Василий Великий. Каноническое послание
второе к Амфилохию епископу Иконийскому
Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля
Святитель Василий Великий - один из
величайших богословов и гимнографов, толкователь
Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил
усилия для включения в общецерковную жизнь и
упорядочения монашества, до этого развивавшегося
стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь
называет его Вселенским учителем.
Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
***
Предисловие
Давно написав ответы на вопрашения,
предложенные мне от твоего благочестия, не послал я сего
писания, быв удержан, частью болезнию продолжительною и
опасною, честию же недостатком служащих. Ибо немного у
нас людей и знающих путь, и готовых на таковыя
послушания. Посему узнав причины замедления, дай нам
прощение в оном. Удивился же я твоей любви к учению, и
купно твоему смиренномудрию. Ибо ты хощешь учитися,
когда тебе вверен чин учащаго, и притом учитися у нас,
когда у нас нет ничего великаго, в отношении к познанию.
Однако, поелику ты, ради страха Божия, не отрекаешься
творити дело, которое нелегко соделалось от другаго: то
должны, и мы твоему расположению и благому тщанию
споспешествовати, даже паче силы.
17. Вопрашал ты нас о пресвитере
Вианоре, может ли он принят быти в клир, после данной им
клятвы? Помню, яко для Антиохийскаго клира уже изложил я
некое общее определение о всех клявшихся купно с ним, то
есть, да устраняются они от всенародных собраний, частно
же да действуют пресвитерски. Сим самым и ему дается
разрешение для сего служения: потому что священство его
не в Антиохии, но во Иконии, которую, как ты нам писал,
он избрал для жительства, вместо Антиохии. И так может
принят быти оный муж, токмо твое благочестие да
востребует от него раскаяния в поползновенности в
клятве, которую он дал человеку неверному, не возмогши
понести безпокойства от онаго малаго бедствия.
18. О падших девах, обещавшихся Господу
в чистоте жити, но потом впадших в плотския страсти и
обеты свои нарушивших, отцы наши, просто и кротко
снисхоя к немощам поползнувшихся, законоположили:
приимати их по прошествии года, учредя сие по примеру
двоебрачных. Но поелику, багодатию Христовою, Церковь с
течением времени становится крепчайшею, и чин дев ныне
умножается: то мнится мне, яко подобает с точностию
вникати в дело, по самому о нем понятию очевидное, и в
разум Писания, который можно обрести по заключению. Ибо
вдовство ниже девства: посему и грех вдовицы много легче
греха дев. Посмотрим, что писано Павлом к Тимофею: юных
же вдовиц отрицайся, егда бо разсвирипеют противу
Христа, посягати хотят, имущыя грех, яко первыя веры
отвергошася (1Тим. 5:11-12). Итак, естьли вдовица
подлежит тягчайшему осуждению, как бы отверегшая веру во
Христа: то что должно нам заключити о деве, которая есть
невеста Христова, и сосуд святый, посвященный Господу?
Велик грех, когда и раба, предав себя тайному браку,
наполнит дом развратом, и худым житием оскарбляет
Стяжавашаго ее, но гораздо тягчае то, когда невеста
соделается прелюбодеицею, и обезчестив союз свой с
женихом, предаст себя необузданному сладострастию. И так
вдовица осуждается, как растленная раба, а дева подлежит
осуждению прелюбодеицы. Как совокупляющагося с чужою
женою называем прелюбодеем, и не прежде приемлем в
общение, разве, когда престанет от греха: таковым же
образом да поступаем и с поемшим деву. Потребно же нам
теперь изъявити то, что девою именуется добровольно
посвятившая себя Господу, отрекшаяся от брака и
предпочетшая жити во освящении. Обеты же тогда признаем
действительными, кога возраст достиг совершеннаго
разума: ибо детския слова в сем деле не подобает
почитати совершенно твердыми. Но имеющую более
шестинадесяти или седминадесяти лет возраста, имещую
власть над своими помышлениями, долго испытуемую и
пребывшею твердую в намерении и с молением просящую о
своем принятии, подобает наконец приимати в чин дев, и
обет таковыя утверждати, и за нарушение наказывати
немедленно. Ибо многих родители, и братия, и некие из
родственников, прежде совершеннаго возраста, приводят,
не по собственному их стремлению к безбрачию, но
промышляя чрез то для себя нечто житейское: таковых не
должно легко приимати, доколе не узнаем ясно
собственнаго их расположения.
19. Обетов мужей не знаем иных, как
разве, которые причисляли себя к чину монашествующих,
которые молчанием показуют, яко приемлют безбрачие. Но и
для сих приличным быти мню предварительно, да
вопрашаются, и да приемлется от них ясный обет девства:
и аще совратятся к плотоугодному и сладострастному
житию: да подпадут епитимии, положенной для
любодействующих.
20. Аще которыя из женскаго пола, бывши
в ереси, дали обет девства, но потом избрали брак: о
таковых мню, яко не подобает осуждати их, елика бо закон
глаголет, сущим в законе глаголет (Рим.3:19). Но те,
которыя еще не взяли на себя ига Христова, не знают и
законоположения Господня. Посему оне могут со всеми
приемлемыми быти в церкви, и получают в сем случае
прощение, чрез принятие веры во Христа, и вообще все,
соделанное в житии оглашенных, не подвергается
истязанию. Явно же есть, яко церковь не приемлет таковых
без крещения: посему необходимейшую для них потребность
составляют преимущества возрождения.
21. Аще муж, сожительствуя жене, и потом
не довольствуяся браком, впадет в блуд: таковаго
почитаем блудником, и надолго оставляем его под
епитимиею. Впрочем, не имеем правила подвергати его вине
прелюбодеяния, аще грех соделан со свободною от брака.
Ибо речено: прелюбодеица сквернящися осквернится, и к
мужу своему не возвратится (Иер. 3:1). Такожде: держащий
прелюбодеицу безумен и нечестив (Прит. 18:23). Но
соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею,
и жена должна приняти мужа своего, обращающагося от
блуда: но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома.
Причину сему дати не легко, но тако принято во обычай.
22. Имеющих жен, посредством похищения,
аще обрученных другим отторгли, не прежде подобает
принимати на покаяние, разве, когда они будут взяты от
них, и прежде обручившимся с ними предоставлена будет
власть, или взяти их, аще восхотят, или оптустити. Аще
же кто похитит необрученную: то надлежит отъяти ее,
возвратити родственникам, и предати воле свойственников,
будут ли то родители, братия, или иные попечители о
девице: и аще соизволят отдати ему, то твердо да будет
сожитие; аще же не согласятся, то да не принуждаются.
Взявший жену, по растлении ея, или тайном, или
насильственном, непременно должен прияти церковное
наказание блуда. Наказание же блуникам определено на
четыре года. В первый надлежит удаляти их от молитв, и
плакати им у дверей церковных. Во вторый приимати их к
слушанию Писаний. В третий к покаянию. В четвертый к
стоянию с народом, но удерживати от причастия. Потом
допускати их до причащения Святых Тайн.
23. О поемлющих в супружество двух
сестер, или сочетавающихся с двумя братиями, дано от нас
послание [к Диодору Тарскому, смотри ниже прав. 87],
коего список мы послали к твоему благочестию. А взявший
жену своего брата не прежде приимается, разве, когда
оставит ее.
24. Вдову, причтенную в число вдовиц, то
есть, от церкви снабдеваемую, апостол повелевает
оставити без попечения, аще посягнет за мужа. А для мужа
овдовевшаго не положено никакого закона: довлеет для
него епитимия двоебрачных. Вдова шестидесятилетняя, аще
паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится
приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя
нечистоты. Аще же, прежде шестидесяти лет, причтем ее в
число вдовиц, то наша вина, а не жены сея.
25. Имеющий женою растленную от него, за
растление да подвергается епитимии, но да будет ему
позволено имети ее женою.
26. Блуд не есть брак, и даже не начало
брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше
есть разлучати, аще возможно. Аще же всмерно держатся
сожития, то да примут епитимию блуда: но да оставятся в
сожитии брачном, да не горшее что будет.
27. О пресвитере, по неведению
обязавшемся неправильным браком, я определил, что
должно, то есть: пресвитерским седалищем путь он
пользуется, от прочих же действий пресвитерских да
удержится: ибо таковому довольно прощения. Благословляти
же других, долженствующему врачевати собственныя язвы,
не подобает. Ибо благословение есть преподание
освящения. Но кто сего не имеет, по причине греха
неведения, тот как преподаст другому? Того ради да не
благословляет ни всенародно, ни особь, и Тела Христова
да не раздает другим, ниже иное служение да совершает:
но довольствуется священнослужительским местом, да
плачется пред другими и пред Господом, дабы отпущен был
ему грех неведения.
28. Сие же достойным смеха мне
представилось, яко некто обещался воздерживатися от
свинаго мяса. Посему благоволи поучати таковых, чтобы
воздерживались от неразсудительных зароков и обетов, и
допусти употребление вещей неразнственных. Ибо никое же
создание Божие отметно, со благодарением приемлемо
(1Тим. 4:4). Посему, как обет достоин смеха, то и
воздержание не нужно.
29. Начальников кленущихся зло сотворити
подчиненным, весьма нужно врачевати. Врачевание же их
двоякое: едино, учити их, да не кленутся поспешно, при
злых намерениях. Посему аще кто уловлен клятвою к
соделанию зла другому: то да принесет покаяние в
дерзости клятвы, но предлогом благоговения к клятве да
не утверждает себя в злобе. Соблюдение клятвы не было
полезно Ироду, который, да не нарушит клятвы, сделался
убийцею пророка. Клятва и вообще возбранена: кольми паче
даваемую на зло подобает осуждати. Посему поклявшийся
должен исправити свои мысли, а не тщатися утвердити свое
беззаконие. Изследуй подробнее сию нелепость. Аще кто
поклялся выколоть глаза своему брату: добро ли было бы
таковому привести сие в исполнение? Аще кто поклялся
убити, или вообще преступити какую-либо заповедь? Ибо
кляхся и поставих, не грех соделати, но сохранити судьбы
правды Твоея (Пс.118:106). Как заповедь подобает
утверждати непреложностию намарений: тако грех всячески
должно ниспровергати и истребляти.
30. О похищающих жен, мы не имеем
древняго правила, но составили собственное мнение: и
они, и содействующие им да будут отлучены от общих
молитв на три года. Без насилия же бывающее не подлежит
наказанию, аще не сопутствует сему ни растление, ниже
татьба. Вдова же властна сама в себе, и от нея зависит
последовати похищающему. Нам не должно пещися о
показуемых видах.
31. Жена мужа отлучившагося и
пребывающаго в безызвестности, прежде удостоверения о
смерти его вступившая в сожитие с другим,
прелюбодействует.
32. Те из клира, которые согрешили
грехом смертным, со степени своей низводятся, но не
лишаются причастия купно с мирянами. Ибо не отмстиши за
едино дважды (Наум.1:9).
33. Жена, родившая в пути, и пренебрегши
рожденное, да подлежит вине убийства.
34. Жен прелюбодействовавших и
исповедавшися в том, по благочестию, или каким бы то ни
было образом обличившихся, отцы наши запретили явными
творити, да не подадим причины к смерти обличенных: но
повелели стояти им с верными, без приобщения, доколе не
исполнится время покаяния.
35. Аще муж оставлен женою, то подобает
смотреть вину оставления: и аще явится она оставившею
без причины, то он достоин снисхождения, а она епитимии.
Снисхождение же окажется ему в том, да будет в общении с
Церковью.
36. Жены воинов, пребывающих в
безызвестности, сочетавшихся с другими, подлежат тому же
суждению, как и те, кои не дождались возвращения
отсутствующих мужей. Впрочем, здесь дело достойно
некоего снисхождения, поелику более вероятно заключение
о смерти.
37. Вступивший в брак, по отъятии у него
чуждыя жены, за первую да будет обвинен в прелюбодеянии,
а за другую неповинен.
38. Отроковицы, без соизволения отца
посягшыя, блудодействуют. Но примирением с родителями
дело сие мнится имети врачевание. Впрочем, оне не тотчас
допускаются к приобщению, но запрещаются на три лета.
39. Живущая с прелюбодеем есть
прелюбодеица, во все время сожития.
40. Против воли господина своего,
предавшая себя мужу, блудодействует. Аще после сего, по
дозволению, пользуется браком: то признается вступившею
в законное супружество. Посему первое есть блуд, а
последнее брак. Ибо условия находящихся в полновластии
других не имеют ничего твердаго.
41. Во вдовстве имеющая власть в самой
себе, может сочетатися неповинно, аще нет никаго,
разлучающаго сие сожитие. Ибо апостол рек: аще умрет
муж, свободна есть, за негоже хощет, посягнути, точию о
Господе (Рим.7:2; 1Кор.7:39).
42. Браки, против воли обладающих, суть
блудодеяния. При жизни отца, или господина,
совокупляющиеся не суть без вины, доколе имеющие власть
над ними не изъявят согласия на и сожитие. Ибо тогда
супружество получает твердость.
43. Нанесший ближнему смертный удар,
есть убийца, он ли первый нанес удар, или отмщал.
44. Диаконисса, соблудившая с язычником,
может принята быти в общение молитв, но до причастия
Святых Тайн допущена будет в седьмое лето, аще, то есть,
в чистоте жити будет. Язычник же, по приятии веры, паки
приступающий к святотатству, возвращается чрез то на
свою блевотину. Посему мы телу диакониссы, как
освященному, не позволяем более быти в плотском
употреблении.
45. Аще кто, приняв имя христианина,
оскорбляет Христа: таковому нет никакой пользы от
наименования.
46. С оставленным на время своею женою
сочетавшаяся по неведению, потом, по причине возврашения
к нему первыя жены, отпущенная блудодействовала чрез
таковый союз, впрочем, по неведению. Посему брак ей не
возбранится: но лучше, аще пребудет тако.
47. Енкратиты, саккофоры и апотактиты
подлежпт тому же суждению, как и наватиане: ибо о
некоторых из сих издано правило, хотя и не
единообразное, а о других умолчано; мы же, по
одинаковому винословию, таковых перекрещиваем. А хотя у
вас и не принят сей обычай перекрещивания, подобно, как
и у Римлян, по некоторому благоусмотрению: однако наше
винословие да имеет силу. Поелику ересь их есть как бы
отрасль ереси маркионитов, гнушающихся браком,
отвращающихся вина, и создание Божие скверным
нарицающих. Почему мы не приемлем их в Церковь, аще не
крестятся нашим крещением. Ибо да не глаголя, яко
крестилися во Отца и Сына и Святаго Духа, когда они,
подобно Маркиону и прочим еретикам, представлят Бога
творцем зла. И так, аще сие угодно будет, то должно
собратися множайшим епископам, и тако изложити правило,
дабы и действующий был безопасен, и ответствующий на
вопрашение о таковых имел достоверное основание ответа.
48. Оставленная мужем, по моему мнению,
должна пребыти безбрачною. Ибо когда Господь рек, яко
аще кто отпустит жену свою, разве словесе любодейнаго,
творит ю прелюбодействовати (Мф.5:32): то назвав ее
прелюбодеицею, тем самым вопретил ей сожитие с иным. Ибо
как возможно, чтобы муж был повинен, как виновник
прелюбодейства, а жена неповинна, быв от Господа
наречена прелюбодеицею за совокупление с иным мужем?
49. Растления, бывающыя насилием, да не
подвергаются обвинению. Посему и раба, аще насилована
господином своим, не повинна.
50. На троебрачие нет закона: посему
третий брак не составляется по закону. На таковыя дела
взираем, как на нечистоты в церкви: но всенародному
осуждению оных не подвергавем, как лучшыя, нежели
распутное любодеяние.
Василий Великий, святитель
Святоотеческое наследие
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию Великому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Василии Великом:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте"
- "Беседа вторая. О посте"
- "Беседа третья. На слова: внемли себе"
- "Беседа четвертая. О Благодарении"
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты"
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки"
- "Беседа седьмая. К обогащающимся"
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи"
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла"
- "Беседа десятая. На гневливых"
- "Беседа одиннадцатая. О зависти"
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей"
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения"
- "На упивающихся"
- "Беседа пятнадцатая. О вере"
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово"
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама"
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия"
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников"
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии"
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви"
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями"
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта"
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев"
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде"
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному"
- "Гомилия на Святое Рождество Христово"
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию"
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому"
- "Каноническое послание к хорепископам"
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси"
- "Послание к Григорию пресвитеру"
- "Послание к Диодору епископу Тарскому"
- "Послание к епископам"
- "Нравственные правила"
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве"
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах"
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон"
- "О подвижничестве"
- "О Предании Церковном"
- "О Святом Духе"
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия"
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию"
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу"
- "Сотницы"
- "Письма к разным лицам. Часть первая"
- "Письма к разным лицам. Часть вторая"
- "Письма к разным лицам. Часть третья"
- "Беседы на псалмы"
- "Беседы на Шестоднев"
- "Толкование на книгу пророка Исаии"
|