Григорий Богослов. Слово, произнесенное
при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Примите, братья, слово мое, хотя оно
весьма кратко и далеко от совершенства. Но Владыка Бог
знает, как праведным судом взвешивать милость, ибо
приемлет и Павлово насаждение, как Павлово, и Аполлосово
напоение (1Кор.3:6), и две лепты вдовы (Лк.21:3), и
смирение мытаря (18:14) и исповедание Манассии
(2Цар.33:13). Примите и вы новосоставленное слово о
новопоставленном Пастыре. Примите глас благодарения за
видимые нами чудеса. Хотя мы малы и последние в сынах
Израилевых: но благодарить богато ничто не препятствует
и малым. Конечно, совершеннейшие воздадут Богу и хвалу
совершеннейшую, а мы принесем Ему ныне, какую можем.
Итак, воспойте Господу песнь новую, ибо
Он сотворил чудеса (Пс.97:1)! Мы обуревались волнами,
повергались, изгонялись; одни бедствия уже угнетали нас,
а другие угрожали нам. Кто же переменил бурю в тихий
ветер? Кто сокрушил оружие, меч и брань? Кто принял нас
изгнанных и отверженных? Не ты ли, Боже, сотворил это?
Господь крепок и силен, Господь силен в брани (Пс.24:8),
- Он рассек море, Он питал в пустыне народ бедствующий,
послав ему чудный дождь [1], Он источил воду из камня,
Он победил Амалика неизъяснимым и таинственным
воздеянием рук (ибо руки священника, воздвигаемые на
горе и принимающие молитвенное положение, совершили то,
чего не могли сделать многие тысячи); Он разрушил стены
без стенобитных орудий и битвы; скажу, наконец, Он
низложил Голиафа, гордого и надменного потомка
исполинов, дерзнувшего выйти против великого Давида.
Поэтому скажем единодушно: Благословен Господь, Который
не дал нас в добычу зубам их. Избавилась душа наша, как
птица избавилась от сети ловящих (Пс.123:4.6.7);
присовокупим и прочее, что вещает душа, обрадованная
великим даром Божиим.
Я шел, чтобы принести не меч, но мир. Я
шел не к посрамлению великого Пастыря [2], который
председательствует в славном городе [3]. Знаю, что он
достопочтен, признаю его главой, именую святым, хотя и
потерпел обиду; пусть он только будет чадолюбив и
печется о своей Церкви. Я старался увеличить, а не
сократить число иереев; низложить еретиков, а не
уменьшить число православных.
Что говоришь ты, сын Дафана и Авирона
[4], не вразумляющийся вождь, осмелившийся восстать
против Моисея и поднять на нас руки, как те отверзали
уста на великого раба Божия? И ты не пришел в ужас? ты
не устыдился? не рассыпалась плоть твоя по земле, когда
злоумышлял это? И после этого будешь простирать те же
руки к Богу? станешь приносить Ему дары, молиться о
народе? Боюсь, чтобы меч Божий и до того не остался в
бездействии и покое. Ты Пастырю своему не сделал ничего
важного, а себе причинил весьма много вреда, отчуждив
себя от благодати Божией.
Теперь приступи лучший и совершеннейший
из Пастырей [5] и вместе с нами или еще прежде нас прими
народ свой, который поручил тебе Дух Святой, который
приводят к тебе Ангелы, который приобрели тебе твоя
жизнь и добрые нравы! Не удивляйся же, что наследуешь
престол при различных искушениях и препятствиях. Ничто
великое не бывает без искушения и испытания, ибо по
естественному порядку маловажное сопровождается
удобством, а высокое - трудностью. Ты слышал сказавшего,
что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие
(Деян.14:22), - скажи и сам: прошли огонь и воду, и Ты
вывел нас на свободу (Пс.65:12). О чудо! вечером
водворяется плач, а на утро радость (Пс.29:6). Пусть
кричат враги и расширяют уста, как псы, которые лают
по-пустому, а мы не будем нести брани. Учи поклоняться
Богу Отцу, Богу Сыну, Богу Духу Святому, в трех
ипостасях, в единой же славе и светлости. Погибшее
взыщи, немощное укрепи, крепкое снабди (Иез.34:16). Мы
ожидаем от тебя такого же благоискусства в делах
духовных, какое ты, как известно нам, имеешь в мирских.
Итак, прими от высших вождей совершеннейшее вооружение,
посредством которого возможешь стрелы лукавого
раскаленные угасить (Еф.6:16) и представить Господу
народ особенный (Тит.2:14), народ святой, царственное
священство (1Петр.2:9), во Христе Иисусе Господе,
Которому слава вовеки. Аминь.
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Григорий Богослов. Собрание творений: в
2т.
Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, -
С. 243-245
Святоотеческое наследие
Примечание
1. Манну.
2. Василия Великого.
3. В Кесарии.
4. Эти и последующие слова относятся к
Анфиму, Епископу Тианскому, который был во вражде с
Василием Великим.
5. Речь обращена к Евлалию.
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|