Григорий Богослов. Слово защитительное,
говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия
Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в
епископа Сасимского
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Снова на мне помазание и Дух, и опять
хожу плача и сетуя (Пс.34:14). Вы, может быть, дивитесь
этому, но и Исаия, пока не видит славы Господней и
престола высокого и превознесенного и серафимов вокруг
него, не говорит ничего подобного, не показывает ни
огорчения, ни страха; и хотя обвиняет Израиля, но себя
щадит и отделяет как ни в чем невиновного. Когда же
увидел это и услышал святой и таинственный глас, - как
бы начиная лучше сознавать себя, говорит: о горе мне,
ибо я человек с нечистыми устами (Ис.6:5), и
присовокупляет последующие за этим слова, которых не
скажу, чтобы не произнести чего оскорбительного. Нахожу
также о Маное, древнем Судии, а потом и о Петре, столпе
Церкви, что один, когда узнал, насколько бывшее ему
видение превышает его природу и силы, говорит жене: мы
погибли, ибо видели Бога; другой же не выносит
Спасителева присутствия и чудодействия, которое явил
Господь плывшим с Ним при ловле рыбы, и потому, хотя
приходит в удивление, однако же отсылает с корабля,
присовокупляя и причину ту, что сам он недостоин Божия
явления и собеседования. И когда слышу в Евангелии о
сотнике, который просит Христа показать силу, но
отрекается видеть Его у себя, потому что кров его не
может вместить Божия достоинства и величия; тогда не
могу порицать себя за страх и сетование. Ибо как солнце
обличает слабость глаза, так Бог пришествием Своим -
немощь души; и Для одних Он - свет, а для других -
огонь, смотря по тому, какое вещество и какого качества
встречает в каждом. Как думать и о Сауле? И он был
помазан, принял Духа, сам стал духовен (не могу и
сказать о нем иначе), даже пророчествовал, притом так
неожиданно и необыкновенно, что чудо это обратилось в
пословицу и доныне повторяемую: неужели и Саул во
пророках (1Цар.10:11). Поскольку же он не всецело предал
себя Духу и не совершенно обратился в человека иного,
как было предречено (1Цар.10:6), но оставалась в нем
некоторая искра прежнего зла, и несколько худого семени,
еще продолжалась борьба плоти и духа... но к чему
выставлять на позор все его недостатки? Вам известен
этот сопротивный дух, и певец, который отгоняет его.
Разве можем из этого познать еще то, что, как благодать
не касается людей недостойных и органа худого и
ненастроенного (ведь прекрасно сказано, в чем я уверен,
как в лукавую душу не войдет премудрость (Прем.1:4), так
(присовокуплю это от себя), по причине непостоянства и
переменчивости устройства и природы человека, не менее
трудное для него дело сохранить в себе достоинство и
стройность, как и вначале благоустроить себя и сделаться
достойным). Но нередко сама благодать (наименую такое
зло, которое в нас всего бедственнее и непонятнее),
приводя в кипение и надмевая, удаляла от Бога
приближавшихся к Нему неправо; и мы в самом уже
возношении бываем низлагаемы, грех оказывается грехом,
потому что посредством доброго причиняет мне смерть
(Рим.7:13). Этого-то убоявшись, исполнился я горести,
потупил взоры и испытал нечто подобное тому, что бывает
при блеске молнии с детьми, в которых зрелище это
производит удовольствие, смешанное с ужасом. Я вместе
возлюбил и устрашился Духа; нужно стало некоторое
временя, чтобы мне, собравшись с самим собой,
отрезвиться и избрать лучшее и безопаснейшее и чтобы,
когда не будет скорби, как плевел в семени, и худые
мысли уступят место лучшим, - совершенно победил Дух и
употребил меня на Свое служение и делание, к совершению
людей этих, к управлению душами, к обучению словом,
делом и примером, с оружием правды в правой и левой руке
(2Кор.6:7), к благоискусному прохождению пастырства,
которое отвлекает от мира, приходит к Богу, истощает
тело, соединяет с Духом, избегает тьмы, радуется о
свете, отгоняет зверей, собирает стадо в ограду,
остерегается стремнин и пустынь и гонит на горы и
высоты, о которых, по моему мнению, говорит и чудный
Михей, возводя нас от земли на приличную нам высоту:
приблизьтесь к горам вечным - встаньте и уходите, ибо
страна сия не есть место покоя (Мих.2:10), хотя
некоторые и думают найти себе покой в земном и дольнем.
Такому пастырству научите меня, друзья,
а теперь уже Пастыри и сопастыри мои; такого пастырства
дайте мне уставы, - и ты, общий отец, в продолжение
времени поставивший и переживший многих Пастырей, и ты,
испытатель и судья моего любомудрия! Но застигнутые и
оглушаемые бурей, можем ли мы искусно пасти и питать
стадо? Равнодушно выслушай меня, ты, который, будучи в
числе овец, когда мы с тобой (не оскорбись моим словом)
принадлежали еще к бессловесному стаду, поступал гораздо
человеколюбивее, нежели как поступаешь, став пастырем,
когда мы удостоены духовной пажити. В твоей стал я
власти, как тебе хотелось, и ты победил непобедимого.
Вот тебе сверх прочего и слово, которого ты, зная,
домогался и которое хваля осыпал меня, коснеющего в
безмолвии, частыми и густыми снегами слов твоих. Но есть
нечто, за что могу укорить тебя в дружбе. Кто из общих
друзей рассудит меня, кто будет неподкупным судьей и
произнесет правдивый приговор, не станет, как поступают
многие, уважать лица на суде? Прикажешь ли сказать, в
чем укоряю, и не обратишь ли опять против меня слова
своего? И у тебя, дивный муж, произошло со мной нечто
неизъяснимое, подлинно неизъяснимое и невероятное, чего
до сих пор у нас не слыхано. Я уступил не убеждению, но
принуждению. И не чудно ли! как все переменилось, какое
положено между нами расстояние! Чем? (Как угодно тебе,
так и скажу) - престолом или величием благодати?
Впрочем, веди, поспеши и царствуй
(Пс.44:5), и паси меня, пастыря, потому что я готов
следовать за тобой и быть водим твоей пастырской,
высокой и божественной душой. (Ибо надобно сказать
истину, хотя из любви дерзнул я на твое и сверх закона.)
Научи меня своей любви к пастве, своей заботливости и
вместе благоразумию, внимательности, неусыпности,
покорности плоти твоей, с какой она уступила духу, этому
цвету лица, свидетельствующему о пастырских трудах, при
кротости - строгому обращению, при производстве дел -
веселости и спокойствию (чего не во многих найдешь, и
чему немного бывало примеров), своим ратованиям за
паству и победам, которые одержал ты во Христе. Скажи,
на какие пажити водить стадо, к каким ходить источникам
или каких избегать пажитей и воды, кого пасти палицей и
кого пасти свирелью; когда выводить на пастбища и когда
сзывать с пастбищ; как вести брань с волками и как не
вести брани с пастырями, особенно в нынешнее время,
когда (выражу скорбь словами святейших пророков) пастыри
сделались бессмысленными (Иер.10:21), и разгоняют овец
паствы (Иер.23:1); как изнемогшее поднять, падшее
восставить, заблуждающее обратить, погибшее взыскать и
крепкое сохранить; как мне научиться этому и соблюсти
это согласно с истинным и вашим учением о долге Пастыря,
а не стать худым пастырем, который молоко ест, волною
одевается, тучное закапает или продает, а прочее
оставляет зверям и стремнинам, и самого себя пасет, а не
овец, в чем укоряемы были древние предстоятели Израиля
(Иез.34:3-4). Этому научите, этими правилами подкрепите
меня, по этим заповедям будьте Пастырями и сопастырями и
спасите как учением, так и молитвами меня и мою
священную паству, чтобы и мне устоять, и вам похвалиться
в день явления и откровения великого Бога и
Пастыреначальника нашего, Иисуса Христа, через Которого
и с Которым слава Отцу Вседержителю со Святым и
Животворящим Духом и ныне, и во веки веков. Аминь.
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Григорий Богослов. Собрание творений: в
2т.
Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, -
С. 227-230
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|