Иоанн Златоуст. О реке Иордане*
Память: 27 января / 9 февраля, 30 января / 12 февраля
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый творчески плодовитый христианский
богословов, апологет, нравоучитель, библейский толкователь и гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль
***
Почему, помимо всех земных рек, Христос
совершает таинство крещения в реке Иордане? Необходимо
рассказать о природе реки, чтобы отсюда узнать
соответствие с установленным таинством. Исключительно в
Иордане есть два коренных источника; не из одного
источника течет Иордан, Один источник его в Панеаде,
другой близ Панеады; один источник называется Иор,
другой Дан; несколько протекая в раздельности друг от
друга, эти источники в известном месте взаимно сливаются
и образуют одну реку. Древние дали ему имя по коренным
источникам, сначала разделяющимся и в конце
соединяющимся; Иордан – река, рожденная Иором и Даном.
Не в пример опять всем рекам, эта не течет в живое море;
его принимает не живая вода моря, но принимает его
Мертвое море. Он только, не как все реки, соединяется с
мертвыми и бесплодными водами. Иордан есть образ нашего
смертного рода, и слушай, как.
Сначала наш род имел два корня: Адама,
образованного из земли, (и) Еву, происшедшую от ребра;
не одно место, и не один способ устройства. Он образован
был из земли, имел источником землю; она была от ребра,
имела корнем ребро; одно начало того, и другое этой.
Пока они были в отдельности друг от друга, по способу
образования; но сошлись (потом) в брачный союз,
сделалось из обоих одно тело, и рождавшиеся рождались
уже более не от ребра или из земли, но от сожительства
(их): "будут два одною плотью" ("буд ут два в плоть
едину") (Мф. 19:5). Этот наш образ, протекши
последовательность природы, закончился смертью. Начался
наш образ из земли и прекратился смертью; его приняло
мертвое море, глубокое, преисподнее, мертвая бездна. Что
Мертвое море для живых вод, то ад для умирающих. Потому
Павел говорит: "Не говори в сердце твоем: ...кто сойдет
в бездну? То есть Христа из мертвых возвести" ("да не
речеши в сердцы твоем: ...кто снидет в бездну? Сиречь
Христа от мертвых возвести") (Рим. 10:6–7).
Итак, относительно этого Иордана,
истекающего из живых источников и разрешающегося в
мертвое море, все чудодеяние Божие совершалось (для
того), чтобы живая вода не текла более к смерти. Трижды
его разделил Бог, чтобы в нем не было более течения к
мертвому морю, но, чтобы он востекал к древним живым
корням. Он был рассечен при Иисусе Навине; рассечен был
и при Илии, когда милотью он рассек его; рассечен был
Елисеем, когда, возвращаясь, он рассек его. Первый Иисус
Навин рассек Иордан, и слушай, как. Не остановил струи
источников, но обратил воду назад, как свидетельствует
псаломопевец словами: "Что с тобою, море, что ты
побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад?"
("что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко
возвратился еси вспять") (Пс. 113:5). То, что позади,
сделалось источниками. Спаситель, освобождая наш род от
течения к смерти, делает, что он более не течет к
смерти, но возвращается к древним живым корням, не
разрешается в Мертвое море. Итак, восстановляется
смертная природа в древний вид. Ни один рассекатель
Иордана не является без некоторого символа. Иисус Навин
рассек с кивотом, Илия с милотью, Елисей рассек опять с
милотью учителя. Так как смертная природа не достаточна
была сама по себя остановить течение, то входить Иисус
(Навин) первый, с именем Владыки, неся с собой кивот,
символ Владычного тела. И оказывается, Иордан ни Иисуса
не почтил, (как) только человека, разумею Навина, ни
Иудеев не устыдился, ни перед священниками не
поворотился. И чтобы показать, что не народу он
уступает, но кивот уважает, Иисус говорит: "Вот, ковчег
завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан;
и как только стопы ног священников, несущих ковчег
Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода
Иорданская иссякнет" ("се кивот... Господа всея земли
преходит Иордан: и будет егда почиют ноги жерцев
воздвизающих кивот ...Иордан ...оскудеет")
(Нав. 3:11, 13); не священников уважает, но кивот. И
слушай, почему так. Спрашивает его Давид словами: "Что с
тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что
ты обратился назад?" ("что ти есть море, яко побегло
еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?") На
это создание отвечает словами: "Пред лицем Господа
трепещи, земля" ("от лица Господня подвижеся земля")
(Пс. 113:7).
Лицом Господа был вид ковчега. Чем был
кивот для закона, скрижалей, стамны и жезла, тем была
плоть Владычная для необъятного божества, как в кивот
носившая божество. Об этом святом кивоте говорил
блаженный Давид: "Стань, Господи, на место покоя Твоего,
– Ты и ковчег могущества Твоего" ("воскресни, Господи, в
покой твой, ты и кивот святыни твоея" ) (Пс. 131:8). И
смотри, что он делает: Иордан высох, не потеряв своих
струй, но отступив к древним корням. Взял Иисус от
Иордана двенадцать каменей великих, и поставил их по ту
сторону реки; положил же вместо них "[другие] двенадцать
камней ...среди Иордана" ("другия дванадесять каменей в
реке") (Нав. 4:9). Чего он желает тем, что кряду взял
двенадцать камней, и вместо них положил другие
двенадцать? Как я раньше сказал, он освобождает смертную
природу; или лучше – желает показать, что вытаскивает
человечество из глубины и возводит на небо. Он извлек на
свет камни, никогда не созерцавшие солнечных лучей, не
принимавшие света; они были вытащены из глубины на
землю. Почему он взял оттуда двенадцать камней? Потому
что двенадцатью апостолами (Господь) намерен был
освободить человечество от смертной природы. И вот: он
взял снизу камни, чтобы обнаружить их перед солнцем и
светом, и для ясного созерцания будущим людям, как они
перешли Иордан; эту именно причину он обозначил: "когда
спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: "к
чему у вас эти камни?" ("егда вопросит тебе... сын твой,
глаголя: что суть камение сие..? – скажи ему, что по
суше мы перешли Иордан, когда Бог удержал воду перед
лицом нашим") (Нав. 4:6–7). И вот: вынесенные камни были
положены, чтобы были явны для будущих (поколений); (но)
почему вместо них были положены (другие)? Он взял из
глубины погруженные в глубину, и опять дал глубине залог
спасения. Положенные камни – залог, взятые –
постоянство.
Важно исследовать это: почему положены
камни, и почему взяты камни? Христос и берет и дает. Он
пришел в мир: принял наше тело, дал нам Свою силу. Через
апостолов Он обратно полагает в реке двенадцать камней,
залог спасения и задаток будущего. Дающий кому-нибудь
нечто на дело дает ему залог на будущее. Так как это имя
(Иисус) имело в будущем сохраниться за Ним, когда Он
намерен был креститься от Иоанна, то, наперед взяв, Он
положил залог пришествия, и поставил (также) камни,
которые взял оттуда, (т. е.) патриархов, которых
воскресил тогда; (камни же) которые положил вместо них –
(это) апостолы, которых дал за них: "Вместо отцов Твоих,
будут сыновья Твои" ("вместо отец твоих быша сынове
твои") (Пс. 44:17). Так он (И. Навин) перешел Иордан, и
делается Иордан для Иисуса Навина началом обладания
землей. Пока он не перешел Иордан, не получал в
наследство обетованной земли; пока Христос не вступил в
Иордан, не начинал проповеди о царстве. Иордан – начало
обладания землей; Иордан – начало обладания царством
небесным. Поэтому пророк говорит: "буду помнить о Тебе,
Господи, "с земли Иорданской" (Пс. 41:7), (это) память
непрерывная. Так перешедший Иисус рассек Иордан, показав
перед ним ковчег. Илия рассек милотью, мертвой кожей, и
живые воды послушались мертвенной милоти; рассек Иордан
Илия милотью, и с тем перешел, чтобы взойти на небо.
Возвратился блаженный Елисей с милотью учителя, после
просьбы к нему: "дух, который в тебе, пусть будет на мне
вдвойне" ("дух, иже в тебе, да будет... сугуб во мне;")
говорит ему: "трудного ты просишь. Если увидишь, как я
буду взят от тебя, то будет тебе так" ("ожесточил еси
просити: аще узриши мя вземлема от тебе, будет ти")
(4Цар. 2:9–10), т. е., "ты удостоишься двойного действия
Святого Духа". Потом он был взят; была поднята на воздух
милоть, и упала к ученику; он взял залог и поспешил к
реке, попытался рассечь Иордан, но не послушалась вода;
в затруднении Елисей говорит: "где Господь, Бог Илии, –
Он Самый?" ("где Бог илиин Аффо") (4Цар.2:14), и после
этих слов ударил по воде вторично, и разделился Иордан.
Почему вода не послушалась его первый раз? Чтобы он не
думал, что она послушалась за его прежнее достоинство,
которое было у него; и потому он призвал Бога и говорил:
"где Господь, Бог Илии, – Он Самый?" ("где Бог илиин
Аффо")? Почему он сказал: где Бог? Не знал разве пророк,
что Бог на небе, и на земле, и всюду? Но так как ему
сказал Илья: "Если увидишь, как я буду взят от тебя, то
будет тебе так" ("аще узриши мя вземлема, будешь ти тако")
... (здесь совсем прерывается).
Иоанн Златоуст, святитель
Цитировано по:
Творения святого отца нашего Иоанна
Златоуста,
архиепископа Константинопольского, в
русском переводе.
Издание СПб. Духовной Академии, 1904.
Том 10,
Книга 2, О реке Иордане, - С. 877-880.
Азбука веры
Примечание
* Абзацы в тексте расставлены нами. –
Редакция "Азбуки Веры"
***
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
- Молитва святителю Иоанну Златоусту.
Святитель Иоанн Златоуст - величайший и самый
творчески плодовитый христианский богословов,
апологет, нравоучитель, библейский толкователь и
гимнограф.
Святитель Иоанн Златоуст небесный покровитель
ученых, всех церковнослужителей, богословов,
апологетов, миссионеров. Святителю Иоанну молятся об
укреплении веры, в том числе и при гонениях,
даровании молитвенности, разумения веры и Священного
Писания, об обращении иноверцев, сектантов и
раскольников. К его помощи прибегают при душевных
недугах, в состоянии отчаяния и мыслях о самоубийстве
Акафист святителю Иоанну Златоусту:
Канон святителю Иоанну Златоусту:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Иоанне Златоусте:
Труды святителя Иоанна Златоуста:
- Шесть слов о священстве
- Огласительное слово на Пасху
- Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании - святитель Феофан Затворник
- Против еретиков
- Беседа на день Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского - святитель Иоанн Златоуст
- Слово на Богоявление Господне
- Поучения святого Иоанна Златоуста о сквернословии
- На Святое Рождество Христово
- "Беседа о воскресении мертвых"
- "К иудеям и эллинам, и еретикам; и на слова: "был... зван Иисус... на брак""
- "О судьбе и провидении"
- "Против аномеев"
- "Против иудеев"
- "Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог"
- "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями"
- "Беседа на слова: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты""
- "Беседа сказанная в великой церкви, после того как (епископ) сказал немного на Евангелие, на слова: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего""
- "Беседы о святых Маккавеях"
- "Восемь слов на Книгу Бытия"
- "Беседы на книгу Бытия"
- "Пять слов об Анне"
- "Беседы о Давиде и Сауле"
- "Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне"
- "Беседы на Псалмы"
- "Две Беседы на слова пророка Давида: "Не бойся, когда разбогатеет человек""
- "Беседа в великую седмицу"
- "О праведном и блаженном Иове"
- "В отношении отсутствующих и изложение состязаний и подвигов блаженного и праведного Иова"
- "Отрывки на книгу блаженного Иова"
- "Толкования на Притчи Соломона"
- "Толкование на пророка Исайю"
- "Толкование на пророка Иеремию"
- "Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии"
- "Толкование на книгу пророка Даниила"
- "О неясности пророчеств"
- "О Сусанне"
- "Об Иосифе и целомудрии"
- "Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне, и о божественной Троице"
- "Слово о пророке Илие"
- "Слово о трех отроках и о печи вавилонской"
- "Обозрение книг Ветхого Завета"
- "О творении мира"
- "Беседа о жене хананейской, сказанная по возвращении святителя из ссылки"
- "Беседы на Евангелие от Матфея"
- "Беседы на святую Пятидесятницу"
- "Беседы о кресте и разбойнике"
- "Беседы о предательстве Иуды"
- "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова"
- "Беседы на Деяния Апостольские"
- "Беседы о надписании книги Деяний"
- "Беседы на Послание к Римлянам"
- "Беседы на первое послание к Коринфянам"
- "Беседы на второе послание к Коринфянам"
- "Толкование на послание к Галатам"
- "Толкование на послание к Ефесянам"
- "Толкование на послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послание к Колоссянам"
- "Толкование на первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на первое послание к Тимофею"
- "Толкование на второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послание к Титу"
- "Толкование на послание к Филимону"
- "Толкование на послание к Евреям"
- "Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев Мф. 18:23–35, и о том, что злопамятство хуже всякого греха"
- "Семь слов о Лазаре"
- "Беседа о расслабленном, спущенном чрез кровлю; о том, что он не тот же самый, о котором говорится у Иоанна; и о равенстве Сына с Отцом"
- "Слово о четверодневном Лазаре"
- "Гомилия на слова: "И не сим только, но хвалимся и скорбями""
- "Беседа о жизни по Богу и на слова: "Тесны́ врата" и пр. Мф. 7:14, и изъяснение молитвы: "Отче наш""
- "Беседа на слова Апостола: "Знаем, что любящим Бога, ...все содействует ко благу" Рим.8:28, о терпении и о том, сколько пользы от скорбей"
- "Беседа против непришедших в собрание"
- "Две беседы на слова: "Приветствуйте Прискиллу и Акилу" и проч. Рим. 16:3"
- "Беседа на слова апостола: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море" 1Кор.10:1"
- "Гомилия на слова апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" 1Кор. 11:19"
- "Беседы на слова апостола: "Но, имея тот же дух веры, как написано..." 2Кор.4:13"
- "Беседа на слова апостола: "О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию!" 2Кор.11:1"
- "Беседа против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением: "Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно" Флп. 1:18, и о смирении"
- "Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему" Гал.2:11"
- "Беседа на апостольские слова: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие" 2Тим.3:1"
- "Четыре беседы "О перемене имен""
- "Беседа на слова: "Какою властью Ты это делаешь?" Мф.21:23"
- "Отрывки толкований на Соборные Послания"
- "Беседа о Мелхиседеке"
- "О реке Иордане"
- "Беседа о мучениках и о сокрушении и милостыне"
- "Беседа о наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих"
- "Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища"
- "Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может"
- "Слово против упивающихся и о воскресении, сказанное во святую и великую неделю Пасхи"
- "К Феодору падшему увещания"
- "О душевном сокрушении"
- "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни"
- "К Стагирию подвижнику"
- "Беседы о бессилии дьявола"
- "Книга о девстве"
- "Слово к жившим вместе с девственницами"
- "Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами"
- "К молодой вдове"
- "Беседы о браке"
- "Беседы о покаянии"
- "Беседа о том, что говорить к народу с угодливостью опасно как для тех, кто говорит, так и для тех, кто их слушает, и что речь против собственных прегрешений – полезна и является величайшей справедливостью"
- "Гомилия "О милостыне""
- "Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам"
- "Беседа о скорбях"
- "Беседа о воздержании"
- "Беседа о том, что никому не должно отчаиваться"
- "Об утешении при смерти"
- "Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении"
- "Беседа о том, что один Законодатель Ветхого и Нового заветов, также об одежде священника, и о покаянии"
- "Слово о проклятии"
- "Беседа, когда Сатурнин и Аврелиан были отправлены в ссылку, и Гайна вышел из города, и о сребролюбии"
- "Беседа после землетрясения"
- "Беседы о св. Апостоле Павле"
- "Беседы о статуях"
- "Огласительные гомилии"
- "Похвала египетским мученикам"
- "Похвала епископу Диодору, который предварительно проповедывал и восхвалял Иоанна Златоуста"
- "Похвала святому отцу нашему Евстафию, архиепископу Антиохии великой"
- "Похвалы святым"
- "Слова огласительные"
- "Слово на Новый год"
- "Беседа на кладбище и о Кресте Господа и Бога и Спасителя Иисуса Христа"
- "Похвальные беседы на праздники Господни и святых"
- "Беседа по рукоположении во пресвитера"
- "Беседа по возвращении из изгнания"
- "Слово о принятии Севериана"
- "Беседа пред отправлением в ссылку"
- "Беседы по возвращении из первой ссылки"
- "Письма к разным лицам"
- "Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста"
- "Духовный жемчуг"
- "Одиннадцать бесед св. Иоанна Златоуста"
- "Златые струи от Златых уст"
- "Наставления причастникам святых Христовых Тайн по творениям св. Иоанна Златоустаго"
- "Дополнения к беседам"
- "Две молитвы Иоанна Златоуста"
- "Молитвы об одержимых демонами и всякою немощию"
|