Василий Великий. Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта
[1]
Память: 1 января / 14 января, 30 января / 12 февраля
Святитель Василий Великий - один из
величайших богословов и гимнографов, толкователь
Писания, церковный благотворитель, аскет, приложил
усилия для включения в общецерковную жизнь и
упорядочения монашества, до этого развивавшегося
стихийно. Активнейший обличитель арианства. Церковь
называет его Вселенским учителем.

Святитель Василий Великий, архиепископ
Кесарии Капподакийской. Фреска, 1209 год. Cербия (Студеница)
***
Небезызвестна мне важность похвальных
речей в торжественных собраниях; но сколько знаю это,
столько же сознаю и свою немощь. Ибо предмет слова
требует, чтобы сказано было нечто достойное собравшихся,
достойное как той надежды, которую имеют на меня, так и
самого предмета. Поелику сегодня с величайшим торжеством
совершаем память мучеников, то всякий ум напряжен,
всякий слух приготовлен, ожидает, что сказано будет
нечто достойное мученика, и из любви к мученику приходит
в собрание. И благопризнательные дети требуют великих
похвал родителям и не попустят, чтобы малостию
говорящего подверглось опасности величие хвалимых.
Поэтому чем больше усердия, тем больше опасность.
Что же мне делать? Как и вашим желаниям
удовлетворить, и самому не пойти, отсюда не
воспользовавшись настоящим случаем? Посоветую каждой
душе, с каким запасом в памяти пришла сюда, то и
обновить в мысли, и идти отсюда, напитавшись этим,
возвеселив себя собственным своим напутствием. Пусть
воспомнят мученика все те, которые насладились им в
сновидениях; которые, приходя на сие место, имели его
содейственником в молитве; которым, будучи назван по
имени, предстал он самым делом; которых привел в домы из
путешествия; которых восставил от болезни; которым
возвратил детей уже умерших; которым продлил срок жизни.
Собрав все это, составьте похвальное слово из общих
вкладов. Каждый, что знает, сообщи другому незнающему, а
чего не знает, займи у знающего; и таким образом,
угостив друг друга общим приношением, извините мою
немощь.
Ибо вот похвала мученику - богатство
духовных дарований. Не имеем нужды прославлять его по
закону мирских похвальных слов; не имеем нужды говорить
о знаменитых его родителях и предках; стыдно украшаться
чужими нарядами тому, кто сияет собственною
добродетелию. По законам обычая включается и это в
похвальные речи; а закон истины требует, чтобы у каждого
была собственная похвала. Коня не делает скорым
превосходство в бегу его отца; не похвала псу, что
рожден самыми борзыми псами. Но как совершенство всякого
другого животного рассматривается в нем самом, так и у
человека своя похвала, свидетельствуемая личными его
заслугами. Что для сына знаменитость его отца? Так и
мученик сей не от других заимствовал знаменитость, но
сам продолжением жизни возжег светильник славы. От
Маманта - прочие, а не от других - Мамант. Дети,
научившиеся у него благочестию, им да прославятся. Сам
он из себя источает добродетель. Это не весенний поток,
славящийся слиянием чуждых ему вод, но источник, из
собственных недр изливающий доброту. Подивимся мужу,
который не чужим убранством украшен, но славен своим
собственным. Видишь славных воспитателей коней? Видишь
белеющиеся их памятники? Видишь, как мимо этих камней
проходят без внимания? А памятию мученика вся страна
подвигнута; весь город принимает участие в празднике; не
сродники стекаются на гробы отцов, но все притекают на
место благочестия. Этого началовождя истины именуют
отцом, а не виновников плотской жизни называют отцами.
Видишь, как чествуется добродетель, а не богатство. Так
Церковь, чем чтит предваривших, тем самым возбуждает
живущих еще. "Не домогайся, - говорит она, - ни
богатства, ни мудрости мира престающей (1Кор.2:6), ни
славы увядающей, - все это исчезает вместе с жизнию: но
будь делателем благочестия; оно и на небо вознесет тебя;
оно приуготовит тебе и бессмертную и продолжительную
славу у людей".
Поэтому, если кто помнит пастыря, то да
не дивится богатству, потому что собрались мы не
богатого хвалить. Не богатому дивясь, уходи отсюда, но
бедности, соединенной с благочестием. Пастырь - не
важное, не мудрое звание. Рассердившись, в укор
оскорбившему тебя не говоришь ли: ты пастырь? Пастырь
ничего не имеет более, кроме насущного пропитания,
надевает суму, носит посох и дневной запас, нимало не
заботится о завтрашнем дне; он враг зверям, союзник
кротких животных, бегает торжища, бегает судилищ, не
знаком с доносчиками, не знаком с торговлею, не знает
богатства, не имеет собственного крова, живет под общим
покровом мира, ночью смотрит на небо и по звездам
изучает чудеса Творца. Пастырь? Не постыдимся истины, не
будем подражать языческим баснотворцам, не станем
облекать истину в благолепие слов.
Истина нага, не требует защитников, сама
себя показывает. В большем числе отношений это униженно;
но тем паче подивимся похвале. Пастырь и убогий - вот
почетные титла христианина. Если будешь искать
началовождей в училище благочестия, это - рыбари и
мытари. Если будешь искать учеников, это - убогие
выделыватели кож. Ни одного нет богатого, нигде нет
знаменитости. Все это упразднилось с миром. Итак,
смотри, чей день празднуем, ради кого все мы светлы,
ради кого изменилась жизнь.
Поелику упомянули мы о пастыре, то не
презирай сего именования. Слышал ты, что первый
угодивший Богу - Авель - был пастырь. А кто подражатель
его? Моисей, великий законодатель, избежавший гнева
фараонова, возненавидевший злоумышление соплеменников;
он был пастырем на горе Хорив и во время пастырства
беседовал с Богом. Не когда стал судиею, увидел он
Ангела в купине, но будучи пастырем удостоился оной
небесной беседы. Кто после Моисея? Патриарх Иаков,
который в пастырствовании показал терпение за истину, и
в малом образе отпечатлел всю жизнь свою. Кому передал
он ревность? Давиду. Давид от пастырства перешел на
царство; потому что и пастырское, и царское звание -
родные сестры, за исключением того, что одному вверено
управление неразумными, а другому - разумными
существами. Таким образом, пастырское знание служит
основанием знания высшего. Потому Господь, совокупляя в
Себе то и другое, есть и Пастырь и Царь; над неразумными
пастырствует, а более разумных вводит в управление
Своего Царства. Хочешь ли знать, каково достоинство
пастыря? Господь пасет мя (Пс.22:1). А каким образом
пастырская должность - сестра царской? Кто есть сей Царь
славы? (Пс.23:8). Тот, кто здесь пастырь, там царь. И не
подумай, что другими это засвидетельствовано, а Сам Он
стыдится сего наименования. Напротив того, умолчав о
ложных пастырях, Себе присвоил истинное свидетельство
пастырства. Аз есмь пастырь добрый (Ин.10:11). Аз… есмь
и не изменяюся (Мал.3:6). И когда говорит о чем-либо
великом: Аз рукою Моею утвердих землю, распрострох небо
един (ср.: Ис.45:12; 44:24), и когда говорит что-либо
иное достолепное и достойное того, чтобы сказать сие о
Боге, так выражается Пастырь добрый. Отгоняет пастырей
ложных, и Себе присвояет истину. Аз есмь пастырь добрый.
Узнай, кто Пастырь и кто Пастырь добрый? Сам толкует:
истинный пастырь… душу свою полагает за овцы. А наемник,
иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, нерадит,
егда видит волка грядуща (Ин.10:11-12).
Здесь Церковь спрашивает: если Господь -
Пастырь, то кто же - пастырь-наемник? Не диавол ли
пастырь-наемник? Кто же волк? Конечно, диавол есть волк
- этот дикий, хищный, коварный зверь, этот общий всех
враг. Поэтому пастырь-наемник пусть имеет собственное
свое именование. Пастырями-наемниками Господь назвал
тех, к кому тогда обращал речь. И теперь есть (лучше бы
их не было), есть приобретающие себе наименование
наемников. Тогда разумелись архиереи и фарисеи и весь
этот иудейский раскол. Их назвал пастырями-наемниками, -
их, не ради истины, но ради собственной корысти приявших
на себя власть пастырства. Которые из суетного лицемерия
молятся, чтобы поедать хлеб вдовиц и сирот (Мф.23:14), -
те наемники. Которые служат собственной выгоде, гоняются
за настоящим, не имеют в виду будущего - те наемники, а
не пастыри.
И ныне много наемников, посвятивших
жизнь свою жалкой славе; они и ныне о здравых словесах
Господа производят распрю. Ибо, когда Господь сказал
это, произошла распря в них; одни говорили: беса имать;
другие: бес не может слепые очи сделать видящими
(Ин.10:19-21). Видишь, как стара эта страсть к распрям.
Ибо лопата скоро отделяет плевы от пшеницы (Мф.3:12);
легкое и непостоянное отлучает от питательного, а годное
для духовной пищи остается у земледелателей. Для того и
распря была, и одни говорили так, другие иначе. Иудеям
прилично быть в распре. Церковь Божия, приняв хитон не
швен, свыше исткан (Ин.19:23), который воины соблюли не
раздранным, Церковь, облекаясь во Христа, да не
раздирает одежды.
И знаю Моя, и знают Мя Моя (Ин.10:14).
Еретик воспользовался сими словами к составлению своей
хулы. Вот, говорит он, сказано: знают Мя Моя, и знаю
Моя. Что такое значит знать? Уразумевать сущность?
Измерять величину? То ли самое постигать о Божестве, что
обещаешь ты своими дерзкими устами? Или не разумеешь
предшествовавшего, какая мера ведения? Что знаем о Боге?
Овцы Моя гласа Моего слушают (Ин.10:27). Вот как
уразумевается Бог - чрез слышание заповеди Его и чрез
исполнение слышанного. Вот ведение Бога - соблюдение
заповедей Его. Почему же не пытливое уразумение сущности
Божией, не изыскание премирного, не примышление
невидимого? Знают Мя Моя, и знаю Моя. Довольно тебе
знать, что Пастырь добр, что положил душу за овцы. Вот
предел богопознания! А как велик Бог? Какая мера Его?
Каков Он в сущности? - Подобные вопросы опасны для
вопрошающего и затруднительны для вопрошаемого. Лучшее
обращение с ними - молчание. Овцы Моя гласа Моего
слушают, сказал Он, а не спорят о нем, то есть не
остаются преслушными, не входят в состязания.
Слышал ты Сына; сам не входи в тонкости
об образе рождения, не подводи под причину не
условливаемого причиною, своим сечением не разграничивай
соединенного. Поэтому предварительно оградил тебя
евангелист; и прежде ты слышал, и слышишь, конечно: в
начале бе Слово (Ин.1:1). Чтобы не почесть тебе Сына
человеческим порождением, происшедшим из
несуществующего, евангелист сказал тебе: Слово, означая
бесстрастие; сказал: бе, означая, что не во времени;
сказал: в начале, чтобы рожденного соединить с Отцом.
Видишь, как покорная овца слушает Владычнего гласа. В
начале, и бе, и Слово. Не говори, как бе? И если бе, то
не рождено; а если рождено, то не бе. Кто говорит так,
уже не овца: кожа овцы,- а изнутри говорит волк. Пусть
знают наветники! Овцы Моя гласа Моего слушают. Слышал ты
Сына; уразумей подобие Его Отцу, говорю, подобие, по
немощи сильнейших, а по самой истине (не боюсь
приступить к истине, я не склонен к клевете), разумею
тождество, сохраняя личные свойства Сына и Отца. В
Ипостаси Сына представляй Отчий образ; только соблюди
точное понятие изображения, только разумей богочестно:
Аз во Отце, и Отец во Мне (Ин.14:10), представляя себе
не слияние сущностей, но тождество отличительных черт.
Но кажется, возлюбленные, совершилось
дело, само по себе противоречащее; потому что
благопокорность вашего слуха понудила и мою немощь
сказать и проглаголать нечто в сем собрании, чтобы сила
Божия наипаче открылась в немощи орудия. Ибо для того,
может быть, преизбыточествовала моя немощь, чтобы более
прославился Укрепляющий немощное. Возвращающий же сие
наше торжество, полагающий предел прошлогодним молитвам
и возглавляющий наступающее лето (ибо один и тот же день
заключает у нас собою протекший круг времени и служит
возглавием вновь наступающему), и так собравший нас и
даровавший нам силы к действию на будущее время, да
сохранит нас в оное невредимыми, не обидимыми, не
расхищенными от волка, да соблюдет и Церковь сию
непоколебимою, огражденною великими столпами мучеников,
да отвратит все злоухищрения и приражения еретических
беснований, да даст же нам в безмолвии поучиться
словесам Божиим и познавать дарованную благодать Духа;
потому что Ему слава и держава со Святым Духом ныне, и
всегда, и во веки веков! Аминь.
Василий Великий, святитель
Цитировано по:
Святитель Василий Великий. Беседы. М.:
Изд-во
Московского подворья Свято-Троицкой
Сергиевой Лавры, 2001
Святоотеческое наследие
Примечание
1. Память сего святого мученика Святая
Церковь совершает 2-го числа сентября.
***
Молитва святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Капподакийской:
- Молитва святителю Василию Великому, архиепископу
Кесарии Капподакийской. Святитель Василий
Великий - один из величайших богословов и
гимнографов, толкователь Писания, церковный
благотворитель, аскет, приложил усилия для включения
в общецерковную жизнь и упорядочения монашества, до
этого развивавшегося стихийно. Активнейший
обличитель арианства. Церковь называет его
Вселенским учителем. Ему молятся об укреплении веры,
монашеского служения, обращения еретиков и маловеров, обращаются за
помощью в учебе, делах благотворительности и вообще
во всяком занятии. Издавна считается покровителем
садов и огородов, которому молятся о даровании щедрого урожая
Акафист святителю Василию Великому:
Канон святителю Василию Великому
Житийная и научно-историческая литература о святителе Василии Великом:
Труды святителя Василия Великого:
- "Беседа первая. О посте" - святитель Василий Великий
- "Беседа вторая. О посте" - святитель Василий Великий
- "Беседа третья. На слова: внемли себе" - святитель Василий Великий
- "Беседа четвертая. О Благодарении" - святитель Василий Великий
- "Беседа пятая. На память мученицы Иулитты" - святитель Василий Великий
- "Беседа шестая. На слова из Евангелия от Луки" - святитель Василий Великий
- "Беседа седьмая. К обогащающимся" - святитель Василий Великий
- "Беседа восьмая. Говоренная во время голода и засухи" - святитель Василий Великий
- "Беседа девятая. О том, что Бог не виновник зла" - святитель Василий Великий
- "Беседа десятая. На гневливых" - святитель Василий Великий
- "Беседа одиннадцатая. О зависти" - святитель Василий Великий
- "Беседа двенадцатая. На начало книги Притчей" - святитель Василий Великий
- "Беседа тринадцатая. Побудительная к принятию святого крещения" - святитель Василий Великий
- "Беседа пятнадцатая. О вере" - святитель Василий Великий
- "Беседа шестнадцатая. На слова: В начале бе Слово" - святитель Василий Великий
- "Беседа семнадцатая. На день святого мученика Варлаама" - святитель Василий Великий
- "Беседа восемнадцатая. На день святого мученика Гордия" - святитель Василий Великий
- "Беседа девятнадцатая. На день святых четыредесяти мучеников" - святитель Василий Великий
- "Беседа двадцатая. О смиренномудрии" - святитель Василий Великий
- "Беседа двадцать первая. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви" - святитель Василий Великий
- "Беседа двадцать вторая. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями" - святитель Василий Великий
- "Беседа двадцать третья. На день святого мученика Маманта" - святитель Василий Великий
- "Беседа двадцать четвертая. Против савеллиан, Ария и аномеев" - святитель Василий Великий
- "Беседа двадцать пятая. О милости и о суде" - святитель Василий Великий
- "Беседа двадцать шестая. Утешение больному" - святитель Василий Великий
- "Гомилия на Святое Рождество Христово" - святитель Василий Великий
- "Из двадцать седьмой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию" - святитель Василий Великий
- "Из двадцать девятой главы книги о Святом Духе, к блаженному Амфилохию" - святитель Василий Великий
- "Каноническое послание первое к Амфилохию епископу Иконийскому" - святитель Василий Великий
- "Каноническое послание второе к Амфилохию епископу Иконийскому" - святитель Василий Великий
- "Каноническое послание третье к Амфилохию епископу Иконийскому" - святитель Василий Великий
- "Каноническое послание к хорепископам" - святитель Василий Великий
- "Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси" - святитель Василий Великий
- "Послание к Григорию пресвитеру" - святитель Василий Великий
- "Послание к Диодору епископу Тарскому" - святитель Василий Великий
- "Послание к епископам" - святитель Василий Великий
- "Нравственные правила" - святитель Василий Великий
- "Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве" - святитель Василий Великий
- "Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах" - святитель Василий Великий
- "Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах Большой Аскетикон" - святитель Василий Великий
- "О подвижничестве" - святитель Василий Великий
- "О Предании Церковном" - святитель Василий Великий
- "О Святом Духе" - святитель Василий Великий
- "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия" - святитель Василий Великий
- "Наставление священнику, которому предстоит служить св. Литургию" - святитель Василий Великий
- "Коленопреклоненные молитвы на Троицу" - святитель Василий Великий
- "Сотницы" - святитель Василий Великий
- "Письма к разным лицам. Часть первая" - святитель Василий Великий
- "Письма к разным лицам. Часть вторая" - святитель Василий Великий
- "Письма к разным лицам. Часть третья" - святитель Василий Великий
- "Беседы на псалмы" - святитель Василий Великий
- "Беседы на Шестоднев" - святитель Василий Великий
- "Толкование на книгу пророка Исаии" - святитель Василий Великий
|