Иоанн Златоуст. Об Иосифе и целомудрии
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Об Иосифе и целомудрии
Кормчие среди бурного моря, когда ни
материк, ни горы, ни холмы, ни мысы какие-либо не
помогают им определить положение, обращают свои взоры к
некоторым звездам и, по ним направляя свое судно,
продолжают благополучное плавание. А ученики Церкви,
обуреваемые морем этой жизни, не к звездам каким-либо
обращают свои взоры, но, к отцам своим устремляя
духовные очи и им последуя с любовью душевною, достигают
той же самой (что и они) пристани небесного царства.
Потому-то конечно и Господь наш в священных книгах
раскрыл жизнь их, чтобы не только, слушая о них, мы
похваляли, но, чтобы и поревновали подражать их жизни.
Зная, что естество людей по природе своей стремится к
добру и всегда из честолюбия стремится к лучшему, как бы
в качестве некоторых украшений предложил подвиги отцов,
чтобы каждый из вас уготовлял себя на какой пожелает
подвиг. Итак, лучшим уроком терпения является жизнь
блаженного Иова, незлобия – жизнь Моисея, крепости –
Давида, поста и молитвы – Даниила, целомудрия – Иосифа и
блаженной Сусанны. Прилична и пригодна для юношей жизнь
Иосифа, а для юниц, особенно для проводящих брачную
жизнь, добродетельный подвиг блаженной Сусанны: ведь у
тех и других борьба равносильная. Один из целомудрия
поборол страх пред госпожой, другая из любви к
целомудрию презрела смертоносные угрозы старцев. Но
прежде нам должно описать жизнь блаженного Иосифа, так
как он древнее, а потом и жизнь блаженной Сусанны.
Итак, блаженный Иосиф, происходивший от
благородных родителей, будучи еще молодым, с едва
пробившимся пушком на щеках, с прекрасной наружностью,
похожей на розу, расцветающую на золотистом подбородке,
с зрачками глаз, напоминающими весенние фиалки, с белыми
как молоко зубами, пунцовыми губами, с густыми бровями,
простирающимися под челом, цвета лилий. По зависти
братьев он продается, как им казалось, в рабство, а как
Богом было предрешено – на царство; его вели в Египет
отроком, почти слабым ребенком, купившие его еще не
видели богатства его добродетелей и не подозревали, что
добродетель воздержания доставит ему господство над всем
Египтом и что вся страна будет спасена им от голодной
смерти. И вот приводится он в Египет и продается
вторично и тем не менее ни разу не порабощается.
Конечно, свободный по духу, хотя бы тысячу раз был
продан, никогда не делается рабом; напротив того, кто
имеет нрав раба, хотя бы тысячу раз освобождался,
никогда не получит свободы, потому что кого собственный
характер не освобождает, того безчисленные хартии и
чернильные расписки освободить не могут. Итак, ведется в
Египет, продается в египетский дом, делается любимцем
своего господина, приобретает расположение госпожи. Но
любовь господина была добрая, а госпожой овладела
нечистая страсть. Тот любил его за его честность, а она
воспылала к нему как к орудию наслаждения; и по мере
того как тянулось время, и его красота расцветала, с тем
вместе возрастала ее постыдная страсть и огонь любви
пожирал ее сердце тем сильнее. Стараясь обольстить
юношу, она пускала в ход все обычные средства для
обольщения юных взоров, расцвечивая лицо свое как
какой-нибудь луг, натирая щеки румянами, а лоб белилами,
и подводя глаза чернью, украшая шею свою и руки золотом,
и свои роскошные одежды, пропитывая различными
благовониями; одним словом, приготовлена была пагубная
ловушка для всех чувств, как она думала, чтобы
обольстить юношу, (чаруя) его взоры видимыми
украшениями, слух ласками, а обоняние, раздражая
благовониями.
Но посмотри же, каково мужество этого
благородного борца! И я думаю, что Бог попустил юноше
подвергнуться искушению, чтобы вместе и скрывающуюся в
юноше добродетель обнаружить, и церкви дать в его жизни
величайший урок, так как нет никакого блага от отцов,
которое не утвердил бы Бог как способ, носящий урок для
жизни. Итак, смотри у меня на мужество этого
благородного, сколь многое против него сражалось:
собственная юность была против него, похоть бушевала
внутри, а жена снаружи нападала, обольщая обещаниями и
увлекая лестью; подсылаемые женщины подстрекали его и
лесть щекотала и слух, и чувство его, – но ничто из
всего этого не могло одолеть его. Ни ее ласкам он не
поддавался, ни ее обещаниями не увлекался, ни угрозам не
уступал, и не предавал богатства добродетелей, но все
члены тела своего обуздывал целомудренным помыслом. И
после того как всеми этими средствами, находившимися в
ее распоряжении, она не могла обольстить юношу, лично
сама в какой-нибудь комнате тайно и силою она хотела
увлечь его на безпорядочное ложе. Нужно было видеть это
величайшее зрелище, не земное, но небесное. Иосиф
боролся против угрожавшего искушения, поприще было
раскрыто, борьба совершалась, труба звучала,
распорядитель борьбы свыше смотрел на состязание и лики
ангелов внимательно следили за ней; снизу бесы
предлагали награды египтянке, а сверху ангелы увенчивали
Иосифа венками; именно египтянке содействовали бесы, а
ангелы принимали сторону Иосифа. Велика была борьба, –
кто кого победит; ангелы очень заботились об Иосифе,
чтобы благовония женские как-нибудь не вскружили голову
юноше, или мягкие одежды, или взоры, или внешний вид,
или походка, или слух или ласка, или обольщения не
ослабили юношу; велика была забота для ангелов, велики
были надежды у бесов. Иосиф боролся из-за венца,
египтянка сражалась из-за стыда; один – о жизни, другая
– о смерти. И что говорилось египтянкой? С одной стороны
– обольщения, с другой – угрозы; угрозами она хотела
устрашить юношу, а обольщениями очаровать. Угрожая, она
говорила: "я – твоя госпожа, ты куплен на мои деньги; с
этою целью я тебя и купила; если ты будешь
противоречить, тебя ожидают узы и темница, и затем
неизбежная смерть; если же послушаешься меня, почести,
награды и власть над всем моим домом – все будет в твоих
руках. Ты боишься обличения? Ничего не узнают ни муж, ни
домашние, положись на меня, согласись со мною – и ты
будешь господином всего".
Услышав это, Иосиф сказал египтянке: "о,
женщина! Я никогда не был рабом: ведь я сын благородных
родителей: Авраам и Исаак, беседовавшие с Богом, мои
деды, а Иаков, боровшийся с ангелом, мой отец, почему и
я смело борюсь с тобой. Я продан тебе по зависти
братьев, но имя раба ничем не может повредить
благородству моей души. Ведь нередко завистливая туча,
набежав, помрачает ненадолго светлые лучи солнца, но не
производит совершенной тьмы, потому что тотчас
разгоняется силою солнечных лучей; точно также и имя
раба не потушит сияния моего благородства, потому что
спустя немного оно будет рассеяно блеском моего нрава и
во всем Египте просияет красота моего благородства. Я
куплен тобою – согласен, не отрицаюсь: я и исполняю
подобающую мне службу. Я не обманывал тебя, не вредил
тебе, не поступал против чести, – чужд коварства,
хитрости, безпорочен: ни в чем ты меня обвинить не
можешь. И теперь ты принуждаешь меня совершить безумное
дело и тайно нашептываешь мне, как змея, думая
обольстить меня и смертоносными угрозами склонить к
желаемому тобою делу невоздержания? Не обманывайся,
госпожа, не смотри на мою юность; может и молодой мех
заключать в себе старое вино и новая оправа содержать в
себе старинный жемчуг. Ты считаешь меня молодым зеленым
побегом, но посмотри на древность моего корня. На вид по
природе я очень молод, но сердце мое застарело в
исполнении закона. Не обманывайся, жена, ты не победишь
мой добродетели, ты не победишь Иосифа, сына Иакова,
того Иакова, который еще во чреве матери послужил
запинанием для своего брата и потом был в состояния
бороться с ангелом: не обманывайся, я борюсь так же, как
и отец мой. Напрасно ты думаешь соблазнить меня
обещаниями. Что ты можешь, скажи мне, обещать мне столь
же великое, как целомудрие? Какое царство может
превзойти его, какое сокровище может с ним сравняться?
Ты не знаешь, что целомудрие есть небесное приобретение,
удел ангелов, дар Божий? Оставь при себе твои обещания:
твои почести только обесчестят меня; почет, который ты
обещаешь, есть начало стыда; твое золото – порождение
земли и добыча тления. А мое золото – порождение Бога,
вечное растение. Но ты думаешь скрыть это дело? Ты не
знаешь, что глаз Бога не дремлет, что все дела,
совершающиеся во тьме, он усматривает? А сколько,
подумай, предстоит теперь здесь ангелов? При скольких
свидетелях должно совершиться это дело? Вспомни, жена, о
твоем муже, о твоих братьях, о друзьях, соседях, родных,
которые хвалятся твоей безупречностью; вспомни о
предстоящих ангелах и постыдись хоть их, или
отсутствующих людей побойся. Какими глазами будешь ты
смотреть на своего мужа, изменить которому теперь
готова? Какие объятия раскроешь тому, которого убить
хотела? Какими речами будешь ублажать того, чье ложе,
насколько от тебя зависело, ты осквернила? Вспомни, что
ты ему обещала: как ты обещалась хранить верность ему и
целомудрие, как клялась любить его больше самой себя.
Подражай, жена, горлице; она, соединившись с одним
супругом, с другим уже не сочетается; и если случится,
что самец ее сделается добычей ястреба или попадет в
когти орла, она не отдается другому самцу, но остается
ждать всегда любимого и умирает от тоски по нем. И страх
Божий, и закон евреев, и чистота жизни древних – все
научает тебя, жена, подражать ей". Сказав это и увидев,
что она все-таки с безстыдством держится за его одежду и
объята пламенем страсти (потому что страсть еще более
разгорается, когда не может овладеть предметом желания),
как мужественный борец, сбросивши одежды свои и ее
вместе с одеждами почти повергнув на землю, обнаженный
бежал от грязного преступления. Целомудрие
восторжествовало над страстью: египтянке остались листья
невоздержания, а сын Иакова унес плод правды. Торжество
на небе сопровождало победу Иосифа: радовались ангелы,
плакали бесы, увенчивался Иосиф, предавалась позору
египтянка. Но ее раздражила эта победа, и она обращается
к извету, клевещет своему мужу на Иосифа, приписывая ему
намерение опозорить ее. "Зачем, говорит, ввел ты сюда
молодого еврея потешаться над нами?" Негодует муж и
бросает его под стражу.
Необходим, конечно, был светильник для
сидевших во мраке, питатель для голодных, утешение для
обуреваемых, врач для изнемогающих. В эту же темницу
ввергаются и два евнуха фараоновы; они видят сны и не
могут уразуметь их; обращаются к Иосифу; он разъясняет
их значение. Евнухи извлекаются из темницы: на них
оправдывается все, что предсказал Иосиф. Видит сон сам
фараон; истолкователя нет; евнух вспоминает об Иосифе;
выводят его из темницы. И заметь, какая тайна: из-за сна
он был продан, из-за сна и освобожден. Что же дальше? Он
изъясняете фараонов сон, царь оценивает остроту его ума
и освобождает его для управления царством, вверяет ему
власть над всем Египтом. Вступив во власть, Иосиф во
время голода благодетельствует всем – и туземцам, и
иноземцам, и врагам, и друзьям, и пришельцам. Приходит в
Египет его отец; вместе с отцом кланяется ему и его
мать. Хотя она и умерла во время пути, но, тем не менее,
в лице мужа поклонилась и она: ведь муж и жена одна
плоть. Приходят и братья его – одиннадцать, кланяются
ему, – так и исполнилось видение, какое видел Иосиф:
"солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне"
(Быт.37:9). Почему одиннадцать? Потому что Иуда
удавился; ведь проданный Иосиф был прообразом Христа,
проданного Иудой. Видишь, как он был оправдан
целомудрием, как за целомудрие царствует на небесах? Все
это сказано нами, чтобы и вы подражали его жизни,
воздавали Богу ту же самую славу. Нужно нам сказать и о
блаженной Сусанне, тем более, что мы уже обещались; но
так как лучше отпустить слушателей тогда, когда они
готовы послушать, чем тогда, когда от пресыщения у них
явится отвращение, то оставим беседу об этом до другого
дня, если будет угодно Богу, теперь же поспешим к
таинственной чаше, во Христе Иисусе Господе нашем,
Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1900.
Том 6, Книга 2,
Об Иосифе и целомудрии, - С. 948-953.
Азбука веры
Примечание
* Абзацы в тексте расставлены нами. –
Редакция "Азбуки Веры"
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|