись ветхого человека, в
обновленной жизни (Рим.6:4) жительствуйте, наложив узду
на все, от чего бывает смерть, обучив все члены,
возненавидев или изблевав всякую негодную снедь древа, и
для того только памятуя древнее, чтобы избегать его.
Прекрасен на вид и хорош в снедь был тот плод, который
умертвил меня. Будем избегать доброцветности, станем
смотреть на самих себя. Да не победит тебя доброты
похоть, да не восхитишься веждами (Притч.6:24), если
можно, даже и беглого взгляда, помня Еву, эту сладкую
приманку, драгоценную отраву. Спасет ли того чужая, кого
погубила своя? Да не услаждается гортань твоя, в которой
бывает поглощено все, что дают ей, и многоценное, прежде
нежели ею принято, делается ничего не стоящим по
принятии. Тебя изнежило обоняние? Избегай благовоний.
Расслабило осязание? Откажись от всего, что гладко и
мягко. Убедил слух? Затвори двери всякой обольстительной
и праздной беседе. Открывай уста твои слову Божию
(Притч.31:81), чтобы привлечь Дух, а не похитить себе
смерти. Если обольщает тебя что-нибудь запрещенное,
вспомни, кто ты был, и от чего погиб. Если хотя
несколько уклонился ты от здравого смысла, войди в себя,
пока не совершенно обезумел и подвергся смерти, из
ветхого стань новым и празднуй обновление души. Гнев
питай на одного только змия, через которого ты пал. Всю
страстную силу твою устреми к Богу, а не к чему-либо
иному злокозненному и обманчивому. Во всем да
начальствует рассудок, и лучшее тебе да не увлекается
худшим. Не питай ненависти, и притом без причины, к
брату своему, за которого Христос умер и, будучи Богом и
Владыкой, стал твоим братом. Не завидуй благоуспевшему
ты, который сам возбудил к себе зависть, поверил, что
тебе завидуют, и через то низложен. Не презирай слез ты,
который сам претерпел достойное многих слез, и потом
помилован. Не отталкивай от себя бедного ты, который
обогащен Божеством; в противном случае, по крайней мере,
не обогащайся во вред бедному, ибо и это уже много
значит при нашей ненасытности. Не презирай странника, за
которого Христос был странником (а у Христа все мы
странники и пришельцы), да не будешь по-прежнему
устранен из рая. Нуждающемуся в крове, пище и одежде
доставь это ты, который пользуется этим, и еще сверх
нужды. Не люби богатства, если оно не помогает бедным.
Прощай - получивший прощение, милуй - помилованный.
Человеколюбием приобретай человеколюбие, пока есть к
тому время. Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся
тебе пути твоей деятельности. Живущие под игом
супружества! Дайте нечто и Богу, потому что вы связаны.
Девы! Отдайте Богу все, потому что вы свободны. Не
будьте хищницами рабского сластолюбия, избегающие
свободы тем, что живете с мужьями, хотя они вам не
мужья. Не терплю, чтобы вы непрестанно страдали
сладострастными воспоминаниями. Ненавижу знакомства
через воздух. Сильные, убойтесь Сильнейшего; сидящие на
высоких престолах, устрашитесь Вышнего! Не дивись тому,
что непостоянно. Не презирай того, что постоянно. Не
сжимай крепко того, что взятое в руки расплывается. Не
ревнуй о том, что достойно не зависти, а ненависти. Не
возносись высоко, чтобы не пасть глубже. Не ставь в
великое, что кажешься лучше плохих, но скорби, что
превосходят тебя добрые. Не смейся падению ближнего; сам
ходи, сколько можешь, непреткновенно, но и лежащему на
земле подавай руку. В печали не теряй надежды на
благоденствие, и при успешном течении дел жди печали. В
один год бывают четыре времени года; одно мгновение
производит многие перевороты. Удовольствие да
пресекается у тебя заботой, а скорбь - лучшей надеждой.
Так обновляется человек, так чествуется день обновления,
таким наслаждением, такими яствами. Да не являются,
сказано, пред лице Мое (κενος) с пустыми руками
(Исх.23:15), но принесут с собой что-нибудь доброе. А
теперь явись (καινος) нов, с иными нравами, всецело
изменен. Древнее прошло, теперь все новое (2Кор.5:17).
Эти плодоноси празднику, изменись добрым изменением, и
даже в таком случае не думай о себе высоко, но скажи с
Давидом: это изменение десницы Всевышнего (Пс.76:11), от
Которого все благоуспешное в людях. Слово Божие хочет,
чтобы ты не на одном месте стоял, но был приснодвижен,
благодвижен, совершенно новоздан, и если грешишь,
отворачивался от греха, а если благоуспеваешь, еще более
напрягал силы. Вчера вера твоя была сообразна с
обстоятельствами времени, ныне познай веру Божию, долго
ли тебе хромать на оба колена (3Цар.18:21)? Долго ли
будешь готовить нужное к строению? Займись наконец самой
постройкой. Вчера вменял ты себе в честь казаться, ныне
вмени в большую себе честь быть тем на самом деле. Долго
ли будут одни грезы? Позаботься когда-нибудь и о
действительности! Вчера ты был любителем зрелищ; окажись
ныне любителем созерцаний. Вчера был ты злоречив, нагл,
ныне говори одно доброе и будь кроток. Вчера предавался
ты пьянству, ныне служи целомудрию. Ныне пьешь вино,
завтра пей воду. Ныне нежишься на ложах из слоновой
кости и мажешься наилучшими мастями (Ам.6:4,6), завтра
ложись на голой земле и бодрствуй. Из смеющегося
сделайся задумчивым, вместо щегольских одежд надень
рубище, вместо высокомерного и напыщенного вида прими
простую наружность, из златоносца стань нищетолюбцем, из
высокомерного - поникшим к земле. Если так будешь
рассуждать и поступать, то будет небо новое и земля
новая для тебя, постигающего как прочее, так и этому
основание.
Но перейдем уже и к тому, чтобы
воспраздновать прилично времени. Ибо все прекрасно
собирается к торжеству и радуется. Смотри, каково
видимое! Царица времен года выходит навстречу царице
дней и приносит от себя в дар все, что есть
прекраснейшего и приятнейшего. Ныне небо прозрачно, ныне
солнце выше и златовиднее, ныне круг луны светлее и сонм
звезд чище. Ныне вступают в примирение волны с берегами,
облака с солнцем, ветры с воздухом, земля с растениями,
растения со взорами. Ныне источники струятся прозрачнее,
ныне реки текут обильнее, разрешившись от зимних уз, луг
благоухает, растение цветет, трава скашивается, и агнцы
скачут на злачных полях. Уже корабль выводится из
пристани с восклицаниями, притом большей частью
благоугодными, и окрыляется парусом; дельфин, с
возможным удовольствием переводя дыхание и поднимаясь
наверх, играет около корабля и неутомимо сопровождает
плывущих. Уже земледелец водружает в землю плуг, возводя
взор горе и призывая на помощь Подателя плодов; уже
ведет он под ярмо вола - оратая, нарезывает пышную
борозду и веселится надеждами. Уже пасущие овец и волов
настраивают свирели, наигрывают пастушескую песнь и
встречают весну под деревьями и на утесах, уже садовник
ухаживает за деревьями, птицелов заготовляет клетки,
осматривает лучки, замечает полет птиц, рыболов
всматривается в глубины, очищает сетки и сидит на
камнях. Уже трудолюбивая пчела, расправив крылья и
оставив улей, показывает свою мудрость, летает по лугам,
собирает добычу с цветов, и иная обделывает соты,
переплетая шестиугольные и одна на другую опрокинутые
чашечки, и смыкая их попеременно, то прямо, то под
углом, вместе для красоты и для прочности; а иная
складывает мед в эти хранилища и возделывает для
пришлого гостя сладкий и без плуга взращенный плод. О,
если бы поступили так и мы, Христос пчельник, мы -
имеющие перед собой такой образец мудрости и трудолюбия!
Уже птица вьет себе гнездо, одна прилетает в него
временно, другая живет в нем постоянно, а иная летает
вокруг, оглашает лес и как бы разговаривает с человеком.
Все воспевает Бога и славит Его бессловесными гласами. И
через меня за все приносится благодарение Богу. Таким
образом, хвалебная их песнь делается моею, от них и я
беру повод к песнословию. Ибо ныне выражает радость свою
все живущее, и у нас наслаждается всякое чувство. Ныне
гордый и горячий конь, которому наскучило стоять под
кровлей, разорвал привязь, скачет по полю и красуется
при реках.
Что еще? Ныне Мученики под открытым
небом совершают торжественное шествие, к светлым алтарям
созывают народ христолюбивый и возвещают свои подвиги. К
их числу принадлежит и мой венценосец (он мой, хотя и не
у меня; да падет зависть! - говорю знающим),
знаменитейший Мамант, и пастырь и мученик. Он прежде
доил ланей, которые одна перед другой спешили напитать
праведника необыкновенным молоком; а теперь пасет народ
матери городов, и сегодня, среди многих тысяч отовсюду
спешащих людей, празднует обновление весны - как
отличающейся красотами добродетелей, так достойной
Пастырей и торжественных слов.
Скажу еще короче: ныне весна
естественная, весна духовная, весна для душ, весна для
тел, весна видимая, весна невидимая; и, о если бы мы
сподобились ее там, прекрасно изменившись здесь, и
обновленными придя в новую жизнь, о Христе Иисусе
Господе нашем, Которому всякая слава и честь и держава
со Святым Духом, во славу Бога Отца, аминь!
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Григорий Богослов. Собрание творений: в 2т.
Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, - С. 795-803
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|