Василий Великий. Беседа двадцатая. О
смиренномудрии
Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля
Святитель Василий Великий - один из
величайших богословов и гимнографов, толкователь
Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил
усилия для включения в общецерковную жизнь и
упорядочения монашества, до этого развивавшегося
стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь
называет его Вселенским учителем.
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
***
О, если бы человек пребыл в славе пред
Богом, и имел высоту не поддельную, но истинную,
возвеличенный Божией силою, просветляемый Божией
премудростью, увеселяемый вечною жизнью и ее благами! Но
он изменил в себе вожделение Божественной славы, и
понадеявшись на большее, поспешив к тому, чего не
получил, потерял и то, что мог иметь. И с тех пор
величайшим для него спасением, врачевством от болезни и
средством возвратиться в первобытное состояние служит
скромность, то есть, чтобы не вымышлять самому от себя
облечения какою-то славою, но искать славы у Бога. Этим
только исправит он ошибку; этим уврачует недуг; чрез это
возвратится к священной заповеди, которую оставил.
Между тем диавол, низложивший человека
надеждою ложной славы, не престает поощрять его теми же
побуждениями и изобретать для сего тысячи козней.
Представляет ему чем-то важным, если обложится он
деньгами, чтобы тем величался и о том заботился, что
нимало не ведет к славе, а великие приносит опасности;
потому что приобретение денег - начало любостяжания, а
обладание ими не ведет к доброй славе, но понапрасну
ослепляет, попусту надмевает и производит в душе
болезнь, подобную опухоли. Толщина опухших тел и не
здорова, и не полезна, а напротив того болезненна и
вредна; в ней начало опасности, скрытая причина
погибели. То же самое и гордость в душе. И не от одних
денег рождается в человеке превозношение: люди
превозносятся не одною пышностью снедей и одежд,
приобретаемых за деньги, не тем одним, что устрояют
сверх нужды дорогие и роскошные столы, облекаются в
ненужные одежды, созидают огромные домы, испещренные
украшениями, водят за собою множество сопровождающих
слуг и бесчисленные толпы ласкателей; но они, забывая
свою природу, величаются чинами, в которые возводятся по
выборам. Если народ возвел в чин; если удостоил
какого-либо председательства, приговорил почтить высоким
саном: то вот уже, как бы став выше человеческой
природы, думают о себе, что едва не на облаках сидят, а
низших себя людей считают подножием, превозносясь пред
теми, которые дали им чин, гордясь против тех, чрез кого
в собственном своем мнении стали что-то значить!
Продолжая дело, исполненное безумия, имея славу, которая
непостояннее сновидения, облекаясь в блистательность,
которая пустее ночных призраков, по мановению народа
возникает и оп его же мановению исчезает. Таков был этот
неразумный сын Соломонов, юный возрастом и еще более
юный умом, который народу, просившему правления
снисходительнейшего, угрожал правлением еще более
обременительным, и за сию угрозу лишился царства. Чрез
это надеялся показаться более полновластным, чрез это
самое потерял и то достоинство, какое имел. Человека
делает также дерзким сила рук, скорость ног,
благообразие тела, хотя все это истребляет болезнь,
истощает время. И не разумеет он, что всяка плоть сено,
и всяка слава человеча, яко цвет травный: изсше трава, и
цвет отпаде (Ис.40,6). Таковы были кичение исполинов
силою, богопротивное мнение о себе безумного Голиафа;
таковы были Адония, высоко думавший о красоте, и
Авессалом, превозносившийся длинными волосами.
И что, по-видимому, гораздо важнее и
прочнее других, у человека находящихся, благ, - мудрость
и благоразумие, и это ведет к суетному превозношению,
доставляет высоту не истинную: потому что и сии блага
вменяются ни во что, как скоро нет премудрости, которая
у Бога. Ибо самому диаволу не удается ухищрение против
человека: что измышлял он против человека, то, сам того
не зная, устроил против себя, не столько повредив тому,
кого надеялся отдалить от Бога и от вечной жизни,
сколько изменив себя тем, что отпал от Бога и осужден на
вечную смерть. И поставил сеть Господу, сам он уловлен
ею, распят на том кресте, на котором думал Его распять,
умер тою смертью, которою надеялся умертвить Господа.
Если же и князь мира, первый, величайший и невидимый
наставник мирской мудрости, уловляется собственными
ухищрениями, впадая в крайнее неразумие: то тем паче
ученики и ревнители его, хотя бы тысячекратно
умудрялись, глаголющеся быти мудри, объюродеша
(Рим.1:22). Ухищряется Фараон на погибель Израиля: но
ухищрение его неприметно разрушается, от чего и не
ожидал. Младенец, по его повелению преданный на смерть,
тайно воспитан в собственном его доме, сокрушил силу его
и целого народа, и избавил Израильтян. Убийца Авимелех,
незаконнорожденный сын Гедеонов, умертвивший семьдесят
законных сынов и думавший, что нашел мудрое средство -
прочно овладеть царством, сокрушает, правда,
споспешников своих в убийстве, но и сам сокрушается ими
и погибает, наконец, от женской руки и от удара камнем.
И все Иудеи, придумали против Господа пагубное
намерение, рассуждая сами с собою: аще оставим тако, вси
уверуют в Него: и придут Римляне, и возмут место и язык
наш (Ин.11:48). От этого намерения дошедши до
христоубийства в той же мысли, что спасают народ и
страну, погубили это тем самым, чем намеревались спасти,
и из страны изгнаны, и стали чужды законов и
Богослужения. И вообще, из тысячи примеров можно
уразуметь, что преимущество человеческой мудрости не
прочно и более маловажно, и низко, нежели велико и
высоко.
Поэтому ни один благомыслящий не будет
высоко думать о своей мудрости и о прочем вышесказанном,
но поверит прекрасному увещеванию блаженной Анны и
пророка Иеремии: да не хвалится мудрый мудростию своею,
и да не хвалится крепкий крепостию своею, и да не
хвалится богатый богатством своим (Иер.9:23; 1Цар.2:10).
Но в чем же истинная похвала? И чем человек велик? О
сем, сказано, да хвалится хваляйся, еже разумети и
знати, яко Аз Господь (Иер.9:24). Вот высота человека,
вот слава и величие его - знать истинно великое,
прилепляться к нему и искать славы у Господа славы.
Апостол же выражается: хваляйся, о Господе да хвалится,
говоря, что Христос бысть нам премудрость от Бога,
правда же и освящение, и избавление: да, якоже пишется,
хваляйся о Господе да хвалится(1Кор.1:30.31). Ибо это -
совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не
превозносится своею праведностью, но знает, что он не
имеет праведности истинной, и оправдан одною верою во
Христа. И Павел хвалится тем, что презрел собственную
свою праведность, а ищет праведности чрез Христа, ищет
сущую от Бога правду в вере, яко разумети Его и силу
воскресения Его, и сообщение страстей Его, сообразуяся
смерти Его, аще како достигнет в воскресение мертвых
(Фил.3:9-11).
Здесь падает всякая высота гордыни.
Ничего не остается для высокомерия тебе, человек, чья
похвала и надежда в том, чтоб умертвить все свое искать
будущей жизни во Христе, которой начатки имея в себе, и
теперь уже всецело живем благодатью и даром Божиим. И
как Бог есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о
благоволении (Фил.2:13): так Бог собственным Духом Своим
открывает Свою премудрость, предуставленную в славу нашу
(1Кор.2:7-10); а также Бог дает и силу в трудах: паче
всех потрудихся, говорит Павел, не аз же, но благодать
Божия, яже со мною (1Кор.15:10). Бог же избавляет и от
опасностей, сверх всякого человеческого чаяния. Сказано:
сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся
будем на ся, но на Бога, возставляющаго мертвыя: Иже от
толикия смерти избавил ны есть, и избавляет, на Неже и
уповахом, яко и еще избавит (2Кор.1:9.10).
Итак, скажи мне, для чего превозносишься
благами, как бы собственностью, вместо того, чтоб за
дары исповедать благодарность Давшему? Что имаши, егоже
неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не
прием (1Кор.4:7)? Не ты познал Бога чрез праведность, но
Бог познал тебя по благости. - Сказано: познавше Бога,
паче же познани бывше от Бога (Гал.4:9). Не ты постиг
Христа чрез добродетель, но Христос постиг тебя
пришествием. Сказано: гоню, аще и постигну, о немже и
постижен бых от Христа (Фил.3:12). Не вы Мене избрасте,
говорит Господь, но Аз избрах вас (Ин.15:16). Но ты
высоко о себе думаешь, потому что почтен, и милость
берешь за предлог к гордыне. Познай же, наконец, кто ты,
как Адам, изверженный из рая, как Саул, оставленный
Духом Божиим, как Израиль, отсеченный от святого корня.
Сказано: верою стоиши, не высокомудрствуй, но бойся
(Рим.11:20). За милостью следует суд, и Судия исследует,
как воспользовался ты данным тебе по милости. Если же не
понимаешь и того самого, что сподобился благодати, но в
избытке бесчувствия благодать обращаешь в собственную
свою заслугу: то не досточестнее ты блаженного Апостола
Петра; потому что любовью к Господу не возможешь
превзойти того, который так сильно любил, что желал и
умереть за Него. Но поелику он выразился высокомудренно,
сказав: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже
соблазнюся (Мф.26:33): то предан человеческой боязни, и
пал даже до отречения, вразумляемый падением соблюдать
осторожность и научаемый щадить немощных сознанием
собственной немощи и ясным уразумением, что, как утопая
в море, поддержан десницею Христовой, так, в обуревании
соблазном подвергшись опасности погибнуть от неверия,
охранен силою Христа, Который и предсказал ему, что
случится с ним, говоря: Симоне, Симоне, се сатана просит
вас, дабы сеял яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не
оскудеет вера твоя, и ты некогда обращся утверди братию
твою (Лк.22:31.32).
И Петр, обличенный таким образом,
справедливо получил помощь, будучи наставлен отложить
высокомерие и щадить немощных. А этот фарисей несносный
и чрез меру горделивый, не только смело полагающийся на
себя, но и злословящий мытаря пред Богом, как виновный в
гордыне, лишился похвалы за праведность. И мытарь сниде
оправдан паче его (Лк.18:14); потому что прославил
святого Бога, и не смел смотреть вверх, но просил одного
помилования, обвиняя сам себя, что показывал и наружным
видом, и биением в перси, и тем, что не искал ничего
иного, кроме помилования. Поэтому смотри, и имей во
внимании этот пример, как тяжек вред гордыни, и поучайся
из оного. Утратил праведность возгордившийся, погубил
мзду смело полагавшийся на себя, уничижен пред смиренным
и грешником возвеличивший себя пред ним и не дождавшийся
суда Божия, но сам произнесший о нем суд. А ты никогда
не превозносись ни перед кем, даже и пред великими
грешниками. Смиренномудрие часто спасает и того, кто
сделал паче другого, чтоб, оправдавшись по собственному
приговору, не быть осужденным по приговору Божию. Ни сам
себе востязую, говорит Павел: ничесоже бо в себе свем;
но ни о сем оправдаюся: востязуяй же мя Господь есть
(1Кор.4:3.4).
Полагаешь ли, что тобою сделано нечто
доброе? Благодари Бога, не превозносись пред ближним.
Сказано: дело свое да искушает кийждо, и тогда в себе
точию хваление да имать, а не во ином (Гал.6:4). Ибо
какую пользу сделал ты ближнему тем, что исповедал веру,
или терпеливо нес труды поста, или претерпел изгнание за
имя Христово? Не другому от этого выгода, а тебе. Бойся
уподобления в падении диаволу, который, вознесшись пред
человеком, пал низложенный человеком, и предан в
попрание попранному. Подобно сему и падение Израильтян.
Превознесшись пред язычниками, как пред нечистыми,
действительно стали они нечисты. И правда их стала,
якоже порт нечистыя (Ис.64:6), а беззаконие и нечестие
язычников заглаждены верою. Одним словом, помни истинную
притчу: гордым Бог противится, смиренным же дает
благодать (Притч.3:34; 1Пет.5:5). Имей у себя под руками
изречение Господне: всяк смиряяйся вознесется, и
возносяйся смирится (Лк.14:11). Не будь несправедливым
судьею самого себя, испытывай себя, не льстя себе, и,
если думаешь, что есть в тебе нечто доброе, - не это
одно выставляя на вид, падения же намеренно забывая, не
величаясь заслугою, какую сделал сегодня, извиняя же
себя в том, что делал худого за день и давно. Напротив
того, когда надмевает тебя настоящее, приводи себе на
память давнее, и избавишься от глупой надутости. И если
увидишь ближнего во грехе: не на это одно смотри, но
размысли, что сделал, или делает он, хорошего, и не
редко, испытав вообще, а не в частности судя, найдешь,
что он лучше тебя. И Бог испытывает человека не в
частности. Аз, говорит Он, дела и помышления их гряду
собрати (Ис.66:18). И Иосафату сделав некогда выговор за
грех настоящий, вспомнил и заслуги его, говоря: но токмо
словеса благая обретошася в тебе (2Пар.19:3).
Сим и подобным сему будешь всякий раз
ограждать себя от гордыни, смиряя себя, чтоб
возвыситься, подражая Господу, нисшедшему с неба до
крайнего уничижения, и обратно из уничижения
вознесшемуся на подобающую высоту. Ибо находим, что в
Госпоже все научает смиренномудрию. Будучи младенцем,
прежде всего Он - в вертепе, и не на ложе, но в яслях; в
доме тектона (плотника - А.Л.) и бедной матери
повинуется матери и обрученному с нею; учится,
выслушивает, о чем не нужно было слышать, вместе
вопрошает и в вопросах удивляет мудростью, подчиняется
Иоанну, и Владыка приемлет крещение от раба; не
противится никому из восстающих на Него и не приводит в
действие той неизреченной власти, какую имел, но
уступает им, как бы сильнейшим, и временной власти
отдает принадлежащую ей твердость; предстоит
первосвященникам в виде подсудимого, приводится к
игемону, приемлет на себя осуждение; когда мог обличить
клеветников, в молчании терпит клеветы; бывает оплеван
от рабов и самых презренных слуг, предается смерти у
людей и смерти самой поносной. Так прошел Он всю
человеческую жизнь от рождения до конца, и после такого
смиренномудрия являет, наконец, славу, прославляя с
Собою тех, которые с Ним обесславлены. И это, во-первых,
блаженные Апостолы, которые в нищете и наготе обтекают
вселенную, не в мудрости слова, не с множеством
сопровождающих, но одни, скитающиеся, одинокие проходят
сушу и море, бичуемые, побиваемые камнями, гонимые,
наконец умерщвляемые. Вот отеческие и божественные для
нас уроки! Научимся подражать им, чтоб из смиренномудрия
воссияла для нас вечная слава, - сей совершенный и
истинный дар Христов.
Но как же снизойдем до спасительного
смиренномудрия, оставив пагубное надмение гордыни? Так,
если во всем будем исполнять подобное и ничем не станем
пренебрегать, как будто нет от того вреда. Ибо душа
уподобляется своим занятиям; что она делает, в то самое
и отпечатлевается, от того и принимает на себя вид. Да
будут у тебя и наружный вид, и одежда, и поступь, и
седалище, и состав пищи, и приготовление постели, и дом,
и все домашние сосуды доведены до того, чтоб в этом не
было излишеств; и слово, и песнь, и обращение с ближним
да будут направлены более к скромности, нежели к
надмению. Да не будет у тебя софистических прикрас в
слове, чрезмерного сладкогласия в пении, речей
горделивых и решительных, но во всем отсекай
величавость. Будь добр с другом, кроток с слугою, не
памятозлобив на дерзких, человеколюбив к смиренным,
утешай злосчастных, посещай болезнующих, совершенно
никого не презирай, приветствуй с приятностью; отвечай с
светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не
пускайся в похвалы себе самому, не вынуждай и других
говорить о тебе, не принимай неприличного слова,
прикрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах
сам себя обвиняй и не жди обличения от других, чтоб
тебе, по примеру праведного, быть себе самого
оглагольником в первословии(Притч.18:17); чтоб
уподобиться Иову, который не посрамился народнаго
множества, еже поведати пред ними падение свое
(Иов.31:34). Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро
и не с страстным движением; ибо это признак высокомерия;
не осуждай за маловажное, как будто сам ты строгий
праведник. Впадших в погрешность принимай, исправляй их
духовно, как дает совет Апостол: блюдый себе, да не и ты
искушен будеши (Гал.6:1). Столько прилагай старания не
быть прославляемым от людей, сколько другие стараются
быть прославляемыми, если только помнишь, что Христос
называет ущербом награды, получаемой от Бога,
произвольное выказывание себя перед людьми и делание
добра с тем, чтоб видели это люди. Ибо о таковых
сказано: восприемлют мзду свою (Мф.6:2). Поэтому не
делай себе ущерба, желая быть на виду у людей. Поелику
Бог - великий зритель: ищи славы пред Богом; потому что
Он воздает славную награду. Но ты удостоен первенства,
люди оказывают к тебе внимание и прославляют тебя? Будь
равен подчиненным, как сказано: не яко обладая причту
(1Пет.5:3); не подражай мирским начальникам; ибо кто
хочет быть первым, тому господь повелел быть рабом всех
(Мк.10,44). Кратко же сказать: так стремись к
смиренномудрию, как любитель его; возлюби
смиренномудрие, и прославит тебя. Таким образом
прекрасно будешь восходить к истинной славе, - к славе у
Ангелов, к славе пред Богом; Христос признает тебя пред
Ангелами учеником Своим, и прославит тебя, если будешь
подражателем Его смиренномудрия. Ибо Он говорит:
научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и
обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). Ему слава и
держава во веки веков! Аминь.
Василий Великий, святитель
Цитировано по:
Творения иже во святых отца нашего
Василия Великаго
Архиепископа Кесарии Каппадокийския. -
М: Паломник, 1993
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию Великому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Василии Великом:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
|