Григорий Богослов. Слово, говоренное
отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви
Память: 25 января / 7 февраля, 30 января / 12 февраля (Собор трех святителей)
Григорий Богослов (ок. 325 - 389) -
архиепископ Константинопольский, богослов, входит в
число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник
Василия Великого. Принимал активнейшее участие в противодействии и обличении арианства. Святитель
Григорий Богослов оставил после себя богатое
литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507
стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в
формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 "Слов".
Святитель Григорий Богослов. Икона, около XV - XVI век
***
Уста мои открываю и вздыхаю
(Пс.118:131). Духу предаю все свое и себя самого, и
дело, и слово, и бездействие, и молчание, только да
обладает Он мной, да водит меня, да направляет руку, ум
и язык к чему должно и к чему хочет; а также и да
отводит, от чего удаляться и должно и для меня лучше. Я
орган Божий, орган словесный, который настроил и в
который ударяет добрый Художник - Дух. Вчера располагал
Он к молчанию, и моим любомудрием было - не говорить.
Ныне ударяет в ум, и я изглашу слово, моим любомудрием
будет - говорить. Я не так многоречив, чтобы пожелал
говорить, когда заставляют молчать, и не так молчалив и
малоучен, чтобы во время, приличное для слова, полагать
хранение устам, напротив, и заключаю, и открываю дверь
мою (Пс.140:5) Уму, Слову и Духу, единому естеству и
Божеству. Итак, буду говорить, потому что имею на это
повеление. Говорить же буду этому доброму Пастырю и вам,
священная паства, что, по моему рассуждению, лучше и мне
ныне сказать, и вам услышать.
Для чего стал нужен сопастырь тебе? Ибо
с тебя начнется слово, любезная и почтенная для меня
глава, равночестная голове Аарона, с которой стекает
духовное и священное миро даже на бороду и одежду
(Пс.132:2). Для чего ты, когда сам еще в состоянии
поддерживать и руководствовать многих, и действительно
руководствуешь силой Духа, - в духовных делах требуешь
для себя жезла и подпоры? Потому ли, что и с великим
Аароном, как знаем и слышим, помазаны были Елеазар и
Ифамар, сыны Аароновы? Ибо о Надаве и Авиуде охотно
умолчу, чтобы не произнести неприязненного слова. Потому
ли, что и Моисей еще при жизни назначает Иисуса вместо
себя законодателем и вождем поспешающих в землю
обетованную? Об Аароне же и Оре, которые поддерживали
руки Моисеевы на горе, чтобы Амалик побежден был
Крестом, издалека преднаписуемым и прообразуемым, считаю
для себя удобным и не говорить, как о примере для меня
весьма несвойственном и неприличном; потому что Моисей
избрал их не участниками в законодательстве, но
помощниками в молитве и подпорой для утомленных рук. Но
у тебя что страждет, что утомлено? Тело ли? Я готов
поддерживать, даже поддерживал; и сам поддержан, как
Иаков, отеческими благословениями. Или Дух? Но в ком он
крепче и пламеннее, особенно теперь, когда более и более
подчиняется и уступает ему плотское, как вещество,
противопоставленное свету, преграждающее его и
препятствующее сиянию? Ибо плоть и дух всего чаще
враждуют между собой и противоборствуют друг другу? И
как тело бывает в добром состоянии, когда болезнует
душа, так душа цветет и простирает взоры горе, когда
желание удовольствий утихает и увядает вместе с телом.
Но в тебе удивился я еще простоте и смелости; как не
убоялся ты (чего весьма должно опасаться в настоящие
времена), чтобы твоей духовной ревности не почли одним
предлогом, и не показалось многим, будто бы звание это
принимаем для плотских целей, хотя и представляем на вид
духовную пользу. Ибо многие сделали то, что оно
почитается великим, самовластным и доставляющим какую-то
чудную приятность, хотя бы надлежало быть предстоятелем
и правителем паствы, которая еще менее обширна, нежели
наша, и приносит более досады, нежели удовольствия.
Этого довольно о твоей простоте или твоем чадолюбии,
благодаря которым ты и сам не предпринимаешь ничего
вредного и других редко в том подозреваешь, ибо кто с
трудом преклоняется на зло, тот медлителен и в
подозрении худого. А я должен еще предложить краткую
беседу этому твоему или и моему народу.
Мне сделано принуждение, друзья и
братья, - к вам буду взывать теперь, если не взывал
тогда, - сделано старостью отца и (выражусь скромно)
благосклонностью друга [1]; помогите мне, кто сколько
может, и подайте руку угнетаемому и увлекаемому то
собственным желанием, то Духом! Одно предлагает мне
бегство, горы и пустыни, безмолвие душевное и телесное,
советует удалиться умом в самого себя и отвратиться от
чувств, чтобы неоскверненному беседовать с Богом и
чистому озаряться лучами Духа, без всякой примеси
дольнего и омраченного, без всяких преграждений
божественному свету, пока не приду к Источнику здешних
озарений и не буду остановлен в желании и стремлении
тем, что изображения сменятся действительностью. А дух
требует, чтобы я выступил на среду, принес плод
обществу, искал для себя пользы в пользе других,
распространял просвещение, приводил к Богу народ
особенный (Тит.2:14), царственное священство, народ
святой (1Пет.2:9), и сделал, чтобы в большем числе людей
очищался образ. Ибо как в сравнении с одним растением
лучше и больше сад, в сравнении с одной звездой - целое
небо и все его украшения, и в сравнении с членом - тело;
так и перед Богом целая и благоустроенная Церковь
предпочтительнее одного человека. И надобно иметь в виду
не себя только, но и других, потому что и Христос,
Которому можно было пребывать в Своей чести и Божестве,
не только истощил себя до образа раба (Фил.2:7), но и
крест претерпел, пренебрегши посрамление (Евр.12:2),
чтобы Своими страданиями истребить грех и смертью
умертвить смерть. Таковы предначертания моего желания, и
таковы веления Духа! Стоя между желанием и Духом и
недоумевая, чему в большей мере предаться, - вот что
нашел я, как рассуждаю, лучшего и безопаснейшего; сообщу
и вам, чтобы вы вместе со мной исследовали и утвердили
мое намерение. Я рассудил, что всего лучше и безопаснее
соблюсти середину между желанием и страхом, и в одном
уступить желанию, в другом - Духу. А это нашел я
возможным, если не вовсе будут убегать служения, чтобы
не отринуть благодати, что было бы опасно; и не возьму
на себя бремени выше сил своих, что было бы тягостно.
Для первого нужна другая голова, для последнего - другие
силы; вернее же сказать, то и другое высокоумно.
Напротив, благочестиво и вместе безопасно соразмерять
служение с силами и, как поступаем при употреблении
пищи, что по силам, принимать, а что выше сил,
оставлять. Ибо так умеренностью в том и другом
приобретается и телесное здравие, и душевное
спокойствие. Поэтому-то соглашаюсь теперь разделять
попечение с добрым отцом, как с большим и высокопарным
орлом летающий близ него не вовсе неопытный птенец. А
потом предам крылья свои Духу - нести, куда угодно и как
угодно; и под Его руководством никто не принудит и не
поведет меня в иное место. Ибо, хотя приятно наследовать
отцовы труды, и привычная паства приятнее незнакомой и
чужой (присовокупил бы еще, и многоценнее перед Богом,
если только не обманывает любовь и настоящих
чувствований не закрывает привычка); однако же полезнее
и безопаснее начальствовать желающим и над желающими. Да
и по закону нашему должно водить не насильно и не
принужденно, но охотно (1Пет.5:2). И другое начальство
не может утвердиться принуждением, управляемое с
насилием при всяком удобном случае старается
освободиться, тем паче наше, не столько начальство,
сколько детовождение, всего более соблюдает свободу. Ибо
тайна спасения - для желающих, а не для принуждаемых.
Таково мое вам, братия, слово, сказанное
просто, со всяким благорасположением, такова тайна моего
сердца! Да превозможет то, что для вас и для меня будет
полезно, и делами нашими да управит Дух, ибо опять
возвращается слово мое к Духу, Которому предал я самого
себя и главу, помазанную елеем совершения во
Вседержителе Отце, в Единородном Сыне и во Святом Духе и
Боге. Ибо до каких пор нам скрывать светильник под
спудом и как бы лишать других совершенного Божества?
Время поставить истину эту [2] на подсвечник, да светит
она всем Церквам и душам, и всей полноте Вселенной не
догадочно предлагаемая, не мысленно только
преднаписуемая, но изрекаемая явно, как совершеннейшее
обнаружение богословия в сподобившихся этой благодати
через самого Иисуса Христа, Господа нашего, Которому
слава, честь и держава вовеки. Аминь.
Григорий Богослов, святитель
Цитировано по:
Григорий Богослов. Собрание творений: в
2т.
Т.1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000, -
С. 239-243
Святоотеческое наследие
Примечание
1. Св. Василия Великого.
2. Учение о Божестве Духа Святого.
***
Молитва святителю Григорию Богослову:
- Молитва святителю
Григорию Богослову. Святитель Григорий
Богослов - один из величайших христианских
богословов, апологетов и гимнографов. Небесный
покровитель ученых, богословов, апологетов и
миссионеров. Ему молятся об укреплении веры,
ниспослания проповеднического дара, молитвенности,
разумения основ вероучения, об обращении иноверцев,
сектантов и раскольников. Ему вместе со святителями
Василием Великим и Иоанном Златоустом издревле в
народе молятся при начале строительства дома и
вхождении в новый дом, а также о молитвенной защите
в гонениях и искушениях от злых людей и начальства
Житийная и научно-историческая литература о святителе Григорие Богослове:
Труды святителя Григория Богослова:
- "Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова"
- "Слово о догмате Святой Троицы"
- "Песнопения таинственные"
- "Молитва шествующего в путь"
- "Мысли, писанные одностишиями"
- "Мысли, писанные четверостишиями"
- "О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета"
- "Плач Григория о себе самом"
- "Плач и моление ко Христу"
- "Послания"
- "Слово на Пасху и о своем промедлении"
- "Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером"
- "Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ"
- "Слово Первое обличительное на царя Юлиана"
- "Слово Второе обличительное на царя Юлиана"
- "Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих"
- "Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей"
- "Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского"
- "Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения"
- "Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа"
- "Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви"
- "Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского"
- "Слово о любви к бедным"
- "Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля"
- "Слово в память святых мучеников маккавеев"
- "Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику"
- "Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову"
- "Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей"
- "Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому"
- "Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения"
- "Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах"
- "Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села"
- "Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания"
- "Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села"
- "Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное"
- "Слово о богословии второе"
- "Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое"
- "Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе"
- "Слово о богословии пятое, о Святом Духе"
- "Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге"
- "Слово против ариан и о самом себе"
- "Слово к пришедшим из Египта"
- "Слово в память мучеников и против ариан"
- "Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола"
- "Слово на евангельские слова: "Когда окончил Иисус слова сии..." и проч."
- "Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя"
- "Слово на святые светы явлений Господних"
- "Слово на Святое Крещение"
- "Слово на Святую Пятидесятницу"
- "Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов"
- "Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской"
- "Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта"
- "Слово на Святую Пасху"
- "Стихотворения богословские"
- "Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе"
- "Стихотворения исторические. Раздел второй. О других"
- "Стихотворения исторические. Надгробия"
- "Стихотворения исторические. Надписания"
- "Письма"
- "Завещание"
- "Сотницы"
- "О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным"
- "О себе самом и о епископах"
|